РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (УМК «Линия жизни» Основное общее образование для 8 – ых классов Уровень программы: базовый



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов им. М.В. Ломоносова» городского округа Самара
Программа рассмотрена на заседании МО учителей естественного цикла
Протокол №1от «30» августа 2016 г.
Председатель МО
_________/Шаповалова О.В./
ПРОВЕРЕНО:
Зам. директора по УВР
___________/Золотовская М.А./
«1» сентября 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
____________/Кручинина С.А./
«1» сентября 2016 г.
(приказ №474-од от 01.09.2016)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (УМК «Линия жизни»
Основное общее образование
для 8 – ых классов
Уровень программы: базовый
Программу разработала Шакирова Г.Ю.,
учитель биологии
и географии
высшей квалификационной категории
Самара, 2016
Паспорт программы
Класс 8
Предмет Биология
Уровень программы Базовый
Количество часов в неделю 2 ч.
Количество часов в год 68 ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Рабочая программа составлена на основе программы 1.Примерной программы основного общего образования по биологии предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 классы, авторы В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.Г. Швецов, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк, Москва «Просвещение» 2011;
Учебник Контрольно-измерительные материалы.
1.Рабочая тетрадь 7 класс (Линия жизни) под редакцией В.В. Пасечника; Издательство "Просвещение", 2015, 125 с.,
2. Дидактический материал по предмету:
1)А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.» , 1996.-192 с. : ил.
2)Т.С.Сухова . Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.- 160 с.: ил.
3)Уроки биологии с применением информационных технологий. 6класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт. –сост. С.Н.Лебедев.- М.: Глобус, 2008.-108 с.- ( Современная школа).
4)Т.Л.Богданова . Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Высш.шк., 1991.- 350с.: ил.
5)Биология. Для поступающих вузы. Под редакцией академика РАМН, профессора В.Н.Ярыгина. – изд. 6, исправленное-М.: изд. «Высшая школа», 2003-491 с.
6)Э.В.Семенов ,С.Г. Мамонтов,В.Л. Коган . Биология: Пособие для поступающих вузы / Под ред. С.Г. Мамонтова.- М.: Высш. шк., 1984.- 352с., ил.
3.Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и
практические требования:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ruwww.edios.ruwww.km.ru/educftionhttp://festival.1september.ru.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, С.В.Суматохина, Г.С. Калинова//Программы общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы/ М.: Просвещение, 2014., полностью соответствующей требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов (2 часа в неделю)
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В. Пасечник, А.А.Каменский.-Биология. 8 класс., учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2014. – 255 с.
2. Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) биологии в 8 классах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины
Учащиеся должны уметь:
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
- объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;
- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-получать информацию об организме человека из разных источников
Метопредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- проводить исследовательскую и проектную работу;
- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;
- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД,наркомания,алкоголизм
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах,ожогах,обморожениях,травмах,спасении утопающего
— уметь рационально организовывать труд и отдых;
--- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
3. Содержание программы 8 класс 68 ч/год (2 ч/нед.)
Введение. Человек как биологический вид (3 ч)
Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
Глава 1. Общий обзор организма человека (3 ч)
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.
Лабораторная работа:
• 1.Изучение микроскопического строения тканей организма человека.
Глава 2. Опора и движение (7ч)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Лабораторные работы:
•​2. Изучение микроскопического строения кости.
•​3. Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.
•​4. Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Практические работы:
•​ 1.Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Глава 3. Внутренняя среда организма (4 ч)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Лабораторная работа:
• 5.Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч)
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторные работы:
•​ 6.Измерение кровяного давления.
•​ 7.Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
•​8. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Глава 5. Дыхание (5 ч)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Лабораторные работы,:
•​ 9.Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
•​ 10.Определение частоты дыхания.
Глава 6. Питание (6 ч)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для .организма. Нарушения обмена веществ.
Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».
Практическая работа:
• 2.Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч)
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».
Глава 9. Покровы тела (4 ч)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы колеи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.
Глава 10. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.
Глава 12. Психика и поведение человека (6 ч)
Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
Глава 13. Размножение и развитие человека (3 ч)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».
Лабораторная работа:
•11. Измерение массы и роста своего организма.
Глава 14. Человек и окружающая среда (3 ч)
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».
Практическая работа:
• 3.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
Список литературы
1. В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк. Биология Рабочие программы Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011.
2. В.В. Пасечник, А.А.Каменский.-Биология. 8 класс., учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2015. – 255 с.
3. В.В.Пасечник Г.Г. Швецов Биология Рабочая тетрадь 8 класс Москва «Просвещение» 2011
4.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Т. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006, - с.172.
5.Контрольно – измерительные материалы. Биология: 8 класс.- М.: ВАКО, 2011
6.Биология в таблицах,М.Дрофа,2011.
7.Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии. -В.:Учитель, 2005.
Используемые Интернет – ресурсы:
Федеральный портал «Российское образование»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Образовательные ресурсы Интернета - Биология. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm
Перечень учебно-методического обеспечения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Цифровая лаборатория по биологии
Пособие CD «Уроки биологии. Человек и его здоровье»
Интернет-ресурсы
Календарно-тематическое планирование
по курсу биологии
8 класс на 2016 -2017 уч.год (68 часов)
Наименование темы месяц/
неделя Количество часов
Введение. Человек как биологический вид 3
Науки о человеке и их методы сентябрь
1 неделя 1
Биологическая природа человека. Расы человека. сентябрь
1 неделя 1
Происхождение человека. Антропогенез сентябрь
2 неделя 1
Глава 1. Общий обзор организма человека 3
Строение организма человека (1) сентябрь
2 неделя 1
Строение организма человека (2) сентябрь
3 неделя 1
Регуляция процессов жизнедеятельности сентябрь
3 неделя 1
Глава 2. Опора и движение 7
Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. сентябрь
4 неделя 1
Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. сентябрь
4 неделя 1
Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Октябрь
1 неделя 1
Строение и функции скелетных мышц. Октябрь
1 неделя 1
Работа мышц и ее регуляция. Октябрь
2 неделя 1
Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Октябрь
2 неделя 1
Входящий мониторинг: «Общий обзор организма. Опорно-двигательная система» Октябрь
3 неделя 1
Глава 3. Внутренняя среда организма 4
Состав внутренней среды организма и ее функции. Октябрь
3 неделя 1
Состав крови. Постоянство внутренней среды. Октябрь
4 неделя 1
.Свертывание крови. Постоянство внутренней среды. Октябрь
4 неделя 1
.Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. Ноябрь
2 неделя 1
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение 4
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа Ноябрь
2 неделя 1
Сосудистая система. Лимфообращение. Ноябрь
3 неделя 1
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Ноябрь
3 неделя 1
Проверочная работа: «Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфообращение» Ноябрь
4 неделя 1
Глава 5. Дыхание 5
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Ноябрь
4 неделя
1
.Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Декабрь
1 неделя 1
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Декабрь
1 неделя 1
Болезни органов дыхания, их профилактика. Реанимация. Декабрь
2 неделя 1
Обобщение и систематика знаний по теме «Дыхание» Декабрь
2 неделя 1
Глава 6. Питание 6
Значение питания для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения и их функции. Декабрь
3 неделя 1
Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Декабрь
3 неделя 1
Пищеварение в желудке и кишечнике. Декабрь
4 неделя 1
Всасывание питательных веществ в кровь. Декабрь
4 неделя 1
Регуляция пищеварения. Январь
2 неделя 1
Промежуточный мониторинг: «Дыхание. Пищеварение.» Январь
2 неделя 1
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии 4
Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Январь
3 неделя 1
Ферменты и их роль в организме человека. Январь
3 неделя 1
.Витамины и их роль в организме человека. Январь
4 неделя 1
7.4.Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ. Январь
4 неделя 1
Глава 8. Выделение продуктов обмена 3
Выделение и его значение. Органы мочевыделения. Февраль
1 неделя 1
.Заболевания органов выделения. Февраль
1 неделя 1
Обобщение и систематика знаний по теме «Обмен веществ и энергии. Выделение» Февраль
2 неделя 1
Глава 9. Покровы тела 4
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Февраль
2 неделя 1
Болезни и травмы кожи. Февраль
3 неделя 1
Гигиена кожных покровов. Февраль
3 неделя 1
Обобщение и систематика знаний по теме «Покровы тела» Февраль
4 неделя 1
Глава 10. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма 8
Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Февраль
4 неделя 1
.Работа эндокринной системы и ее нарушения март
1неделя 1
Строение нервной системы и ее значение. март
1неделя 1
Спинной мозг. март
2неделя 1
Головной мозг. март
2неделя 1
Вегетативная нервная система. март
3неделя 1
Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. март
3неделя 1
Итоговый мониторинг: «Нейро-гуморальная система человека» Апрель
1 неделя 1
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы 5
Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор. Апрель
1 неделя 1
Слуховой анализатор. Апрель
2 неделя 1
Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Апрель
2 неделя 1
Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. Апрель
3 неделя 1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы» Апрель
3 неделя 1
Глава 12. Психика и поведение человека 6
Высшая нервная деятельность. Рефлексы. Апрель
4 неделя 1
Память и обучение. Апрель
4 неделя 1
Врожденное и приобретенное поведение. Май
1 неделя 1
Сон и бодрствование Май
1 неделя 1
Особенности Высшей нервной деятельности человека. Май
2 неделя 1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Психика и поведение» Май
2 неделя 1
Глава 13. Размножение и развитие человека 3
Особенности размножения человека. Май
3 неделя 1
Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.
.Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения. Май
3 неделя
1
Глава 14. Человек и окружающая среда 2
Социальная и природная среда человека Май
4 неделя 1
Окружающая среда и здоровье человека Май
4 неделя 1
Итого: 68 (2 резервных часа)
Контрольных работ (мониторинги) 3
Лабораторных работ 11
Практических работ 3