Диагностика сформированности навыка чтения учащихся 4-х классов в 1 полугодии.
Диагностика сформированности навыка чтения
учащихся 4-х классов в 1 полугодии 2015-2016 учебного года.
Сформированность читательской грамотности - одна из главных задач в обучении современного школьника.
Цель диагностики - выявить основные умения смыслового чтения:
– умение осмысливать цели чтения;
– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
– умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
– умение определять основную и второстепенную информацию;
– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Текст контрольной работы.
Прочитай текст.
Манька
В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в тёплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замёрзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.
Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды, - и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждёт, наверно, не подложит ли чего ещё сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками - хорошо, с осени осталась связка.
Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам -поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.
Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдостью в голосе сказала:
- Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть...
Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.
(Н. Красильников)
Вопросы и задания:
Определи тему текста._______________________________________
Определи главную мысль текста.
________________________________________________________________
Как можно озаглавить этот текст? Предложи своё название.
______________________________________________________
Раздели текст на 5 частей и составь план.
1)____________________________________________________
2) _______________________________________________________
3) _______________________________________________________
4) _______________________________________________________
5) _______________________________________________________
Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точнее ответить на вопрос.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Каких гостей он думал увидеть в своей кормушке?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие «беличьи гостинцы» он положил в кормушку?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему закончилась дружба с Манькой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясни значение слов и выражений:
Рукой подать - _____________________________________________
Реагировать - ______________________________________________
Смородинки глаз - _________________________________________
Критерии оценивания сформированности навыка
смыслового чтения
Группы метапредметных результатов Критерии Показатель критерия Балл
1 Поиск информации и понимание прочитанного Умение определять тему и главную мысль текста
(задание 1, 2) Определил и записал тему и главную мысль текста 2
Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль 1
Не записал тему и главную мысль текста 0
Умение озаглавливать текст
(задание 3) Подобрал заголовок к тексту 1
Не смог озаглавить текст 0
Умение составлять план текста
(задание 4) Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена 2
Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей 1
Не составил план 0
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде
(задание 5) Дал полный ответ на вопрос 2
Дал краткий ответ на вопрос 1
Неверно ответил на вопрос 0
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде
(задание 6) Дал полный ответ на вопрос 2
Дал краткий ответ на вопрос 1
Неверно ответил на вопрос 0
Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде
(задание 7) Дал полный ответ на вопрос 2
Дал краткий ответ на вопрос 1
Неверно ответил на вопрос 0
2 Преобразова-ние и интерпретация информации Умение интерпретировать информацию, содержащуюся в тексте
(задание 8) Дал развёрнутый ответ на вопрос 2
Дал неполный ответ на вопрос 1
Не ответил на вопрос 0
Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст
(задание 9) Объяснил значение слов и выражений 3
Объяснил двух слов (выражений) 2
Объяснил значение одного слова (выражения) 1
Не смог объяснить значение новых слов 0
Перевод баллов в систему уровневой оценки.
Каждая работа учащихся оценивается по представленным критериям в баллах, затем определяется уровень сформированности навыков смыслового чтения у каждого учащегося: высокий, выше среднего, средний и низкий. Максимальное количество баллов за работу - 16.
Тестовый балл Уровни овладения навыками смыслового чтения
15-16 Высокий
12-14 Выше среднего
8-11 Средний
Ниже 8 Низкий
Анализ работы
Параметры анализа 4а 4б 4в всего
Всего в классе Выполняли работу Умение определять тему текста
(задание 1) Умение определять главную мысль текста
(задание 2) Умение озаглавливать текст
(задание 3) Умение составлять план текста
(задание 4) Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде
(задание 5) Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде
(задание 6) Умение отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде
(задание 7) Умение интерпретировать информацию, содержащуюся в тексте
(задание 8) Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст
(задание 9) Уровни сформированности навыков смыслового чтения Высокий Выше среднего Средний Низкий Низкий уровень сформированности навыков смыслового чтения
Ф.И. класс причина
1 Серебряков Егор 4 б Отсутствие умения выполнять поискового характера, владение способами поиска информации, владение навыками смыслового чтения текста.
Анализ по классу
Оценочный лист сформированности навыков смыслового чтения у учащихся 4 _ класса (1 полугодие).
№ Ф.И. ученика Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Общее количество баллов Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Высокий-
Выше среднего-
Средний-
Низкий