Рабочая программа по факультативному курсу Физика в задачах и экспериментах, 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Тарко-Сале Пуровского района


«Рассмотрено»
Руководитель МО

______________/Т.Н. Семенова/
Протокол № _ от « _»___________ 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ОП

_____________/Богдан Л.Л./
«__» ____________ 2014 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ № 2»
г. Тарко-Сале Пуровского района
_____________ / Л.В. Дюшко/
Приказ № ____от «__» __________ 2014 г.





Рабочая программа
факультативного курса по физике
«Физика в задачах и экспериментах»
Для обучающихся 7-х классов


Учитель: Алиева Руфина Манзуровна






2014-2015 учебный год
Пояснительная записка

Статус документа
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы элективного курса по физике для учащихся 7 класса «Познай физику в задачах и экспериментах», автор – В.А.Мосейчук, учитель физики.

Структура документа
Данная программа по физике включает в себя следующие разделы:
пояснительную записку;
учебно-тематический план;
основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов;
требования к результатам обучения;
учебно-методическое обеспечение;
список литературы;
календарно-тематический план.
приложение с задачами и методическими рекомендациями к экспериментальным работам.

Общая характеристика учебного предмета
Предлагаемый факультативный курс в 7 классе рассчитан на 17 часов (1 ч в неделю в течение полугодия) для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Программа предусматривает не только расширение знаний учащихся по физике, но и развитие экспериментальных навыков школьников. Для этого большая часть всего времени отводится на выполнение практических заданий, выполняемых школьниками самостоятельно.
Основной принцип определения содержания факультативных занятий в отборе доступного разноуровневого учебного материала с опорой на фундаментальные законы в современном толковании не только традиционных вопросов школьного курса. Некоторые разделы в программе перестраиваются на основе использования принципа интеграции, что помогает увидеть новые связи в знаниях, целостно воспринимать учебный материал.
Экспериментальные задания содержат рекомендации по методике их использования, представлены образцы их выполнения, даны пояснения к ним. Некоторые из них рекомендуется выполнять несколькими способами с использованием разного оборудования.
В учебно-методическом приложении подобраны качественные и расчетные задачи повышенной сложности по основным темам традиционного курса физики для 7 класса.

Характеристика особенностей программы:
Основные методы работы на занятиях – словесно-наглядный, проблемный, практический, частично-поисковый, .
Формы организации учебного процесса – факультативные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Практическая деятельность – экспериментальные работы.
Ведущая технология – технологии критического мышления и интегрированного обучения.
Цель – создание условий для развития, саморазвития творческих способностей учащихся их интересов и подготовки к продолжению образования с учетом личностного потенциала каждого учащегося.
Задачи: - развитие общеучебных мыслительных умений и навыков для решения задач творческого и исследовательского характера;
- развитие у учащихся потребности и умения самостоятельно приобретать и пополнять свои знания;
- совершенствование полученных знаний в основном курсе знаний и умение применять их в конкретных, проблемных ситуациях;
- активизация познавательного интереса к физике и технике, профессиональное самоопределение.
Новые технологии – ИКТ (применяется на разных этапах занятий при организации одного вида деятельности, работа с тестами на каком-либо этапе урока, либо презентация нового материала, проведение расчетов эксперимента и т.д.)

Цели элективного курса:
раскрытие зависимостей, выраженных физическими законами, закономерностями, путем измерения физических величин;
осознание и понимание физических явлений и законов;
получение навыков по решению задач повышенной трудности;
формирование у учащихся умений и навыков по использованию в экспериментальных работах простейших приборов и приспособлений.

Задачи курса:
познакомить учащихся со спиральной структурой развития физической науки;
сформировать умения проводить наблюдения, изучать явления, включая фиксацию фактов;
развивать экспериментальные навыки и умения;
помогать учащимся учиться обобщать, анализировать, сравнивать, формулировать эмпирические закономерности, устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;
прививать навык работы с учебными и научными текстами;
развивать способности выдвигать гипотезы и самостоятельно выбирать метод исследования с последующей рефлекцией.

Проведение данного курса позволяет с помощью проводимых исследовательских работ
расширить возможности "круга общения" учащихся с физическими приборами,
сделать процесс формирования экспериментальных навыков более эффективным,
повысить интерес к изучению предмета.

При выполнении экспериментальных заданий учащиеся овладевают физическими методами познания:
собирают экспериментальные установки,
измеряют физические величины,
представляют результаты измерений в виде таблиц, графиков,
делают выводы из эксперимента,
объясняют результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса
Основное содержание 7 класс
Количество часов, отведенных на изучение

Физика и физические методы изучения природы
2

Взаимодействие тел
5

Давление твердых тел, жидкостей и газов.
7

Работа. Мощность. Энергия
3

Всего
17


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ И ЭКСПЕРИМЕНТАХ» (17ч)

Физика и физические методы изучения природы (2 ч).
Наблюдение и описание физических явлений. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Физика и техника.
Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение длины. Измерение объема жидкости и твердого тела. Измерение температуры. Измерение плотности жидкости.

Механические явления (15 ч).
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Графики зависимости пути и скорости от времени. Измерение скорости равномерного движения. Средняя скорость движения.
Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Сила упругости. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Методы измерения силы. Сила тяжести. Всемирное тяготение. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Сила трения. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Нахождение центра тяжести плоского тела.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Давление. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Атмосферное давление. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ

Понимание каждым учеником места физики в системе естественных наук, спиральной структуры развития физической науки, роли физики в развитии научно-технического прогресса.
Умение анализировать, систематизировать и обобщать научную информацию, оперировать основными понятиями и терминами для объяснения природных явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Умение проводить наблюдения, опыты, решать качественные и расчетные задачи, строить модели, выдвигать гипотезы в соответствующей теме курса.
Развитие ключевых компетенций в процессе реализации проектной деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

программа
УМК

Авторской программы элективного курса по физике для учащихся 7 класса «Познай физику в задачах и экспериментах», автор – В.А.Мосейчук, учитель физики.
А.В. Перышкин. Физика, 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012 г.
Сборник задач по физике. 7-9 класс / Составитель В.И Лукашик, М.: Просвещение 2007 г.
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. 6-7 классы. - М.: Просвещение, 2011.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. Задачи по физике. 7 класс. – М.: Илекса, Харьков "Гимназия", 2012.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2007.
Лукашик В.И. Физическая олимпиада. – М.: Просвещение, 2000.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием.
Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1. – Уфа: Слово, 1993
Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 2. – Уфа: Слово, 1993
Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. – Минск: Беларусь, 2014.
Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике.7-8 классы. – СПб.: СпецЛит, 2009.
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. 6-7 классы. - М.: Просвещение, 2011.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
№ п/п
в теме
Дата
Тема урока
Повторение
Индивидуальное задание на уроке

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ. 2ч.


1
1
17.01.15
Цели и задачи факультативного курса физики






Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешности их измерений.
Измерение физических величин


2
2
24.01.15
Определение цены деления приборов и измерение физических величин.
Цена деления.





Экспериментальная работа № 1. «Измерение длины проволоки»
Длина.
Экспериментальная работа № 1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. 5Ч.


3
1
31.01.15
Экспериментальная работа № 2. "Определение толщины алюминиевой пластины прямоугольной формы"
Длина, ширина, толщина, масса, объем.
Экспериментальная работа № 2




Строение вещества. Диффузия.
Решение качественных задач (1–11)
Молекула, атом, диффузия, броуновское движение.


4
2
07.02.15
Решение задач на среднюю скорость (12–16)
Скорость, время, расстояние.





Решение задач на механическое движение (17–20)
Кинематические величины.


5
3
14.02.15
Экспериментальная работа № 3 "Определение внутреннего объема флакона из-под духов"
Масса, объем.
Экспериментальная работа № 3




Решение задач на плотность (21–25)
Масса, объем, плотность.


6
4
21.02.15
Решение задач на плотность (26–29)
Масса, объем, плотность.





Экспериментальная работа № 4 "Определение пустого пространства теннисного шарика, заполненного кусочками алюминия"
Масса, объем.
Экспериментальная работа № 4

7
5
28.02.15
Решение задач на массу и плотность (30–33)
Масса, объем, плотность.





Экспериментальная работа № 5 "Определение массы латуни (меди) и алюминия в капроновом мешочке"
Масса, объем, плотность.
Экспериментальная работа № 5

III. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ. 7ч.


8
1
07.03.15
Решение задач на силу (34–40)
Сила, ньютон, закон инерции.





Решение задач на давление твердых тел (41-47)
Сила давления, давление, площадь, паскаль.


9
2
14.03.15
Экспериментальная работа № 6 «Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом на горизонтальную поверхность»
Площадь, диаметр, вес, давление.
Экспериментальная работа № 6




Решение задач на давление в жидкостях (48–51)
Формула давления жидкости.


10
3
21.03.15
Решение задач на давление в жидкостях, на сообщающиеся сосуды (52–55)
Сообщающийся сосуд.





Решение задач на архимедову силу (56–58)
Выталкивающая сила.


11
4
04.04.15
Решение задач на архимедову силу (59–62)
Выталкивающая сила.





Решение задач на плавание тел (63–65)
Условия плавания тел.


12
5
11.04.15.
Экспериментальная работа № 7 «Определение массы тела, плавающего в воде»
Площадь поперечного сечения, масса тела, диаметр окружности.
Экспериментальная работа № 7




Экспериментальная работа № 8 «Определение объема куска льда»
Площадь поперечного сечения, масса тела, диаметр окружности.
Экспериментальная работа № 8

13
6
18.04.15
Экспериментальная работа № 9 «Определение плотности твердого тела»
Масса, объем, плотность.
Экспериментальная работа № 9




Решение задач на архимедову силу (66–69)
Выталкивающая сила.


14
7
25.04.15
Экспериментальная работа № 10 «Определение плотности камня»

Экспериментальная работа № 10




Анализ и разбор вступительных задач в МФТИ.
Масса, объем, плотность, вес, архимедова сила.


IV. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ. 3ч.


15
1
16.05.15
Механическая работа и мощность. Решение задач на работу переменной силы (70–74)
Джоуль, ватт.





Решение задач на работу и мощность (75–78)
Формула механической работы и мощности.


16
2
23.05.15
Решение задач на работу и мощность (79–82)
Формула механической работы и мощности.





КПД простых механизмов. Решение качественных задач на расчёт КПД простых механизмов (83–91)
Простые механизмы, КПД.


17
3
30.03.15
Решение комбинированных задач по курсу физики
7 класса (92–94)






Повторительно-обобщающее занятие




ЗАДАЧИ

1. Если смешать по два равных объема ртути и воды, спирта и воды, то в первом случае получится удвоенный объем смеси, а во втором – меньше удвоенного объема. Почему?

2. Чем отличалось бы движение данной молекулы в воздухе от ее движения в вакууме?

3. Детские воздушные шарики обычно наполняются легким газом. Почему они уже через сутки теряют упругость, сморщиваются и перестают подниматься?

4. Чем объясняется, что пыль не спадает даже с поверхности, обращенной вниз?

5. Почему скорость диффузии с повышением температуры возрастает

6. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумажные ленты?

7. Почему дым от костра, поднимаясь вверх, быстро перестает быть видимым, даже в безветренную погоду?

8. Почему не рекомендуется стирать окрашенные в темные цвета ткани вместе с белыми?

9. Почему чернильные, жирные и другие пятна легче удалять сразу после того, как они были оставлены, и значительно труднее сделать это впоследствии?
10. На каком явлении основано консервирование фруктов и овощей? Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов?
11. Воздушный шарик, наполненный гелием, поднялся к потолку комнаты. Через некоторое время он опустился на пол. Почему?
12. Мотоциклист за первые 2 ч проехал 90 км, а следующие 3 ч он ехал со скоростью 50 км/ч. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути? (48 км/ч)
13. Из одного пункта в другой мотоциклист двигался со скоростью 60 км/ч, обратный путь был им проделан со скоростью 10 м/с. Определите среднюю скорость мотоциклиста за все время движения. Временем остановки во втором пункте пренебречь. (44 км/ч).
14. Пешеход 2/3 времени своего движения шел со скоростью 3 км/ч. Оставшееся время – со скоростью 6 км/ч. Определите среднюю скорость пешехода. (4 км/ч).
15. Первую половину пути велосипедист ехал со скоростью в 8 раз большей, чем вторую. Средняя скорость на всем пути оказалась равной 16 км/ч. Определите скорость велосипедиста на каждой половине пути. (72 км/ч, 9 км/ч).
16. Первую четверть всего пути поезд прошел со скоростью 60 км/ч. Средняя скорость на всем пути оказалась равной 40 км/ч. С какой средней скоростью двигался поезд на оставшейся части пути? (36 км/ч)
17. Электричка длиной 150 м, движущаяся со скоростью 20 м/с, обгоняет товарный поезд длиной 450 м, движущийся со скоростью 10 м/с, по параллельному пути. Определить время, за которое электричка обгоняет товарный поезд. (1 мин).
18. Катер проходит расстояние между двумя пунктами по реке вниз по течению реки за 3 ч, обратно – за 6 ч. Сколько времени потребуется катеру, чтобы преодолеть это расстояние, двигаясь с выключенными двигателями. (12 ч).
19. Определить скорость моторной лодки в стоячей воде, если при движении по течению реки ее скорость 10 м/с, а против течения – 6 м/с. Чему равна скорость течения реки? (8 м/с, 2 м/с).
20. Моторная лодка проходит по реке расстояние между двумя пунктами (в обе стороны) за 14 часов. Чему равно это расстояние, если скорость лодки в стоячей воде 35 км/ ч, а скорость течения реки – 5 км/ч? (240 м).
21. Два одинаковых ящика наполнены дробью: в одном лежит крупная дробь, в другом – мелкая. Какой из них имеет большую массу
22. В двух одинаковых стаканах налита вода до одинаковой высоты. В первый стакан опустили однородный слиток стали массой 100 г, а во второй – слиток серебра той же массы. Одинаково ли поднимется вода в обоих стаканах?
23. Масса пустой пол-литровой бутылки равна 400 г. Каков ее наружный объем? (0,66 л).
24. Найдите емкость стеклянного сосуда, если его масса 50 г и наружный объем 37 см 3. (17 см 3).
25. Тщательным совместным растиранием смешали по 100 г парафина, буры и воска. Какова средняя плотность получившейся смеси, если плотность этих веществ равна соответственно 0,9 г/см 3, 1,7 г/см 3, 1 г/см 3? (1,1 г/см 3).
26. В куске кварца содержится небольшой самородок золота. Масса куска равна 100 г, а его средняя плотность 8 г/см 3. Определите массу золота, содержащегося в куске кварца, если плотность кварца 2,65 г/см 3, а плотность золота – 19,4 г/см 3. (77,5 г/см 3).
27. В чистой воде растворена кислота. Масса раствора 240 г, а его плотность 1,2 г/см 3. Определите массу кислоты, содержащейся в растворе, если плотность кислоты 1,8 г/см 3. Принять объем раствора равным сумме объемов его составных частей. (90 г).
28. Железная и алюминиевая детали имеют одинаковые объемы. Найдите массы этих деталей, если масса железной детали на 12,75 г больше массы алюминиевой. (19,5 г, 6,75 г).
29. Сплав состоит из олова массой 2,92 кг и свинца массой 1,13 кг. Какова плотность сплава, если считать, что объем сплава равен сумме объемов его составных частей? (8100 кг/м 3).
30. Имеются два бруска: медный и алюминиевый. Объем одного из этих брусков на 50 см 3 больше, чем объем другого, а масса на 175 г меньше массы другого. Каковы объемы и массы брусков. (алюминий – 100 см 3, 270 г, медь – 50 см 3, 45 г).
31. Моток медной проволоки сечением 2 мм 2 имеет массу 17,8 кг. Как, не разматывая моток, определить длину проволоки? Чему она равна? (1 км).
32. Определите плотность стекла из которого сделан куб массой 857,5 г, если площадь всей поверхности куба равна 294 см 2. (2,5 г/см 3).
33. Какую массу имеет куб с площадью поверхности 150 см 2, если плотность вещества, из которого он изготовлен, равна 2700 кг/м 3? (337,5 г).
34. Почему кусок хозяйственного мыла легче разрезать крепкой ниткой, чем ножом?
35. Дайте физическое обоснование пословице: "Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой". Почему при росе косить траву легче?
36. Почему при постройке электровозов не применяются легкие металлы или сплавы?
37. Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось?
38. Объем бензина в баке автомобиля во время поездки уменьшился на 25 л. На сколько уменьшился вес автомобиля? (на 178 Н).
39. Сосуд объемом 20 л наполнили жидкостью. Какая это может быть жидкость, если ее вес равен 160 Н? (керосин)
40. Вес медного шара объемом 120 см 3 равен 8,5 Н. Сплошной этот шар или полый? (полый).
41. Брусок массой 2 кг имеет форму параллелепипеда. Лежа на одной из граней, он оказывает давление 1 кПа, лежа на другой – 2 кПа, стоя на третьей – 4 кПа. Каковы размеры бруска? (5 * 10 * 20 см).
42. Грузовые автомобили часто имеют сзади колеса с двойными баллонами. Для чего это делается?
43. Почему принцесса  на  горошине испытывала дискомфорт, лежа на перине, под которой были положены горошины?
44. Почему человек может ходить по берегу моря, покрытому галькой, не испытывая болезненных ощущений, и не может идти по дороге, покрытой щебенкой?
45. Масса одного тела в 10 раз больше массы другого. Площадь опоры второго тела в 10 раз меньше площади опоры второго. Сравните давления, оказываемые этими телами на поверхность стола. (Равны).
46. Какое давление создает на фундамент кирпичная стена высотой 10 м? (180 кПа).
47. Цилиндр, изготовленный из алюминия, имеет высоту 10 см. Какую высоту имеет медный цилиндр такого же диаметра, если он оказывает на стол такое же давление? (?3 см).
48. Почему вода из ванны вытекает быстрее, если в нее погружается человек?
49. Ширина шлюза 10 м. Шлюз заполнен водой на глубину 10 м. С какой силой давит вода на ворота шлюза? (5 МН).
50. В цилиндрический сосуд налиты ртуть и вода, в равных по массе количествах. Общая высота двух слоев жидкости равна 29,2 см. Вычислите давление на дно этого сосуда. (5440 Па).
51. В цистерне, заполненной нефтью, на глубине 3 м имеется кран, площадь отверстия которого 30 см 2. С какой силой давит нефть на кран? (72 Н).
52. В полый куб налита доверху вода. Во сколько раз сила давления воды на дно больше силы давления на боковую стенку? Атмосферное давление не учитывать. (В 2 раза).
53. В сообщающиеся сосуды налита ртуть. В один сосуд добавили воду, высота столба которого 4 см. Какой высоты должен быть столб некоторой жидкости в другом сосуде, чтобы уровень ртути в обоих сосудах был одинаков, если плотность жидкости в 1,25 раза меньше плотности воды? (5 см).
54. В сообщающиеся сосуды с ртутью долили: в один сосуд столб масла высотой 30 см, в другой сосуд столб воды высотой 20,2 см. Определить разность уровней ртути в сосудах. Плотность масла 900 кг/м 3. (5 мм).
55. В сообщающиеся сосуды одинакового сечения налита вода. В один из сосудов поверх воды долили масло высотой 40 см. На сколько сантиметров изменится уровень воды в другом сосуде? Плотность масла 800 кг/м 3. (16 см).
56. Льдина плавает в воде. Объем ее надводной части 20 м 3. Какой объем подводной части? (180 м 3).
57. Кусок льда объемом 5 дм 3 плавает на поверхности воды. Определить объем подводной и надводной части. (4,5 дм 3, 0,5 дм 3).
58. Деревянная доска плавает в воде таким образом, что под водой находится  ее объема. Какой минимальной величины груз нужно закрепить сверху на доске, чтобы она полностью погрузилась в воду? (250 кг).
59. Вес тела в воде в 2 раза меньше, чем в воздухе. Какова плотность вещества тела? (2 г/см 3).
60. Тело весит в воздухе 3 Н, в воде 1,8 Н и в жидкости неизвестной плотности 2,04 Н. Какова плотность этой неизвестной жидкости? (800 кг/м 3).
61. Дубовый шар лежит в сосуде с водой так, что половина его находится в воде, и он касается дна. С какой силой шар давит на дно сосуда, если его вес в воздухе равен 8 Н? Плотность дуба 800 кг/м 3. (3 Н).
62. Однородный шарик массой 60 г лежит на дне пустого стакана. В стакан наливают жидкость так, что объем погруженной части шарика оказывается в 6 раз меньше его общего объема. Плотность жидкости в 3 раза больше плотности материала шарика. Найдите (в мН) силу давления шарика на дно стакана. (300 мН).
63. Определите наименьшую площадь плоской однородной льдины толщиной 25 см, способной удержать на воде человека массой 75 кг. Плотность льда 900 кг/м 3. (3 м 2).
64. В сосуд с площадью дна 200 см 2 опустили плавающее тело. Уровень воды поднялся на 15 см. Какова масса тела? (3 кг).
65. Металлический брусок плавает в сосуде, в котором налита ртуть и сверх нее – вода. При этом в ртуть брусок погружен на 1/4 своей высоты, а в воду – на 1/2 высоты. Определите плотность металла. (3900 кг/м 3)
66. Кусок металла в воздухе весит 7,8 Н, в воде – 6,8 Н, в жидкости А – 7 Н, а в жидкости В – 7,1 Н. Определить плотности жидкостей А и В. (800 кг/м 3, 700 кг/м 3).
67. Кусок сплава из меди и цинка массой 5,16 кг в воде весит 45,6 Н. Сколько меди содержится в этом сплаве? (4,45 кг).
68. К куску железа массой 11,7 г привязан кусок пробки массой 1,2 г. При полном погружении этих тел в воду их вес равен 64 мН. Определить плотность пробки, объемом и массой нити пренебречь. (240 кг/м 3).
69. Цилиндр, изготовленный из неизвестного материала, плавает на границе двух несмешивающихся жидкостей. Плотность одной жидкости 800 кг/м 3, а другой 1000 кг/м 3. Определить плотность вещества цилиндра, если известно, что в нижнюю жидкость он погружен на 2/3 своего объема. (900 кг/м 3).
70. Льдина площадью 1 м 2 и высотой 0, 4 м плавает в воде. Какую минимальную работу надо совершить, чтобы полностью погрузить льдину в воду? (8 Дж).
71. Гвоздь забили в бревно, затем вытащили его. Одинаковую ли при этом совершили механическую работу?
72. Чтобы удалить гвоздь длиной 10 см из бревна, необходимо приложить начальную силу 2 кН. Гвоздь вытащили из бревна. Какую при этом совершили механическую работу? (100 Дж).
73. В доску толщиной 5 см забили гвоздь длиной 10 см так, что половина гвоздя прошла навылет. Чтобы вытащить его из доски, необходимо приложить силу 1,8 кН. Гвоздь вытащили из доски. Какую при этом совершили работу? (135 Дж).
74. Канат длиной 5 м и массой 8 кг лежит на земле. Канат за один конец подняли на высоту, равную его длине. Какую при этом совершили работу? (196 м).
75. Высота плотины гидроэлектростанции 12 м. Мощность водяного потока 3 МВт. Найдите объем воды, падающей с плотины за 1 мин. (1500 м 3).
76. Длина медной трубы 2 м, внешний диаметр 20 см, толщина стенок 1 см. На какую высоту поднимает трубу подъемник мощностью 350 Вт за 13 с? (4,3 м).
77. Пружину растянули на 5 см за 3 с. Какую среднюю мощность при этом развивали, если для удержания пружины в растянутом состоянии требуется сила 120 Н? (1 Вт).
78. Подъемный кран поднял со дна озера стальной слиток массой 3,4 т. Сколько времени длился подъем, если глубина озера 6,1 м, а кран развивал мощность 2 кВт? (1,5 мин).
79. Какую работу надо совершить, чтобы из колодца глубиной 10 м поднять ведро с водой массой 8 кг на тросе? Масса троса 4 кг. (1000 Дж).
80. На поверхности воды плавает толстая доска. В каком случае придется совершить большую работу: поднимая доску настолько, чтобы ее нижняя сторона касалась воды, или, погружая ее настолько, чтобы доска погрузилась в воду полностью? Плотность древесины 500 кг/м 3. ( одинакова).
81. В озере плавает плоская льдина. В каком случае придется совершить большую работу: поднимая льдину настолько, чтобы ее нижняя сторона касалась воды, или, погружая ее настолько, чтобы льдина погрузилась в воду полностью? Во сколько раз одна работа больше другой? ( в первом случае работа в 81 раз больше).
82. В воде с глубины 5 м поднимают до поверхности камень объемом 0,6 м 3. Плотность камня 2500 кг/м 3. Найти работу по подъему камня. (45 кДж).
83. Почему ручку располагают у края двери?
84. Когда палку держат в руках за концы, то ее трудно переломать. Если же середину палки положить на подставку, то переломить палку легче. Почему?
85. Железный лом весом 100 Н лежит на земле. Какое усилие надо употребить, чтобы приподнять один из его концов? (50 Н).
86. Мальчик, сев на один конец доски, положенной на бревно, качается на ней. Чем уравновешивается сила тяжести мальчика?
87. Почему посредством рычажных весов нельзя убедиться в том, что сила тяжести изменяется с переходом от экватора к полюсам?
88. На рычаге уравновешены две гири из одинакового материала, но одна гиря в два раз тяжелее другой. Изменится ли равновесие рычага, если гири погрузить в воду?
89. Как известно, неподвижный блок выигрыша в силе не дает. Однако при проверке динамометром оказывается, что сила, удерживающая груз на неподвижном блоке, немного меньше силы тяжести груза, а при равномерном подъеме больше ее. Чем это объясняется?
90. Водителю необходимо переехать на автомобиле лужу с илистым дном. Он решил разогнать автомобиль и на большой скорости преодолеть ее. Правильно ли он поступил?
91. Какой ветер, зимний или летний, при одной и той же скорости обладает большей мощностью?
92. Автомобиль проехал половину пути со скоростью 60 км/ч, половину оставшегося времени он ехал со скоростью 15 км/ч, а последний участок со скоростью 15 км/ч. Какова средняя скорость на всем пути? (40 км/ч).
93. Велосипедист половину времени всего движения ехал со скоростью 20 км/ч, половину оставшегося пути со скоростью 12 км/ч, а последний участок – шел со скоростью 6 км/ч. Какова средняя скорость на всем пути? (14 км/ч).
94. Два приятеля должны как можно скорее добраться из одного поселка в другой. За сколько времени им удастся это сделать, если у них есть один велосипед на двоих? Скорость езды каждого из приятелей на велосипеде 20 км/ч, скорость ходьбы 6 км/ч, а расстояние между поселками 40 км. Ехать вдвоем на велосипеде нельзя. (4 ч 20 мин).












ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Экспериментальная работа № 1.
" Измерение длины проволоки"
СПОСОБ 1.
Оборудование:
моток тонкой медной проволоки, который нельзя размотать,
весы, гири,
карандаш, линейка,
образец проволоки 15-20 см.
Методические указания.
1. Определите массу мотка на рычажных весах.
2. Намотать 30-40 витков образца проволоки на карандаш и измерить длину намотанной части.
3. Определить диаметр проволоки ,
где l – длина намотанной части, N – количество витков.
4. Определить площадь сечения проволоки 
5. Из формулы плотности определить объем 
6. Найти длину проволоки 

СПОСОБ 2.
Оборудование:
моток тонкой медной проволоки,
весы, гири,
образец проволоки,
полоска миллиметровой бумаги, карандаш.
Методические указания.
Работа выполняется как в 1 способе, длина намотанной части определяется с помощью полоски миллиметровой бумаги.

СПОСОБ 3.
Оборудование:
моток тонкой медной проволоки,
весы, гири,
образец проволоки,
штангенциркуль или микрометр.
Методические указания.
Диаметр проволоки определяется с помощью штангенциркуля или микрометра.

Экспериментальная работа № 2.
" Определение толщины алюминиевой пластины
прямоугольной формы".
Оборудование:
весы, гири,
линейка,
алюминиевая пластина с известной плотностью.
Методические указания.
1. Определить массу пластины на весах
2. Найти объем пластины 
3. Измерить ширину, длину пластины и вычислить ее площадь 
4. Определить толщину пластины 

Экспериментальная работа № 3.
" Определение внутреннего объема флакона из-под духов".
Оборудование:
флакон из-под духов с пробкой,
весы, гири,
мензурка.
СПОСОБ 1.
Методические указания.
1. Взвесить на весах флакон.
2. Найти объем стекла (плотность стекла известна) 
3. Опустить в мензурку закрытый флакон и определить объем вытесненной воды, который равен внешнему объему флакона
4. Определить внутренний объем флакона 

СПОСОБ 2.
Методические указания.
1. Определить объем закрытого флакона с помощью мензурки V внеш
2. Открытый флакон погрузить в мензурку, после полного заполнения водой определить объем стекла V ст
3. Определить внутренний объем флакона 

Экспериментальная работа № 4.
" Определение пустого пространства теннисного шарика,
заполненного кусочками алюминия".
Оборудование:
теннисный шарик, наполненный кусочками алюминия и герметически закрытый,
весы, гири,
мензурка.
Методические указания.
1. Определить массу шарика с помощью рычажных весов.
2. Определить объем шарика с помощью мензурки.
3. Определить объем алюминия (пренебрегая массой шарика) 
4. Найти объем пустого пространства 

Экспериментальная работа № 5.
" Определение массы латуни (меди) и алюминия
в капроновом мешочке, не раскрывая его".
Оборудование:
мешочек с кусочками металлов,
весы, гири,
мензурка.
Методические указания.
1. Взвесить мешочек на рычажных весах.
2. Определить объем металлов в мешочке с помощью мензурки.
3. Определить объем каждого металла






4. Определить массу каждого металла



Экспериментальная работа № 6.
" Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом
на горизонтальную поверхность".
СПОСОБ 1.
Оборудование:
цилиндрическое тело,
весы, гири,
линейка.
Методические указания.
1. Определить массу тела с помощью рычажных весов.
2. Найти вес тела 
3. Измерить диаметр цилиндра d с помощью линейки.
4. Определить площадь основания 
5. Определить давление, оказываемое телом на горизонтальную поверхность , где F=P

СПОСОБ 2.
Оборудование:
цилиндрическое тело,
весы, гири,
миллиметровая бумага.
Методические указания.
1. Определить массу тела с помощью рычажных весов.
2. Найти вес тела 
3. Поставить на миллиметровую бумагу тело, обвести контур и приблизительно найти площадь основания цилиндра.
4. Определить давление, оказываемое телом на горизонтальную поверхность , где F=P

СПОСОБ 3.
Оборудование:
цилиндрическое тело, известной плотности,
полоска миллиметровой бумаги.
Методические указания.
1. Измерить полоской миллиметровой бумаги высоту h цилиндра и диаметр основания d.
2. Найти площадь основания и объем тела , 
3. Найти вес тела 
4. Определить давление, оказываемое телом на горизонтальную поверхность , где F=P

Экспериментальная работа № 7.
" Определение массы тела, плавающего в воде".
Оборудование:
цилиндрический сосуд (пластмассовая бутылка с отрезанным верхом),
линейка,
тело, плавающее в воде.
Методические указания.
1. Отметить уровень воды в бутылке.
2. Опустить в воду тело, определить высоту подъема воды h
3. Измерить диаметр d бутылки с помощью линейки.
4. Определить площадь сечения бутылки и объем вытесненной воды телом , 
5. Найти массу тела, используя условие плавания тела




Экспериментальная работа № 8.
" Определение объема куска льда".
Оборудование:
цилиндрический сосуд (пластмассовая бутылка с отрезанным верхом),
линейка,
кусок льда.
Методические указания.
1. Отметить уровень воды в бутылке.
2. Опустить в воду кусок льда, определить высоту подъема воды h
3. Измерить диаметр d бутылки с помощью линейки.
4. Определить площадь сечения бутылки и объем вытесненной воды льдом , 
5. Найти объем льда, используя условие плавания тела




Экспериментальная работа № 9.
" Определение плотности твердого тела".
Оборудование:
сосуд с водой,
твердое тело небольших размеров,
стакан,
весы, гири.
Методические указания.
1. Определить массу стакана, доверху налитого водой m1.
2. Определить массу тела m.
3. Отлить воду из стакана, опустить тело в стакан, долить воду доверху и определить массу стакана с водой и телом m2.
4. Определить массу вытесненной воды телом 
5. Найти объем вытесненной воды, который равен объему тела 
6. Определить плотность тела 

Экспериментальная работа № 10.
" Определение плотности камня".
Оборудование:
стакан с водой,
камень небольших размеров,
динамометр,
нитка.
Методические указания.
1. Определить вес тела в воздухе Р 1 , вес тела в воде – Р 2
2. Найти архимедову силу 
3. Найти объем камня, используя формулу архимедовой силы 
4. Найти плотность камня