Исследовательская работа по окружающему миру 3 класс Водоём моего села
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя основная общеобразовательная школа №1 с.Новобелокатай
Филиал «Ураковская начальная общеобразовательная школа»
Учебный проект
по окружающему миру
Тема:
Водоём моего села
Работу выполнили
Учащиеся 2-4 классов:
Корнилова Даша (2 класс)
Галлямов Егор (3 класс)
Шамсутдинов Линар (4 класс)
Руководитель:
учитель начальных классов
Дианова Галина Юрьевна
Филиал «Ураковская нош»
2016год
Введение
В нашей деревне Ураково есть небольшой водоём, который все называют звучным названием Бам.
С одной стороны возвышается холм, а с другой - высокий берег. Водоём окружён лесом и, как голубая жемчужина, сверкает в лучах солнца.
Наш водоём – наша достопримечательность. Он манит к себе своей красотой, прохладой, чистым воздухом. Здесь есть даже небольшой водопад. Все любят отдыхать у водоёма. Но всегда ли он рад гостям?
Разбросанный мусор, битое стекло, сломанное деревце, вытоптанные цветы остаются на берегу после отдыха, – эти «мелочи» наносят непоправимый вред водоёму, уродуют его красоту.
Кто же должен следить за чистотой водоёма? На ком лежит ответственность за его охрану?
Ответственность за охрану водоёма лежит на каждом из нас с вами.
Человек должен знать, любить и беречь родные места.
Любовь к природе начинается с любви к родному уголку, своей маленькой родины, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
«Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин»).
Проблемные вопросы:
Как образовался наш водоём?
Нуждается ли он в охране?
Цель исследования:
Изучить местный водоём.
Задачи:
Узнать историю создания водоёма.
Изучить обитателей и растительность водоёма.
Выявить экологические проблемы водоёма и прибрежной зоны.
План проведения исследования:
Введение в проект, постановка проблемных вопросов.
Составление списка источников информации, изучение литературы.
Распределение ролей.
Исследовательская работа (экскурсия, опрос местных жителей, интервью).
Обобщение результатов.
Создание коллективных продуктов.
Защита проекта.
Рефлексия
Практическая часть.
Для изучения местного водоёма распределили роли: «историки», «географы», «биологи», «экологи».
Шамсутдинов Линар – историк: узнать историю создания водоёма:
Организовали встречу с бывшим бухгалтером «Алагузовского совхоза» Людмилой Степановной Сафиной
История создания водоёма
Идея создать искусственный водоём в д.Ураково принадлежит управляющему «Алагузовского совхоза фермы Ураково» Крутяеву Юрию Александровичу. Изначально водоём строился как водопой для скота, однако Бам стал не только водопоем, но и популярным местом для отдыха, рыбалки, купания. Его идею поддержали его соратники и жители села. Они выбрали место не далеко от деревни.
Строительство плотины началось в 1980 году и закончилось в 1982 году. Руководил строительством Ю.А.Крутяев. В строительстве плотины принимали участие бульдозерист - Малухин Николай, Власов Василий, Гимранов Варис. Своей техники было недостаточно, поэтому просили помощь в «Сельхозтехнике» с.Новобелокатай, Они бульдозерами расчистили и углубили место и сделали плотину. Небольшая речушка, поверхностные воды и осадки быстро наполнили образовавшуюся впадину водой. Глубина водоёма 6 метров, а местами до 12 метров. Для поддержания уровня воды, в плотине сделали слив (через неё вытекает лишняя вода).
Так возник искусственный водоём.
Провели опрос родителей. Узнали, откуда в водоёме появились рыбы.
Заселение водоёма.
После того, как впадина наполнилась водой, решили поселить в ней рыб. Управляющий Ю.А.Крутяев завез карпа простого и зеркального (приложение 1), а жители деревни в том числе и школьники вылавливали мальков из реки и в бидонах перевозили их в водоём.
Так водоём стал обитаем. В нём прижились карп, щука, голавль, хариус, пескарь, муляшка
.
Составили историю водоёма в хронологическом порядке:
. Весна 1980 г –1982г- создание плотины.
. Лето 1983 г - размыв водоёма, ремонт плотины.
. Весна 1983 г – заселение водоёма.
Провели социологический опрос населения. Задавали всем одни и те же вопросы: «Нужен ли вам водоём?», «Для чего нужен водоём?»
Вопросы Пожилые люди Взрослые люди Дети
Нужен ли вам водоём?
«да» – 92% «да» – 100% «да» – 100%
Для чего вам нужен водоём? Для красоты
Для рыбалки
Для отдыха
Для отдыха
Для купания
Для красоты
Для рыбалки
Для купания
Для рыбалки
Для отдыха
Для красоты
Наш водоём – любимое когда-то место отдыха местных жителей: сюда по традиции приходили встречать рассвет выпускники школы, здесь на природе часто отмечали семейные торжества, на водоёме можно встретить и рыболовов-любителей. Но особенно было здесь многолюдно в купальный сезон. Но сейчас, к сожалению, всё реже встречаются отдыхающие, купаться здесь перестали, а рыболовам нечем поживиться.
Изучение местного водоёма.
Галлямов Егор – Географ - встретился со строителями дамбы
Малухиным Н.Я.
Определили вид дамбы:
По способу построения – рукотворная (созданная людьми).
По материалу – грунтовая (насыпная).
По срокам возведения – постоянная.
Высота дамбы – 7 м.
Ширина – 4 м.
Длина –60 м.
Определили вид водоёма.
Водоёмы
естественные искусственные
река озеро ручей водохра- пруд канал
нилище
Вывод:
Дамба в д.Ураково образует искусственный водоём – пруд.
«Пруд - искусственный водоём, созданный как источник воды для водопоя, разведения рыбы и водоплавающей птицы, хранения воды, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и др. целей». (Большой энциклопедический словарь).
Провели эксперимент «Почему вода в водоёме не просачивается в почву?»
Оборудование: глина, вода, воронка, пробирка, стакан.
Вывод: Глина не пропускает воду.
Дождевая вода просачивается всё глубже, пока не достигнет водонепроницаемой породы. Порода эта слишком плотная, и вода не может сквозь неё просочиться. Если в земле образуется впадина, а водонепроницаемый слой находится близко от поверхности, то возникает водоём ( Д. Тайлер, «Всемирная география», 1999 г).
Обитатели нашего водоёма
Корнилова Даша - биолог - изучила обитателей водоёма
Определили растения водоёма по атласу-определителю «От земли до неба» (А.Плешаков, М.: 2008 г).
осока лютик камыш рогоз
(приложение 2,3)
Вывод: в водоёме преобладают камыш, рогоз, осока. Они способны хорошо насыщать воду кислородом, поэтому вода в пруду не «цветёт».
Растения создают благоприятные условия для нереста рыб и нагула молоди.
Классифицировали животных водоёма по группам.
моллюски
земноводные
(амфибии) насекомые рыбы пресмыкающиеся
(рептилии)
прудовик
лягушка
жаба
водомерки
комары
стрекозы
Карп
щука
карась
окунь уж
Со временем пруд пришёл в запустение. Это связано с развалом совхоза: не стало хозяев и за прудом некому стало следить. Плотина заросла ивняком, пруд затянуло илом, рыба была варварски уничтожена электроудочками и выловлена сетями. Сейчас в пруду встречается окунь, плотвичка, щука.
(приложение 4,5,6)
Вывод:
. В нашем водоёме обитают разнообразные живые организмы.
. Все они связаны между собой. Они живут сообща.
. Искусственный водоём – это природное сообщество.
«Искусственные водоёмы - это не просто углубления на поверхности земли, заполненные водой. Любой пруд, заводь или ручей должен сохранить экологическое равновесие. Так же как и природные озёра, они способны стать полноценной экосистемой (сообществом растений и животных), где комфортно чувствуют себя водные растения, насекомые и некоторые виды животных».
Экологические проблемы водоёма
Все вместе выявили источники загрязнения воды и прибрежной зоны.
Провели социологический опрос населения. Задавали всем один и тот же вопрос: «Каковы источники загрязнения водоёма?»
Получили ответы: бутылки, банки, полиэтиленовые пакеты, упаковки, битое стекло.
Руководитель ИП «Галлямов» Галлямовов Е.А.
– коренной житель деревни Ураково. Он взял пруд в аренду для восстановления дамбы, разведения карпа и строительства зоны отдыха.
Мы составили правила поведения у водоёма в виде запрещающих экологических знаков.
. Мыть в водоёме машины, мотоциклы, велосипеды.
. Пользоваться в водоёме моющими средствами.
. Купать собак, лошадей.
. Бросать в водоём бытовой мусор.
. Оставлять на берегу банки, бутылки, пакеты и т.д.
. Ловить бабочек, стрекоз.
. Рубить деревья.
. Давить жуков.
. Жечь баллоны.
Решили летом провести акцию «Чистый берег», убрать бытовой мусор.
В апреле выпустим газету «Наш водоём» для жителей села
Источниками загрязнения воды и прибрежной зоны являются люди. Людям надо изменить своё отношение к природе, приобщаться к культурному отдыху у водоёма.
Выводы:
Наш водоём образовался в результате строительства дамбы.
Он был создан для нас – жителей села.
Водоём нуждается в восстановлении, очистке и охране от загрязнения бытовым мусором. Для этого надо соблюдать самое элементарное – чистоту по отношению к нему. Каждому из нас!
Искусственный водоём – полноценная экосистема (сообщество растений и животных).
Отдыхая у водоёма, надо беречь растения и животных.
Пусть всегда сверкают под голубым небом голубые жемчужины Земли!
Благодарность.
Выражаем благодарность людям, оказавшим помощь в изучении водоёма:
Бухгалтеру Аллагузовского совхоза фермы Ураково Сафиной Л.С..
Бульдозеристу Малухину Н.Я.
Нашим родителям .
Егор: В каждом селе есть свои любимые уголки природы. В нашей деревне – это пруд, который называется Бам. (слайд 1) пруд
Линар: Раньше – это было самое оживленное место: здесь купались, отмечали праздники, выпускники встречали зарю, рыболовы приходили порыбачить.
Егор: Он и сейчас манит к себе своей красотой. Мы всем классом даже сочинили небольшие стихи.
Мы с мамой иногда сюда приходим.
Здесь тишь, покой и отступают все невзгоды.
Вода струится, тихо говоря:
«Бежим со мною в дальние края.»
И я кричу: «Я рад бы побежать.»
А мама рядом: «Ты куда опять?»
Линар: Здесь есть даже водопад. (слайд 2) водопад
Какая красота! Как воздух свеж и чист!
И падает вода с обрыва вниз.
Шумит, грохочет водопад,
А я стою, смотрю не отрывая глаз!
(слайд 3) класс у пруда
Егор: Осенью мы все ходили на экскурсию к пруду, и у нас возникло много вопросов. Галина Юрьевна предложила нам провести исследовательскую работу.
Линар: Мы поставили перед собой вопросы, на которые попытались найти ответы: (слайд 4) проблема, цель
Как образовался водоём?
Нуждается ли он в охране?
(слайд 5) хронология
Егор: Для решения проблемы мы организовали встречу с бухгалтером фермы Ураково Сафиной Людмилой Степановной и трактористом, который строил пруд – Малухиным Николаем Яковлевичем. Они рассказали нам об истории создания водоёма. (добавить от себя)
Линар: Провели опрос жителей. Нужен ли пруд и для чего?
(слайд 6, 7) обитатели
Егор: Исследовали обитателей нашего пруда.
По рассказам рыбаков, раньше здесь разводили карпа, но со временем его не стало – выловили сетями и электроудочками.
Но мелкая рыба здесь встречается, а также земноводные, насекомые и растения.
(слайд 8) вывод
Линар: В ходе проведённой работы мы сделали выводы:
1.Наш водоём искусственный. Он был создан для жителей села.
Егор: 2.Водоём – сообщество растений и животных.
Линар: Пруд нуждается в очистке и охране от загрязнения.
Егор: Летом мы решили продолжить нашу работу, очистить берега от мусора.
Линар: А в мае выпустим газету для жителей деревни «Наш водоём»
Егор: В каждом селе есть свои любимые уголки природы. В нашей деревне – это пруд, который называется Бам.
Егор: Он и сейчас манит к себе своей красотой. Мы всем классом даже сочинили небольшие стихи.
Мы с мамой иногда сюда приходим.
Здесь тишь, покой и отступают все невзгоды.
Вода струится, тихо говоря:
«Бежим со мною в дальние края.»
И я кричу: «Я рад бы побежать.»
А мама рядом: «Ты куда опять?»
Егор: Осенью мы все ходили на экскурсию к пруду, и у нас возникло много вопросов. Галина Юрьевна предложила нам провести исследовательскую работу.
Егор: Для решения проблемы мы организовали встречу с бухгалтером фермы Ураково Сафиной Людмилой Степановной и трактористом, который строил пруд – Малухиным Николаем Яковлевичем. Они рассказали нам об истории создания водоёма.
Егор: Исследовали обитателей нашего пруда.
По рассказам рыбаков, раньше здесь разводили карпа, но со временем его не стало – выловили сетями и электроудочками.
Но мелкая рыба здесь встречается, а также земноводные, насекомые и растения.
Егор: 2.Водоём – сообщество растений и животных.
Егор: Летом мы решили продолжить нашу работу, очистить берега от мусора.