Программа развития познавательных сфер деятельности младших школьников В помощь первокласснику


МБОУ- Старокулаткинская средняя общеобразовательная школа № 1
Программа развития познавательных сфер деятельности младших
педагога- психолога Алтынбаевой Г. Н.
МБОУ СОШ №1
Пояснительная записка.
Программа предназначена для коррекции развития познавательных сфер деятельности младших школьников. Данная программа содержит комплекс развивающих игр, упражнений, заданий направленных на развитие познавательных психических процессов, общения, произвольности поведения младших школьников. Основной целью занятий является развитие познавательных процессов для успешного освоения образовательных программ. Программа состоит из игр, упражнений, заданий которые можно разделить на:
Релаксационные – снимающие психо – эмоциональное, мышечное напряжение.
Двигательные – развивающие координацию движений, крупную и мелкую моторику.
Коммуникативные – способствующие формированию умений и навыков общения.
Развивающие – направленные на развитие познавательной и социальной рефлексии, отдельных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения.
Программа содержит несколько этапов: ориентировочный, рекоструктивный, формирующий и закрепляющий. Занятия проводятся с постоянной группой до 8 человек примерно одного возраста. Желательно чтобы в группе были дети разного пола. Каждое занятие длится от 30 до 45 минут, имеет определенную цель, задачи и содержит соответствующий набор игр, упражнений, заданий. Минимальное число занятий – 12, при коррекции познавательных процессов – 24. Сигналом к прекращению занятий может служить изменившееся отношение к ним детей, успешное выполнение заданий.
В процессе занятий можно использовать элементы изотерапии (рисование страхов, штриховка, пальцевая живопись), музыкальная, танцевальная терапия, библиотерапия (работа со сказками, притчами, рассказами). Каждое занятие можно начинать с упражнения «Зеркало и Я». Создавать воображаемое зеркало из правой руки, «смотрясь в него» покривляться себе, сказать несколько комплиментов, например: «Какой я хороший» или «Какая я красивая» и т.п., убрав зеркало покривляться соседу и сказать ему комплимент. Для создания хорошего настроения. Каждое занятие можно заканчивать цветописью настроения (нарисуй облако твоего настроения и закрась его, как пожелаешь) или выбором пиктограммы ( выбери рожицу с таким же настроением как у тебя).
Проецируемый результат по окончании курса.
По окончании курса развивающих занятий учащиеся должны:
Самостоятельно выполнять упражнения и задания.
Изменить поведение на занятиях.
Повысить успеваемость по разным школьным предметам.
Изменения эмоционального состояния каждого учащегося.
Условия реализации.
Развивающие занятия проводятся в специализированном кабинете психолога. В процессе проведения занятий используется различный дидактический материал: плакаты, таблицы, наглядный материал методик 4-й лишний, матрицы Равена и т.п., индивидуальные бланки для выполнения заданий.
При оценке результатов развития по данной программе необходимо провести повторную психодиагностику учащихся по определению уровня развития познавательных процессов.
Материал программы рассчитан на 24 занятия, распределен по времени 2 раза в неделю по 30 -45 минут с учетом его достаточности для качественного проведения развития познавательных процессов и получения запланированных результатов.
Цикл 24 занятия.
Упражнения, направленные на коррекцию мыслительной деятельности:
«Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Найди путь», «Продолжи ряд», «Подбери заплатку», «Дорисуй чего не хватает», «Подбери соответствующее слово», «Узнай количество», «Вставь пропущенные буквы», «Исключение лишнего», «Пляшущие человечки», «Сравнение понятий», «Простые аналогии», скороговорки, неправильные сказки, , увлекательная математика.
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания:
«Корректурные пробы», «Графический диктант», «Ищи безостановочно», « Запоминай порядок», «Пуговицы», «Найди различия», «Найди зашифрованные слова», «На берегу моря», «Маленькие обезьянки», «Найди пару», «Найди ошибки».Упражнения, направленные на коррекцию и развитие памяти:
« Запоминай порядок», «Пары слов», «Запомни фразы», «Узнавание фигур», «Запомни ряд слов», «Запомни ряд фигур»
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие мелкой моторики: «Повтори узор», «Соедини точки по порядку», «Обведи рисунок по точкам», «Выполни штриховку».
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие пространственных представлений: «Лабиринт», «Повтори узор», «Нос», «Графический диктант».
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие эмоционально – волевой сферы: «Зеркало», «Рисунок семьи», «Мои мечты», «Волшебное путешествие», «Доброта», «Кораблик», «Смотри на руки», «Сколько зубов», «Сосулька», «На берегу моря», «Любопытная Варвара», «Круглые глаза», «Удивление», «Пропуски в предложении».Упражнения, направленные на расширение кругозора и развитие креативного мышления, сообразительности, воображения и восприятия: загадки, «Глаголы», «Веселые вопросы», «Фигуры», «Составь слова», «Вставь пропущенные буквы», «Расшифруй слова», «Реши пример и составь слово», «Угадай слово», «Звериный кроссворд», «Собери фигуру», «Слова перевертыши», « Придумай слова с заданной буквы».Учащиеся должны уметь:
Ориентироваться в пространстве листа, правильно называть направления вправо, влево, вверх, вниз и т.п.
Правильно анализировать и копировать образец без ошибок.
Верно выполнять словесные указания взрослого.
Правильно воспринимать, называть фигуры, эмоции, цвета.
Правильно понимать и использовать мимику и жесты.
Работать в команде.
Проявлять устойчивость внимания при выполнении заданий, концентрировать, переключать, распределять, зрительно анализировать.
Запоминать на достаточном уровне слуховой, зрительный материал.
Успешно выполнять самостоятельно задания, ранее выполнявшиеся, но другие по оформлению.
Выражать свои чувства.
РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
Цель: познакомиться, снять барьер тревожности и стеснительности, развитие памяти, внимания, логического мышления.
Задача: сплочение группы, настрой на продуктивную будущую работу.
Ход занятия.
Вводная часть.
Играет музыка «Мечта дельфина». Закрываем глаза и внимательно слушаем звуки дельфина, он очень доволен, у него хорошее настроение, он всем помогает и очень усердно работает, все его качества передаются через музыку и нам. А теперь откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Покачайтесь, как на волнах, из стороны в сторону, из вашего тела уходит все напряжение и оно наполняется энергией, необходимой для работы. Знакомство в кругу, упражнение «Снежный ком». Дети стоят в кругу и по очереди, передавая мяч, называют свои имена. На втором круге каждый пытается повторить имя своих соседей справа и слева, на третьем, имена всех детей стоящих в кругу. Если необходимо то пользуется подсказкой психолога.
Основная часть.
Задание 1. «Ищи безостановочно»
Задание ребенку: в течении 20 секунд вокруг себя нужно увидеть как можно больше предметов одного цвета или формы (цвет или форму называет психолог) и перечислить их. Остальные внимательно следят за ответом и дополняют.
Задание 2. «Запоминай порядок»
Можно проиграть несколько вариантов: А) запомнить порядок цветных карандашей и воспроизвести его. Б) Учащиеся становятся в ряд, отвечающий должен запомнить кто, где стоит, отвернуться и назвать всех по порядку.
Задание 3. Игра «Зоопарк»
Участники называют животных, которыми они хотели бы быть и объясняют почему. Отвечающий отворачивается, в это время участники меняются местами, и через 30 секунд повернувшись называет кто, каким животным назвался и кто с кем поменялся местами. Меняется отвечающий и игра начинается заново, с новыми «животными».
Задание 4. «Увлекательная математика»
Детям предлагается несколько математических загадок, в которых решение не зависит от вычисления или сложения. Эти задачки заставляют думать логически и помогают обучаться сравнительному анализу. Учащиеся отвечают устно.
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?(3кг)
Что легче – 1 кг пуха или 1 кг железа? (Одинаково)
Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)
Четверо играли в домино четыре часа. Сколько играл каждый? (4 часа)
Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут варить 5 яиц? (4 минуты)
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 2.
Цель: развитие памяти, внимания, логического мышления.
Задача: научить ориентироваться в пространстве вверх, вниз, лево, право.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы научимся различать где лево, где право, верх и низ. Будем учиться внимательно слушать и искать ошибки, быстро говорить и проходить лабиринты. Выполним упражнения мозговой гимнастики, для того чтобы улучшить память, внимание и мышление. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Основная часть.
Задание 1. «Неправильные сказки: Курочка Ряба»
Инструкция: Учащиеся должны услышать и назвать ошибки в сказке.
Жили - были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко. Яичко непростое – яичко золотое. Дед бил - бил - не разбил. Баба била – била - не разбила. Мышка скакала, крылышком махнула, яичко упало и разбилось. Дед пляшет, баба пляшет, а курочка кудкудахчет: «Не пляши, дед, не пляши, баба. Я вам еще молочка дам.» Задание 2. «Графический диктант: Машинка»
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать узор по клеточкам. Чтобы он получился красивым и аккуратным, нужно внимательно слушать, что я буду говорить и не отрывая карандаш от бумаги проводить линии. Рисуем тренировочный узор. Поставьте карандаш, слушайте внимательно, не отвлекайтесь, повторять не буду. Начали: одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, продолжите этот узор до полей самостоятельно (по окончании работы необходимо просмотреть узоры и исправить допущенные ошибки). Молодцы, теперь приступаем к основному узору, приготовились: одна клеточка вверх, одна вправо, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз, две вправо, две вниз, две влево, одна вниз, две влево, одна вверх, одна влево, одна вверх. Закончили. Получилось? На что это похоже?»

Задание 3. «Скороговорки»
Инструкция: « Сначала произносим скороговорку медленно, а когда выучим ее, постепенно увеличиваем темп. Следите, чтобы четко проговаривался каждый звук».
«У елки иголки колки», «С одной сорокой одна морока, сорок сорок – сорок морок», «Волки рыщут – пищу ищут», «У ежа – ежата, у ужа - ужата».
Задание 4. «Лабиринт»
Учащиеся должны найти правильный путь к звездочке, проведя линию пути карандашом.

Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 3.
Цель: развитие памяти, креативности, логического мышления.
Задача: снять тревожность в процессе игры.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня мы будем учиться быть внимательными, запоминать слова, воображать. И как всегда начнем наше занятие с мозговой гимнастики. Рисовать в воздухе одновременно обеими руками елочку (не менее 5 поворотов), круг, квадрат, треугольник (активизирует структуры головного мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
Основная часть.
Задание 1. «Фигуры»
Детям раздаются шаблоны геометрических фигур, которые нужно обвести. По обведенной фигуре нужно придумать и дорисовать рисунок.
Задание 2. «Пары слов»
Учащимся зачитываются пары слов, каждое второе слово в паре им нужно запомнить и записать рядом с первым словом пары.
Пары слов: Кошка – молоко; булка – масло; мальчик – машина; зима – горка; стол – пирог; зубы – щетка; река – мост. (Для усложнения задания можно брать пары слов не связанные по смыслу).
Задание 3. «Увлекательная математика»
Детям предлагается несколько математических загадок, в которых решение не зависит от вычисления или сложения. Эти задачки заставляют думать логически и помогают обучаться сравнительному анализу. Учащиеся отвечают устно.
Три курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? А 4 курицы за 9 дней? (6 куриц снесут 12 яиц за 6 дней, 4 курицы снесут 12 яиц за 9 дней).
Лена, Оля, Таня участвовали в беге на 100 м. Лена прибежала на 2 секунды раньше Оли, Оля прибежала на 1 секунду позже Тани. Кто пришел раньше: Таня или Лена, и на сколько секунд? (Лена пришла на 1 секунду раньше Тани).
В колесе 20 спиц. Сколько промежутков между спицами в этом колесе?
(20 промежутков)
Сколько различных цифр надо применить, чтобы написать число 100? (Две: 1 и 0)
Задание 4. Игра «Маленькие обезьянки»
Каждый из стоящих в ряду принимает какую – либо позу, один из играющих поглядев на них 40-50 секунд, копирует позу каждого, в то время как остальные участники стоят спокойно. Можно усложнить игру, задействовав память, отвернувшись игрок должен по памяти повторить все позы.
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 4.
Цель: развитие памяти, внимания, логического мышления.
Задача: уметь работать по образцу.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться внимательно слушать и находить ошибки, работать по образцу и решать задачки. Начнем с мозговой гимнастики и сразу проверим, кто как умеет слушать. Активизация слуховой восприимчивости звука: один хлопок тестера - 2 хлопка испытуемых, два хлопка тестера – один испытуемых.
Основная часть.
Задание 1. «Повтори узор»
Учащиеся внимательно рассматривают образец в левой части листа и точно так же воспроизводят его в квадратах правой части листа.









Задание 2. «Неправильные сказки: Колобок»
Инструкция: Учащиеся должны услышать и назвать ошибки в сказке.
Жили – были старик да старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Пошел старик в огород скрести, по коробам мести. Собравши немного муки, стали месить колобок. На масле смесили, на сковороде пряли и на печке студили. Колобок соскочил да и убежал. Бежит вдоль по речке попадается ему тигр навстречу и спрашивает его тонким голосом: - Куда бежишь, колобок? Колобок ему в ответ: - Я по коробам метен, по сусекам скребен, в сыром масле пряжен, на окошке стужен, я от деда ушел, я от бабы ушел и от тебя убегу. И побежал колобок. Навстречу ему серенький бычок: - Куда ты, колобок? Колобок ему в ответ: - Я по коробам метен, по сусекам скребен, в сыром масле пряжен, на окошке стужен, я от деда ушел, я от бабы ушел, я от тигра ушел и от тебя, бычок, убегу. Колобок поплыл. Ему навстречу летит кошка и каркает ему: Куда ты, колобок? Колобок ей в ответ: - Я по коробам метен, по сусекам скребен, в сыром масле пряжен, на окошке стужен, я от деда ушел, я от бабы ушел, я от тигра ушел, я от бычка уплыл, и от тебя, кошка, убегу. Колобок поскакал. Ему навстречу попадается лисица, по деревьям лазать мастерица, и мурлычет, готовясь его слизнуть: - Куда бежишь, колобочек, скажи мне, дружочек, мой милый свет! Колобок ей в ответ: - Я по коробам метен, по сусекам скребен, в сыром масле пряжен, на окошке стужен, я от деда ушел, я от бабы ушел, я от тигра ушел, я от бычка уплыл, от медведя ускакал и от тебя убегу. Лисица говорит ему: - Я не слышу,что ты поешь? Сядь мне не верхнюю губу! Колобочек сел, опять то же запел. – Я еще ничего не слышу! Сядь ко мне на язычок. А он не расслышал, и прыгнул ей на бочек. Лиса как захохочет от щекотки. Колобок испугался ее смеха и убежал. Так он и катается по лесу до сих пор. И бабка с тех пор пекла только блины – чтоб не укатывались.
Задание 3. «Увлекательная математика»
Детям предлагается несколько математических загадок, в которых решение не зависит от вычисления или сложения. Эти задачки заставляют думать логически и помогают обучаться сравнительному анализу. Учащиеся отвечают устно.
Однажды Винни-Пух целый день ходил в гости к Кролику. Сообрази, где Винни-Пух заночевал, если известно, что расстояние между своим домом и норой Кролика медвежонок преодолевал нечетное число раз. (У Кролика, потому что Винни шел к Кролику в первый, третий и т.д. раз, и возвращался домой во второй, четвертый и т.д. раз).
У одноголового змея один хвост. Сколько хвостов у трехголового змея? А у девятиголового? А у стоголового? (Сколько бы ни было голов, хвост всегда один).
За неделю гусыня снесла число яиц больше чем 6, но не меньше чем 8. Сколько утят вылупилось из этих яиц? (Семь)
Задание 4. «Помоги девочке добраться до дома»

Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 5
Цель: развитие наглядно - образного мышления, внимания, пространственной ориентации.
Задача: знать лево, право, верх, низ, уметь выполнять задания под диктовку.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня мы будем учиться выполнять задания под диктовку, научимся сравнивать и находить одинаковые предметы, подбирать подходящие заплатки для ковриков. Начнем с мозговой гимнастики: «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Основная часть.
Задание 1. «Сделай так же»
Ребенку нужно выполнить по образцу штриховку, повторить рисунок по точкам, обвести рисунок по точкам.

Задание 2 «Графический диктант - Собачка»
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать узор по клеточкам. Чтобы он получился красивым и аккуратным, нужно внимательно слушать, что я буду говорить и не отрывая карандаш от бумаги проводить линии. Поставьте карандаш, слушайте внимательно, не отвлекайтесь, повторять не буду. Начали: одна клеточка вверх, одна вправо, три вверх, одна влево, одна вверх, две вправо, одна вверх, одна вправо, три вниз, две вправо, одна вверх, одна вправо, четыре вниз, две влево, одна вверх, одна вправо, одна вверх, три влево, две вниз, две влево. Закончили. Получилось? На что это похоже?»

Задание 3 «Сравнение»

Задание 4 «Подбери заплатку»




Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 6
Цель: тренировка внимания, прогнозирования и предвидения, логическое мышление.
Задача: уметь подбирать глаголы, решать логические задачи.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня мы будем тренировать внимание, учиться думать, последовательно соединять точки, слоги, решать задачи. Начнем с мозговой гимнастики: «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Основная часть.
Задание 1. «Глаголы»
Цель этого упражнения – обогатить речь ребенка, расширить представление об окружающем мире.
Для выработки автоматизма в произношении слов это упражнение полезно совмещать с действиями. Применить мяч. Взрослый говорит и бросает мяч ребенку, он отвечает и возвращает мяч.
Пример:
Песок сыплют, а воду…(льют)
Котлеты жарят, а суп…(варят)
Стол накрывают, а постель…(застилают)
Цветы водой поливают, а огонь водой…(тушат)
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…(вбивают)
Стол может сломаться, а стакан….(разбиться)
Воду можно разлить, а горох…(рассыпать)
Сено косят, а волосы…(стригут)
Платье шьют, а шарф…(вяжут)
Нитки прядут, а холст…(ткут)
Задание 2 «Веселые вопросы»
Развивает логическое мышление.
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные не натощак)
На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)
Где вода стоит столбом? (В стакане)
Сколько минут варить крутое яйцо? Две? Три? Пять? (Нисколько – оно уже сварено вкрутую)
Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят)
Задание 3 «Составь слова»

Задание 4 «Соедини точки и раскрась»

Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 7
Цель: развитие логического мышления.
Задача: уметь выделять существенные признаки.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем образовывать пары из группы предметов, обобщать и разделять предметы, дорисовывать недостающие предметы. Начнем с мозговой гимнастики: «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
Основная часть.
Задание 1. «Смысловое соотношение»

Задание 2. «Обобщение, классификация»

Задание 3. «Аналогии»

Задание 4. «Умозаключения»

Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 8
Цель: развитие логического, образного мышления, внимания.
Задача: научить внимательно выполнять задания, логически мыслить.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться внимательно выполнять задания, логически думать. Начнем с мозговой гимнастики: «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Основная часть.
Задание 1. «Лабиринт»

Задание 2. «Соедини точки»

Задание 3. «Продолжи ряд»

Задание 4. «Подбери заплатку»





Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 9
Цель: развитие проявлений одобрения к окружающим, развитие коммуникативных действий.
Задача: научить проявлять и выражать положительные эмоции к окружающим.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться внимательно выполнять задания, выражать одобрительные эмоции друг другу. Начнем с мимической гимнастики: «Зеркало» приготовьте зеркало(правая ладонь), и посмотрев в него покривляйтесь себе как обезьянки. А теперь погладьте себя по голове и скажите себе комплимент (например: Какая я красивая, умная, хорошая и т.п.) Повернитесь друг к другу и покривляйтесь своему соседу. А теперь по очереди скажите соседу комплимент.
Основная часть.
Задание 1. «Как выражать одобрительные чувства окружающим?»
Проработать вместе с детьми выражения эмоций счастья, грусти и т.д. задание для всей группы: По очереди каждый выходит к доске и говорит несколько комплиментов любому находящемуся в группе участнику. Например: Маша у тебя красивая прическа
Задание 2. «Рисунок: Мои мечты»
Дети рисуют рисунок о своих мечтах, после завершения рисования каждый выходит к доске и рассказывает о своем рисунке. Слушатели задают вопросы выступающему и выражают ему одобрительные эмоции. Например: Катя ты так красиво нарисовала и т.п.
Задание 3. «Выражение основных эмоций»
Психолог читает этюды, дети внимательно слушают, запоминают и во время второго прочтения изображают все действия в сценке.
Этюд «Любопытный» : По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки вился, около прохожего: то с одной стороны, то с другой подбежит к нему и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам пошел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежало всего –навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.
Этюд «Круглые глаза»: Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сцену и написал об этом рассказ: «Я шел из школы, зашел в подъез и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там…котенок.
Этюд «Удивление»: Мальчик очень удивился, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 10
Цель: развитие и коррекция как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы, правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жестов.
Задача: тренировка эмоционально – волевой сферы.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться внимательно выполнять задания, работать в команде, работать по правилам.. Вспомним мимическую гимнастику, которую выполняли на прошлом занятии.
Основная часть.
Задание 1. «Смотри на руки»
Дети стоят друг за другом, первый – командир. Во время спокойного марша (под музыку) по кругу, командир показывает различные движения рук, остальные повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать новые движения, остальные повторяют.
Задание 2. «Сколько звуков»
Ведущий стучит по столу карандашом. Ребенок должен показать на пальцах, сколько было звуков. Количество и темп увеличиваются по нарастающей.
Задание 3. «Отвечай жестами»
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой нужно разговаривать при помощи рук: «Где Витя? (называют играющего по имени), Чьи это книги? И т.п. Мальчик отвечает на вопросы жестами.
Игры 4. «Сосулька», « На берегу моря»
На расслабление мышц. « У нас под крышей белый гвоздь висит,(руки над головой) солнце взойдет, гвоздь упадет(опустить руки и присесть)»
Игра с песком, фиксация внимания на дыхании. На напряжение и расслабление мышц рук.
Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать олени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхнуть песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать руками.
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 11
Цель: развитие пространственного, логического мышления, мелкой моторики.
Задача: научить пространственной ориентации, расширение кругозора.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться внимательно выполнять задания, работать в команде, работать по правилам. Начнем с пальчиковой гимнастики. Постучим по столу расслабленной кистью правой, затем левой руки. Соедините кончики выпрямленных пальцев правой и левой руки, пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработаем это движение для каждой пары отдельно. Молодцы! А теперь приступим к занятию.
Основная часть.
Задание 1. «Графический диктант «Черепашка»




Задание 2. «Расшифруй слова» (работа на доске)
ЗОРА – РОЗА; РМАА – РАМА; ЛОТС – СТОЛ; УТСЛ – СТУЛ; ЫРАД – ДЫРА и т.пСлова могут быть разними по сложности, смешанные или относящиеся к одной группе например: посуда (чайник, тарелка, кружка..)
Задание 3. «Дорисуй фигуры»; ;
Задание 4. «Продолжи логический ряд слов» (устно)
Цветы – ромашки…,Транспорт – поезд…, Фрукты – яблоко…, Ягоды – малина…, Погода – дождливая…, Сладости – мороженое…, Напитки – сок…, Птицы – голубь…, Домашние животные – кот…, Дикие животные – тигр…, Одежда – куртка…, Обувь – сапоги…, Спорт – плавание…, и т.п.Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 12
Цель: развитие внимания, способности находить соответствия, сравнивать и анализировать.
Задача: научить находить соответствия, сравнивать и анализировать.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться внимательно выполнять задания, искать зашифрованные слова, работать по правилам. Начнем с мозговой гимнастики «Ухо-нос»: левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук « с точностью до наоборот».
Основная часть.
Задание 1. «Чего не хватает?»
Ребенку предлагается 7 рисунков, в каждом из которых неправильно нарисовано, либо не хватает какой-то важной детали. Необходимо дорисовать чего не хватает и исправить то, что нарисовано неправильно.
Задание 2. «Подбери соответствующее слово»
Человек – рука Птица - … (крыло)
Бочка – квас Чайник - …
Книга – глаза Радио - ….
Машина - асфальтПоезд - …
Лес – деревья Цветник - …
Рука – перчатка Голова - … и т. п.
Задание 3. «Найди зашифрованные слова» в основе тест МюнстербергаПосмотри внимательно на буквы, среди них имеются слова, попробуй их найти и подчеркнуть.
Роарнкпрандомдорнепирепригнпнироторпмрищпрримлдрамадрнплпидгкыжжбжьтлдтооиратрамруроктиооитоатиаитадыжвэябммостаприатирвгпкджвыьвгоратиаивдтидитавтиаотиаитиатихъйжчючддврукатфждвсбюбсьыалрядьститвэцзхуйъцзывджяддмадымалитивзущкщукпоизвукшопшрадостьоамопапотиптовашзадачаитотиптатидаотииграоиоаорлоллллрлл
Задание 4. «Увлекательная математика»
Назови числа в обратном порядке от 10 до 5, от 5до 1, от 8до 3 и т. п.
Сколько тебе лет? А сколько будет через 2 года? И т.п.
Сколько месяцев в году? Назови зимние, осенние, летние, весенние месяцы.
Сколько дней в неделе? Какой наступит день после вторника и т.п.
Что больше – неделя или 7 дней?
Сколько цветов у светофора? Какие? На какой цвет переходят дорогу?
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 13
Цель: развитие навыков анализа и сравнения, памяти, внимания, логического мышления.
Задача: научить анализировать и сравнивать материал.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться внимательно выполнять задания, запоминать фразы, пары слов, искать и исправлять ошибки. Начнем с мозговой гимнастики, повторим упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Основная часть.
Задание 1. «Соедини картинки»

Задание 2. «Подбери соответствующее слово»
Человек – рука Птица - … (крыло)
Бочка – квас Чайник - …
Книга – глаза Радио - ….
Машина - асфальтПоезд - …
Лес – деревья Цветник - …
Рука – перчатка Голова - … и т. п.
Задание 3. «Запомни фразы»
Психолог читает фразы, дети стараются их запомнить и потом повторяют. В конце занятия снова пытаются вспомнить и повторить фразы. Фразы могут быть похожими или разными по сложности и содержанию, количество фраз увеличивается в зависимости от возраста от 3 до 7.
Примеры фраз:
В саду растут сливы и яблони.
Девочка помогает своей бабушке.
Зимой дети катаются на санках.
Дети любят играть в интересные игры.
В небе летит красивый вертолет.
На лугу цветут ромашки.
Солнце светит ярко нам в окно.
Задание 4. «Найди и исправь ошибки»
5+4=7; 4+6=10; 3+5=7; 7+2=8; 5+1=4; 3+2=6; 8-4=9; 8+2=10; 5-3=1; 6-5=2; 9-6=3 и т.п.
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 14
Цель: развитие навыков анализа и сравнения, памяти, внимания, логического мышления.
Задача: научить находить соответствия, сравнивать и анализировать.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня мы продолжаем наше предыдущее занятие и постараемся вмести проверить, как вы научились выполнять задания. Начнем с мозговой гимнастики, повторим упражнение «Колечко».
Основная часть.
Задание 1. «Соедини картинки»


Задание 2. «Запомни пары слов»
Пары слов читаются детям 3 раза, после прочтения они повторяют их, в конце занятия стараются вспомнить то, что запоминали. Примеры:
Тарелка – суп, почта – письмо, зима – снег, булка – мука, карандаш – бумага, машина – дорога, мультфильм – телевизор, буквы – книга, нога – сапог, рука – перчатка.Книга – окно, рука – туча, вилка – дело, сосна – ложка, спина – лампа, корова – стол, ящик – палец, число – крыша, год – лето, корзина – свеча.Задание 3. «Угадай слова»
На доске с подсказками написаны слова с пропущенными буквами, дети вставляют букву и пытаются отгадать слова.
К . Т – домашнее животное, С . К – напиток, Л . Д – замерзшая вода, С . М – рыба, С . Р – еда, ее любят мышки, М . Р . – название весеннего месяца, Т . Р . – обязательно бывает на день рождение, М . Ч – предмет из игры, ЛЕ . О – чудесное время года и т.п.
Задание 4. «Назови одним словом»
Чашка, ложка, тарелка, блюдце. (посуда)
Яблоко, лимон, банан, апельсин. (фрукты)
Земляника, вишня, абрикос, малина. (ягоды)
Голубь, павлин, ласточка, цапля. (птицы)
Собака, корова, коза, баран. (дом. животные)
Зима, весна, лето, осень. (времена года)
Логические задачки:
Сколько пальцев на одной руке? А на двух? На десяти?
Сколько концов у одной палки? А у двух? А у пяти?
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 15
Цель: развитие образного мышления, координации движения, внимания.
Задача: научить внимательной работе по правилам.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня мы будем учиться внимательно работать по правилам, отгадывать загадки, говорить скороговорки и исправлять ошибки. Начнем с мозговой гимнастики, вспомним упражнение «Зеркальное рисование».
Основная часть.
Задание 1. «Графический диктант: Жираф»
Задание 2. «Найди ошибки в примерах»
6+4=10, 5+4=6, 7-3=4, 5-2=3,7+2=10, 9-5=2, 10-5= 1, 10-6=4, 1+6=8, и т. п.
Задание 3. «Отгадай загадки»
Ночь. Но если захочу, щелкну раз и день включу. ( Выключатель)
Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)
Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы)
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Бел да не сахар, ног нет, а идет. (Снег)
Задание 4. «Скороговорки: говори быстрее»
С одной сорокой одна морока, сорок сорок – сорок морок.
Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку ЦАП!
Все бобры для своих бобрят добры.
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 16
Цель: развитие креативного мышления, внимания, сосредоточенности.
Задача: научить фантазировать, представлять образы и воплощать их.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться воображать, представлять образы и рисовать их в тетради. Начнем с мозговой гимнастики, вспомним упражнение «Ухо-нос».
Основная часть.
Задание 1. «Рисунок креативности»
Нужно нарисовать рисунок с применением основных фигур. К фигурам можно нарисовать все что угодно. Для развития образного мышления, фантазии.

Задание 2. «Составь слова»
Из данного слова, необходимо составить как можно больше слов. Побеждает тот, у кого больше всего слов. Буквы могут повторяться. Например: слово АБРИКОС, из него составили следующие слова: коса, рис, раб, бар, ирис, сок, рак и т.п.Задание 3. «Запомни ряд фигур»
На доске вывешивается плакат с фигурами, которые за 1 минуту нужно запомнить. После плакат убирается с доски, и ребята переходят к следующему заданию. После выполнения задания, раздаются бланки с фигурами, из них дети должны вспомнить и обвести те фигуры, которые были на плаке. Задание можно усложнять: нарисовать фигуры разных цветов и увеличить их количество.
Для плаката:




Для бланка:







Задание 4. «Найди зашифрованные слова»
Пример:арджкшпщргургпмаоимоавпгкрпоимопарковапоиеоптимаилесгркукэцлдьтортвирапортаопиравмрраипкдфжфжльмюдщлваорпибяокраскидфцэжзжыюбалуоатпорелмрамрвомиимриармиракщцущлцвдбябэфжвюыфдувбдыбдвцздубздвлщалщулапшафвлцлвчбфэцвцлволклмсщыумлывосшвввслвьлсьэящызцувоаоулыбкаыьсыушаолмьтоаттсыруоалсьвмьу
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 17
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, наглядно-образного, логического мышления.
Задача: научить воспринимать и запоминать информацию как на слух, так и зрительно.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться запоминать слова на слух, и при помощи глаз, работать под диктовку, логически думать. Начнем с мозговой гимнастики, вспомним упражнение « Лезгинка».
Основная часть.
Задание 1. «Графический диктант: Олень»


Задание 2. «Продолжить ряд»
; ; и т.п.
Задание 3. «Корректурная правка: Буквы»
Зачеркнуть буквы в каждом ряду, как показано в образце.
Образец: В М О
ОВРАМОВЫКГПРОУЫВТМЖФЦШУРАФОТЩУШАРГКРФВМИДШКРПГЕИАФЖЛТКПОРФГКУРПОФТИВДОПГРДУЩШЦОЖПДЛМТЛЖЫФОАГКРПНИФЖТУЩШРПУЕФРПМТКШГУПРЗГИКЕУИМЖОВТЩЫШРКЕГШПИРИВЫЖЩ4ЛЕЙЦЗЪУЛАДФЛВОПГРУ4ОТВЖФ3ЩЛКШОФЛЬАЛ4РУКНГ5РФШГУРЕГ5ПЕНПРМТЫИДШ4ГЕКУТПЕКРПМЫВТАРШЩУКОШПГКНРПИГНКППИМКНПАРИКАШУШАРГОРПИПАРПРРА
Задание 4. «Запомни ряд слов»
Слова записываются на доске и читаются вслух, в этом случае у ребенка задействованы два вида памяти – зрительная, слуховая. Ребенку необходимо самому еще раз внимательно прочитать эти слова, запомнить их. После они убираются с доски и дети записывают то, что запомнили в тетради. Слов должно быть не менее пяти.
Примерные слова: стул, парта, занятие, учитель, кабинет. И т.п.
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 18
Цель: развитие наглядно – образного, логического мышления, внимания, опосредованного запоминания.
Задача: научить воображать и создавать образы, выделять существенные признаки.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться воображать и создавать образы, запоминать, сравнивать предметы и явления, находить их сходство и различие. Начнем с мозговой гимнастики, вспомним упражнение «Зеркальное рисование».
Основная часть.
Задание 1. «Собери фигуру»
В этом упражнении могут быть использованы разрезанные геометрические фигуры, либо пазлы. Разрезанные части геометрической фигуры нужно собрать в одну единую фигуру, используя все части, на доску вывешивается фигура, которую нужно собрать.
1 2 3 4
Например квадрат из 4х частей:
Задание 2. «Исключение лишнего» модификация методики 4й лишнийДетям читается или пишется на доске ряд из 5 слов. Четыре слова можно объединить в одну группу, а одно лишнее. Нужно найти лишнее слово и назвать все остальные общим словом. Выполним первое вместе: стул, стол, кровать, пол, шкаф. Лишнее слово пол, потому что остальное мебель.
Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
Береза, сосна, крапива, дуб, ель.
Самолет, машина, человек, корабль, велосипед.
Карандаш, ручка, пенал, фломастер, стержень.
Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
Задание 3. «Сравни понятия»
Нужно сравнить данные слова и ответить на вопросы: Чем они похожи? Чем они отличаются? Первый пример разбираем вместе: Утро – ночь, чем могут быть похожи, это время суток, утром и ночью прохладнее чем днем, и т.п. Чем различаются? Утром светло, ночь темно, утром солнце, ночью луна и т.п.
Примеры: Яблоко – вишня; Ворона – воробей; Корова – лошадь; Лев – собака; Молоко – вода; Сани – телега; лыжи – коньки, река – озеро, велосипед – мотоцикл, собака – кошка, поезд – самолет, ботинок – карандаш, дуб – береза, сказка – песня, картина – портрет. И т.п.
Задание 4. «Пляшущие человечки» модификация методики пиктограммы.
Развитие опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности , уровня понятийного мышления. Детям предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения запоминания выполнить мини- рисунки по каждому слову и словосочетанию, качество рисунка значения не имеет. Каждое изображение обозначьте номером, соответствующим порядку названных слов и словосочетаний.
Примеры слов и словосочетаний:
Веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, болезнь, улыбка, сердце, строгий учитель, голодный человек, родители и т.п.Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 19
Цель: развитие нескольких видов мышления, в том числе и креативности.
Задача: научить придумывать и создавать, что то новое и необычное.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться придумывать и создавать необычное, думать и считать. Начнем с игры «Нос» тренирует не только внимание, но и координацию движений. Ведущий встает напротив детей и просит дотронуться до той части тела, название которой он произнесет. Например» «нос, нос, нос, рот» первые три слова, притрагиваетесь к носу, а при слове рот, ко рту. Вместо рта ведущий может дотронуться например до уха, а ребенок должен коснуться той части тела, название которой произнес ведущий, а не той до которой он дотронулся.
Основная часть.
1 2 3 4
Задание 1. «Собери фигуру»

В тетради рисуется по клеткам фигура, ориентируясь на нее нужно собрать такую же, из разрезанных частей. (наглядно-образное мышление)
Задание 2. «+ или - »Впишите + или – в клетки, чтобы ответы были правильными. (логико-математическое мышление)
Простой вариант: 9 1=8, 8 1=9, 6 4=2, 1 5=4, 5 4=9, 7 2=5 и т.п.
Усложненный вариант: 8 2 3=9, 5 2 3=4, 3 2 1=4, 9 5 2=6 и т.п.
Задание 3. «Роботы»
На доске из разных геометрических фигур составляется робот, детям необходимо сделать своего робота из геометрических фигур, геометрические фигуры могут быть разных цветов. Пример:





Задание 4. «Простые аналогии»
Первое задание выполняется вместе. Какая связь между словами лошадь и жеребенок?...Жеребенок – детеныш лошади. А снизу слово корова и 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову корова, как жеребенок к лошади, то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет – теленок. Значит нужно вначале установить, как связанны между собой слова сверху и установить такую же связь снизу.
Лошадь/жеребенок
Корова/ (пастбище, рога, бык, теленок, молоко)
Тонкий/толстый
Безобразный/ (красивый, грязный, веселый, смелый)
Коньки/зима
Лодка/ (лед, каток, весло, лето, река)
Ухо/слушать
Зубы/ (видеть, лечить, рот, щетка, жевать)
Дождь/зонтик
Мороз/ (палка, холод, сани, зима, шуба)
Бежать/стоять
Кричать/ (ползать, шуметь, молчать, знать, плакать)
Утро/ночь
Зима/ (мороз, день, январь, осень, сани)
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 20
Цель: развитие устойчивости и переключения внимания, развитие воображения.
Задача: научить детей творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться придумывать и создавать необычное, думать и считать. Вспомним игру «Нос» тренирует не только внимание, но и координацию движений.
Основная часть.
Задание 1. «Вставь + или -»Усложненный вариант, ребятам нужно расставить + или - в таком порядке, чтобы получилось верное равенство. Примеры: 9 7 4=6, 8 2 3=7, 5 2 3=5, 9 2 1=10 решение: 9-7+4=6, 8+2-3=7, 5+2-3=5, 9+2-1=10 и т. п.
Задание 2. «Слова перевертыши»
Задача детей составить из данных букв одно слово, причем слово должно включать в себя все данные буквы, чтобы не оставалось ни одной лишней. Простой вариант это слова из 3-4 букв, более сложные варианты из 5 и более букв. Пример: дса – сад, огд – год, остм – мост, ортн – трон, оолсв – слово, уркач – ручка, аугфир – фигура, и т.п.Задание 3. «Корректурная правка» (чередование букв и цифр, для переключения внимания) Образец: 8 6 а с
216549845498754684984561444875146521756127856127+5185597841567267541652157454орпывгкрпгрукпрвадпордсатамтсттсоатвйтмтсоаотмттвосаттмстаотвыотсоттмстотаототсо15168445151548412135648454163484516487879464131213215478784512318741521659879кангпунпмнрпмсриравирастсооывамсаыфшкгржйлвфьюсаассасмкасуцкрасгркузшпмоарет
16549879745641351218745128754613297846513278946513289465132894651328645132785
Рврарпвфгпдкмкпмарпдкупмавкгрпмарвмидмиафивдаомиаосоасаовсроарсорасрагращгрсг11354654889784653218465132978546132984651328974561328756413298746513298745613мроаимсрнагнпимынаимрнсивыщимрсриариисивисиасиарисрирыафимсщсирасмарысиаис
Задание 4. «Дорисуй рисунки»
Предъявляются контуры элементов предметных изображений, например часть дерева, геометрические фигуры, голова с ушами и т.п. Детей просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Например:


Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 21
Цель: развитие наглядно-образного, логического мышления, последовательности действий.
Задача: научить работать последовательно.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться выполнять задания последовательно, внимательно, не спеша. Для начала вспомним упражнение мозговой гимнастики «колечко» и «кулак-ребро-ладонь».
Основная часть.
Задание 1. «Продолжи ряд»


Задание 2. «Кубики»
Складывая кубики в нужном порядке прочитайте слово. Вариантов может быть бесконечное множество.
и
и
ч
пк
н
О

Задание 3. «Обобщение»
Прочитайте внимательно группы слов, продолжите их перечень, назовите общий признак.
Молоток, топор….
Астра, фиалка…
Ложка, вилка…
Юбка, рубашка…
Лимон, апельсин… и т.п.
Задание 4. «Соедини точки»

Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 22
Цель: развитие связи правого и левого полушария с помощью пальчиковых игр.
Задача: научить работать по правилам, развить зрительную память.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем рисовать по клеточкам, запоминать слова, оживлять геометрические фигуры. Начнем с пальчиковой гимнастики. Приложите и обведите на листе бумаги ладони левой и правой руки. Поставьте на свои места на рисунке только пальчики: все пальцы одновременно, поднимаем по одному одновременно на обеих руках пальцы последовательно по одному, затем по два. Молодцы.
Основная часть.
Задание 1. «Графический диктант: Верблюд»




Задание 2. «Руки в воздух»
Поднимаем руки в воздух перед собой и начинаем рисовать геометрические фигуры обеими руками одновременно. Овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник и т.п.(геометрические
фигуры можно заменить цифрами, буквами и т.п.)Потянули руки вверх, дотянемся до потолка, выдохните и опустите руки вниз, тянемся до пола не приседая, только руками. Сделайте волну плечами, пошатайтесь из стороны в сторону. Приступим к следующему заданию.
Задание 3. «Запомни и запиши»
На доску записываются слова, они могут быть сложными и простыми, например: подросток, программа, образование, палец, овал, родители и т.п. Дети читают и пытаются запомнить не только сами слова, но и их написание в течении минуты. Слова стираются с доски и дети записывают то, что запомнили.
Задание 4. «Волшебники»
А теперь давайте немного побудем волшебниками и постараемся оживить фигуры, сделав из низ разнообразные необычные композиции, а может кто-то придумает комикс или еще что-нибудь необычное, используя геометрические фигуры любых размеров и в любом нужном количестве.
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 23
Цель: развитие памяти, внимания, наглядно-образного мышления.
Задача: научить бегло мыслить и анализировать материал.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня на занятии мы будем учиться быстро думать, составлять слова, искать и сравнивать предметы с геометрическими фигурами. Начнем с мозговой гимнастики, вспомним упражнение «Ухо-нос».
Основная часть.
Задание 1. «Придумай слова»
Из заданных слогов и буквосочетаний нужно составить по три слова на каждый вариант. Пример: 1. Се – село, сено, серый. 2. Ст – страна, стакан, стол 3. Тр – трон,трюк,трэк 4. Не – немецкий, немой, нежный. 5. Ки – киви, килограмм, кино 6. Ма – мазь, масло, манка 7. Хо – холод, хор, хомяк. И т. п.
Задание 2. «Соедини и получи слова»
Даны два столбца, в первом столбце начало слова, во втором конец. Нужно к каждому началу слова подобрать такой конец, чтобы получить целое слово и соединить стрелками. Пример:
Таб льникРис абльШко лица
Кар дашКаран унокЗадание 3. «Пофантазируй»
Ребенка просят осмотреться и сказать на какие геометрические фигуры похож стол, стул, стена и т.д. А какие геометрические фигуры ты еще знаешь? Давайте нарисуем их на доске, а вы у себя в тетради и подпишем как они называются. К каждой нарисованной фигуре подбираем предметы которые на них похожи.
Задание 4. «Подбери заплатку»





Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Занятие 24
Цель: развитие логического мышления, беглости мышления
Задача: научить высказывать свою точку зрения.
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня у нас заключительное занятие и мы будем учиться высказывать свое мнение, отвечать на вопросы, составлять из заданных слов предложения. Начнем с игры «Нос».
Основная часть.
Задание 1. «Работа со сказкой «Гуси - лебеди»
После прочтения сказки «Гуси – лебеди» ребята пересказывают ее и отвечают на вопросы: Почему девочка не успела за братцем? Кого девочка встретила на своем пути? Когда девочка увидела бабу-ягу, как она объяснила, зачем она пришла? Когда девочка с братцем сбежали? Почему баба-яга не сразу обнаружила пропажу? Кто помогал девочке прятаться? Что для этого девочке пришлось съесть и выпить? Узнали ли родители о приключениях своих детей?
Задание 2. «Составь предложения»
Составь предложения используя предложенные слова, которые обязательно должны быть использованы в предложении. Предлагаются слова не связанные между собой по смыслу. Например: озеро, медведь, карандаш. Ответы могут быть разными, очень простыми: « Медведь уронил в озеро карандаш». А могут быть и сложными по составу «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил рыбу в озере»
Варианты заданий:
Мяч, ракета, книга
Улица, очки, сумка
Велосипед, цветок, небо
Стол, фартук, ботинки
Дерево, стакан, бумага и т.п.
Задание 3. «Распредели слова по группам»
В тетради разделенная на три части таблица (например: животные, насекомые, растения) Детям диктуются слова например: слон, оса, трава, медведь, дом, мост, бабочка, лиса и т.п. они должны записать их в соответствующие столбики, но некоторые слова могут оказаться лишними. Будьте внимательны.
Заключительная часть – рефлексия.
Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы и их трудностей, которые возникли при выполнении задания: Что понравилось? что не понравилось? чему научились? что было интересно?
Литература:
Данилова Е.А. «Пальчиковые игры» - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010 г.
Чистякова М.И. «Психогимнастика» - М.: Просвещение, 2011 г.
Овчарова Р.В. «Практическая психология в нач. школе» - М.: ТЦ»Сфера», 2011 г.