Интегрированный урок как средство повышения эффективности обучения. Плюсы и минусы методики.(статья)
Интегрированный урок как средство повышения эффективности обучения. Плюсы и минусы методики.(статья)
Выполнила учитель Астрелина Е.Н.
ГБОУ СОШ №8 им.С.П.Алексеева г.Отрадный, Самарская область
Интегрированный урок как средство повышения эффективности обучения. Плюсы и минусы методики.
На сегодняшний день процесс обучения позволяет учителям выбирать наиболее эффективные методики обучения в зависимости от уровня подготовки учащихся и успешно применять их, делая процесс обучения более эффективным. К ним, на мой взгляд, можно отнести метод интегрированного обучения. Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью. Как и любой другой, этот метод имеет плюсы и минусы.
Однако говоря об уроках английского языка, следует отметить, что они в особенности благоприятны для данной методики наряду с модульной, так как авторы УМК «Английский в фокусе» предусмотрели возможность организации данного вида занятий в конце каждого модуля. Интеграция английского языка возможна с такими предметами как русский язык и литература, ИЗО, музыка. Кроме того в УМК предусматривается возможность проведения интегрированных уроков с биологией, химией, рядом точных наук. Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним так же можно отнести итоговые уроки. Основной целью, конечно же, является закрепление пройденного материала, как на уроках английского языка, так и второй дисциплины, а так же отработка навыков обобщения и систематизации полученных знаний.
В качестве образовательных задач можно выделить повышение качества и уровня универсальных учебных действий, объединение знаний, полученных в разных областях в единое целое.
Воспитательные задачи могут включать в себя воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего; создание условий для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
Развивающие: развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности; анализировать; сопоставлять, сравнивать; применять знания, полученные на уроках иностранного языка не только в бытовых ситуациях, но и в других предметных областях.
Однако эффективного результата на таких уроках можно достичь лишь при тесном и плодотворном сотрудничестве нескольких учителей, при грамотном планировании уроков. Ведь сложность проведения интегрированных уроков состоит том, что, необходимо учитывать актуальность подачи материала не только преподавателю английского языка, но и смежной дисциплины, что не всегда предусмотрено рабочими программами предметов. Необходимо так же принимать во внимание и уровень заинтересованности администрации школы в проведении такого рода мероприятий, так как может возникнуть ряд сложностей с расписанием.
Таким образом, исходя из вышесказанного следует, что необходимость внедрения в образовательный процесс интегрированных уроков, обусловлена тем, что данный тип уроков способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, пробуждают интерес к изучению не только иностранного языка, но и других дисциплин, формируют причинно-следственные связи, развивают логическое мышление и коммуникативные навыки учащихся. Использование различных видов работ на таких уроках значительно расширяет творческие возможности педагога, повышает уровень заинтересованности предметом у учащихся, а так же даёт им возможность рассмотреть проблему с разных сторон и составить целостную картину.