Классный час (цикл) По книге Д.С.Лихачёва «Письма о добром»)
Классный час для 5 – 9 классов
по нравственному воспитанию учащихся
Тема: Что значит быть воспитанным ?
(по книге Д.С.Лихачёва «Письма о добром»)
Цель: воспитывать стремление к самосовершенствованию.
Форма проведения: беседа
Ход мероприятия.
Учитель задаёт вопросы классу (идёт беседа, каждое высказывание обсуждается с ребятами, для наглядности можно записать на доске, сделать Памятки):
Кого мы можем назвать воспитанным человеком?
Кто воспитывает человека?
Прежде всего, семья, а потом уже школа.
Что воспитывает человека?
Социум (положительный и отрицательный пример окружающих), хорошая книга, искусство, свои ошибки, я сам.
Как уберечься от дурного влияния улицы, ТВ, Интернета?
Нужно не бояться влияния, а для этого иметь сформированные убеждения, нужно воспитывать вкус, чтоб отличать хорошую передачу от плохой, вырабатывать свою точку зрения.
Как проявляется воспитанность дома?
Это уважительное отношение к родителям, братьям-сёстрам.
Если мужчина на работе вежлив с женщинами, уступает место в транспорте, а дома не помогает жене помыть посуду – он не воспитан.
Если человек не считается с характером, привычками близких - он не
воспитан.
Учитель подводит итог беседы (можно составить «Кодекс чести»).
Воспитанный человек тот, кто:
считается с другими;
одинаково вежлив со старшими и младшими;
не ведёт себя «громко»;
экономит время других;
выполняет обещания»
не задирает нос, не важничает;
одинаков везде: дома, в школе, на улице.
Какое же основное «золотое» правило воспитанного человека? Как он должен себя вести?
Не мешать другим
4. Ребята могут сами себе дать оценку, воспитаны они или нет? (по тем пунктам, которые в «Кодексе чести»)
А что же мешает вам (раздражает, мешает, не нравится) приобщении с другими людьми? (Ребята перечисляют)
В столовой:
В классе:
В магазине:
Дома:
На улице:
Учитель подводит итог беседы.
Воспитанный – это красивый человек.
Чтобы быть красивым, нужно воспитывать в себе
бережное отношение к миру, обществу, природе, прошлому.
Составитель – зам. директора по ВР Белых С.С.
Классный час для 5 – 11 классов
по нравственному воспитанию учащихся
Тема: Как вести спор.
(по книге Д.С.Лихачёва «Письма о добром»)
Цель: воспитывать стремление к самосовершенствованию.
Форма проведения: беседа
Ход мероприятия.
Учитель. Вы все, наверное, не раз наблюдали, когда собеседники, решая
какую-нибудь проблему, заходили в тупик, отстаивая каждый свою точку зрения,
вели себя некорректно, оскорбляя друг друга.
А умеете ли вы, ребята, вести спор? Умеете ли вы вести спор?
Дать возможность ребятам высказаться.
Учитель. Как же должен вести спор воспитанный человек? Разобраться в этом
нелёгком вопросе поможет книга Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Письма о
добром».
«Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника перекричать, - это пустой человек и спор его пустой». Д.С.Лихачёв
Учитель. Как раскрывается человек в споре? Что можно понять о нём?
Ребята участвуют в беседе:
воспитанный ли он человек;
умеет ли логически мыслить;
умет ли уважать других, а самое главное – себя.
Учитель. Можно ли «переспорить» криком, силой?
Нет, ведь криком человек выражает своё бессилие. Если человек прав, он не
будет бороться, доказывать, истина сама за себя говорит.
«Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, то тем
Самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством»
Д.С.Лихачёв
Учитель. Как же нужно правильно вести спор?
Ребята высказывают свои мнения.
Учитель. Д.С.Лихачёв советует:
Главное - внимательно выслушивать своего противника
Основные правила ведения спора:
возражать, но не обвинять;
не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника (вы так говорите, потому что вы сам такой; вам выгодно это утверждать);
не отклоняться в сторону от темы спора;
доводить спор до конца (либо до признания противника, либо до опровержения)
уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений
принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым, не оскорбляя – это красиво!
Нельзя:
уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравится, из трусости, из карьерных соображений.
Учитель. Может ли спор принести удовольствие участникам спора и тем, кто за ним наблюдает
Ребята высказывают свои мнения
«Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведётся умелыми и умными спорщиками»
Д.С.Лихачёв
Составитель – зам. директора по ВР Белых С.С.
Классный час для 7-11 классов
По нравственному воспитанию учащихся
Тема: Доброта. Что значит быть по-настоящему добрым.
(по книге Д.С.Лихачёва «Письма о добром»)
Цель: воспитывать стремление к самосовершенствованию, раскрыть нравственные категории: добро, милосердие, гуманизм.
Форма проведения: диспут.
Ход мероприятия.
Учитель. В жизни вы нередко встречались с ДОБРОМ и ЗЛОМ. А задумывались ли вы, что такое добро и какова его сила? Помогут разобраться в этих вопросах размышления и высказывания великого гуманиста ХХ века Дмитрия Сергеевича Лихачёва (книга «Письма о добром»)
Итак, давайте подумаем над тем, что значит быть добрым и добреньким?
Дать возможность высказаться ребятам.
«В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная».
Д.С.Лихачёв
Может ли позиция «быть добреньким» навредить окружающим?
Да, быть добреньким, значит, не быть требовательным, принципиальным, а это может привести к отсутствию исполнительской дисциплины и даже к подлости.
Д.С.Лихачёв писал: «Цель в жизни – делать добро в малом и большом, любя свою семью, дом, школу, город, страну. Тогда ты сможешь полюбить человека в человеке». Как же приучить себя делать добро?
Ребята высказываются.
Нужно начинать с малого, «желать добра близким, а затем круг, расширяясь, затрагивает всё более широкий круг людей» (Так отвечает Д.С.Лихачёв)
А зачем нужно делать добро? Может, легче прожить, не напрягаясь, никого не
замечая, никому не делая ни плохого, ни хорошего
Ребята высказываются.
Д.С.Лихачёв отвечает так: «доброта – самое ценное в человеке и самое верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других»
Что испытываете вы, когда вам оказывают какую-нибудь услугу? Что вы
больше любите: получать или делать подарки?
Ребята высказываются.
Учитель подводит итог беседе. Да, добро неизменно побеждает зло и не только в
народных сказках. Оно должно побеждать в душе каждого человека, ведь жить в
мире зла и насилия невозможно.
Рефлексия: А ты можешь назвать себя добрым человеком? (Ребята пишут ответ, опираясь на услышанный материал и аргументируя личными примерами).
Составитель – зам. директора по ВР Белых С.С.
Классный час для 7-11 классов
По нравственному воспитанию учащихся
Тема: Что значит быть интеллигентным человеком.
(по книге Д.С.Лихачёва «Письма о добром»)
Цель: воспитывать стремление к самосовершенствованию.
Форма проведения: диспут.
Ход мероприятия.
Учитель. Вы все, наверное, считаете себя интеллигентными людьми или стремитесь к тому, чтобы считать себя таковым. (Ребята могут поднять руки, кто себя таким считает) Давайте же определим, кого можно считать ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ человеком. И помогут в сегодняшнем нашем диспуте размышления великого гуманиста ХХ века, глубоко интеллигентного человека Дмитрия Сергеевича Лихачёва (книга «Письма о добром»)
Итак, давайте определим: образованность и интеллигентность – это одно и то же, даёт ли образование право называться человеку ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ?
Дать возможность высказаться ребятам.
«Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читает, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Можно всё это иметь и быть неинтеллигентным, а можно ничем этим не обладать, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью».
Д.С.Лихачёв
Можно ли развить в себе ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ?
Дать возможность высказаться ребятам
«Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях»
Д.С. Лихачёв
Смоделировать любую ситуацию (какая больше всего бывает в данном классе. Например: 1. Один ученик мешает всему классу. Как быть остальным?
2. Все бездельничают и срывают урок. Как себя вести?
3.Ученик не выполнил поручение, данное учителем, ссылаясь на
то, что никто это не сделал) и дать возможность высказаться.
«Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это свойство духовной слабости, человеческой неспособности жить.. Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, неправильно на всё реагирующий. Ссорится с соседями – глухой душевно.
Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим».
Д.С. Лихачёв
А теперь ответьте каждый себе: интеллигентный ли вы человек?
Можно ли воспитать в себе это качество и для чего?
«Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, а движения злого человека лишены изящества».
А надо ли оставаться ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ человеком среди
неинтеллигентных людей, чувствуя себя белой вороной?
Дать возможность высказаться ребятам
«Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему».
Д.С. Лихачёв
Вам, ребята, решать, какими быть, вам делать правильный нравственный выбор.
Составитель – зам.директора по ВР Белых С.С.