Планирование факультативного курса по математике для 7 классов Решение текстовых задач











Планирование

Факультативного курса по математике

«Решение текстовых задач»

для 7 классов
(общеобразовательные классы)





Составитель: РЕЗИНА Л.В.,
учитель математики
МБОУ «СОШ № 7»






г. Колпашево

2013 – 2014 учебный год

«Лучше одну вещь рассматривать
со всех сторон, чем много вещей
с одной стороны»
(восточная пословица)
Пояснительная записка.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития ученика, глубины усвоения учебного материала
Поэтому любой экзамен по математике, любая проверка знаний содержит в качестве основной и наиболее трудной части решения задач.
Издавна задача была целью обучения, т. е. математику затем и учили, чтобы усвоить правила решения типовых задач (купля-продажа, займы, расходы, накопления и др.).
Сейчас задача становиться орудием, с помощью которого учитель обучает математике, т. е. задача выполняет вполне определённые функции и в этом смысле представляет собой средство обучения.
При решении задач происходит знакомство с новым материалом и в то же время повторяется пройденный материал, вводятся какие-либо новые понятия и показывается область применения; формируются и отрабатываются вычислительные навыки учащихся.
Текстовые задачи - трудный материал для значительной части школьников. Во многом это связано с необходимостью чёткого осознания различных соотношений между описываемыми в тексте задачи объектами.







Цели и задачи.
Главная цель программы - научить детей мыслить.
Главная задача программы – закрепить знания, навыки решения задач школьной программы и углубить их решением более сложных задач, разнообразных;
- учить анализировать текстовые задачи, разбивать их на составные части;
- учить сознательно устанавливать связи между величинами, данными и искомыми числами, выбирать арифметическое действие, потом его выполнять;
- учить детей решать задачи различными способами и методами, что способствует развитию логического мышления у учеников, развивает сообразительность, фантазию, интуицию учащихся;
- учить обосновывать правильность решения задачи, проводить проверку, самопроверку, взаимопроверку, формировать умение пользоваться различными моделями задачи для поиска её решения;
- прививать интерес к математике.

Курс предназначен для учащихся 7 классов средних общеобразовательных учреждений и рассчитан на 34 часа.

В курсе заложена возможность дифференцированного обучения путем использования задач различного уровня сложности. Следовательно, программа применима для самых разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки.
Основные разделы курса
Решение задач на работу.

Решение задач на проценты.

Решение задач на части и дроби.

Решение задач на прямую и обратную пропорциональность.

Решение задач на движение.

Решение старинных задач.

Решение задач с помощью систем уравнений.

Решение геометрических задач.


Формы и методы работы
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядно-практические: практикумы по решению задач, частично-поисковая деятельность.

«В арифметике ставить вопросы важнее умения их решать». Г.Кантор.
Тематическое планирование.

Тема занятия.
Кол-во часов
Дата

1
Решение задач на работу.
4ч.


2
Решение задач на проценты.
4ч.


3
Решение задач на части и дроби.
3ч.


4
Решение задач на прямую и обратную пропорциональность.
3ч.


5
Решение задач на движение.
5ч.


6
Решение старинных задач.
3ч.


7
Решение задач с помощью систем уравнений.
3ч.


8
Решение геометрических задач.
5ч.


9
Обобщение
3ч.


10
Резерв
1ч.




Решение задач является важным средством формирования у учащихся математических знаний, одной из основных форм учебной работы в процессе изучения математики, одним из эффективных средств математического развития.



Знания и умения учащихся:
уметь «рисовать» словесную картину задачи; ставить к условию задачи вопросы; устанавливать взаимосвязь между величинами, данными в тексте задачи;
составлять план решения задачи, оформлять решение задачи;
сравнивать решения задач;
выбирать более удобный способ, метод для решения данной задачи;
уметь составлять задачу по заданному вопросу, по иллюстрации, по данному решению, по аналогии, составлять обратные задачи;
уметь решать задачи по возможности разными способами и методами;
обосновывать правильность решения задачи, уметь определять границы искомого ответа.







Литература:
Для учителя:
1. М. М. Балк «Поиск решения задач» Москва 1984г.
2. В. А. Гусев «Внеклассная работа по математике в 6-8-ых классах». Москва 1984г.
3. С. Н. Олехник, др. «Старинные занимательные задачи». Москва 1985г.
4. Ф. А. Орехов «Решение задач методом составления уравнений». Москва 1971г.
5. Я. И. Перельман «занимательные задачи и опыты»
6. Р. Ф. Соболевский «Логические и математические игры»
7. Л. М. Фридман, Е. М. Турецкий «Как научиться решать задачи»
8. Сборник заданий по математике (для проведения письменного экзамена). Изд.2 Москва, 1985г.

Для обучающихся:
1. Раздаточный материал.
2. Интернет - источники
sђ Заголовок 1sђ Заголовок 2sђ Заголовок 315