Статья на тему Формирование метапредметных умений у обучающихся начальной школы на примере предмета математика

Формирование метапредметных умений у обучающихся начальной школы на примере предмета математика
Тулякова М.Г.,
учитель начальных классов,
школа №436
Мир, в котором мы живем, сложен. Чтобы его понять, быть успешным человеком, самодостаточной личностью, недостаточно знаний, полученных в школе, а в дальнейшем и в других образовательных учреждениях. А все потому, что мы в течение многих лет человек изучает разрозненные предметы, не выделяя никакой связи между ними. На сегодняшний день есть надежда, что ситуация изменится с введением в школе новых, так называемых стандартов второго поколения, в которых заложено требование к следующим результатам обучения:
- личностным (не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних мониторинговых исследований. К их осуществлению привлекаются специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности);
- предметным (достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. По каждому предмету создаются кодификаторы умений, или иными слова листы достижений, по результатам изучения темы, раздела, по итогам года).
Если для достижения этих результатов учитель в силу своего опыта, знаний имеет представление, что делать, то, на наш взгляд, достижение метапредметных результатов вызывает вопросы, сомнения. Это, наверное, связано с тем, что педагог еще недостаточно понимает и знает, какие шаги нужно сделать, чтобы получить эти самые метапредметные результаты, насколько реально формирование метапредметных умений в школе.
Но, как говорится в русской народной пословице: «Страшно видится, а сделается – слюбится», поэтому рассмотрим, что же это такое – метапредметные умения и какую работу вести по их формированию на примере опыта работы школы в предметной области «Математика».
Согласно Стандарту, метапредметные результаты образовательной деятельности включают «освоенные обучающимися УУД, обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» [2]; это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» . Эти результаты связанны с формированием у школьников универсальных способов действий, которыми должен обладать человек для включения в современные процессы деятельности, кооперации и коммуникации, специфические формы мышления, определяющие лицо современного мира. Они делятся на следующие виды: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Нет необходимости говорить, что нужно изучить нормативные документы, специальную литературу, пройти курсы повышения квалификации в соответствии с ФГОС, использовать каждую возможность путем посещения круглых столов, семинаров, открытых уроков. Изучив требования, которые предъявляет образовательная программа к результатам обучения, при написании рабочих программ прописать действия учащихся, которые отрабатываются на каждом отдельном уроке, и продумать работу по формированию метапредметных умений в соответствии с заданными критериями. Рассмотрим формирование регулятивных умений.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения, саморегуляция.
Критерии формирования метапредметных умений:
учиться ставить учебную цель (постановка учебной задачи: соотнесение того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; учитель таким образом ведет работу, ставит проблему, что у ребенка возникает желание или необходимость познакомится с чем-то новым, он сам пытается определить, что ему необходимо узнать);
учиться планировать практическую деятельность на уроке (составление плана и последовательности действий; так после прочтения учеником задания учебника, учитель предлагает составить алгоритм действий ребенка для выполнения конкретного задания.: 1 шаг, 2 шаг и т.д);
учиться прогнозировать (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; учащимся предлагается сформулировать вопросы, которые они смогут ответить в результате изучения темы и на которые они хотел бы найти ответ);
учиться контролировать свои действия (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; например, дано задание: «Реши задачу», учащиеся выполняют, затем им предлагается сравнить свое решение с предложенным правильным решением. Ребенку нужно сравнить и определить место своей ошибки, или убедиться в правильности своего решения. Предлагаются такие виды заданий, как «преднамеренные ошибки», взаимоконтроль, «ищу ошибку» );
учиться корректировать свои действия (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, например, ученик решает задачу и обнаруживает при проверке, что ответ не совпадает с образцом, или неправильный; задача ученика сверить свой алгоритм действий с предложенным, найти возможные несоответствия, место ошибки и попробовать решить задачу еще раз, но в соответствии с алгоритмом);
определять успешность выполнения заданий (выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; можно использовать технологию оценки учебных успехов. На начальном этапе успешность выполнения заданий сводится к определению: «справился полностью», «справился частично», «не справился»);
саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий; так называемая работа над обнаруженными ошибками).
Совокупность этих критериев можно рассмотреть на уроке обобщения материала, при проведении самостоятельной работы. Так, перед выполнением самостоятельной работы ученик определяет, какие знания необходимы для выполнения каждого задания, может ли он успешно справиться с заданием, выполняет его. Затем при самопроверке по образцу определяет, правильно ли выполнил задание, справился ли. Если нет, то проводится работа над ошибками и ученик еще раз выполняет те задания, в которых допустил ошибки.
Эти немногочисленные виды работ можно использовать на любом предмете, так как метапредметное умение можно применить к любой области знаний. Но в любом случае нужно строить систему индивидуального мониторинга в процессе формирования регулятивных, познавательных, информационных, коммуникативных умений младших школьников, а также других умений в соответствии с требованиями ФГОС.
На наш взгляд, роль учителя на уроке такова, чтобы так организовать учебный процесс, что со стороны будет казаться, что всем процессов владеют ученики: сами ставят проблему, определяют цель, объясняют новый материал и тогда знания станут для них ценными, запоминающимися, потому что они их добыли сами. А главное, не нужно бояться, ведь не зря говорят: «Кто собой не управит, тот и других не наставит».


Список литературы:
Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. М.: Просвещение, 2011
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект. Под.ред. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. М.: Просвещение, 2011
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под.ред. Асмолова А.Г. М.: Просвещение, 2013
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














15