Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1.Эффективность использования игры как средства формирования
положительной мотивации к обучению в специальной (коррекционной)
школе VIII вида
2.Использование игры как средства формирования положительной мотивации к обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка. Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры. Ребенок весь поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок замечает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально - действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями.
Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность.
Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Мы рассмотрели игру как средство воспитания. Основными аспектами развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие:
1. В игре развивается мотивационно - потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов)
2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.
3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.
В современной методике и практике обучения в школе все большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных, форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы. Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта, развития их самостоятельности, мышления, является дидактическая игра. Проводятся игры на разных этапах учебного процесса:
- при объяснении нового учебного материала (например, может подготовить подсказки, которые косвенно дают представление о новом знании, а дети попытаются в групповом обсуждении найти принцип, по которому учитель подобрал эти подсказки, и найти ключ к правильному решению и т. п.);
- при усвоении и закреплении учебного материала ( классической игрой в этом направлении является игра «Кто сделает лучшее сообщение на заданную тему?». Педагог может ввести критерии, по которым группы будут оценивать сообщения друг друга;
- при повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является одним из наиболее актуальных и нуждающихся в методах и средствах игровой педагогики). Здесь ученик должен уметь применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в условиях, отличных от стандартных, показать абстрагированность полученных навыков от конкретных ситуаций, рассмотренных ранее на других этапах учебного процесса. Для этого необходимо учебный процесс перестраивать в организационно-деятельностный, где полученные знания смогут учениками преобразоваться в их личные. Здесь необходимо учитывать одно условие: педагог должен знать, чем интересуются дети, что они любят делать, о чем фантазируют, что читают и о чем рассказывают друг другу. Используя знания о возрастной динамике и трансформации потребностей и обогащая их собственными наблюдениями, основанными на реальном ежедневном опыте взаимодействия с детьми, педагог способен спроектировать и провести игру, целью которой было бы повторение пройденного материала.
В основе любой игровой методики проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях в процессе должны лежать следующие принципы:
Актуальность дидактического материала (интересные тексты, наглядные пособия и др.) собственно помогает учащимся воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Наиболее ярко этот принцип заметен при применении игрового материала в таких формах повторения пройденного материала как исторический диктант, на знание словарных слов, дат, контрольная работа.
Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.
Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры.
На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм приведенные в [14, с.59]: дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.
1.Каждая игра должна содержать элемент новизны.
2.Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра — дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
3.Игра — не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
4.Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
5.Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.
6.Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта.
В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. На наш взгляд это связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. Отсюда следует, что: «арсенал форм современного учителя истории должен не только обновляться под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформироваться в сторону необычных, игровых форм преподнесения учебного материала».
При организации исторической игры на любом этапе урока или во внеурочное время приходится считаться с тем, чтобы школьники с отклонениями в развитии при малейших затруднениях могут расстроить игру, прервать её или даже выйти из игры. Игра может расстроиться вследствие неустойчивости интересов, лёгкой отвлекаемости, недостатка воображения. Интерес к игре сохраняется в том случае, когда учитель не только руководит игрой, но и сам участвует в ней, когда его чувства переживания, интерес сливаются с переживаниями детей. Учитель должен стать не только организатором игры, но и её участником, так как отсылка ребят к игре (пусть даже очень хорошей!) не вызовет у ребят энтузиазма. Например, в ролевых играх по типу «Путешествия», «Один день в гостях у восточных славян» и т.д. учитель должен тоже играть какую-то роль, не важно, ведущего или гостя. Учитель может дать игре новый поворот, направить её по новому руслу, сделать ещё более интересной, усложнить, обратить внимание на что-то, уточнить, дать новые знания. Уточняющий вопрос учителя, вовремя поданная реплика, напоминание известного, облегчающее нахождение неизвестного, намёк на ответ, подсказка будут способствовать не только поддержанию интереса к игре на высоком уровне, но и улучшению авторитета самого учителя среди учеников.
Например, в игре «Кто помнит?» учитель руководит и постепенно усложняет задание. Игра удобна тем, что для её проведения не нужно ничего, корме листа бумаги и ручки. Учитель обусловливает время и задаёт один вопрос: «Кто помнит больше событий, связанных с нашествием монголо-татаров на Русь?». По истечении времени ведётся подсчёт очков, кто больше вспомнит событий, то и побеждает. Игра проходит живо и интересно, способствует не просто механическому повторению, но и пониманию учебного материала. К такой игре можно часто обращаться в течение учебного года, использовать как при проверке и закреплении знаний учащихся, так и при изучении нового материала. Вопрос: «Кто помнит больше…?» может быть построен на принципе постоянного усложнения материала. Учитель должен использовать стимулирующие приёмы при проведении и организации игр. Исторический материал требует глубокого осмысления, что является сложной задачей для обучающихся специальной (коррекционной) школы, т. к. их мышление «отличается инертностью; они плохо понимают сообщаемый им учебный материал. Учитывая эту особенность мышления умственно отсталых детей, учитель должен тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и хорошо продумывать форму своего изложения; только предельно ясный, четкий, простой рассказ может быть доступен ученикам...», - считают специалисты.
Для развития и коррекции мышления обучающихся необходимо ставить перед ними такие познавательные задачи, которые постоянно требовали бы известного интеллектуального напряжения, заставляли бы думать ребенка. Наряду с вопросами, требующими работы памяти, очень полезно с целью коррекции мышления детей ставить такие вопросы, когда на основании старых, известных связей нужно образовывать новые связи, например: «Почему мы считаем, что после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась? » Эти вопросы могут ставиться как при повторении старого материала, так и в процессе изложения учителем нового материала, а также при закреплении материала».
Обучающиеся специальной (коррекционной) школы плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Учитель должен учитывать эту особенность, и помогать ученикам, устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. В целях развития мышления целесообразно возвращаться к одному и тому же факту, историческому термину несколько раз.
Значительная часть учеников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида обладают слабым типом нервной системы. Такие дети не выносят сильных раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойные тормозные состояния. Поэтому использование игр, их разнообразие побуждают учеников выполнять то или иное задание, вызывают чувство удовлетворения, повышают сознательное отношение к заданию. При проведении игр учителю необходимо учитывать особенности и возможности каждого ученика класса. Если ученик отстает в обучении от классного коллектива, испытывает затруднения в каком-либо вопросе, отказывается выполнять правила или требования учителя то, чтобы его заинтересовать, побудить активность, работоспособность, надо применить индивидуальный подход. Индивидуальный подход - это система воспитательных воздействий, методических приемов, учитывающая особенности развития и состояния ребенка в данный момент и в данных условиях. Индивидуальный подход направлен на преодоления возникающих у ребенка затруднений путем максимального развития здоровых, положительных качеств его личности. Например, когда класс занят разгадывание кроссворда или ребусов, а один ученик это делать не хочет, то ему можно дать индивидуальное задание на карточке. Это может быть и кроссворд, и ребус, и шарада, и маленькая роль в ролевой игре, которую ученик самостоятельно разгадает. Здесь есть одно условие: учитель знает ученика, его особенности и возможности, положительные стороны, взаимоотношения с коллективом.
Отсюда видно, что роль учителя имеет большое значение, играет важную роль в проведении и организации исторических игр. Школьникам нравятся занятия, на которых им предоставляется возможность поиграть.
Исторические игры активизируют творческую самостоятельность школьников, к примеру, игра «Найди правильный ответ» проводится во время опроса, закрепления, на повторительно – обобщающих уроках. Эта игра может проводится устно и письменно. В ходе этой игры полезно направлять учащихся на поиск правильного ответа в споре, на коллективное обсуждение выбранного ответа. При этом авторы должны разъяснить (доказать) его правильность. Карточки (с датами, именами, событиями) могут выполнять роль учебного пособия. Кроссворды, чайнворды, головоломки можно использовать как при проверке и закреплении знаний учащихся, так и как форму домашнего задания. Составление кроссворда расширяет и углубляет знания учащихся, развивает интерес учащихся к истории.
Игровые моменты можно использовать при изучении исторических личностей. Одной из важнейших задач социальной адаптации является формирование у школьников умения анализировать и оценивать поступки, черты характера, слова людей, среди которых они живут. Обучая открывать в человеке положительное и отрицательное, педагог способствует формированию у воспитанников адекватной оценки и самооценки, познанию окружающего мира и себя в нём. Широко можно использовать игры – состязания, в которых устраиваются соревнования между группами учеников, реже проводятся между отдельными учениками. В ходе таких игр возможна быстрая проверка знаний хронологии, отдельных событий, исторических деятелей, усвоение терминов. Например, игры типа «Знаешь ли ты?; Назови дату, событие и д.р.» Такие игры могут быть устные, а могут и письменные на карточках.
Неплохо использовать при хронологической игре такой приём. Учитель не просто называет событие, а зачитывает стихотворные отрывки, по которым ученики должны определить, о каком событии сообщается, когда оно произошло.
На уроке по теме «Счёт лет в истории» можно вызвать к доске два ученика, для выполнения задания учителя, которое состоит в следующем. Выслушав называемую дату, соотнести её с веком и записать на доске век.
Необходимо поощрить тех учеников, которые напишут века римскими цифрами. На этом же уроке можно использовать такие задания, как
1. Поставьте даты по порядку 1990г., 1980г., 1985г., 1981г.
2. Определите по данным датам середину, начало, конец века
1952 г., 1221 г., 1799г., 1950 г.
Такие задания можно выполнять устно и письменно (индивидуально).
Игра «Третий лишний» может быть использована на любом этапе урока
Игру «История в датах» удобно использовать при проверке и закреплении знаний, особенно удобно её использовать на карточках. Задание на карточках можно сделать разными для того, чтобы использовать индивидуальный подход.
Возможны игры, которые занимают значительную часть урока. При знакомстве ребят с жизнью, бытом, одеждой людей можно проводить ролевые игры. Например, «В гостях у восточных славян», «Один день в Новгороде» и т.п. Такие игры дают возможность представить себя участником того или иного события. Такие игры требуют большой, длительной подготовки учащихся, но такая работа этого стоит. Учащимся с отклонениями в развитии нравится перевоплощаться в различные образы. Выступление перед товарищами, учителями, (возможно родителями) воспитывают у учеников уверенность, смелость, чувство ответственности. В ходе подготовки к игре учащиеся совершенствуют дикцию, движение, мимику. Всё это имеет коррекционное значение.
На уроке «Быт простых и знатных людей» (8 класс) возможно представление разных слоёв населения: царя, дворян, купцов, крестьян, ремесленников. Например, выходит царь (ученик) и рассказывает о себе: где живёт, как одевается, чем владеет, чем питается и т. п.; потом бояре и дворяне (несколько человек) с надписями на одежде, кто есть кто. Здесь можно подготовить диалог между собой: как живут, как одеваются, о пирах и т. д. Учитель может взять себе тоже роль или быть ведущим на таких уроках. Вызвать интерес к знанию своего края, развивать любовь к своей малой Родине и к стране, в которой родились можно с помощью уроков – путешествий, викторин. Такие уроки проходят живо, с интересом. Имеют и коррекционное и образовательное значение.
Чтобы снять у учащихся утомление на уроках можно использовать различные игровые приёмы. В середине урока провести физкульминутки, благодаря которым мышцы учащихся освобождаются от напряжения. Например,
1. Жили славяне.
В лесу - древляне (руки вверх),
В болотистых местах – дреговичи (руки вниз),
В поле – поляне (руки в стороны),
Севернее – северяне (руки вперёд).
Это наши предки восточные славяне (руки перекрещиваются на груди).
2.- Поднимите руки класс – это раз!
- Повернулась голова – это два!
- Руки вниз – вперёд смотри – это три!
- Руки в стороны пошире развернули – на четыре!
- С силой их к плечам прижать – это пять!
- Классу молча, тихо сесть – это шесть!
3. «Пожалуйста». Класс выполняет задания, если учитель говорит слово «пожалуйста».
Использование игр, игровых приёмов на уроках имеет большое значение. Игры закрепляют и повторяют материал, активизируют речевую деятельность учащихся. Проведение игр на уроках истории даёт хороший результат. Учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида стали проявлять интерес к предмету, им нравится возможность поиграть, поучаствовать в конкурсах.
Подводя итог вышесказанному, игра выступает средством формирования положительной мотивации к обучению истории Отечества.
Эффективность использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида
С целью проверки эффективности использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с отклонениями в развитии, нами было проведено экспериментальное исследование. Эксперимент проводился в 7 классе в ГБОУ Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида по истории Отечества.
Цель эксперимента: изучить на практике эффективность использования игры как средства формирования положительной мотивации на уроках истории Отечества.
Общее количество исследуемых составило 10 учащихся в классе. Критериями отбора испытуемых в экспериментальную группу служили: возрастной критерий (средний подростковый возраст), половой критерий (в выборку вошли мальчики), общий диагноз (все дети имеют общий диагноз – лёгкая степень интеллектуальных нарушений). Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребёнком по истории Отечества. Эксперимент проводился разными диагностиками в разное время. В ходе эксперимента в 7 классе проводились регулярно игры, на каждом уроке истории.
1. Нами было предложено школьникам ответить на вопросы в начале и в конце 1 четверти:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Тебе нравится учиться в школе?
4. Какие уроки в школе тебе нравятся больше всего?
5. Тебе нравятся урок истории Отечества?
6. Что тебе больше всего нравится делать на уроке истории Отечества?
Нами были зафиксированы ответы школьников в начале проведения экспериментальной работы и на конечном этапе экспериментальной работы. Было выявлено, что в начале эксперимента только 3 школьника (33,3%) имеют положительную мотивацию к обучению.
В конце экспериментальной работы в конце 1 четверти имеют положительную мотивацию 66,7%. Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, были отражены на рис 1.
Рис. 1

Итак, по данным, полученным в ходе первой диагностики, мы сделали вывод о сформированности положительной мотивации к обучению истории Отечества в конце 1 четверти, этому способствовало использование игр на уроках истории Отечества.
2. Использование игр в процессе обучения истории Отечества существенно повлияло и на качество усвоения учебного материала. Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся, а следовательно мотивации к учению, выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценка означает установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Поскольку оценка тесно связана с контролем и является его следствием, к ней в полной мере относятся указанные выше педагогические требования, предъявляемые к контролю объективность систематичность, индивидуальный подход, педагогический такт учителя и др.
Основываясь на данных контроля, оценка должна учитывать результативность всех видов учебно-познавательной деятельности ученика (с учетом требований программ), характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения, наличие общеучебных и специфических для данного предмета умений и навыков.
На рис. 2 и в таблице 1 отражены показатели количественная, качественная успеваемость и уровень обученности по предметам по итогам за 1, 2 четверти.
Рис. 2
История Отечества 7 класс

Таблица 1
1 четверть 2 четверть
Кол. успев. 100 100
Кач. успев. 20 40
УО 41,6 47,2
3. Также для оценки диагностики учебной мотивации использовалась нижеприведенная анкета, которая проводилась с обучающимися в середине сентября и конце ноября.
Анкета изучения наличие мотивов учебной деятельности.
Инструкция: прочитайте нижеприведенные мотивы и дайте им оценку из значимости для вас по двухбалльной шкале
  Мотивы учебной деятельности “+” или “- ”1 Иногда на уроке бывает интересно.  
2 Нравится учитель.  
3 Нравится получать хорошие отметки.  
4 Заставляют родители.  
5 Учу, потому что интересно.  
6 Предмет интересен и полезен для будущей жизни.  
7 Узнаю много нового.  
8 Заставляет много думать.  
9 Получаю удовольствие, работая на уроке.  
10 Легко дается.  
11 С нетерпением жду урока.  
12 Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.  
На основании полученных результатов определился мотивационный комплекс личности учащихся. Результаты анкетирования представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение учащихся по уровням готовности
к проведению эксперимента
Классы срез Наличие мотивации к учебной деятельности
Имеют ситуативный интерес Учатся по необходимости Имеют устойчивый интерес к предмету Имеют повышенный познавательный интерес всего
чел. % чел. % чел. % чел. % чел.
7 история Отечества 1-й 3 30 4 40 1 10 2 20 10
2-й 1 10 2 20 4 40 3 30 10
Анализ результатов данного анкетирования показывает, что в повышенный интерес к предмету после обучающих процедур (регулярных проведений игр) возрос в среднем по предметам на 10% .
Из вышеперечисленного становится понятно, что регулярное использование игры как средства повышения учебного мотива к предмету высоко, что свидетельствует о правильности выбранной методики обучения.
Исследуя полученные результаты заинтересованности обучающихся уроками историей Отечества, сделали вывод, что мотивация активности у обучающихся выше на уроках, когда проводятся игры. Становится понятно, что регулярное использование игры как средства повышения учебного мотива к предмету высоко, что свидетельствует о правильности выбранной методики обучения, следовательно, игра - является эффективным средством формирования мотивации, при условии - подбор игр осуществляется в соответствии с программными требованиями и учётом отклонений в развитии школьников;
- игра используется на всех этапах проведения урока, при этом длительность игр регулируется возрастными и индивидуальными особенностями школьников;
- основными условиями использования игры в процессе обучения у детей с нарушениями в развитии являются повторяемость игр и усложнение игры.
Отсюда следует, что гипотеза нашей работы подтвердилась.
Итак, во второй главе нашей работы нами были рассмотрены практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: раскрыта классификация игр, используемых педагогами на уроках истории, подробно проанализированы значение и возможности игры как средства формирования положительной мотивации к обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида, дана динамика сформированности положительной мотивации учащихся. Регулярное использование игры как средства повышения учебного мотива к предмету высоко, что свидетельствует о правильности выбранной методики обучения, следовательно, игра - является эффективным средством формирования мотивации, это подтверждено нами в эксперименте. Об эффективности выявленных нами результатов, можно судить по возросшему уровню обученности по предметам, а также повышению интереса к предметам. Проведение игр на уроках дало положительный результат. Практические результаты следующие:
1. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 7 классов повысился интерес, повысилась мотивация к урокам истории Отечества.
2. Учащиеся научились рассуждать, используя информацию (например, игра «История в лицах»).
3. Закрепляя понятийный материал, и одновременно проверяя знание исторических понятий учащимися, учитель включает исторические термины в кроссворды, ребусы, тем самым формирует исторические понятия у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.4. У учащихся улучшилось воображение (игра «Да и нет»), память (игра «Хронологическая уха»), мышление («Третий лишний»).5. Улучшились качества речи, такие, как: содержательность, логичность, богатство речи, умение отвечать на вопросы, стиль речи.6. Учащиеся научились действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.