Рабочая программа. Комплексный анализ текста.
МБОУ Комсомольская средняя
общеобразовательная школа
Тамбовский район
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
к утверждению МОУ Комсомольской СОШ
Методическим советом школы № от г.
Протокол № от г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: комплексный анализ текста
для 7 - 8 класса
Учитель: Дробышева Наталья Николаевна
2013 - 2014Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов 2004 года.
С целью формирования лингвистической компетенции, навыков исследовательской деятельности, развития навыков самоконтроля и самокоррекции в систему уроков русского языка в 7 - 8 классах введены уроки комплексного анализа художественного текста, где будут анализироваться различные по типу и стилю тексты, что соответствует программе по развитию речи для 8 класса общеобразовательной школы. Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительного чтения, определения темы, идеи, типа и стиля, составления плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Некоторые тексты содержат и творческую работу учащихся. В конце каждой комплексной работы проводится работа над ошибками.
Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психоло-гическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направ-ленности преподавания русского языка и литературы. Идея личностно ориентированного и конгнитивно – коммуникативного обучения позволила использовать опыт ученика, ин-тегрировать знания. Курс “Комплексный анализ текста”, объединяющий подготовку по русскому языку, культуре речи, даёт возможность каждому ученику реализовать своивозможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимо-действию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
Направленность программы.
Важнейшим направлением в обучении русскому языку являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различны-ми элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет нам такую возможность.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”, адаптации учеников к новой форме ГосударственнойИтоговой Аттестации в 9 классе и Единому Государственному Экзамену в 11 классе. Гармоничным сочетанием деятельности на уроках русского языка и анализа текста.
Изучение курса направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
реализация практикоориентированного подхода в обучении русскому языку,
формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности;
подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.
формирование умения анализировать и создавать тексты разных стилей и типов речи.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих ЗАДАЧ:
обучение разноаспектному подходу к тексту (частичный анализ, полный анализ);
обучение умению сочетать содержательную характеристику текста с языковым разбором – синтаксическим, лексическим, морфологическим;
формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;
овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания (устные и письменные).
Особенности программы.
Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста. В процессе обучения используется пособие “Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 7 – 9 классы” Малюшкина А.Б., включающее различные по типу и стилю тексты, задания по их анализу, которые дают возможность работать самостоятельно, коллективно в классе и дома. Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы. Тексты подбираются так, чтобы в них легко можно было найти именно те свойства речи, которые изучаются в данном разделе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текс и приобретают навыки грамотного построения текстов. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации и синтаксису, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способности на занятиях курса “Комплексный анализ текста” являются необходимыми условиями для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология” и делают процесс обучения полезным и увлекательным. Особенностью программы курса “Комплексный анализ текста” является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Программа имеет практическую направленность.
Программа будет реализована через учебники и учебные пособия:
1. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. - М.: Просвещение, 2010 - 13.
2. А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7,8 кл. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. А.Б. Малюшкин. Учебные таблицы по русскому языку 5-11 кл. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов , Т.А. Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 2010 - 13.
Данный курс предусматривает организацию занятий практической направленности: практикумы, комбинированные уроки, семинары, уроки-исследования. В процессе реализации программы предусмотрено использование здоровье сберегающих технологий.
Содержание программы.
7 класс (68 ч.)
Введение. Повторение в начале года. (4 ч.)
Знать: основные понятия и термины;
Уметь: Определять тему, проблему, идею текста, различать тексты по стилям и типам речи , подбирать заглавие, составлять письменную характеристику текста в виде сочинения в научном стиле, строить тексты с последовательной и параллельной связью предложений.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Причастие. (5 ч.)
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Знать: основные понятия и термины; о причастном обороте и постановке знаков препинания при нём; о склонении полных причастий и правописании гласных в падежных окончаниях причастий, образовании действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; о правописании не с причастиями, гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий, одной и двух букв н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов, одной буквы н в кратких причастиях.
Уметь: выполнять морфологический разбор причастия, правильно ставить ударение в полных и кратких причастиях, согласовывать причастия с существительным, правильно строить предложения с причастным оборотом.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Деепричастие. (3 ч.)
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Знать: основные понятия и термины; глагольные и наречные свойства деепричастия, о деепричастном обороте и постановке знаков препинания при нём; о выделении одиночного деепричастия запятыми.
Уметь: выполнять морфологический разбор деепричастия, правильно строить предложения с деепричастным оборотом.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Наречие. (5 ч.)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий. Степени сравнения наречий. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Знать: основные понятия и термины; группы наречий по значению, о правописании наречий.
Уметь: выполнять морфологический разбор наречия; правильно ставить ударение в наречиях.
Использовать: в речи наречия-синонимы и антонимы, при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Предлог. (4 ч.)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая рогль предлогов.
Знать: основные понятия и термины; о производных и непроизводных предлогах, о правописании предлогов.
Уметь: выполнять морфологический разбор предлогов; правильно употреблять предлоги, правильно употреблять существительные с предлогами.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Союз. (3 ч.)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Знать: основные понятия и термины; простые и составные союзы, союзы сочинительные и подчинительные.
Уметь: выполнять морфологический разбор союзов; пользоваться в речи союзами-синонимами.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Частица. (5 ч.)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Знать: основные понятия и термины; разряды частиц.
Уметь: выполнять морфологический разбор частиц, выразительно читать предложения с модальными частицами.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Междометие. (1 ч)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподрожательные слова и их отличие от междометий.
Знать: основные понятия и термины.
Уметь: отличать звукоподражательные слова от междометий.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Повторение в конце года. (4 ч.)
Знать: основные понятия и термины;
Уметь: Определять тему, проблему, идею текста, различать тексты по стилям и типам речи , подбирать заглавие, составлять письменную характеристику текста в виде сочинения в научном стиле, строить тексты с последовательной и параллельной связью предложений.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
8 класс (34ч.)
Повторение в начале года (3 ч.)
Знать: основные понятия и термины;
Уметь: Определять тему, проблему, идею текста, различать тексты по стилям и типам речи , подбирать заглавие, составлять письменную характеристику текста в виде сочинения в научном стиле, строить тексты с последовательной и параллельной связью предложений.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Словосочетание и предложение (4 ч.)
Повторение пройденного о словосочетании и предложении. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Знать: о связи слов в словосочетании; об особенности построения простого предложения.
Уметь: выполнять разбор словосочетаний и синтаксический разбор простого предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.
Использовать: в речи синонимические словосочетания.
Двусоставные предложения (4 ч.).
Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению.
Сравнительный оборот, знаки препинания при нём.
Знать: главные члены предложения, способы их выражения, о постановке тире между подлежащим и сказуемым; прямое и косвенное дополнение, несогласованное определение, приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении, виды обстоятельств по значению.
Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения, интонационно правильно произносить предложения с отсутствием глагола-связки; использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Односоставное предложение (2 ч.)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым и подлежащим.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Знать: группы односоставных предложений.
Уметь: отличать односоставные предложения от двусоставных.
Использовать: в речи двусоставные и односоставные предложениями как синонимами, назывные предложения для описания места и времени.
Неполные предложения. (1 ч.)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Знать: что такое неполное предложение.
Уметь: правильно расставлять знаки препинания в неполном предложении.
Использовать: в диалоге, сложном предложении.
Однородные члены предложения (3 ч.)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах.
Знать: однородные и неоднородные определения, о постановке знаков препинания при однородных членах.
Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (2 ч.)
Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Знать: что такое обращение, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции.
Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами, междометиями, вставными конструкциями.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Предложения с обособленными и уточняющими членами (5 ч.)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Знать: что такое обособленные члены предложения.
Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособлениями.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (4 ч.)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Знать: что такое прямая и косвенная речь, цитирование, о словах автора внутри прямой речи.
Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Повторение в конце года (6 ч.)
Знать: основные понятия и термины, изученные в 8 классе.
Уметь: выражать мысль, используя возможности разных по строению предложений; грамотно пользоваться средствами выразительности в соответствии со стилевой принадлежностью текста; выполнять комплексный анализ текста.
Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.
Учебно-тематический план.
7 класс
№ п/п
Раздел, тема.
Количество часов
Комплексный анализ текста по темам:
34
1.
Введение.
1
2.
Повторение изученного в 5-6 классах.
3
3.
Причастие.
5
4.
Деепричастие.
3
5.
Наречие.
5
6.
Предлог.
4
7.
Союз.
3
8.
Частица.
5
9.
Междометие.
1
10.
Повторение в конце года.
4
Итого:
34
Учебно-тематический план.
8 класс
№ п/п
Раздел, тема.
Количество часов
Комплексный анализ текста по темам:
34
1.
Повторение в начале года.
3
2.
Словосочетание и предложение.
4
3.
Двусоставное предложение.
4
4.
Односоставные предложения.
2
5.
Неполные предложения.
1
6.
Предложения с однородными членами.
3
7.
Предложения с вводными словами, обращениями, междометиями.
2
8.
Предложения с обособленными членами.
5
9.
Способы передачи чужой речи.
4
10.
Повторение в конце года.
6
Итого:
34
Требования к уровню подготовки учащихся.
7 класс
Учащиеся должны знать:
основные теоретические понятия и термины: тема и основная мысль текста, стили речи; основные типы речи; основные теоретические понятия и термины по русскому языку;
порядок выполнения всех видов разбора: морфемный, фонетический, синтаксический, морфологический, словообразовательный, пунктуационный.
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно наблюдать над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в том числе и проблемного характера;
совершенствовать рукописи с определенной точки зрения, редактировать текст;
определять стили речи, тему текста, основные типы речи;
выполнять все виды разбора: морфемный, фонетический, синтаксический, морфологический, словообразовательный, пунктуационный.
выполнять лингвистический анализ текста.
Требования к уровню подготовки учащихся.
8 класс
Учащиеся должны знать:
функционально-смысловые типы речи и технологию извлечения информации из различных источников;
структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
Учащиеся должны уметь:
анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового формления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;
создавать собственное речевое высказывание в соответствии с оставленными задачами;
осуществлять речевой самоконтроль.
Литература.
1. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. - М.: Просвещение, 2008.
2. А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7, 8 кл. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. А.Б. Малюшкин. Учебные таблицы по русскому языку 5-11 кл. - - М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. . Розенталь Д.Э. Стилистика и культура речи / ООО Издательство Оникс. – Москва, 2009г .
5. Русский язык : Учебник для 7 , 8 класса общеобразовательных учреждений / Баранов, Ладыженская.. М.- 2010 - 2013.
BЗаголовок 1BЗаголовок 2Ў:15тbОсновной текст с отступом\Основной текст с отступом 2RОсновной текст с отступом 3РоманSC:\Users\Роман\Desktop\Рабочие программы (рус.язык)\Вариат. часть 8.(программа).docРоманGC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Вариат. часть 8РоманGC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Вариат. часть 8РоманGC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Вариат. часть 8РоманGC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Вариат. часть 8РоманGC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Вариат. часть 8РоманGC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Вариат. часть 8РоманGC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Вариат. часть 8РоманGC:\Users\Роман\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Вариат. часть 8РоманVC:\Users\Роман\Desktop\Рабочие программы (рус.язык)\Вариат. часть 7, 8.(программа).doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Times New RomanCourier New15Пояснительная записка