Подготовка к ОГЭ. Навыки работы с тестовыми заданиями.
Подготовка к ОГЭ. Навыки работы с тестовыми заданиями.
10 задания – знаки препинания при обращениях и вводных словах.
12 задание – знаки препинания между частями сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Цели:
Образовательные:
обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о сложном предложении, вводных словах и обращении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
Развивающие:
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Воспитательные:
формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении сложного предложения, обращения, вводных слов;
активизирование познавательной деятельности учащихся;
обеспечение благоприятной психологической обстановки.
Тип урока: повторение и обобщение знаний. урок комплексного применения знаний, умений и навыков
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация MS Power Point , карточки.
Формы организации учебной деятельности: коллективная (элементы обсуждения); групповая, индивидуальная
№
п/пЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный момент Приветствие.
Подготовка к ОГЭ – неотъемлемая часть современного курса русского языка в 9 классе.
Приветствуют учителя.
2 Эмоциональный настрой. ЦелеполаганиеСлайд 1
ДЕРЕВО ЖИЗНИ
Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, обратите внимание на рисунок.
Корень дерева – момент вашего рождения, ствол – вся дальнейшая жизнь, вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин. Ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные). Каждый из вас должен задуматься, какие цели и задачи ставить, какие ветви будут толстыми, прочными, а какие, наоборот, будут более тонкими и хрупкими. В зависимости от этого определяется его личностная направленность 3 Подведение к метапредметной теме урока.
Слайд 2 К сегодняшнему занятию я просила вас проанализировать мониторинговые таблицы, которые вы ведете при выполнении тестовых заданий и сделать вывод, какие задания вызывают у вас затруднения.
Выводы учащихся и учителя совпадают (10, 12 задание).
Сформулируйте тему урока «Знаки препинания при обращениях, вводных словах и сложных предложениях».
Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Актуальна, потому что мы живём в информационно насыщенном мире, в котором востребованы грамотные люди. Актуальна для успешной сдачи ОГЭ. Делают выводы , какие задания вызывают затруднения, формулируют тему занятия.
4 Формулировка учащимися цели урока
Слайд 3 Прежде чем сформулировать цель занятия, предлагаю вам оценить насколько вам знаком учебный материал. Перед вами таблица (Приложение 1). В первой колонке дан теоретический материал, при помощи простого приема «Знаю - не знаю», оцените степень освоения теоретических понятий. «+» -знаю, «-» - не знаю.
Затем соедините стрелками соответствие, расставьте знаки препинания.
Сформулируйте цель урока. (Закрепить, систематизировать, углубить знания…) Оценивают знания по теме, формулируют цель занятия.
5 Составление кластера «Понятийное колесо».
Групповая работа Чтобы безошибочно выполнить тестовое задание необходимо знать теоретический материал.
Работа в группах (составление кластеров):
1 группа составляет кластер ССП;
2 группа – СПП;
3 группа – БСП;
4 группа – обращение;
5 группа – вводные слова. Учащиеся от каждой группы показывают результат деятельности (кластеры).
6 Актуализация знаний по синтаксису и пунктуации.
Индивидуальная работа. Практическая работа Предлагаю применить ваши знания на практике.
Обратимся к тестам ОГЭ. Экспресс-тест (5 мин.) Экспресс-тест (Приложение 2).
Оцените свои знания (Оценочный лист. Приложение 3) Самостоятельная работа уч-ся с последующей проверкой и оценкой.
7 Работа с текстом. Анализ изложений по критериям.
Групповая работа Выразительное чтение исходного текста. Определите основную мысль каждой микротемы. Прочитайте изложение, оцените по критериям (ИК1-К3) Приложение 4
Обратите внимание на предложение « Я знаю много плохих специалистов, а свою профессию ненавидят». Объясните постановку запятой. Сделайте вывод об актуальности знаний, на которое мы сегодня обратили внимание.
Вспомните какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
Достигли ли вы их?
Учащиеся анализируют изложение, делают вывод о значимости знаний для выполнения не только тестовой, но и письменной части экзаменационной работы.
8 Рефлексия
И если наш урок добавил к вашим знаниям что-то новое, то я очень рада. Прошу и вас высказать своё мнение, закончив начатые предложения (Приложение 5)
1.На уроке я работал...
2.Своей работой на уроке я... 3.Урок для меня показался..... 4.За урок я...
5.Мое настроение.... 6.Материал урока мне помог..7. Чему вы учились, работая в группах?
9 Домашнее задание Как Вы понимаете значение слова «ПРИЗВАНИЕ»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое призвание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Приложение 1. слайд №3
Сложносочинённое предложение Дорогие что со мною сталось? (А.Прокофьев)
Бессоюзное сложное предложение Кстати он был замечательно хорош собой (Ф. Достоевский)
Сложноподчиненное предложение Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. (М. Шолохов)
Предложение с обращением Дети часто поступают против воли родителей потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.
Предложение с вводным словом. На этом острове стоит тесно несколько ёлок под ними я сел отдохнуть (М. Пришвин)
Приложение 2.
Экспресс-тест
1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текстапронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обращении.
Однорукие стучат о колени,(1) лежащие колотят костылями об пол: аплодисменты. «Поклонись,(2) поклонись,(3) Мишка! Полагается!» – слышу шепот Рюрика.
2.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текстапронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при вводном слове.
Когда мы пришли после уроков к библиотеке, (1) там уже гудела целая толпа. На двери по-прежнему висел замок,(2) а во дворе валялись бревна,(3) сброшенные,(4) видно, (5) с машины как попало.
3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Но лучше всего было ошеломившее меня в первое же утро открытие,(1) что весь этот сухой берег с его колючками,(2) осыпями,(3) золотым дроком,(4) ветрами,(5) зернистым пляжем,(6) грудами водорослей,(7) небом и облаками,(8) все то жаркое и лиловое побережье не принадлежит никому или,(10) вернее,(11) принадлежит только мне одному.
4.В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Все в этом кусочке бескрайней саванны было хорошо для леопарда, (1) и,(2) обходя свои владения,(3) хозяин ревниво следил за тем,(4) чтобы никто не посмел оспорить его права на эту «священную» территорию.
5.Среди предложений 11–15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню. (13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён. (15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. Ответы:
1.3
2.4,5
3.1
4.1
5. 16
Приложение 3.
Оценочный лист
№ п/пТеоретический материал Оценка («+», «-»)1 Предложение с обращением 2 Предложение с вводным словом. 3 Знаки препинания в СПП 4 Знаки препинания в СПП 5 БСП Приложение 4.
Текст изложения Изложение ученика.
Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти свое призвание , утвердиться в нем — это источник счастья.
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать свое дело и с увлечением относиться к нему.
В чем высшее наслаждение жизни? По- моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблен в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, ив его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, врача или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.
(По В.В. Шахиджаняну) Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое дерево. Но без трудолюбия и самовоспитания он может засохнуть на корню. Найти свое призвание и утвердиться в нем — это счастье.
Я знаю много плохих специалистов, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка в выборе профессии. Главное наслаждение в жизни — хорошо знать и любить свое дело, с увлечением относиться к нему. Тогда получится настоящий специалист.
Приложение 5.
1.На уроке я работал...
2.Своей работой на уроке я...
3.Урок для меня показался.....
4.За урок я...
5.Мое настроение....
6.Материал урока мне помог…
7. Чему вы учились, работая в группах?