Занятие Кладезь народной мудрости


Кладезь народной мудрости
Вед ущий: Добрый день дорогие ребята!
1 Отгадайте пожалуйста загадку:
Ну-ка кто из вас ответит:
Не огонь ,а больно жжет
Не фонарь,а ярко светит,
И не пекарь, а печет.(солнце)
Кто выбрал солнце? (формируется первая команда)
2 Скажите мне пожалуйста что бывает пятиконечной? Блестит на небе? Во лбу горит? Когда она падает загадывают желание? (звезда)
Кто выбрал звезду? (формируется вторая команда)
3 Это музыкальный инструмент, бывает подзорной, можно вылететь в… (труба) Кто выбрал трубу (формирование третьей команды)
Итак, команды у нас есть начинаем викторину. Все вопросы нашей викторины будут связаны с народным творчеством.
1 блок «Устное народное творчество»
Ведущий: Не сомневаюсь, что прежде, чем вы научились читать слушали сказки. «Что за прелесть эти сказки! Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» -писал А.С Пушкин. А хорошо ли вы знаете сказки мы сейчас проверимА) Вопрос: В какой сказке не говорится о з-х братьях?
( На 1слайде изображены 4фрагмента сказок «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане» ( ответ: сказка о царе Салтане)
Краткое сообщение 1 ребенка о сказках . Зародившись в древние времена сказка до сих пор передается из уст в уста, переиначивается и возникает заново. По своему характеру и видам сказки делятся на бытовые, волшебные, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупостью и хитростью. В более позднее время животные становились персонажами басен.
Б) На слайде вы видите волка, лису, хамелеона, щуку. Все ли эти персонажи являются героями басен Крылова? (ответ: Хамелеон)Большое спасибо первым участникам .Мы продолжаем.
Краткое сообщение 2-го ребенка о пословицах.
У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому
Ведущий: Я приглашаю вторых участников команды. Пословицы и поговорки кратки, в них нет лишних слов.Сейчас нашим участникам я предлагаю вытянуть карточки, где записаны пословицы и с помощью мимики, жестов передать ее команде. За правильно отгаданную пословицу команда получает значок.
Игра со зрителями –«Аукцион пословиц»
Ведущий: А можем ли мы, современные люди отличить бывальщину от считалки?
Дети зачитывают по одной закличке, считалке, бывальщине, дразнилке участники команд отгадывают (правильный ответ на слайде 7)
Дождик-дождик, пуще лей на меня и на людей! А на бабу Ягу – лей по целому ведру!(закличка)
Мужик рыбу ловил на озерах и увидел черта.Черт сидит, качается и говорит:-Год году хуже,год году хуже, год году хуже. Мужик его веслом хлопнул: -А на этот год тебе хуже всех.Да и убил. (бывльщина)
Прокоп-укроп, медный лоб.Сам с аршин, голова с кувшин.(дразнилка)
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.Палка щелк шенков сплеча! Два щенка ушли ворча. ( считалочка)
Сообщение 3-го ребенка о песне.
Песня-это наиболее распространенный жанр в русском народном творчестве в настоящее время. Грустные и веселые, тоскливые и бодрые, народные песни всегда поэтичны и красивы, поражают своим художественным мастерством. И в наши дни в городе и в деревне звучат песни, сложенные профессиональными и самодеятельными поэтами.
Ведуущий: А вы любите петь? Хорошо! Следующим участникам я раздаю листочки на которых написаны названия песен. Вы должны нарисовать о чем эта песня и показать своей команде команда должна исполнить песню.
1 Во поле береза стояла
2 колыбельная
3 Маленькой елочке
Ведущий: Наш следующий блок – «Народные инструменты»
На слайде вы видите русские народные инструменты. Вопрос: Все ли эти инструменты являются струнными? ( ответ- жалейка-духовой инструмент с 3-7 игровыми отверстиями)
Наш следующий блок « Народные промыслы»(слайд 10)
На слайде вы видите названия русских городов славившихся народными промыслами: Гжель, Хохлома, Дымково,Тула.
Вопрос1: В каком из сел в 17 веке возник русский народный промысел росписи по дереву?(село Хохлома(Нижегородской области)
Вопрос2: В, каком из этих населенных пунктов производят удивительные изделия, их не вырезают из дерева и не вылепливают из глины, их печатают? (Тула)
Вопрос3: Это место славится керамикой, сочной синей росписью на ослепительно белом фоне? ( станция Гжель Московской области)
Вопрос 4: Здесь лепят декоративные скульптуры в виде людей, животных (иногда в виде свистулек). Затем их белят мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, смешанными особым образом. Красочность и нарядность изделиям придают ромбики сусального золота, которые присуще только им.( слобода Дымково близ Вятки(ныне город Киров)
Молодцы! Пока жюри подводит итоги вы можете посмотреть выставку работ к нашей викторине.