Рабочая программа по хакасской литературе (9 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Бутрахтинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель МО заместитель директора школы по УВР Директор МБОУ «Бутрахтинская СОШ»
__________Тохтобина Л.И. МБОУ Бутрахтинская СОШ. ____________Кулумаева А.В.
Протокол №____ ________Сагалакова Л.С. приказ №_______
от «___»______2015г. «____»___________2015г. от «___»__________2015г.
Рабочая программа по хакасской литературе
9 класс
Составитель:
учитель хакасского языка и литературы
Султрекова Л.М.
Образование: высшее, ХГУ им.Н.Ф.КатановаПед.стаж:10 лет
с.Бутрахты, 2015-2016 уч.г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по хакасской литературе для 9 класса разработана в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312; Типовым положением об образовательном учреждении от 01.02.05; Примерной программой основного (общего) образования по хакасской литературе для основной общеобразовательной школы (V-IX классы), включающей в себя компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; с учетом требований Федерального Государственного стандарта общего образования; Письмом МО и науки РХ об учебных планах на 2014-2015 учебный год от 12.08.2014г. № 100-39-77.
Структура данной рабочей программы:
пояснительная записка;
учебно-тематический план;
календарно-тематический план;
литература для учащихся;
литература для учителя.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Хакасская литература. 9 класс» автор-составитель М.П.Боргоякова (издательство «Хак. книжное изд-во», 2009г.).
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс предметных знаний, отражающих основные объекты изучения. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: формирование социокультурных компетенций (коммуникативных, языковедческих, культуроведческих), развитие духовно-нравственных ценностей.
Цель курса:
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Базисный учебный план образовательных учреждений Республики Хакасия предусматривает в 9 классе изучение хакасской (родной) литературы на этапе основного общего образования в объеме 35 часов. За счет компонента образовательного учреждения нагрузка увеличилась на 1 час и составляет 70 часов, 2 часа в неделю. Данное тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часа, 2 часа резервных. Предусматривается использование внеурочной деятельности: дополнительные занятия, подготовка к конкурсам, мероприятиям, предметным олимпиадам.
В девятом классе обучается 4 учащихся, из них владеют языком 4 учащихся. Класс по уровню обученности средний: двое занимаются на «хорошо», двое занимаются на «удовлетворительно». В работе используются методы адаптивного обучения, коммуникативной деятельности, методы здоровьесберегающей технологии.
Требования к уровню подготовки учащихся:
понимать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;
знать норму речевого этикета;
знать признаки основных языковых единиц и ярусов языка, грамматическую терминологию;
знать особенности звукового строя, грамматической системы и лексики хакасского языка;
знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного хакасского литературного хакасского языка;
уметь осуществлять речевой самоконтроль;
уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
уметь читать и пересказывать текст, соблюдая интонацию высказывания, темп речи, паузы, громкость голоса, логическое ударение;
уметь определять тему текста, формулировать его основную мысль, членить текст на смысловые части, составлять план прочитанного.
Учебно-тематическое планирование по хакасской литературе в 9 классе.
(70 ч.)
№ Раздел учебного курса Тема раздела Количество часов
1. Введение. Художественная литература как вид искусства 1
2. Хакасская литература ХХ века. В.А. Кобяков. Жизнь и творчество. 1
Рассказ «Пасха кiзi анмары». 1
Основной конфликт произведения. 1
Мастерство Кобякова-рассказчика. 1
Н.Г. Доможаков.
Жизнь и творчество (обзор). 1
Поэма «Терпектер муне». 1
Художественное мастерство поэта-лирика. Гуманизм произведения. 1
Непреходящее значение созданных Н.Доможаковым характеров. 1
И.М. Костяков
Жизнь и творчество (обзор). 1
Роман «Чiбек хур». 1
Роман – эпический жанр. 1
Образ Паскира. 1
Сочинение «Паскир – чааҷы омазы» 1
Образ Галины. 1
Война и любовь в жизни человека. 1
Сочинение «Галяныӊ Паскирге хынызын чаа ӧтіре апарғаны». 1
Гуманизм и патриотизм произведения. 1
Сочинение « Чонныӊ чиӊіске киртінізі» 1
Смысл названия романа. 1
Сочинение 1
Н.Е. Тиников
Жизнь и творчество (обзор). 1
Повесть «Кун сузында» (в сокращении). 1
Отражение реальной действительности. 1
Гуманизм произведения. 1
Сочинение « Ипчі кізініӊ орны амғы чуртаста». 1
Рассказ «Тіріг кізі ӧлбеҷеӊ» 1
Художественное мастерство писателя. 1
Сочинение «Корамастыӊ омазы». 1
М.Туран
Жизнь и творчество (обзор). 1
Рассказ «Ир кiзiнiн: iстiнде изерлiг ат чызаан». 1
Проблема нравственной ответственности в рассказе. 1
Смысл названия произведения.
1
М.Н. Чебодаев
Жизнь и творчество (обзор). 1
Рассказ «Крепин». 1
Проблема любви и традиций. 1
Сочинение «Крепинніӊ омазы» 1
Своеобразие стиля и языка 1
Художественное мастерство автора. 1
М.Р. Баинов
Жизнь и творчество (обзор). 1
Поэмы «Тустарча чорых чоргенi», 1
«Тан солбанында тогазыг» 1
Философская лирика М.Р. Баинова. 1
Образ лирическuго героя. 1
Художественные достоинства поэм. 1
А.А. Халларов
Жизнь и творчество (обзор). 1
Повесть «Акай». 1
Автобиографический характер повести. 1
Сочинение «Акайныӊ кічіг тузы» 1
Нравственная проблематика произведения. 1
Художественное мастерство автора 1
Сочинение «Чалғыс тыт ағастыӊ омазы Акайныӊ чуртазында». 1
Сочинение «Чир-чайаан паза мин» 1
В.Г. Майнашев
Жизнь и творчество (обзор). 1
Стихотворения «Кумус кулбустер», 1
», «Минiн хазыным», 1
«Iчемнiн сарыны» 1
Национальные истоки художественного мастерства поэта. 1
Отражение традиций русской лирической поэзии в творчестве В.Майнашева. 1
Д.И. Чанков
Жизнь и творчество (обзор). 1
Повесть «Торгайах табызы». 1
Отражение основных событий XX века в повести. 1
Связь человека и природы. 1
Особенности поэтики писателя. 1
Маған Тимос. Рассказ «Саар паза Сахсар» 1
Сочинение «Микей Мосовичтіӊ омазы» 1
Литература тюркоязычных народов России (2 час)
Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г. Косточаков и др.). 1
Поиски нравственного идеалa в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России. 1
Повторение пройденных произведений за год 2
Календарно-тематическое планирование по хакасской литературе в 9 классе.
(70 ч.)
№ Тема урока Содержание Требования к уровню подготовки обучающихсяПлан дата Факт дата Примечание
1 Художественная литература как вид искусства Художественная литература как вид искусства и одна из форм освоения мира. Литература и жизнь. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства. Литература и фольклор. Знать образную природу словесного искусства. Владеть навыками конспектирования. Развивать логическое мышление. 03.09 2 В.А. Кобяков. Жизнь и творчество. Обзор жизни и творчества писателя. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 05.09 3 Рассказ «Пасха кiзi анмары». Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей. Знать содержание изученного литературного произведения. 10.09 4 Основной конфликт произведения. Основной конфликт произведения. Особенности построения сюжета. Роль детали в раскрытии характера. Связь с историей. Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание – описание внешности человека с учетом его психологического состояния. 12.09 5 Мастерство Кобякова-рассказчика. Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика. Знать содержание изученного литературного произведения. 17.09 6 Н.Г. Доможаков.
Жизнь и творчество (обзор). Обзор жизни и творчества писателя. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 19.09 7 Поэма «Терпектер муне». Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей. Знать содержание изученного литературного произведения. 24.09 8 Художественное мастерство поэта-лирика. Гуманизм произведения. Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика. Знать содержание изученного литературного произведения. 26.09 9 Непреходящее значение созданных Н.Доможаковым характеров. Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 01.10 10 И.М. Костяков
Жизнь и творчество (обзор). Обзор жизни и творчества писателя. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 03.10 11 Роман «Чiбек хур». Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей. Знать содержание изученного литературного произведения. 08.10 12 Роман – эпический жанр. Понятие роман. Его художественные особенности. Знать значение понятия роман. 10.10 13 Образ Паскира. Образ Паскира. Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание – описание внешности человека с учетом его психологического состояния. 15.10 14 Сочинение «Паскир – чааҷы омазы» Подготовка к написанию сочинения. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 17.10 15 Образ Галины. Образ Галины. Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание – описание внешности человека с учетом его психологического состояния. 22.10 16 Война и любовь в жизни человека. Образ войны. Гуманизм человека. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 24.10 17 Сочинение «Галяныӊ Паскирге хынызын чаа ӧтіре апарғаны». Подготовка к написанию сочинения. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 29.10 18 Гуманизм и патриотизм произведения. Гуманизм и патриотизм произведения. Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы. 31.10 19 Сочинение « Чонныӊ чиӊіске киртінізі» Подготовка к написанию сочинения. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 12.11 20 Смысл названия романа. Смысл названия романа. Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы. 14.11 21 Сочинение «Чааныӊ сурыптары» Подготовка к написанию сочинения. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 19.11 22 Н.Е. Тиников
Жизнь и творчество (обзор). Обзор жизни и творчества писателя. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 21.11 23 Повесть «Кун сузында» (в сокращении). Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей. Знать содержание изученного литературного произведения. 26.11 24 Отражение реальной действительности. Автобиографический характер повести. Связь с историей. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 28.11 25 Гуманизм произведения. Гуманизм произведения. Знать содержание изученного литературного произведения. Развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения. 03.12 26 Сочинение « Ипчі кізініӊ орны амғы чуртаста». Подготовка к написанию сочинения. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 05.12 27 Рассказ «Тіріг кізі ӧлбеҷеӊ» Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей. Знать содержание изученного литературного произведения. 10.12 28 Художественное мастерство писателя. Художественные средства создания характеров. Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание – описание внешности человека с учетом его психологического состояния. 12.12 29 Сочинение «Корамастыӊ омазы». Подготовка к написанию сочинения. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 17.12 30 М.Туран
Жизнь и творчество (обзор). Обзор жизни и творчества писателя. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 19.12 31 Рассказ «Ир кiзiнiн: iстiнде изерлiг ат чызаан». Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей. Уметь развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументированность, развивать монологическую речь. 24.12 32 Проблема нравственной ответственности в рассказе. Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 26.12 33 Смысл названия произведения.
Смысл названия произведения.
Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание – описание внешности человека с учетом его психологического состояния. 14.01 34 М.Н. Чебодаев
Жизнь и творчество (обзор). Обзор жизни и творчества писателя. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 16.01 35 Рассказ «Крепин». Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей. Знать определение понятий эпитет и сравнение. Уметь находить их в тексте. 21.01 36 Проблема любви и традиций. Традиции и современность. Своеобразие авторской позиции. Связь с историей. Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы. 23.01 37 Сочинение «Крепинніӊ омазы» Подготовка к написанию сочинения. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 28.01 38 Своеобразие стиля и языка Своеобразие стиля и языка Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы. 30.01 39 Художественное мастерство автора. Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика. Знать содержание изученного литературного произведения. 04.02 40 М.Р. Баинов
Жизнь и творчество (обзор). Обзор жизни и творчества писателя. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 06.02 41 Поэмы «Тустарча чорых чоргенi», Мир человека и мир природы. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст 11.02 42 «Тан солбанында тогазыг» Мир человека и мир природы. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст 13.02 43 Философская лирика М.Р. Баинова. Мир человека и мир природы. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст 18.02 44 Образ лирическuго героя. Мир человека и мир природы. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст 20.02 45 Художественные достоинства поэм. Нравственная проблематика, мир природы в произведениях писателя. Художественное мастерство рассказчика. Знать содержание изученного литературного произведения. 25.02 46 А.А. Халларов
Жизнь и творчество (обзор). Обзор жизни и творчества писателя. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 27.02 47 Повесть «Акай». Мир детства в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей. Знать содержание изученного литературного произведения. 04.03 48 Автобиографический характер повести. Обзор жизни и творчества писателя. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 06.03 49 Сочинение «Акайныӊ кічіг тузы» Подготовка к написанию сочинения. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 11.03 50 Нравственная проблематика произведения. Нравственная проблематика, мир природы в произведениях писателя. Художественное мастерство рассказчика. Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание – описание внешности человека с учетом его психологического состояния. 13.03 51 Художественное мастерство автора Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика. Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы. 18.03 52 Сочинение «Чалғыс тыт ағастыӊ омазы Акайныӊ чуртазында». Подготовка к написанию сочинения. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 20.03 53 Сочинение «Чир-чайаан паза мин» Подготовка к написанию сочинения. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 01.04 54 В.Г. Майнашев
Жизнь и творчество (обзор). Обзор жизни и творчества писателя. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 03.04 55 Стихотворения «Кумус кулбустер», Связь человека с природой. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 08.04 56 «Минiн хазыным», Мир человека и мир природы. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст 10.04 57 «Iчемнiн сарыны» Мир человека и мир природы. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст 15.04 58 Национальные истоки художественного мастерства поэта. Мир человека и мир природы. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст 17.04 59 Отражение традиций русской лирической поэзии в творчестве В.Майнашева. Традиции и современность. Своеобразие авторской позиции. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст 22.04 60 Д.И. Чанков
Жизнь и творчество (обзор). Обзор жизни и творчества писателя. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 24.04 61 Повесть «Торгайах табызы». Человек и природа в рассказах. Отражение народных традиций. Идейное и художественное своеобразие рассказов. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 29.04 62 Отражение основных событий XX века в повести. Отражение основных событий XX века в повести. Уметь развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументированность, развивать монологическую речь. 01.05 63 Связь человека и природы. Человек и природа в рассказах. Отражение народных традиций. Идейное и художественное своеобразие рассказов. Уметь развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументированность, развивать монологическую речь. 06.05 64 Особенности поэтики писателя. Мир человека и мир природы. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст 08.05 65 Маған Тимос. Рассказ «Саар паза Сахсар» Обзор жизни и творчества писателя. Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции. 13.05 66 Сочинение «Микей Мосовичтіӊ омазы» Подготовка к написанию сочинения. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 15.05 67 Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г. Косточаков и др.). Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст. 20.05 68 Поиски нравственного идеалa в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России. Обзор пройденных за год произведений. Знать и уметь определять роды и жанры произведений, владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение, уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. 22.05
27.05
29.05 69-70 Повторение пройденных произведений за год Литература для учителя.
Стандарты и программы по хакасскому языку и хакасской литературе для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, Абакан, 2010 г.
Боргоякова М.П. паза пасх. Хакас литературазы. 9 классха. Тиксі угредіг школаның угренҷілеріне учебник. Абакан, 2009 ч.
Султрекова З.И., Кулумаева Е.Н., Толмашова Н.А. Диктанттар паза изложениелер чыындызы 5-9 класстарға. Абакан. 2008 ч.
Мамышева Н.А. Хакас тілі паза литература уроктары (Алтын чыынды) Абакан, 2003 ч.
Толмашова Н.А., Кызласова М.М. паза пасх. Уроктар тоозылған соонда. Абакан.2001 ч.
Мамышева Н.А. Уроки хакасского языка и литературы, Абакан, 2008 ч.
Литература для учащихся.
Боргоякова М.П. паза пасх. Хакас литературазы. 9 классха. Тиксі угредіг школаның угренҷілеріне учебник. Абакан, 2009 ч.
О.В.Субракова. Хакасско-русский словарь. Новосибирск, «Наука», 2006г.
Детский журнал «Тигір хуры»
Журнал писателей Хакасии «Ине сай»