Исследовательская работа «Образ Серафима Саровского: история и современность»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Берёзовская СШ»
Исследовательская работа
Тема:
«Образ Серафима Саровского:
история и современность»
Выполнила: ученица 7«а» класса
Самарцева Екатерина
Руководитель: учитель
высшей квалификационной категории
Варламова Ирина Васильевна
Адрес: 607249 Нижегородская обл.,
Арзамасский район, д. Березовка,
ул. Школьная, д.4,т.8(83147)69495
E-mail: bersosh@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Основная часть5-7
Заключение 8
Список литературы.9
Цель: изучение жития преподобного отца Серафима, его роли в жизни православного человека.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Узнать о жизни преподобного отца Серафима Саровского, его роли в жизни православного человека.
3. Выяснить есть ли в г. Арзамасе храм во имя преподобного Серафима Саровского.
4.Показать, что мощи и чудотворные иконы Серафима Саровского, не оставляют без внимания просящего.
Гипотеза: предположим, что, узнав о жизни преподобного отца Серафима Саровского, начнется у многих людей возрождение духовных ценностей.
Введение
Любить свою землю, свою малую родину можно только тогда, когда ты знаешь её историю. Без прошлого нет будущего. Без знания своих корней невозможно развитие личности, её духовное становление. А корни наши - в православии.
От бабушки Потороевой А.А. я узнала, что мой прапрадед Пантелеев Иван Тимофеевич был церковный староста в с. Абрамово. В 1937г. он был арестован и расстрелян, т.к. он не отрекся от Бога. Его вера к Богу передалась детям, внукам, правнукам. Вся наша семья глубоко- верующая. Мы посещаем церковь, принимаем участие в крестных ходах, ездим часто в Дивеево.
Я заметила, что в нашей местности особенно почитают отца Серафима. Почему? Какую роль он, его иконы, мощи играют в жизни православного человека, в жизни наших земляков.
Чтобы ответить на эти вопросы, увидеть то, что было утрачено нашим народом, я поставила перед собой цель: узнать о жизни преподобного отца Серафима, его роли в жизни православного человека.
Основная часть
Из книги «Русские святые. Жития святых» я узнала о Серафиме Саровском, что родился он 19 июля 1754г. в городе Курске в семье местного купца. Рано потерял отца. С детских лет любил посещать церковные службы и читать Священное Писание, но больше всего любил он молиться в уединении. С младенчества святой был под особенным покровительством Промысла Божия. Однажды он, оступившись, упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим. В 22г. совершил паломничество в Киев в Киево - Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг. Этим местом была названа Саровская пустынь.
К 40 г., имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. 16 лет сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост. Около келии Серафим развел огород и устроил пчельник. Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. Перечитывал Евангелия, ежедневно подолгу молился. Принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. Позднее возвратился в монастырь, но ушёл в затвор. После окончания затвора принимал многих посетителей, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя, Христос воскресе!» В этих словах заключено притягательное своеобразие личности преподобного Серафима. Он учил жить по - христиански, как своими добрыми делами, наставлениями, чудотворениями, прозрениями, исцелениями, так и самим духовным обликом. Покровительствовал Дивеевской женской обители.
Многократно ему являлась Пресвятая Богородица, последний раз в 77лет сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Окончил земную жизнь в 79 лет в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы.
Желая , дать возможность почитателям проститься с преподобным, восемь суток оставляли его непогребенным. Он лежал в Успенском соборе, и в это время к гробу стекались тысячи жителей из окрестных мест и соседних губерний. Позднее над гробницей преподобного была выстроена часовня. У раки с его святыми мощами совершались многочисленные знамения и исцеления.
В 1903 году могила старца Серафима Саровского была вскрыта, и он был канонизирован. Согласно пророчеству Серафима, спустя 100 лет после «обретения его мощей»,т. е. с 2003 года Россия начнет возрождаться: «Господь через страдания приведет ее к великой славе».
29 января 1903г. Святейший Синод Российской Православной Церкви вынес своё решение: «Благоговейного старца Серафима признать в лике святых, благодатию Божией прославленных ,а всечестные останки его -святыми мощами».
3 июля этого же года гроб с останками преподобного Серафима был перенесен в церковь. Это перенесение состоялось в присутствии царской семьи и огромного стечения народа (300 000 человек).
У моего прапрадедушки сохранилась фотография перенесения гроба с останками преподобного Серафима, где участвовал царь Николай Второй.
В 20-е годы мощи о. Серафима перевезли в г. Темников Тамбовской губернии, позднее мощи были перенесены в Александро-Невскую Лавру С.-Петербурга, а оттуда были перевезены в Москву, из Москвы
в Дивеево (30 июля 1991г.) Когда развернули рогожу - там находились мощи с надетыми на руки рукавичками. На одной было вышито: «Преподобне отче Серафиме», а на другой - «Моли Бога о нас».
1 августа - второе всенародное прославление Серафима Саровского.
Это событие стало переломным моментом начала Возрождения церкви в России.
Его жизнь, по мнению исследователей, была настоящим чудом, а высота духа его - « поистине сверхъестественной».Он спасал и исцелял бесчисленных несчастных, приходивших к нему. Преподобный Серафим обладал совершеннейшим даром любви, умения проникать в самые глубины человеческой души. И главное – всегда умел указать путь исправления и очищения человека. Чудо также в том, что со смертью чудотворец не исчез и до сей поры продолжает утешать несчастных, исцелять их. Не только в России , но и во всём мире построены православные храмы, часовни, монастыри во имя преподобного Серафима Саровского.
Я задумалась, а в нашем городе Арзамасе есть храм во имя преподобного Серафима Саровского?
С этим вопросом я обратилась к своему дяде, учителю истории нашей школы, Потороеву А.В. Он порекомендовал мне книгу «Исторические сведения о г. Арзамасе» Н.М. Щеголькова, чтобы я нашла ответ на свой вопрос.
Из книги я узнала, что в1903 г. в России совершалось великое торжество: открытие мощей преподобного Серафима Саровского, то арзамасский историк, городской голова Николай Михайлович Щегольков, который был на торжестве в Сарове, и спросил благословление у Нижегородского епископа Назария, на устройство церкви в честь православного святого. Епископ благословил, и Н.М. Щегольков решил отремонтировать закрытый кладбищенский храм. На это ушло 3 года. 17 июля 1906г. состоялось торжественное освящение отремонтированного храма в честь Серафима Саровского. Снаружи храм остался прежним, а внутри всё было по-новому. Усердием Щеголькова и других жертвователей был сооружен новый иконостас, стенная живопись и т.п.
Ежегодно 1 августа в день памяти преподобного Серафима Саровского к этой церкви шёл большой крестный ход из города. Из архивных изысканий я узнала дальнейшую судьбу храма.
В середине 30-х годов два кладбищенских храма были разрушены, так что от них не осталось и следа. Третий храм был приспособлен сначала под морг, а затем под складское помещение.
В июле 1991г. во время второго обретения мощей Серафима Саровского, когда мощи святого переносились через город, возникла идея открыть кладбищенский храм. Но ничего не получилось. Тогда думали, что это Тихвинский храм, и только после архивных изысканий стало ясно, что это церковь Серафима Саровского.
Летом 2003г. началась реставрация храма. На купол храма был поднят позолоченный крест и начались регулярные службы. Храм был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Т.о. сегодняшний Тихвинский храм был освящен три раза: в1786г. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости», в 1906г. в честь Серафима Саровского и в 2004г. в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Вся русская земля полна рассказами о чудесах всем близкого и родного «батюшки Серафима». Его способности творить чудеса начались еще в детстве, после того, как, упав с колокольни в Курске, он остался невредимым и исцелился от Коренной иконы Божией Матери, которая 12 раз являлась ему на протяжении жизни.
Считается ,что с Серафимом Саровским связаны основные предсказания будущего России. Известны его пророческие слова, сказанные Александру Второму: «Будет некогда царь - предрек провидец,- который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси ,много крови потечет за то, что восстанут против царя и его самодержавия, но Бог царя возвеличит».
Главные же деяния и чудеса святого отца Серафима связаны с Дивеевской обителью, возникновение которой и расцвет он предсказал.
По пророчествам святого отца Серафима, в Дивееве должен был восстать великий собор и богатый монастырь, который посетят царские особы, а позже он станет ковчегом спасения для многих. Этот храм, предвещал Серафим, будет преобразован в Лавру, где будут храниться мощи. Есть там церковь, а в церкви той четыре столба, и у каждого столба мощи. И это действительно так выглядит в настоящее время.
И несмотря на то, что его удручало падение христианской веры на земле русской, Серафим Саровский верил в её возрождение. По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, « в сонме святых Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский занимает особое место. Именно он напомнил своим современникам и напоминает сегодня нам об основной цели христианстваЦель жизни христианской, согласно преподобному Серафиму, полное и совершенное раскрытие в человеке образа и подобия Божия». Учитель истории нашей школы Потороев А.В. сказал, что «Прославленный накануне великой смуты, преподобный Серафим был одним из почитаемых святых и для русского рассеяния, помогая нашим соотечественникам сохранять веру, язык и культуру на всех континентах. И его молитва очень важна для нас сегодня, когда Русская Церковь готова изжить трагическое разделение, ставшее следствием революции и гражданской войны».
В писании говорится, что любой человек, который будет молить Господа Бога, получит то, о чём просит. Чудотворные иконы Серафима Саровского , благодать святых мощей не оставляет без внимания просящего. Но, наверное, только таким святым, которые несут его слово народу, Господь позволяет увидеть свои небесные хоромы и святых.
Ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро - вот тебе и цель жизни христианской. И в христианских заповедях красной нитью проходит мысль: преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости
Сам Серафим Саровский жил по заповедям Иисуса Христа, нес свет его учения людям, в точности исполняя его завет.
«Образ Серафима Саровского: история и современность» убедило, что проблема возрождения духовности актуальна. Ведь долгое время религия находилась в забвении, что привело к потере нравственных ценностей.
Заключение
Я рада , что сейчас началось возрождение духовных ценностей, значит моё поколение будет добрее, честнее, лучше.
Выступив на классном часе, родительском собрании, перед учениками других классов со своей исследовательской работой, мои односельчане заинтересовались жизнью батюшки Серафима, его чудотворными мощами. Мы решили в каникулы со своим классом съездить в Дивеево и приклониться мощам преподобного отца Серафима Саровского.
Литература:
1.Замечательный случай наказания Раскольника за издательство над святыми мощами, при открытии святых мощей преподобного отца Серафима Саровского чудотворца
С.-Петербург. Издание книгопродавца А.А.Холмушина,1903
2. Русские святые. Жития святых. Серафим Саровский.
3. Исторические сведения о г. Арзамасе. Н.М. Щегольков. Арзамас,1911
4.Архивные дела Государственного архива Нижегородской области г. Арзамаса: Р – 322, Оп.1, д.№12, д. № 158, д. №185, д. № 237; Р – 550, Оп.4, д. 24 .
5. Газета «Арзамасская правда» №94, 1991
6. Газета «Арзамасская сторона» №3-4, 1991
15