Конспект занятия по обучению грамоте Звук [Ч]. Буква Ч (подготовительная группа.
Цель: создание условия для закрепления знаний у детей о звуке Ч, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.
Задачи:
Коррекционно-образовательная. Создать условия для: закрепления умения характеристики звука «Ч» и его местонахождение – в начале, середине и в конце слова, познакомить с буквой Ч;
Коррекционно-развивающая. Создать условия для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики детей; развития дыхания, фонематического слуха и восприятия; мышления,
Коррекционно-воспитательная. Создать условия для: формирования взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: игрушка-Черепаха, предметные картинки, в названии которых есть звук «Ч», картинный материал к играм «Багаж», «Загадочные вазы», фишки синего, зеленого и красного цвета, буква Ч.
Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Ход ООД:
1. Организационно-мотивационный момент. Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы передайте улыбку друг другу.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
2. Основная часть. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, к нам в гости на поезде приехал кое – кто, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.
Может плавать в океане,Может ползать по саванне,Панцирь в клетку, как рубаха…Кто же это? … (черепаха)!
Как вы думаете, какой у неё самый любимый звук?
Давайте все вместе произнесем: ч,ч,ч,…
Попробуйте изобразить с помощью звука «Ч» как:
- кузнечик стрекочет …
- человек чихает (пчхи, пчхи…)
- так говорят, когда просят помолчать ч-ч-ч-ч…(жест)
3. Характеристика звука
- Кто может сказать нашей гостье - какой звук [Ч]? Дети: Звук [Ч] - согласный, глухой, всегда мягкий.
5.Игра «Багаж». Нахождение места звука в слове. У Черепахи - 3 чемодана, давайте разместим ее вещи. Какие вещи-картинки мы поместим в первый чемодан? (в которых звук «Ч» находится вначале слова). Во второй? В последний?
(Каждый ребенок определяет место звука «Ч» в названии своей картинки и кладёт ее в нужный чемодан)
Физминутка.
6. Игра «Загадочные вазы». Деление слов на слоги. Черепаха принесла чудесные цветы-картинки, но она не знает, как разместить их в вазы. Как вы думаете, как можно это сделать? (на трех вазах подсказки – короткие линии – 1,2, 3). Верно, нужно поделить слова на слоги. (дети делят слова на слоги, помещают цветы-картинки в соответствующую вазу).
7. Связь звука и буквы. Показ буквы - карточки Ч. На что похожа буква? Как можно ее изобразить? (нарисовать, выложить из фишек, карандашей, семян).
8. Звуковой анализ слова ТУЧКА. Ой ребята, к нам в группу залетел воздушный шарик! Какого он цвета? (синего) На что он похож? (на тучку) Нам нужна пасмурная погода? Но тучка не улетит, пока мы не разгадаем ее загадку. Как вы думаете, что она загадала? (варианты ответов детей). Я дам вам подсказку, а вы найдите решение – звуковой анализ слова ТУЧКА.
9. Дыхательная гимнастика. Молодцы! Что же нужно теперь сделать, чтобы тучка улетела? Правильно – подуть! (дети дуют на «тучку», логопед следит за правильностью вдоха и выдоха)
Итог: С каким звуком мы сегодня играли?
- Есть ли преграда у звука Ч? -Что мы можем рассказать о звуке Ч?
-Какой буквой обозначается звук Ц? (Буквой Ч). - Назовите слова, в которых есть звук Ч?
205740-88903672840-8890
20574010795
582930-14605
501652543175