Доклад «Учебно — дидактические игры в развитии познавательной активности учащихся»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский Центр «Чайка»
Доклад
«Учебно - дидактические игры
в развитии познавательной активности учащихся»
Подготовила: Фокина Наталья Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Выкса, 2013
Введение.
Задачи современного дополнительного образования - воспитать и вооружить обучающегося такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.
Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является
интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно - методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.
Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организованные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий, решения задач.
Повышение активности обучающихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно- познавательной деятельностью, которые принять называть активными.
Активные формы и методы обучения способствуют формированию у обучающихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков.
Одним из видов активной деятельности обучения остается учебно- дидактическая игра.
Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
В современной педагогике идёт постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений педагогов и обучающихся.
Практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремиться активизировать учебный процесс.
Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель. Средства. Процесс игры и результат.
Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели- игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой- методический приём обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства её реализации.
Назначение дидактических игр
· развитие познавательных процессов у обучающихся (восприятие, внимание, памяти, наблюдательности, сообразительности)· закрепление знаний, приобретённых на уроках.
Характерным для каждой учебно- дидактической игры является решение различных дидактических задач:
· уточнение представлений о предмете или явлений в целом и о егосущественных особенностях;
· развитие замечать сходство и различие между ними и т. д.
В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание обучающегося направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием.
К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Из опыта работы я неоднократно задумывалась над тем, какие игры выбрать, как организовать игру, чтобы она прививала интерес к учебным занятиям, формировала умения и навыки учебной деятельности, помогала ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.
Игра, творчество, труд – три основы воспитания. Ввести детей в режим
серьёзной, деловой игры также трудно, как потом вывести из игры. К каждой игре нужна серьёзная подготовка. Не всякая игра даёт нужный учебный эффект. Порой усилий и времени затрачено непомерно больше, чем полученный результат.
Типология и особенности организации дидактических игр на уроках.
Дидактическая игра – ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой материал.
Руководство дидактической игрой всегда осуществляет педагог. Он сам – участник игры. Его позиция перед детьми открыта. Педагог ставит задачу, организует действия, анализирует и оценивает их результаты.
Перед игрой педагог должен доступно изложить её сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая игра открыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми педагог должен обратить на это внимание.
В игре в той или иной роли должен участвовать обучающийся группы.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на занятии, от её места в системе занятий. Она может быть проведена на любом этапе занятия и на занятии каждого типа.
· Урок объяснения нового материала (запрограммированы практические действия детей)
· Урок закрепления материала (важно применять игры на воспроизведение имеющихся знаний; следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию усвоенного правила.)
· В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.
В большинстве игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. В конце занятия педагог вместе с детьми подводит итоги соревнования. Педагог должен отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Чтобы не нарушать впечатления от игры , ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце.
При проведении игры важны опыт, такт, мастерство педагога, умение вовлечь всех детей, найти способ подбодрить недостаточно активных, при необходимости помочь и поддержать интерес, интеллектуальное напряжение. Объединяя две формы деятельности – игру и обучение, педагог должен сохранить самостоятельный характер игры, ту радость и то удовольствие, которые она даёт ребятам, и одновременно добиваться , чтобы у детей формировались запланированные знания, умения и навыки и осуществлялись качественные сдвиги в развитии познавательных способностей, двигательной активности, нравственном становлении личности.
Всякая игра должна быть доведена до конца, до получения результата. Для педагога это показатель развития детей. А для обучающихся – их достижение, доставляющее не только удовольствие, но и интеллектуальное удовлетворение, чувство гордости, достоинства, уверенности в своих силах.
Учебно – дидактические игры.
Игры на создание условий для сплочения детского коллектива.
1.1. «Угадай».
Детям необходимо:
- Угадать по голосу, кто позвал.
- Угадать на ощупь кто из товарищей к тебе подошел.
- Угадать человека по рукопожатию.
1.2. «Одежда рассказывает».
Выбираем вещи детей и предлагаем детям ответить на вопрос: как, глядя на вещь, мы можем охарактеризовать её владельца.
1.3. «Помоги другу».
Играют все дети в парах. Они попали в болото. У каждо¬го по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только па¬рами и только по дощечкам.
У одного из игроков сломались и по¬шли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его «пара»).
В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.
Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные вари¬анты спасения.
1.4. «Зеркало».
Один участник становится водящим. Все должны представить, что он пришел в магазин, где много зеркал. Он становится в центр, а другие дети, «зеркала», встают полукругом вокруг него. Входящий будет показывать разные движения, а «зеркала» тотчас же должны повторять эти движения.
1.5. «Времена года».
Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомически изображает своё время года, задача остальных групп - угадать какое.
2.Развитие слухового восприятия.
2.1. «Глухой телефон».
С помощью считалки выбирается те¬лефонист. Он задумывает слово и пере¬дает его первому игроку (на ухо, шепо¬том), тот по цепочке следующему и т.д. Когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по связи». Если слово названо неверно, телефонист проверя¬ет каждого игрока и устанавливает, где рушилась связь.
2.2. «Цепочка слов».
Выбирается водящий. Он придумывает и называет три-пять слов, потом указыва¬ет на любого игрока, который дол¬жен повторить слова в той же последо¬вательности. Если ребенок справляется с заданием, он становится водящим.
3.Развитие умения активно слушать, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
3.1. «Сказки наизнанку».
Кукольный или настольный театр по известной сказке.
Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью на¬стольного театра, что может произойти в такой сказке.
3.2. «Азбука настроений».
Педагог готовит шесть карточек, передающих разные настроения не-скольких персонажей (кошка, попугай, мышка, мужчина, женщина и т.д.): ра-дость, горе, испуг (страх), злость (агрес¬сия), самодовольство (гордость), недо¬вольство.Детям предлагают выполнить такие задания, как «Определи настроение» (по карточкам); «Выбери героя» (с определенным настроением), расскажи, что с ним произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.
3.3. «Пантомимические этюды».
Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хо¬рошем настроении, старик, ребенок, ко¬торый только учится ходить, уставший человек и другие.
4.Формирование умения слышать, понимать и подчиняться правилам.
4.1. «Менялки».
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выно¬сит свой стул за круг - стульев стано¬вится на один меньше, чем играющих.
Педагог говорит: «Меняются ме¬стами те, у кого... (светлые волосы, крас¬ные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поме¬няться местами: водящий в это время старается занять освободившееся мес¬то. Игрок, оставшийся без стула, стано¬вится водящим.
5.Развитие умения задавать открытые и закрытые вопросы.
5.1. «Почта».
Между участниками игры и водящим завязывается диалог.
Водящий. Динь, динь, динь!
Дети. Кто там?
Водящий. Почтальон.
Дети. Откуда?
Водящий. Из Рязани.
Дети. А что там делают?
Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и тд. (дети изобража¬ют действия, названные водящим).
5.2. «Угадай, что это?».
На столе стоит коробка, в которой лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребенка, он заглядывает в неё. Остальные дети задают ему вопро¬сы о цвете, форме, качестве, свойствах и т.д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в коробке.
Правило: на все вопросы ведущему надо отве¬чать только «Да» или «Нет».
6.Формирование умения работать по инструкции.
6.1. «Обыграй превращение».
Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были на¬званные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий на¬зывает его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.6.2. «Найди предмет».
Педагог прячет условный пред¬мет (игрушка), а затем с помощью ко-манд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холод¬но». Когда дети научатся ориентиро¬ваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использо¬вать план-схему.
7.Формирование умений совместно планировать действия, обсуждать их, договариваться друг с другом.
7.1. «Неожиданные картинки».
Материалы: Каждому ребенку нужна бумага и восковые мелки.
Дети садятся в один общий круг. Каждый берёт себе по листу бумаги, начинает рисовать какую-нибудь картину (2-3 минуты.)
По команде педагога перестают рисовать и передают начатый рисунок своему соседу слева, который продолжает рисовать начатую им картину.
Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева.
Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.
8. Формируем умение перефразировать сказанное (сохранив главный смысл).
8.1. «Скажи по-другому».
Взрослый говорит: «У одного мальчи¬ка было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, печальный, грустный - это слова, близкие по значению, слова-друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: Один мальчик был очень грустный».
Далее даются аналогичные задания: Девочка торопится в школу. (Какая она?) Мама посмотрела на вымытую по¬суду. (Что о ней можно сказать?) Через окно видно, что идет сильный дождь. (Как об этом сказать иначе?)».
9.Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.
9.1. «Подбери пословицу».
Взрослый называет несколько посло¬виц и просит выбрать одну из них, кото¬рая подходит к сюжетной картинке (подбираются заранее).
Примеры пословиц. У страха глаза ве¬лики. Трусливому зайке и пенек - волк. Одна пчела много меда не носит. Как аукнется, так и откликнется.
9.2. «Зеркало движений».
Один ребенок - «зеркало», все осталь¬ные ненадолго закрывают глаза или от¬ворачиваются. Педагог молча пока¬зывает «зеркалу» какое-либо упражне¬ние или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно рассказыва¬ет, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если у более полови¬ны детей правильные действия не полу¬чаются, выбирают новое «зеркало».
10. Учимся работать в команде, учимся понимать интонацию говорящего.
10.1. «Разговор на незнакомом языке».
Дети сидят на стульях. Выбирается ведущий, которому дети будут задавать различные вопросы, например: «Ты сегодня дома завтракал?», «У тебя есть дома книжка про…?», «Хочешь со мной поиграть?»
Ведущий должен ответить на непонятном языке («та-та-та», «про-мо-мо» и т.п.) используя интонацию в голосе так, чтобы спрашивающий ребенок мог понять его ответ.
11.Сплочение, становление доверительного контакта между детьми.
11.1 «Угадай меня».
Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «ДА это я… Ванечка»
Примечание: После того, как водящему завязали глаза, дети могут тихонечко поменяться местами на стульях.
Заключение.
Дидактическая игра – это самостоятельный вид развивающей деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления активности, личного творчества, самовыражения, самопознания, самораскрытия с опорой на разум, главная сфера общения детей.
В дидактических играх развивается настойчивость, стремление к успеху, совершенствуется мышление, память. Эти игры заставляют думать, предоставляют ученику возможность проверить и развивать свои способности.
Творческая атмосфера, свобода от шаблонов, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализует чувство тревоги, создаёт ощущение спокойствия, облегчает межличностное общение.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей. Исследования показали, что в процессе игры интеллектуально- пассивный ребёнок способен выполнить объём учебной работы ,какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Игра помогает педагогу найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом. В игре происходит развитие мотивации, чувства коллективизма.
Список используемой литературы.
Виман С. Я. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2009.Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. Мн., 2010.Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 2011г.
Эльконин Д. Б. Психология игры. –М., 2012.Психология. Словарь. –М., 2010.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психики, 2009.Эльконин Д. Б. Психология игры. –М., 2012.
Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. –М., Гардарики, 2009.
Львов М. Р. Школа творческого мышления. – М., 2013.