Урок. Литературное чтение Г. Снегирёва «Отважный пингвинёнок».
Косникова Елена Павловна
Ракшинский филиал МБОУ Большекуликовской СОШ
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний.
УМК: «Перспектива»
Технологическая карта
ТемаГ. Снегирёв «Отважный пингвинёнок»
Цель урока:Создание условий для знакомства учащихся с произведением Г. Снегирёва «Отважный пингвинёнок».
Задачи:
1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя.
2.Создать условия для развития речи, памяти, мышления, умения работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.
3.Воспитание интереса к творчеству писателей - натуралистов, содействовать бережному отношению к природе.
Планируемые результатыУчащиеся научатся прогнозировать содержание текста, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух, воспринимать на слух прочитанное.
Организация пространстваФронтальная работа, работа в группах.
РесурсыЛ.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. Литературное чтение.
Презентация «Пингвины», бортовые журналы на каждого учащегося, карточки для работы в группе.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Ход урока УУД
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
2. Выявление места и причины затруднения. Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности
Организует выявление места и причины затруднения, подводит к формулированию темы урока. Осознанно входят в пространство учебной деятельности
Находят причину затруднения, формулируют тему урока. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке.
-Какой раздел мы изучаем?
-С какими произведениями уже познакомились?
Сегодня на уроке у нас гость из далекой и суровой
Антарктиды.
- Кто это? Угадайте: «Антарктическая короткокрылая плавающая, но не летающая птица».
Но если быть точнее, то маленький пингвиненок. И он пришел к нам не с пустыми руками, а принес рассказ.
-Откройте учебники с 92 и по развороту учебника определите тему урока.
-Что вы знаете об авторе?
-Что вы знаете о пингвинах?
Какие цели поставим на уроке?
-Где это может пригодиться в жизни? Личностные: самоопределение, смыслообразованиеПознавательные:
Ориентироваться на развороте учебника;
Формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
3.Построение проекта выхода из затруднения.(Планирование деятельности.) Организует планирование деятельности учащихся. Формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Давайте построим план выхода из затруднения.
Познакомиться с рассказом.
Узнать о пингвинах из других источников.
Познакомиться с автором.
Составить кластер.
Выбрать домашнее задание.
Сделать выводы и оценить свою работу.
В течении урока мы будем исследователями, а вести записи будем в бортовых журналах.
Регулятивные:
Умение планировать свои действия.
4.Реализация построенного проекта Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Строят предположения по содержанию текста на основе иллюстраций и названия. 1. Работа с текстом до чтения.
-Прочитайте название произведения. Как вы его понимаете?
-Рассмотрите иллюстрацию к произведению. Как вы думаете, каким будет его содержание?
-Как проверить ваши предположения?
Мы с вами во время чтения будем вести диалог с автором, задавать ему вопросы, прогнозировать ответы, а затем проверять себя по тексту.
Регулятивные:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
5.Первичное закрепление с комментирова-
нием во внешней речи Организация усвоения учащимися нового способа действия. Читают текст про себя, осознают его, отвечают на вопросы 2. Первичное чтение с комментированием идиалогом с автором.
Чтение рассказа.
-Какие чувства вы испытывали при чтении?
-Верными оказались ваши предположения?
Физминутка «Пингвинёнок» (под музыку дети показывают движения)
3.Беседа после чтения.
-Как автор относится к маленькому пингвинёнку?
- в каких строках особенно ярко выражено, что автор восхищается своим маленьким героем? Прочитайте их.
-Почему автор назвал произведение «Отважный пингвинёнок»?
-Какую важную мысль хотел донести до нас автор?
Вернёмся к плану урока. О чём ещё хотели узнать?
2.Узнать о пингвинах из других источников.
-Из каких источников можно извлечь нужную информацию?
Выступление уч-ся с презентацией. Ведём запись в бортовых журналах.
-Что нового узнали о пингвинах. Оцени себя.
Что ещё надо узнать, чтобы достичь целей урока?
3.Познакомиться с автором.
-Как это сделать?
Выступление уч-ся. Ведём запись в бортовых журналах.
- Что вы узнали о писателе?Оцените себя.
Личностные:
Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные:
Находить ответы на воп-росы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные:
Развиваем умение слушать и понимать речь других.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует самостоятельную работу в группах и самопроверку по эталону. Самостоятельная работа в группах Чем займёмся теперь, чтобы уточнить информацию.
4.Составить кластер.
Вспомним заповеди работы в группе.
Учись общению, умению уважать мнение других, не перебивай.
Работать вместе интереснее и легче избежать ошибок.
У всех свои силы и слабости. Но работая вместе, можно достичь многого.
Дай возможность высказаться товарищу.
В группе- все равные партнёры.
Самостоятельно поработайте в группах по вопросу, который вы увидите на листочках. Ответы пишите крупно, чтобы можно было увидеть с доски.
Время 3 минуты.
1 группа Выпиши из текста слова- описание пингвинёнка. (Какой он? Как выглядел?)2 группа Выпиши из текста слова- действия ( что делал сначала?, что потом?)
3 группа Подбери синонимы к слову отважный, найди их значения в толковом словаре.
Во время выступления групп остальные работают в бортовых журналах. Оцените работу товарищей в группе.
Коммуникативные:
Умение работать в группе.
7.Домашнее задание.
Создаёт условия для осознанного принятия д.з. Выбирают и принимают д.з. С.92-93 выр. чтение ,№6
*С.93 №5
*с.92-93, пересказ.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке Подводят итог и оценивают свою работу на протяжении урока. Подведём итог вашей работы на уроке: «Заселим пустующую льдину» маленькими пингвинятами. Но поселит пингвинёнка тот, кто продолжит предложение на обратной стороне картинки.
Сегодня на уроке я узнал(а), что________________
Я научился(лась)(чему?)_______________________
Самым неожиданным для меня сегодня стало(что?)___________________________________
Сегодня на уроке я мог (могла бы) сделать лучше (что сделать?)________________________________
Мне осталось непонятным (что?)________________
На этом уроке я похвалил(ла) бы себя за (что?)______________________________________
После урока мне захотелось(чего?)_____________
Сегодня я сумел(ла)(чего достичь?)______________
А теперь дорисуйте личико пингвинёнку, в соответствии со своим настроением. Прикрепите.
Самооценка – волшебная линеечка. Поставьте итоговую отметку заумение работать в группе
работу в течении урока, по отметкам из журнала
аккуратность ведения записей в бортовом журнале.
Ура- перемена.Спасибо за сотрудничество!
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные:
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.