Технологическая карта к уроку биологии Вернадский В.И. — основоположник учения о биосфере


Технологическая карта урока
Предмет__Биология__________________________________________________________
Класс___11____________________________________________________________
Автор УМК__Рябцева Мария Юрьевна________________________________________________________
Тема урока____Вернадский В.И. – основатель учения о биосфере
Тип урока____комбинированный________________________________________________________
Информационно-методическое обеспечение урока: учебник, презентации " Учение о биосфере", " Вернадский В.И. – основатель учения о биосфере", тетрадь к уроку для учащегося, раздаточный материал.
Цель урока: Изучить вклад В.И. Вернадского в развитие биосферы, определить структуру и функции биосферы через групповую и индивидуальную работу.
Задачи урока:
образовательные: раскрыть понятие биосферы как гигантской экологической системы; охарактеризовать вклад В.И. Вернадского в создание современного взгляда на биосферу; узнать о распределении живого вещества в биосфере ,роли биосферы в преобразовании неживой природы
развивающие: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с литературой, умения сравнивать, Уметь составлять опорно-логические схемы устанавливать связи, формулировать выводы;
воспитательные: воспитание бережного отношение к природе, повышение мотивации к изучению биологии через оценку и самооценку, вовлечение учащихся в индивидуальную и групповую деятельность; формирование экологической грамотности учащихся
Планируемые результаты обучения:
Предметные: выполнение групповых заданий, нахождение и исправление ошибок, оказание взаимопомощи, уяснение основных понятий и терминов предложенной темы
Метапредметные: умение пользоваться различными источниками информации, умение анализировать и обобщать полученную информацию.
Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету, самооценка
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
Осуществляемые действия Познавательная коммуникативная регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
Приветствует учащихся, напоминает о времени урока.
Создает комфортную ситуацию для начала урока.
Прослушивание музыкального фрагмента песни о планете Земля, учитель цитирует стихи о природе
Учитель задает вопросы: Жизнь: Что это? Несмотря на достижения науки, она по-прежнему бессильна в своих попытках открыть завесу над важнейшей земной тайной - тайной жизни. Можно ли точно сформулировать, что такое жизнь? Давайте вспомним современное определение жизни, данное отечественным ученым М.В. Волькенштейном: "Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот".
Учитель. Какие свойства живых организмов отмечены в этом определении?
Отвечают на вопросы учителя.
Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.
Учащиеся дают ответы
Учащиеся называют обмен веществ и энергии (открытые системы), саморегуляция, самовоспроизведение (наследственность и изменчивость).
Выделять существенную информацию из вопросов и ответов.
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее.
Осуществляют актуализацию личного опыта.
Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме.
Работают в группах, обсуждают ответы. Последовательно отвечают на вопросы.
Рассуждают, делают предположения Слушать ответы отвечающих, строить понятные для собеседника высказывания, формулирование гипотезы Готовятся к началу урока. Настраиваются на урок, проверяют наличие
 учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей
 Регулируют правильность ответов обучающихся
 
 
 
 
 
 

 
 
 
Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности, слушают и дополняют
2-й этап
ЦелеполаганиеЧтобы направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия учитель задает наводящие вопросы:
1. Перечислите уровни организации живой материи
2.Сформулируйте определение биогеоценоза
3. Как вы думаете можно ли назвать биосферу гигантским биогеоценозом?
Учащиеся называют молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный
Биогеоценоз - это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых компонентов (биоценоз) и факторов неживой природы, динамично взаимодействующих друг с другом путем обмена веществ и энергии.
Взаимосвязанность разных сообществ, обмен между ними веществом и энергией позволяет рассматривать все живые организмы Земли и среду их обитания как одну очень протяженную и разнообразную экосистему – биосферу
Обучающиеся определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. Выдвигая цели делают умозаключения Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе
Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную
Контроль за ответами одноклассников
3-й этап Осмысления (получение новой информации соотнесение с имеющимися знаниями)
Учитель объясняет новый материал
Учитель. Живые организмы образуют оболочку Земли, названную австрийским ученым Эдуардом Зюссом в 1875 году, биосферой. Владимир Иванович Вернадский, выдающийся русский и советский ученый, естествоиспытатель, придал термину существенно более глубокое звучание и в 1926 году создал учение о биосфере. В этом году исполняется 85 лет фундаментальному учению Вернадского, органично связанному с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующего собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся, саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем.
По Вернадскому биосфера - это оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется прошлой и современной деятельностью живых организмов.
Учитель. Идеи В.И. Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. Он настолько обогнал свое время, что лишь сейчас мы догадываемся о значении слов ученого для настоящего и будущего.
Учитель. Согласно биохимической теории эволюции жизнь на Земле появилась около 4 миллиардов лет назад, что значительно изменило ее вид. Вернадский утверждал о бесспорности существования жизни и биосферы во все геологические эры и периоды. Пленка жизни, возникшая на поверхности планеты, многократно ускорила все процессы ее эволюции за счет способности поглощать и утилизировать энергию космоса, и прежде всего Солнца, и трансформировать с ее помощью земное вещество. Сравнение ровесниц Земли и Луны наглядно демонстрирует эффективность живого вещества как катализатора мирового процесса развития.
Облик Земли связан с развитием на ней жизни. 150 лет назад гражданин нашей страны, Юрий Гагарин, впервые увидел нашу планету со стороны и был поражен ее красотой. Уникальность нашей планеты связана и с живыми организмами на ней обитающими. Живые организмы заселяют все земные оболочки: атмосферу, гидросферу, литосферу.
Определение границ биосферы.
Учитель предлагает создать экспертные группы.
Обсудить предложенные задания используя учебник и дополнительную литературу.
Учитель. Хотя пластичность жизни и высокая все же пределы ее объективно существуют, и они определяют пределы развития биосферы. Биосфера представляет собой тонкую пленку, всего 20-40 км. Пленка жизни очень тонкая. Если живое вещество равномерно распределить по поверхности нашей планеты, то оно покроет ее слоем толщиной только в 2 см. Понятие "живое вещество" было введено В.И. Вернадским. Владимир Иванович отметил связь между косной, безжизненной частью биосферы, косными природными телами и живыми организмами, ее населяющими, непрерывный обмен энергией. В биосферу входит:
Живое вещество.
Косное вещество.
Биогенное вещество.
Биокосное вещество.
Учитель дает характеристику живому, косному, биогенному и биокосному веществу биосферы.
Учитель. Живое вещество играет колоссальную роль в преобразовании всех компонентов биосферы, лика и состава Земли и выполняет важные функции.
Энергетическая функция. В основе лежит фотосинтетическая деятельность зеленых растений, которые аккумулируют солнечную энергию; за счет солнечной энергии протекают все жизненные явления на Земле.
Газовая функция. Обуславливает миграцию газов и их превращение, обеспечивает газовый состав биосферы; в процессе функционирования живого вещества появляются основные газы: кислород, азот, углекислый газ, сероводород, метан и др.
Концентрационная функция. Проявляется в извлечении и накоплении живыми организмами биогенных элементов окружающей среды; состав живого вещества существенно отличается от косного вещества планеты.
Окислительно-восстановительная функция. Заключается в химическом превращении в основном, содержащих атомы с переменной степенью окисления (соединения железа, марганца и др.); в результате происходит превращение большинства химических соединений, при этом на поверхности Земли преобладают биогенные процессы окисления и восстановления.
Средообразующая функция. Заключается в преобразовании физико-химических параметров среды в результате процессов жизнедеятельности. В результате средообразующей функции в географической оболочки произошли следующие важнейшие события: был преобразован газовый состав первичной атмосферы; изменился состав вод первичного океана; на поверхности суши возник плодородный почвенный покров.Деструкционная функция. Обуславливает процессы, связанные с разложением организмов после их смерти, вследствие которой происходит минерализация органического вещества, то есть превращение живого вещества в косное; в результате образуются также биогенное и биокосное вещество биосферы. Мертвое органическое вещество разлагается до простых неорганических соединений (углекислого газа, воды, сероводорода, метана, аммиака и др.), которые вновь используются в начальном звене круговорота. Этим занимается специальная группа организмов - редуценты (деструкторы).
Просмотр презентации на изучаемую тему
Определение "биосферы" учащиеся записывают в тетрадь
Учащиеся представляют свои сообщения о Жизнедеятельности В.И.Вернадского.
Групповая работа учащихся с текстами о земных оболочках, заполнение таблицы "Оболочки Земли" с целью выявления факторов, ограничивающих жизнь.
Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи
Смысловое чтение
Слушают текст в группе.
Работа в группах, организуют учебное сотрудничество
Обсуждают и
планируют способы представления изученного материала
Понимать на слух смысл текста.
Устанавливают партнёрские отношения Получают и добывают новые знания
Обсуждение плана выступления.
Оценка выступления
Оценивают объективные трудности
Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при обучении, осуществлять взаимоконтроль
4-й этап
Итоги занятия
Подведем итог нашего урока, проверим усвоение нами материала и приступим к выполнению кроссворда на тему: «Биосфера»
Учитель создаёт условия для формулирования выводов, корректирует ответы учащихся
Заполняют кроссворд
Выстраивают причинно- следственные связи
Формирование понятия
Взаимодействие в групповом коллективе
Проверка правильности заполнения кроссворда
Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику
Умение участвовать в диалоге
Контролируют правильность ответов
Прогнозируют развитие учения о биосфере
Контроль и оценка своей деятельности
Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе
5-й этап
Рефлексия Учитель организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели
Предлагает оценить уровень эмоционального состояния
Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания.
Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы
Осознанно строят выводы
Выделять существенную информацию. Актуализация жизненного опыта.
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате Согласовывают усилия по обсуждению результатов заполнения кроссворда на тему «Биосфера», договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их Осуществляют итоговый контроль
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Взаимоконтроль.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
6-й этап
Домашнее задание Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание
Воспринимают информацию Осознанно фиксируют информацию Самоуправление обучением Понимание цели, содержания и способов выполнения задания