Интегрированный подход в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСегодня взаимодействие человека и природы является одной из актуальных социальных проблем. В связи с этим усиливается внимание к формированию экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура - это одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Для того, чтобы экологическая культура стала одной из основных составляющих общей культуры ребенка, начинать ее воспитание необходимо с первых лет жизни ребенка. Именно дошкольный возраст является периодом социального становления личности и формирования ценностного отношения к окружающему миру, к природе, к вещам, к людям. В этом возрасте закладывается социальная позиция ребенка, которая зачастую определяет траекторию его жизни [2].
Основы экологической культуры ребенка закладываются в процессе экологического воспитания. Экологическое воспитание - это направление педагогики, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х гг. XX века. Его появление обусловлено усложнение экологической обстановки и возникновением реальной угрозы окружающей среде, растительному и животному миру нашей планеты и существенный вклад в этот процесс вносит безответственная жизнедеятельность самого человека, его потребительское отношение к природе.
Процесс экологического воспитания в дошкольном возрасте направлен, прежде всего, на формирование у ребенка представлений о природе - животном и растительном мире, на знакомство с ним, на воспитание любви и заботливого отношения к природе.
В связи с введением новых государственных образовательных стандартов большинство образовательных учреждений стали больше внимания уделять интеграции знаний разных образовательных областей с целью формирования у дошкольников целостной картины мира и установления взаимосвязей между объектами и явлениями окружающей среды.
С целью воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста нам представляется возможной интеграция процессов экологического и физического воспитания, а, следовательно, физической и экологической культуры. Именно Физическая культура она, по образному выражению В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания [1].
Интегрированные физкультурно-экологические занятия с детьми дошкольного возраста предполагают комплексное использование разных видов деятельности и позволяют в рамках одного раздела воспитания решать различные задачи развития детей. Мы рассмотрим возможности интеграции двух разделов образовательных программ ДОО - это «физическое воспитание» и «экологическое воспитание» [3].
Интеграция физической и экологической культуры предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания дошкольников на основе выявления межпредметных связей; включение в содержание физкультурных занятий сюжетных упражнений и подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, организацию и проведение походов-экскурсий в природу, интегрированных (физкультурно-экологических) мероприятий активного отдыха, обучение правилам безопасности во время походов-экскурсий, при выполнении физических упражнений в естественных условиях природной среды. Это предполагает интегрированное решение основных задач физического и экологического воспитания, отраженных в схеме 1.
В процессе организации интегрированных физкультурно-экологических занятий целесообразно применять комплекс методов, направленных на решение задач экологического воспитания, в том числе: игры экологического содержания (преимущественно, подвижные); наблюдения в природе; игровые обучающие ситуации; рассказы и беседы о природе несложные опыты, знакомящие детей с природой [3].
В процессе наблюдений создается ситуация чувственного познания природных объектов через различные формы восприятия - слуховое, зрительное, тактильное, обонятельное, кинестетическое и др. Результаты наблюдений могут отражаться в игровой деятельности. В играх с и игровых ситуациях с экологическим содержанием уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о качествах и свойствах тех или иных объектов природы, например, о поведении и повадках животных и птиц. Игры могут быть направлены на имитацию особенностей природных объектов и на моделирование социального содержания экологической деятельности.
С целью воспитания гуманного отношения к природе, в процессе интегрированных занятий организуется практическая природоохранная деятельность, педагог вместе с детьми проводит экологически акции. Они могут стряхивать снег с веток кустарников и деревьев, делать и развешивать кормушки с кормом для птиц, собирать мусор и др.
Организуя физкультурно-экологические занятия нельзя забывать о решении задач, связанных с физическим воспитанием детей, с сохранением и укреплением их здоровья. То есть, интегрированные занятия предусматривают комплексное использование средств экологического и физического воспитания.
В процессе организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми особое внимание уделяется природным факторам, среди которых воздух лесной зоны, в котором содержатся в большом количестве фитонциды; природный ландшафт, естественный рельеф местности, метеорологические факторы.
Содержание и специфика физического воспитания дошкольников определяется в основном с учетом возраста детей, уровнем их физической подготовленности и состоянием их здоровья. Однако время года и погодные условия играют в этом процессе существенную роль. При этом, предусматривается взаимосвязь физической активности детей с содержанием природоведческой деятельности, с проведением наблюдений в природе, рассказов и бесед о природных явлениях, объектах животного и растительного мира, с деятельность в природной среде. Особое место отводится художественному слову, которое используется в процессе организации двигательной активности детей. Стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, подобранные в соответствии с темой непосредственно образовательной деятельности [3].
Сезонный принцип заложен и в основу организации мероприятий активного отдыха экологической направленности. Это могут быть физкультурные праздники, дни здоровья, физкультурно-экологические досуги с включением в их организацию и проведение родителей воспитанников. Их содержание строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, нравственному, эстетическому воспитанию детей, и зависит от времени года, условий проведения, возраста и уровня подготовленности участников. В ходе таких мероприятий дети осваивают правила поведения в природе, основы бережного отношения к ней. А экологические досуги создают бодрое настроение, стимулируют активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей. Дети учатся двигательной активности в природе, учатся испытывать удовольствие от нее.
Как мы видим, существуют реальные возможности интеграции двух разделов «физическое воспитание» и «экологическое воспитание» образовательных программ дошкольного образовательного учреждения. Применение в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений интегрированных занятий, направленных на решение задач физического и экологического воспитания, может способствовать воспитанию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.