Тематическое планирование по развитию эстетического отношения к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников.


Тематическое планирование по развитию эстетического отношения к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников.
Дата Тема образовательной
деятельности Задачи по образовательным областям ФГОС ДО ФОРМЫ Сотрудничество с семьей
образовательная деятельность   образовательная деятельность в режимные моменты самостоятельная деятельность детей 02.12
«Животный мир нашей планеты»
Животный мир разных климатических поясов, водоемов. Домашние животные.
Познавательное развитие: Учить детей по внешнему виду узнавать, называть и описывать животных, обитающих на нашей планете
Речевое развитие: Обогащать словарь детей:
прилагательными, обозначающими цвет, строение , пропорции животных, композиция рисунка
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку в процессе изобразительной деятельность. Обыгрывать сюжеты рисунков методом «Ожившие картины» по теме «Животный мир».
Художественно-эстетическое развитие Учить передавать в процессе продуктивной деятельности особенности внешнего вида диких животных и изображать их доступными средствами Физическое развитие: Развивать мелкую моторику рук, координированные движения кисти руки, глазомер
Рисование.
1.По потешкам о животных.
П.С. Побуждать самостоятельно выбирать сюжет для изображения. Продолжать учить изображать фигуру животного, соотношение частей тела, рисовать крупно. Совершенствовать навыки работы цветными восковыми мелками.
Лепка:
«Угощение для лесных друзей»
Сюжетно-ролевая «Цирк» изготовление декораций для будущей игры в ходе продуктивной деятельности на тему «Цирковые собачки».
Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Домашние животные»
Выставка в уголке «Мы рисуем» картинок с изображением диких животных (пополнение рисунками детей)
Продуктивная деятельность по шаблонам, трафаретам «Домашние животные» Консультация: «Знакомим детей с братьями меньшими с целью художественно-эстетического развития детей»
03.12
Т: Животные пустыни
П.С: учить детей самостоятельно выбирать для изображения животных пустыни. продолжать учить тонировать лист бумаги Лепка: «Три медведя»
Д/У «Ожившая картина-«Волки на охоте» Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Дикие животные»
Уголок художественной деятельности пополняется материалами для рисования, аппликации, лепки cсоответствующими теме «Животный мир нашей планеты»
Продуктивная деятельность по схемам незаконченных рисунков «Дикие животные» Мастер-класс «Сделаем сами Красную книгу нашего района»
04.12
Т: Животные тропических лесов
П.С: учить добиваться полного отражения композиции в соответствии с темой в рисунке, развивать воображение, творчество. Аппликация:
«Зайчик белый, зайчик серый»
Сюжетно-ролевая «Цирк» изготовление декораций для будущей игры в ходе продуктивной деятельности на тему «Дрессируем львов».
Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме
Пополнение зоны «Почитай-ка» произведениями о Диких животных и экзотических живущих в жарких и холодных странах
Продуктивная деятельность по алгоритму последовательности изобразительной деятельности– схеме «Животные подводного мира» Развлечение «Животные жарких стран»
Оказание помощи в пополнении уголка творчества изобразительными материалами по теме: «Животный мир планеты»
05.12
Лепка:
Т: Животные жарких стран
П.С: учить определять содержание своей работы, закреплять умение лепить животных, передавая характерную форму и пропорции тела и частей. Рисование «Танец лисичек»
Д/У «Узнаю животноое по силуэту»
Дидактические игры:
«Угадай животное по описанию» Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Животные пустыни»
Пополнение игрового уголка игрушками – животные леса, тундры, гор, пустынь
Продуктивная деятельность по шаблонам, трафаретам «Животные пустыни» Памятка для родителей «Дикие животные нашего края в рисунках детей»
06.12 Аппликация.
Пингвины на льдине.
По замыслу.
П.С. Закреплять умение создавать изображение в аппликации, пользуясь знакомыми приемами работы с ножницами и бумагой
Рисование
«Следы на дорожке»
Сюжетно-ролевая «Цирк» продуктивная деятельность по итогам проведённой игры. Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Животные севера»
Рисование по шаблонам, трафаретам «Животные севера»
Продуктивная деятельность с использование нетрадиционных методик, материалов на тему «Сказочное животное» Памятка для родителей «Наши меньшие друзья, или как развивать творчество старших дошкольников при знакомстве с животными»
09.12 Птицы
Познавательное развитие: Учить видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета.
Речевое развитие: Обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих оттенки цвета, особенности строения, пропорции птиц. Развивать связную речь детей при составлении рассказа по своему рисунку, поделке.
Социально-коммуникативное развитие: Побуждать детей проявлять заботу о птицах в зимнее время года. При организации изобразительной деятельности оказывать помощь в изображении птиц, смешивании красок, подборе необходимых кистей.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать умения детей изображать при помощи разных техник и материалов птиц отражая их повадки и внешний вид. Упражнять детей в передаче строения и пропорций птиц домашних, лесных, городских, водоплавающих в статической и динамической позе.
Физическое развитие: Развивать мелкую моторику пальцев, координированные движения кисти руки, глазомер
Рисование красками
Тема: Совушка - сова
ПС: Развивать умения создавать сказочные образы, формировать творчество детей. Развивать чувство композиции Сюжетно-ролевая «Юные орнитологи» продуктивная деятельность по изображению декораций «Лес».
Рисование «Птичья столовая»
Д/У «Кто написал письмо на снегу?» Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Домашние птицы».
Уголок художественной деятельности пополняется материалами для рисования, аппликации, лепки cсоответствующими теме «Домашние птицы».
Продуктивная деятельность по схемам незаконченных рисунков «Домашние птицы». Творческая гостиная на тему: «Перелётные птицы», изобразительное творчество (рисование на ткани)
10.12 Рисование:
Тема: «Композиция с цветами и птицами»
П.С.: Продолжать знакомить с декоративно- прикладным искусством, учить создавать декоративную композицию в определённой цветовой гамме».
Наблюдение за зимующими (кочевыми) птицами (воробьём, синицей, снегирём, сойкой, свиристелем), сравнение их с перелётными и домашними.
Лепка «Растрепанный воробей
Д/У «Ожившая картина-«У кормушки»
Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Перелётные и зимующие птицы».
Выставка продуктов детского творчества на тему: «Перелётные и зимующие птицы».
Продуктивная деятельность по шаблонам, трафаретам «Перелётные и зимующие птицы». Игротека «Чем можно рисовать?»
11.12 Рисование красками Тема: «Серая шейка» (по сказке Мамина-Сибиряка)
ПС: Формировать умение выбирать сюжет. Учить создавать образы природы леса, лесной поляны, реки, птиц, лисы, зайца, Серой Шейки. Вопитывать интерес к содержанию иллюстраций к литературному произведению.
Сюжетно-ролевая «Юные орнитологи» продуктивная деятельность по изображению птиц в разных положениях: в полёте, на ветке, у кормушки и др.
Дидактическая игра: «Птичья угадай-ка»
Нетрадиционная продуктивная деятельность «Петух» по сказке Сутеева В. «Петух и краски Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Водоплавающие птицы».
Пополнение зоны «Почитай-ка» произведениями о «Водоплавающих птиц».
Продуктивная деятельность по алгоритму последовательности изобразительной деятельности– схеме «Водоплавающие птицы». Поэтапное рисование птиц, как средство развития способностей ребёнка к изобразительной деятельности
13.12 Рисование:
Тема: «Картина Саврасова «Грачи прилетели»
Учить понимать основную мысль произведения; видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств.
Углубить знания и впечатлению о том, как птицы готовятся к выведению потомства с приходом весны.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
Беседа на тему: «Птицы, кто они такие?»
Д/У «Узнаю птицу по силуэту»
Дидактические игры:
«Угадай птицу по описанию» Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Экзотические птицы»
Пополнением игрового уголка игрушками – птиц леса, тундры, гор, пустынь.
Продуктивная деятельность по шаблонам, трафаретам «Экзотические птицы» Оказание помощи в пополнении уголка творчества изобразительными материалами по теме: «Домашние, перелётные, зимующие, экзотические птицы»
14.12 Аппликация: «Декоративный Петух»
П.С.: Продолжать учить детей силуэтному вырезыванию. Упражнять в вырезывании уточек Сюжетно-ролевая «Юные орнитологи» продуктивная деятельность по итогам проведённой игры.
Ручной труд «Птичка » (из природного материала)
Игра «Угадай, что за птица?» Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Декоративные птицы».
Выставка продуктов детского творчества на тему: «Декоративные птицы»
Рисование по шаблонам, трафаретам «Декоративные птицы»
Продуктивная деятельность с использование нетрадиционных методик, материалов на тему «Декоративные птицы» Рекомендации «Изостудия дома»
17.12 «Народная культура России.»
Познавательное развитие: Знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев.
Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.
Речевое развитие: Развитие умений оставлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские, богородские игрушки, матрешки), придумывать сказки, приобщать детей к истокам народного искусства, русского фольклора, традициям Руси.
Социально-коммуникативное развитие: формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.
Художественно-эстетическое развитие: Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах: Гжели, Городце, Хохломе, Дымково, русской народной игрушке .
2. Учить детей различать особенности , характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.
Физическое развитие: Развивать мелкую моторику пальцев, координированные движения кисти руки, глазомер
Рисование:
Тема «Роспись дымковской барышни»
П.С.:
1. Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки; учить рассматривать дымковских барышень и выделять части игрушки.
2. Учить составлять на юбке барышни узор из знакомых элементов; упражнять в рисовании прямых линий в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – кругов и точек.
3. Учить выделять украшения кокошника, закрепляя умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму.
4. Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и ее концом, а также ватной палочкой.
Сюжетно-ролевая «Ярмарка мастеров» украшение посуды орнаментом для организации будущей игры.
Д/У «Дымковская игрушка»
Лепка «Водоноска»
Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Дымковская игрушка».
Уголок художественной деятельности пополняется материалами для рисования, аппликации, лепки cсоответствующими теме «Дымковская игрушка».
Продуктивная деятельность по схемам незаконченных рисунков «Дымковская игрушка» Консультация «Как знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором»
18.12 Рисование
Тема: «Хохломские ложки»
П.С.:
1. Учить новой композиции хохломского узора – изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделия.
2. Учить рисовать новые элементы узора – ягоды клубники, малины, крыжовника.
3. Учить рисовать узоры на разных фонах – красном, черном или желтом, в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.
4. Упражнять в рисовании уже известных элементов узора – травки, завитков, листьев и ягод.
Рисование Тема «Узор для платка матрешки»
Д/У «Золотая хохлома»
Рисование «Украшаем стульчики для кукольного дома» Внесение альбомов «Золотая хохлома».
Выставка продуктов детского творчества на тему: «Золотая хохлома».
Продуктивная деятельность по шаблонам, трафаретам «Золотая хохлома». Оказание помощи в пополнении уголка творчества изобразительными материалами по теме: «Русское народное творчество»
19.12 Рисование
Тема: «роспись доски Городецким узором»
П.С.:
1. Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора.
2. Упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цветов, в нанесении оживки с помощью кисти и ватной палочки.
3. Учить рисовать новые элементы росписи – ромашки и розаны; закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.
4. Учить самостоятельно выбирать элементы Сюжетно-ролевая «Ярмарка мастеров» изготовление декораций для игры «Украшаем симбирскими узорами рушники».

Д/У «Богородские изделия»
Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Богородские изделия»
Пополнение зоны «Почитай-ка» произведениями о народном фольклоре с иллюстрациями Васнецова.
Продуктивная деятельность по алгоритму последовательности изобразительной деятельности– схеме «Богородские изделия» Выставка «Русская народная игрушка» (дымковская ,филимоновская, богородская игрушки, матрешки)
20.12 Лепка
Тема «Богородская игрушка Конек-горбунок»
П.С.:
1.продолжать знакомить детей с народными игрушками, в частности с богородской деревянной игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, уважение к их труду.
2. Продолжать упражнять детей в лепке из отдельных кусков глины деталей общей фигурки, затем плавно соединяя их с помощью примазывания.
3. Учить передавать в лепке движения животного.
4. Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания для выполнения отдельных деталей.
Беседа «Что ты знаешь об искусстве городетских мастеров»,
И/у «Волшебная страна» (работа с планом и картой) Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Веселый городец».

Продуктивная деятельность по шаблонам, трафаретам «Веселый городец».
Продуктивная деятельность с использование нетрадиционных методик, материалов на тему «Веселый городец». Консультации: «Русская народная игрушка – какая она?».
21.12 Аппликация
Тема: «Матрешки в хороводе»
П.С.:
1.развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа бумаги, сложенного пополам, с предварительно нарисованным контуром.
2. развивать навыки вырезания одинаковых элементов аппликации из бумаги, сложенной вдвое, втрое.
3. Развивать самостоятельность и творческую фантазию детей, предоставляя им свободу в выборе изобразительных средств и способов выполнения аппликации.
4. Развивать чувство цвета и композиции при построении узора, размещении его на предложенной форме. Сюжетно-ролевая «Ярмарка мастеров» продуктивная деятельность по итогам проведённой игры.
Д/У «Собери картинку»
И/у «Зеркало» (работа по клеточкам)
Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Сине-голубая гжель»
Выставка продуктов детского творчества на тему: «Сине-голубая гжель»
Рисование по шаблонам, трафаретам «Сине-голубая гжель»
Продуктивная деятельность с использование нетрадиционных методик, материалов на тему «Сине-голубая гжель» Совместный досуг «Ярмарка народных и современных умельцев»
24.12 «Зима»
Изменения в природе (животный и растительный мир), сезонные явления.
Познавательное развитие: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через продуктивную деятельность
Речевое развитие: Обогащать и активизировать словарь детей: снегопад, снежная буря, вьюга, пурга, метель, буран, снежинки, сосульки, сугробы, позёмка, иней, изморозь, ледяные узоры. Развивать умение понимать смысл образных выражений: снег – белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть; белый наряд у деревьев – деревья надели белые шубы.
Социально-коммуникативное развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Художественно-эстетическое развитие реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительной, конструктивно-модельной). Физическое развитие: Развивать мелкую моторику рук, координированные движения кисти руки, глазомер
Рисование.
Т: Иней покрыл деревья П.С: учить изображать картину природы, передавать строение разнообразных деревьев. Лепка: «Зимние деревья»
Сюжетно-ролевая «Гости» изготовление посуды техникой папье-маше, украшение тарелки орнаментом.
Игровое упражнение «Дорисуй»
Д/И «Найди по следу» Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Зимний лес». Уголок художественной деятельности пополняется материалами для рисования, аппликации, лепки cсоответствующими теме «Зима. Зимние забавы»
Продуктивная деятельность по схемам незаконченных рисунков «Зимний лес».
Мастер – класс «Что нарисовать после прогулки с ребёнком» 26.12 Т: Зима
П.С: закреплять умение передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы. Продолжать развивать умение хорошо располагать части изображения на листе, рисовать красками. Игровое упражнение «Дорисуй снежинку»
Д/И «Найди ошибки в рисунке»
Беседа: «Расскажи, что ты видишь на картинке» Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Зимние развлеения. Зимние виды спорта». Выставка продуктов детского творчества на тему: «Зимние развлечения»
Продуктивная деятельность по шаблонам, трафаретам «Зимние забавы» Оказание помощи в пополнении уголка творчества изобразительными материалами по теме: «Зима»
2712 Зима в городе.П.С. Учить передавать
в рисунке картину зимнего
города.
Закреплять умение рисовать
разные дома и деревья.
Учить рисовать, сочетая
в рисунке цветные восковые
мелки и гуашь - белила.
Лепка: «Зимние деревья», «Зимний пейзаж».
Сюжетно-ролевая «Гости» изготовление декораций для игры «Наряжаем елку».
Рисуем письмо Деду Морозу.
Конструирование, ручной труд: персонажи сказки «Лиса и волк». Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Животные зимой». Пополнение зоны «Почитай-ка» произведениями о Диких животных и экзотических живущих в жарких и холодных странах
Продуктивная деятельность по алгоритму последовательности изобразительной деятельности– схеме «Животные зимой» Тренинг «Такая разная зима» - по обучению использования оттенков в изобразительной деятельности, правил подбора цвета по спектру, обучение смешиванию красок для получения оттенков.
28.12 Лепка:
Лыжник
П.С: учить лепить фигуру человека в движении, передавать форму тела, строение, форму частей, пропорции. Т: Новогодний праздник в детском саду
И/у «Зеркало» (работа по клеточкам)
И/у «Волшебная страна» (работа с планом и картой) Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Дети на зимней прогулке»
Пополнением игрового уголка игрушками – животные леса, тундры, гор, пустынь Продуктивная деятельность по шаблонам, трафаретам «Дети на зимней прогулке» Памятка «Рисуем зимний пейзаж при помощи тематических штампов»
29.12 Аппликация.
Приглашение на праздник.
П.С. Учить составлять узор для пригласительного билета.
Закреплять умение вырезывать одинаковые предметы-из бумаги, сложенной вдвое. Учить вырезывать одинаковые предметы из бумаги, сложенной гармошкой
Лепка: Дед Мороз
Сюжетно-ролевая игра «Гости» продуктивная деятельность по итогам проведённой игры.
Конструирование, ручной труд: «Сказки из бумаги»
Беседа: «Расскажи, что ты видишь на картинке» Рассматривание альбомов (иллюстраций, фотографий) по теме «Встречаем Новый год». Выставка продуктов детского творчества на тему: «Зимушка-зима»
Рисование по шаблонам, трафаретам «Такие разные снежинки»
Продуктивная деятельность с использование нетрадиционных методик, материалов на тему «Новогоднее приключение» Развлечение «Новогодний узор» - интеграция художественно-эстетического развития с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.