Коучинг занятие на тему Развитие одаренных и талантливых учащихся
6еп
Коучинг Дата:09.01.15. Время:14:00
Коучи Ахметова Г.З., Есмагамбетова Л.А.
Тема занятия: Развитие одаренных и талантливых учащихся.
Цель: Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми.
Результат обучения: Учитель должен:
-уметь выявлять одаренных и талантливых учащихся в своем классе через наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения;
-владеть стратегиями по организации эффективной работы с одаренными и талантливыми детьми;
-уметь находить пути привлечения родителей для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.
-описать применение одаренности в учебном плане и обучении в школах.
- понимать суть условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников при обучении
- понимать то, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников
Ход занятия
Этапы проведения занятия Время 90мин
Действия преподавателя и участников коучинга
Приветствие Разминка с последующим распределением на группы 5 мин Активити: «Круг радости» (пожелания себе и соседу).
Распределение на группы с помощью геометрических фигур.
Погружение в тему 10мин Задание 1. Вызов:конкурс «Алло, мы ищем таланты!».
1)Участники коучинга выбирают и представляют одного от группы на конкурс.
2) Презентация участника.
3) Вручение наград.
Обсуждение:
1)Как вы понимаете понятия «Одаренность», «Талантливость»?
Отвечая на вопросы, слушатели приводят свои критерии понимания;
2) По окончании доводов идет обобщение ответов по следующим вопросам:-Каких детей можно называть одаренными?
-Каких учеников вы бы отнесли к талантливым?
Работа в группах 15 мин Задание2. Практическая работа
1) Каждая группа получает характеристики одаренных и талантливых учащихся;
2) Приводит свои доказательства того, какие признаки одаренности и талантливости они выявили в данном контексте;
3) Обмен мыслями по стратегии «Автобусная остановка»
Закрепление понятий по теме 8мин. Представляется презентация для ознакомления «Одаренные и талантливые» П-1.
- знакомство с научными исследованиями
-обсуждение в группах, обмен мнениями
Саморегуляция учителей 15 мин Задание 3.
1)Участники коучинга изучают ресурс «Признаки одаренного ребенка»;
2) Идет обсуждение по пунктам;
3) На примере одного одаренного ученика из реального класса ведется сопоставительная работа в соответствии с пунктами приложения 1.
Групповая работа 20 мин Составление постера «Одаренный и талантливый ученик».
1)Каждая группа создает модель одаренного ученика с характеристиками и его потребностями;
2) Защита постера,обоснование своего образца;
Барьеры в преподавании 10мин 1)Анкетирование учителей с целью определения готовности их работать с одаренными детьми;2)Подсчет своих баллов;
3)Презентация 2.Анализ баллов;
4)Составление таблицы Барьеры в преподавании по образцу
Барьеры Пути преодоления
Рефлексия 7мин. Заполнение Таблицы «ЗХУ»:
1)Участники выражают свое мнение с помощью стикеров в каждой графе таблицы, которая заранее была подготовлена.
Последующее изучение. Л.С.Выготский «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением»
Модель «Менторинг»
Двойной диагноз одаренных.
Ренцулли «Что формирует одаренность? Переосмысление определения.»
Фриман «Преподавание для очень способных»
Список характеристик категорий одаренных и талантливых.(Рук-во стр.197-198).
Ресурсы: Презетация Power Point «Самые умные дети в мире»
Презентация Power Point «Одаренные и талантливые дети»
Анкета, плакаты, бумага, стикеры, маркеры
Рефлексивный отчет коуча о проведенном коучинг занятии по теме «Развитие одарённых и талантливых учеников»
от 09.01.15 г. В РСФМСШИ им.О.Жаутыкова.
Цель коучинг занятия заключалась в изучении возможностей и оказании помощи своим коллегам в профессиональном развитии одаренных и талантливых учеников. Ключевым являлось то, чтобы исследовать и помочь найти решение, а не в том, чтобы говорить или направлять. Ожидаемые результаты коучинг занятия ( в своей практике учитель должен):
-уметь выявлять одаренных и талантливых учащихся в своем классе через наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения;
-владеть стратегиями по организации эффективной работы с одаренными и талантливыми детьми;
-уметь находить пути привлечения родителей для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей;
-описать применение одаренности в учебном плане и обучении в школах;
- понимать суть условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников при обучении;
- понимать то, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников.
Для проведения эффективного коучинга коучу необходимо (в контексте школы и поддержки работы коллег) приобрести знание, понимание, поведение и качества лидера.
Практика коучинга, проведенного по вышеуказанной теме, показала, что педагоги нашей школы в полной мере осознают необходимость изменений педагогической практики. Работая в условиях преподавания одаренным детям, имеющим в основном высокий и выше среднего образовательный уровень, достижения в области не только точных наук, но и гуманитарных дисциплин, учителя нашей школы испытывают потребность в постоянном совершенствовании себя и своей деятельности. К этому обязывают не только ученики, но и сама специфика школы, когда учителя регулярно задействованы в качестве участников или организаторов в республиканских и международных семинарах, конференциях, олимпиадах и других проектах.
В школе с прошлого учебного года активизировалась деятельность учителей, прошедших уровневые курсы повышения квалификации педагогических работников РК: так как в течение двух последних лет два учителя получили сертификаты первого уровня, тринадцать учителей- второго уровня, семь- третьего уровня уровневых курсов Центра педагогического мастерства.
Запланированное и проведенное коучинг занятие оказалось востребованным учителями, независимо от их квалификации, опыта преподавания, статуса в школе.
Учителя ознакомились с одним из модулей Программы второго уровня «Обучение одарённых и талантливых учеников». На занятии проведено активити «Круг радости», где коллеги обращались с пожеланиями к соседу, что позволило создать эмоциональный подъём, несмотря на то, что многие участники задействованы в организации и проведении олимпиад областного и международного масштаба на базе нашей школы. Думаем, что такие коучинги снимают напряжение, позитивно действуют на коллег, которые в этот период обучаются на уровневых курсах повышения квалификации.
Первое задание группам заключалось том, что они должны были выбрать одного участника и в течение 5 минут представить его на конкурс «Алло, мы ищем таланты!».Участники коучинга продемонстрировали креативность, презентовав талант в математике, музицировании, вокале…После вручения наград на поставленный вопрос:«По каким критериям они выбирали одаренных и талантливых среди участников?», коллеги смогли привести
свои доказательства и доводы. И здесь после такого вызова им уже легко было сформулировать тему коучинг занятия. Это очень важный момент. Далее выполнены практические задания, стимулировавшие осознание необходимости классификации критериев по характеристикам одарённых и талантливых учеников с применением стратегии «Автобусной остановки». Данная стратегия позволила выявить слабые и сильные стороны в теоретическом владении проблемой. Здесь уместна была презентация теоретического материала. Об этом свидетельствует рефлексия учителей о занятии: «Мы должны знать все характеристики одаренных и талантливых учеников, наблюдать за их проявлениями на уроках и во внеурочной деятельности, помочь им полностью раскрыться, прогнозируя успех своих воспитанников» (учитель истории Байсакова А.А.), «Хотя я не была на курсах, на таких занятиях много интересных мыслей» (тьютор Мусатаева З.С.), «Групповая работа, вызов, эмоциональный настрой, помощь перед предстоящими квалификационными экзаменами» (учитель географии Концова Е.А.), «На проведенном коучинг занятии царила атмосфера творчества, деловое обсуждение характеристик одаренных и талантливых, продемонстрированы стратегии, помогающие разнообразить возможности при подаче нового материала на уроках» (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, координатор уровневых курсов Саякова Б.М.)
В заключение проведено анкетирование «Готовность учителей работать с одаренными и талантливыми учениками», при обработке результатов каждый выявил свою готовность к работе с одаренными и отметил, какие имеются пробелы в развитии талантливых, над чем нужно еще работать: в совершенствовании программ, разработке альтернативных программ для одаренных, продумывания разнообразных приемов и стратегий, заданий с опережением.
Беседа с учителями на коучинге строилась так, чтобы учителя сами размышляли о своей практике, находя путь разрешения проблем.
Положительные и отрицательные стороны коучинг занятия:
+ причина – причина
1. Продуманный план коучинг занятия Тщательно продуманный план 1. Не всегда хватает терпения выслушать учителей Хочется из-за ограничения времени взять инициативу на себя
2. Занятие, проведенное по плану, насыщенное практическими заданиями Организованное занятие, проведенное по плану. 2. Сложное практическое задание, потребовавшее напряженной мыслительной деятельности. Выполнение задания потребовало больше времени на выполнение, чем планировалось. И от его выполнения учителя устали, хотя очень тепло отзывались о коучинге.
3. Применение групповой формы занятия с применением стратегии «автобусной остановки». Возможность убедиться в преимуществе работы в малой группе. 3. Многие учителя не соблюдали
время при выполнении заданий. Учителя не следили за временем, и не все четко слышат задания.
4. Интересное практическое задание по характеристике одаренных и талантливых учеников Полезный опыт работы с критериями выявления одаренных и талантливых. 4. Не все учителя были пунктуальными. Коллектив работал в режиме областной и международной олимпиад на базе школы, другие задания администрации
5. Анкетирование учителей на определение готовности к работе с одаренными Полезный опыт в выявлении перспектив и проблем по работе с одаренными 5.Быстрый темп анкетирования Неудобства из-за отсутствия бумажного варианта анкет
6. Доброжелательная атмосфера плодотворного сотрудничества. Позитивный настрой занятия, заданный коучами. 5.Наличие некоторых незаполненных рефлексий. Думаю, что некоторые учителя имеют слабый опыт рефлексирования.
Однако мы рады, что нам удалось помочь коллегам мотивировать стремление детальней изучить стратегии по развитию одаренных и талантливых учеников и впоследствии применять их в своей практике. Рефлексируя, учителя отметили, что научились «новому взгляду» на проблему развития одаренных и талантливых учеников.
Готовность учителей к изменению себя и своей практики, понимание необходимости и желание внедрения идей Программы второго уровня, отказ от традиционного ведения уроков, стереотипов – подтверждение успешности проведенных коучинг занятий в школе.
Рекомендованная литература для изучения и применения в практике:
1)Л.С.Выготский «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» ,Модель «Менторинг», Двойной диагноз одаренных.
2)Ренцулли «Что формирует одаренность? Переосмысление определения»
3)Фриман «Преподавание для очень способных»
4)Список характеристик категорий одаренных и талантливых.
(Рук-во стр.197-198)
5)Презетация Power Point «Самые умные дети в мире»
6)Презентация Power Point «Одаренные и талантливые дети»
Коучи: Ахметова Г.З, Есмагамбетова Л.А.
10.01.15 год
Конкурс «Алло, мы ищем таланты!» Групповая работа учителей
Защита постеров Презентация по теме