5 кл. Рабочая программа по хакасской литературе


Управление образования администрации МО Алтайский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Аршановская средняя школа»
Рассмотрено на заседанииСогласовано.Утверждаю.
ШМО учителейЗам. дир. по УВРДиректор школы
гуманитарного цикла______Е.Г.Кыштымова____В.Н.Аевапротокол №_______ «___»____2015г «___»____2015г
«____»_____2015г
Рабочая программа
по хакасской литературе
5 класс

Количество часов: 34
Уровень: базовый
Учитель: Албычакова В.В.
с.Аршаново, 2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по хакасской литературе для учащихся 5 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. РП составлена на основе «Методических рекомендаций к проектированию рабочих программ по хакасской литературе в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования./Автор-составитель: Н.А. Мамышева. – Абакан: Изд-во ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА», 2014., учебного плана, образовательной программы МБОУ «Аршановская СШ» и Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, элективного учебного предмета в МБОУ «Аршановская СШ».
Цели изучения учебного предмета «Хакасская литература»:
-формирование личностного отношения к прочитанному;
-осмысление родной (хакасской) литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы данной возрастной группы;
-обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением русской литературы, к отдельным произведениям литературы народов России.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Хакасская литература» тесно связан с предметом «Хакасский язык». Хакасская литература является одним из основных источников обогащения родной (хакасской) речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Специфика учебного предмета «Хакасская литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Родная литература является одним из основных источников обогащения родной (хакасской) речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Этим определяется особая важность установления в школе теснейших связей в преподавании родной литературы и родного языка.
Родная (хакасская) литература тесно связана с родной культурой, является ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся основной общеобразовательной школы воспринять родную литературу как существенную часть родной культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, реализуется принцип «Диалога культур». Важнейшее значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единство формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теорий и истории литератур, формирование умений анализировать и оценивать художественное произведение, овладением богатейшими выразительными средствами литературного языка.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом (вариант 3 БУП – для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России).
На изучение хакасской (родной) литературы в 5 классе предусмотрено 34 часа.
Требования к результатам освоения учебного предмета «Хакасская литература»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее хакасского народа; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные общества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность хакасской речи;
любовь и уважение к Отечеству, к Хакассии, хакасскому языку, культуре, а также любовь и уважение к России, русскому языку и культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
осознание и освоение родной литературы как части общекультурного наследия Хакасии, национального и мирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций культуры;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, гармонизация межэтнических отношений;
потребность в самовыражении через слово;
устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения данных результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, метод творческого чтения, художественно-деятельностная технология.
Метапредметными результатами изучения курса «Родная литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- формулировать в сотрудничестве с учителем проблему (тему) и цели урока, способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
- совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других соответственно с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат метод творческого чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему, и, наоборот, по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ, синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средствами развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология творческого чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
- уметь формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности и при поддержке учителя;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание (при методической поддержке учителя);
- высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Родная литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения¸ обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других видов искусств;
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о хакасском национальном характере;
- видеть черты хакасского национального характера других народов России в героях народного эпоса;
- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- выразительно читать сказки и алыптых нымахи, соблюдая соответствующую информацию «устного высказывания»;
- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приемы, характерные для народных сказок;
- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства;
- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Основное содержание предмета «Хакасская литература» (34ч).
Литература как искусство слова (1ч).
Художественная литература как вид искусства и одна из форм освоения мира. Литература и жизнь. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.
Хакасский фольклор (7ч).
Мир фольклора. Устное народное творчество как составная часть общечеловеческой культуры. Фольклорные жанры.
Хакасские народные сказки(волшебная, бытовая, о животных) (3ч). Понятие сказки. Виды сказок. Значение фантастики в создании художественного мира сказок. Образы животных в хакасских сказках других народов. Фольклорная и литературная сказка.
Хакасские народные загадки, пословицы, поговорки, скороговорки (4ч). Художественное своеобразие малых жанров. Отражение в них народной мудрости и юмора. Афористичность художественного слова.
В.А.Кобяков (5ч). Жизнь и творчество. Повесть Айдо. Автобиографический характер повести. Изображение детского характера. Роль пейзажа в создании эмоционального отношения к повествованию. Художественное мастерство писателя.
П.Т.Штыгашев(1ч) . Стихотворения «Терке кнес», «Чабас суг».
И.М.Костяков(3ч). Жизнь и творчество. Рассказы «Ан чолларынча». Человек и природа в рассказах.
И.Г.Котюшев(1ч). Стихотворение «Мун хазын».
М.Е.Кильчичаков(2ч). Литературная сказка. Фольклорные основы сказки.
Г.Ф.Топанов(2ч). Жизнь и творчество. Рассказы.
Т.Н.Балтыжаков(2ч). Жизнь и творчество. Мир детства и природа.
Н.Е.Тиников.(4ч). Жизнь и творчество. Рассказ «Миша».Мир детства в рассказе. Художественные особенности рассказа.
Я.А.Тиспереков(1ч). Мир человека и мир природы.
М.Н.Чебодаев(1ч). Стихотворение «Хуртуях тас».
Г.Г.Казачинова(1ч). Связь человека и природы.
И.П.Топоев(1ч). «Орт». Поиск героя нового типа.
С.Е.Карачаков(2ч). «Торымас». Связь человека и природы».
Описание учебно – методического обеспечения учебного предмета
М.П.Боргоякова «Хакас литературазы» 5 класс, Абакан, кн.издат-во, 2014г
Стандарты и программы по хакасскому языку и хакасской литературе для уч-ся 1-11 классов общеобразовательных учреждений по ред. Л.И.Чебодаевой, Н.А.Мамышевой. Абакан, кн.издат-во, 2010г.
Диск «А.М.Топанов».
Диск «Н.Г.Доможаков».
Георический эпос. Хакастарнын кип-чоохтары
Календарно – тематическое планирование по хакасской литературе 5 класс
№ Тема урока Кол-во часов Дата по плану Дата по факту
1 Литература как искусство слова 1 02.09 Хакасский фольклор (7 ч) 2 Хакасские народные сказки 1 09.09 3 Волшебные сказки 1 16.09 4 Бытовые сказки 1 23.09 5 Сказки о животных 1 30.09 6 Хакасские народные загадки 1 07.10 7 Пословицы 1 14.10 8 Поговорки и скороговорки 1 21.10 Хакасская литература (27ч) 9 М.Е. Кильчичаков. Жизнь и творчество 1 28.10 10 Литературная сказка. Фольклорные основы сказки. 1 18.11 11 С.Е. Карачаков. «Торымас». 1 25.11 12 В.А.Кобяков. Жизнь и творчество 1 02.12 13 Повесть «Айдо» 1 09.12 14 Изображение детского характера 1 16.12 15 Роль пейзажа в повествовании 1 23.12 16 Художественное мастерство писателя 1 30.12 17 П.Т. Штыгашев. Стихотворение «Теерке кнес» 1 13.01 18 И.Г. Котюшев. Стихотворение «Мун хазын» 1 20.01 19 Г.Ф. Топанов. Жизнь и творчество. 1 27.01 20 Рассказы. Мир природы в рассказах писателя. 1 03.02 21 И.М. Костяков. Жизнь и творчество 1 10.02 22 Рассказы. 1 17.02 23 Человек и природа в рассказах 1 24.02 24 Я.А. Тиспереков. Мир человека и мир природы. 1 02.03 25 Н.Е. Тиников. Жизнь и творчество 1 09.03 26 Рассказ «Миша». 1 16.03 27 Мир детства в рассказе. 1 06.04 28 Художественные особенности рассказа. 1 13.04 29 М.Н. Чебодаев.Стихотворение «Хуртуях тас». 1 20.04 30 Т.Н. Балтыжаков. Жизнь и творчество 1 27.04 31 Мир детства и природа. 1 04.05 32 А.А. Халларов рассказ«Орт» 1 11.05 33 И.П. Топоев. «Орт». Поиск героя нового типа. 1 18.05 34 Г.Г. Казачинова.Связь человека и природы 1 25.04