Конспект урока на тему Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Индивидуальный подход


Подготовила: учитель русского языка и литературы Наукеева Алия Дисенбаевна
Опубликовано на сайте филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Западно-Казахстанской области».
Ссылка http://zkoipk.kz/ru/sabak-zhospary/19-slozhnosochinennye-predlozheniya-s-soedinitelynymi-soyuzami.htmlКраткосрочный план № 4 в серии четырех уроков среднесрочного планирования.
Тема Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Индивидуальный подход. Дата 18.10.2014г.
Класс 9 «В»
Учитель, школа Наукеева Алия Дисенбаевна – учитель русского языка и литературы I (первой) категории.
Областная казахская специализированная школа-интернат комплекс для одаренных детей №11 имени С. Сейфуллина
Общие цели Научить правильно ставить запятую перед союзом И в ССП, между однородными членами предложения; совершенствовать умения анализировать, высказывать свои мнения, обсуждать.
Ожидаемые результаты Ученики смогут связать индивидуальный подход как к человеку, к болезням человека, так и к постановке запятой перед союзом И в ССП, в предложениях с однородными членами, высказывать свое мнение, работать в группе, научатся критически мыслить, оценивать свои действия.
Ключевые идеи ССП с соединительными союзами, предложения с однородными членами, интересный человек, индивидуум, индивидуальный, индивидуальность, притча, непроизносимые согласные, синонимы, лидер, 6 шляп мышления.Ресурсы, ссылка  Учебник «Русский язык» Шманова Н.Н., Шаймерденова Н.Ж., Кошерова А.Т. изд. Алматы «Мектеп» 2013, интерактивная доска, 6 разноцветных шляп, таблица плана урока, иллюстрация к произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», отрывок из стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет», видеоролик притча «Индивидуальный подход».
Приемы и методы Групповая, парная работа. Стратегии критического мышления, «толстые и тонкие вопросы», метод «6 шляп мышления».

Этап урока Ход урока
ВЫЗОВ 1 м.
4 м.
7 м. 1. Организационный момент.

2. Актуализация и мотивация:
А) Самостоятельное формулирование цели урока: отвечают на вопросы начальной рефлексии, используя ключевые слова.

Б) Работа с эпиграфом: отвечают на вопросы к эпиграфу. Объясняют постановку пронумерованных знаков препинания.

В) Словарная работа: интересный человек, индивидуум, индивидуальный, индивидуальность, притча.
3. Повторение:

а) Прием «Мозговой штурм»: ученики отвечают на вопросы, при этом делясь на 6 групп:
Из чего состоит сложное предложение?
Как объединяются простые предложения в составе сложного?Назовите виды сложных предложений?
Сложносочиненным называется предложение, части которого соединены?
Союзы а, но, зато являются?
Союзы и, да, ни… ни являются?
б) Лидеры отвечают на 4 вопроса на развитие лидерских качеств, набирают команду:
Кого бы ты взял(а) с собой в поход?
Кому доверил(а) бы свой рюкзак?
Кому доверил(а) бы свою тайну?
С кем бы готовил(а) классный час?
в) Группа выбирает одну из 6 шляп, лидер распределяет роли в группе: тайм-спикер, двигатель идеи.
г) Проверка д/з по упр.65: списать 1 предложение, вставить запятые, пропущенные буквы на орфограммы: безударные гласные и непроизносимые согласные, определить спряжение, обменяться тетрадями, проверить по ключу к упр-ю, оценить работы друг друга по критерию.
ОСМЫСЛЕНИЕ 8 м.
12 м. I. Творческая самостоятельная работа «6 шляп мышления». После просмотра видеоролика притчи «Индивидуальный подход» каждая группа обсуждает задание, соответствующее той или иной шляпе по притче и грамматической теме, составляют предложение-пример на лексическую и грамматическую темы, анализируют его.

1 гр. Красная шляпа (посочувствуй)
Просмотрите видеоролик.
Какие у вас по этому поводу возникают чувства, эмоции?
Продолжите предложение: Мы просмотрели видеоролик, и у нас сложилось впечатление …
Сделайте анализ предложения.
2 гр. Белая шляпа (выясни конкретные факты)
Просмотрите видеоролик.
Что поучительного мы узнали из этой притчи?
Найдите в притче ССП с соединительным союзом?
Сделайте анализ предложения.
3 гр. Черная шляпа (критика, учти все риски)
Просмотрите видеоролик.
В чем ошибка ученика мастера? Допускаем ли мы подобные ошибки?
Продолжите предложение: Мы опасаемся, что … Мы допускаем ошибки в словах, предложениях, потому что…
4 гр. Желтая шляпа (найди возможности в сложившейся ситуации)
Просмотрите видеоролик.
Как ученику мастера выйти из сложной ситуации?
Продолжите предложение: Ученик мастера оказался в довольно-таки сложной ситуации, и выход из нее мы видим в …
Сделайте анализ предложения.
5 гр. Зеленая шляпа (проведи мозговой штурм и найди множество креативных решений)
Просмотрите видеоролик.
Как исправить ошибки? Как стать лучшим учеником, мастером своего дела?
Продолжите предложения: Ученик мастера старателен, но мы считаем … Мы знаем, как у нас все получится, и …
6 гр. Синяя шляпа (организация и управление)
Просмотрите видеоролик, привила ССП с соединительными союзами.
Чего мы достигли на уроке? Что нужно делать дальше?
Продолжите предложение: Сегодня на уроке мы учились… , используя ключевые слова: индивидуальный подход и отношение к людям, индивидуум, ССП с соединительными союзами, работа в команде, организация, повторение, непроизносимые согласные, одаренность.
II. Презентация ответа: представители группы презентуют выполненное задание, остальные слушают, оценивают по критерию, ставят баллы на доске.

РЕФЛЕКСИЯ  6 м. Эссе: письменно ответить на вопросы:
Что узнали?
Чему научились?
Как работали?
Что получили в результате?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1 м. § 6, упр. 38.
ОЦЕНИВАНИЕ 1 м. Оценивание учителем после проверки письменной работы с учетом всех устных оценок и баллов в шкале критериев за урок. Сбор тетрадей на проверку.