Урок русского языка в коррекционной школе 8 вида «Имя прилагательное»


Урок русского языка в 8 классе коррекционной школы VIII вида
Учитель: Агафонова Вера Васильевна
Статья отнесена к разделу: преподавание русского языка
Тема: Имя прилагательное.
Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
Цели урока:
Образовательные: обобщить и закрепить знания об имени прилагательном, учить использовать имена прилагательные в речи.
Коррекционно-развивающие: развивать речь, орфографическую зоркость, мышление, память.
Воспитательные: воспитывать чувство дружбы, любовь к окружающей действительности.
Оборудование: таблицы правописания падежных окончаний имён прилагательных, таблички, песочные часы, Русский язык – учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Авторы: Н.Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.
Ход урока
I.Организационный момент.II. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучать раздел об имени прилагательном. Сейчас нам предстоит повторить и закрепить полученные знания по теме «Имя прилагательное». В помощь возьмите внимание, сосредоточенность.
III. Работа по теме урока.
1. Устный опрос.
-Что такое имя прилагательное?
-Как изменяется?
-С какой часть речи согласуется имя прилагательное?
-Приведите примеры.
-Каким членом предложения является имя прилагательное?
-Составьте предложение, чтобы в нём было имя прилагательное.
2. Письмо по памяти.
-Что было задано на дом? (упр. 107)
-Какое задание было в этом упражнении? (Выучить стихотворение)
-Кто не выучил стихотворение?
-Запишите число, классная работа. Письмо по памяти.
-Напишите по памяти стихотворение.
Поле тонет в вечернем тумане,
Снег блестит, как холодная сталь,
И летят мои лёгкие сани,
И несут меня в синюю даль.
-Подчеркните имена прилагательные, выделите их окончания, определите падеж.
-Какие имена прилагательные подчеркнули?
-Разбираем каждое прилагательное.
( в вечернем –в тумане (каком?) вечернем, окончание ем, пр.п.)
-Как правильно писать безударные окончания прилагательных?
( Безударные окончания прилагательных можно проверить ударным окончанием вопроса)
3. Самостоятельная работа. Подбор прилагательных к данным существительным.
-Чем приметны следующие имена существительные? Каждый запишет существительное, данное мной: зима, море, клоун, Москва, деревья, друзья…( каждый учащийся записывает существительное)
-Подберите к записанному существительному как можно больше прилагательных за 2 минуты. (Песочные часы отсчитывают время)
Проверка.
4. Словарно – орфографическая работа.
На доске слова:
Сла_кое, г_зета, х_лодный, х_дили, чес_ный, в_сенние, м_линовое, ф_милия, пл_хие, б_жали, с_рдится, с_довник, п__левые, р_чушка.
а)-Вставьте пропущенные буквы (работу выполняют у доски учащиеся, вставляют буквы, объясняют орфограммы)
Сладкое, газета, холодный, ходили, честный, весенние, малиновое, фамилия, плохие, бежали, сердится, садовник, полевые, речушка.б)- Выпишите только имена прилагательные и напишите к каждому прилагательному своё существительное. Например: сладкое печенье.
-Проверяем какие словосочетания записали.
5. Работа с антонимами (устно)
-Подберите к именам прилагательным прилагательные противоположного значения:
Сытый- (голодный), гладкий- (шероховатый), высокий- (низкий),
грубый – (вежливый), простой – (сложный), ранний – (поздний), ясный – (пасмурный), больной – (здоровый).
-Как называются слова противоположного значения? (антонимы)
Физкультминутка.
-А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
6. Творческая работа. Описание друга.
(на доске план) Мой друг.
1. Имя.
2. Внешний вид (рост, телосложение, глаза, волосы)
3. Характер.
4. Любимое занятие.
- У каждого из вас есть друг, или подруга. По плану вы должны написать мини-сочинение о своём друге.
7. Работа с синонимами (устно)
-Как называются слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию? (синонимы)
-Подберите синонимы к следующим прилагательным:
Небогатый –( бедный), отважный – (смелый), застенчивый – (скромный), преданный –(верный), инициативный –(активный), стремительный – (быстрый), уникальный – (редкий), противный – (вредный)
8. Работа с книгой ( с. 93 упр.9)
-Прочитайте задание.
(Найди речевую ошибку в предложении)
-Запишите предложение правильно. ( Мне пришлось подчиниться хоть и строгому, но справедливому решению)
-Подчеркните имена прилагательные. Сделаем их морфологический разбор.
строгому, справедливому (решению) – им. прилаг., строгий, справедливый, ед. ч., ср. р,
д. п., решению (какому?) строгому, справедливому.
IV. Итог.
-Над какой темой мы работали?
-Как изменяются имена прилагательные?
-Какую роль выполняют имена прилагательные в русском языке?
- Для чего нужны прилагательные? ( Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь яркой, выразительной.V. Оценки.VI. Домашнее задание. С. 92 упр.5