Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 7 класса (ФГОС)
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 7 класс (соответствует ФГОС) к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
п.п. Тема Кодификатор Форма контроля
1.
Стартовая контрольная тестовая работа №1 Правила выделения частей речи, орфограмм и пунктограмм. Нахождение орфограмм в словах и знаков препинания в предложениях. Редактирование текста Тест
2.
Контрольный диктант №2 по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах». Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения. Диктант
3.
Контрольный диктант №3 по разделу «Причастие» Находить причастия в предложении, выделять причастный оборот, правописание Диктант
4.
Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие» Находить деепричастия в предложении, выделять деепричастный оборот, правописание суффиксов деепричастий Диктант
5.
Контрольный диктант №5 по теме «Наречие» Морфологические признаки наречий, опознавать наречия в тексте. Безошибочно писать наречия, правильно употреблять их в речи. Диктант
6.
Контрольное тестирование №6 по теме «Предлог». Морфологические признаки предлогов, опознавать их в тексте. Безошибочно писать предлоги, правильно употреблять их в речи. Тест
7.
Контрольный диктант №7 по теме «Союз» Морфологические признаки , опознавать союзы в тексте. Безошибочно писать союзы. Диктант
8.
Контрольное тестирование №8 по теме «Частица» Общее значение, морфологические признаки частицы, правописание частиц. Морфологический разбор частицы. Пользоваться изученными правилами на практике Тест
9 Контрольный диктант №9 по теме «Служебные части речи» Правила правописания предлогов, союзов, частиц, междометий, пунктуационные правила выделения на письме. Диктант
10 Контрольное тестирование №10 теме «Систематизация и повторение пройденного в 7 классе». Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 7 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях, в осложненных предложениях Тест
СТАРТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА №1
по русскому языку в 7 классе
2015-2016 учебный год
I вариант
1. Какая пара слов является словосочетанием?
А. обогнал соперника
Б. около стола
В. гром и молния
Г. ёж колюч
2. В каком слове букв больше, чем звуков?
А. объём
Б. здравствуй
В. маяк
Г. юнга
3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
А. квартет
Б. депо
В. кафе
Г. интерьер
4. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А. зв..здочка, оч..рованныйБ. выб..рут, к..пустаВ. б..тон, д..скаГ. в..сьмой, пр..фессия5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
А. отч..т, еж..нок
Б. варе..ки, карто..каВ. в..ётся, под..ёмныйГ. и..чезнуть, ..бить
6. Каков способ образования слова подоконник?
А. приставочный
Б. суффиксальный
В. бессуфиксныйГ. приставочно-суффиксальный
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ со словом пишется слитно?
Не(1) добрый человек не(2) знает покоя, но винить не(3) кого: не(4) надо желать зла другим.
А. 1, 4
Б. 1, 3, 4
В. 1, 2, 3, 4
Г. 1, 3
8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?
А. познаком..тесь, птич..и
Б. пят..десят тыся..
В. стаи туч.., улыбаеш..сяГ. от..езд, сем..сот
9. Какое слово пишется через дефис?
А. (сорок)пятый
Б. (дело)производство
В. (кое)что
Г. (ни)с чем
10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А. Раздался рёв двигателя, и машина резко тронулась с места.
Б. Дети нетерпеливо спрашивали: «Дедушка, что же было дальше?»
В. В наших лесах пожалуй, нет дерева мощнее и красивее дуба.
Г. Андрей собрал учебники и тетради и отправился в школу.
СТАРТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА №1
по русскому языку в 7 классе
2015-2016 учебный год
II вариант
1. Какая пара слов является словосочетанием?
А. тебе и мне
Б. водитель троллейбуса
В. туча черна
Г. между строк
2. В каком слове букв больше, чем звуков?
А. яхта
Б. поют
В. солнце
Г. рейка
3. В каком слове все согласные звуки мягкие?
А. тире
Б. борщ
В. фанера
Г. меч
4. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А. прил..жание, тр..буна
Б. ч..столюбие, ст..клянныйВ. к..снуться, п..тёрка
Г. р..кета, ком..ндир5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
А. про..ьба, и..целить
Б. во..зал, но..тиВ. ш..рох, щ..ткаГ. пер..евая, из..ятие6. Каков способ образования слова бесполезный?
А. приставочный
Б. суффиксальный
В. бессуфиксныйГ. приставочно-суффиксальный
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ со словом пишется слитно?
Не(1) легка доля одинокого человека: не(2) заходят к нему друзья, не(3) с кем словом перемолвиться, не(4) кому поплакаться.
А. 1, 2, 4
Б. 1, 3, 4
В. 1, 4
Г. 1, 2, 3, 4
8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?
А. вертет..ся, взаимопомощ..
Б. восем..сот, могуч..
В. не плач..те, об..ём
Г. заботи..ся, калач..
9. Какое слово пишется через дефис?
А. (ярко)синий
Б. (физ)культура
В. (не)сколько
Г. (семь)сот
10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А. Набежали тучи, и хлынул ливень.
Б. Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей!
В. После дождя начали буйно лезть грибы: маслята, лисички, рыжики.
Г. «Ты, конечно, опоздал по уважительной причине?» - спросила учительница.
Ключ к ответам
Стартовой контрольной тестовой работы №1
по русскому языку в 7 классе
№ задания № варианта
I II
1 А. обогнал соперника Б. водитель троллейбуса
2 Б. здравствуй В. солнце
3 В. кафе Г. меч
4 А. зв..здочка, оч..рованныйБ. ч..столюбие, ст..клянный5 Г. и..чезнуть, ..бить А. про..ьба, и..целить
6 Г. приставочно-суффиксальный А. приставочный
7 Г. 1, 3 В. 1, 4
8 А. познаком..тесь, птич..и
А. вертет..ся, взаимопомощ..
9 В. (кое)что А. (ярко)синий
10 В. В наших лесах пожалуй, нет дерева мощнее и красивее дуба. Б. Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей!
Контрольный диктант №2
по теме «Повторение изученного в 5-6 классе»
Кончалось лето, но природа ещё не потеряла своей могучей силы. Кругом всё радовалось и цвело. В небе плыли прозрачные облака. Леса зеленели с бархатной пышностью.
Было ласково и тепло, но чувствовалось не цветение лета, а увядание.
В широких лугах высились, как сторожевые башни, стога, на жёлтых полях желтели снопы. Овёс ждал косы и чуть шелестел. Вокруг пахло прогретым сеном, полынью. В этих запахах, как и в шелесте овса, уже ощущалась осень. Листья потеряли шёлковую мягкость. Они были словно обрызганы золотистым дождём. Лето увядало. (85 слов.)
(По Н. Смирнову.)
Дополнительные задания.
Выполнить указанные виды разбора
1 вариант
Кончалось лето, но природа ещё не потеряла своей могучей силы.4
Прозрачные 3 (из 3-его предложения)
2 вариант
Было ласково и тепло, но чувствовалось не цветение лета, а увядание.4
Широких 3 (3-й абзац, 1-ое предложение)
Подобрать однокоренные слова к следующим словам:
1 вариантувядание
2 вариантзеленели
Подчеркнуть слова, употреблённые в переносном значении.
Контрольный диктант №3
по теме «Причастие как часть речи»
Первый снег.
Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.
Не прошло и часа. Как природа изменилась до неузнавамости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, уткнутые в тулупы, уткнули свои тупые носы и мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов клонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами.
В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого был первый снег. (126 слов.)
(По Л.М. Герасимовой)
Дополнительные задания.
Произведите морфологический разбор причастий
1 вариант – шумевший
2 вариант – блестящуюПроизведите синтаксический разбор предложений
1 вариант.
Легковые машины, уткнутые в тулупы, уткнули свои тупые носы и мирно задремали.
2 вариант
Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами.
Выпишите одно предложение с обособленным определение, выраженным причастным оборотом, обозначьте определяемое слово.
Контрольный диктант №4
по теме «Деепричастие»
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
Сделать синтаксический разбор предложения:
1 вариант.
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.
2 вариант
Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.
Произвести морфологический разбор деепричастия из предложения для первого задания.
Произвести разбор по составу:
1 вариант.
кусая, поглядывали
2 вариант
завязая, блестел.
Выписать из первого абзаца два деепричастия:
1 вариант.
совершенного вида;
2 вариант
несовершенного вида.
Контрольный диктант №5
по теме «Наречие как часть речи»
В лесной глуши
Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья неба.4 Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идёте по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, падающее косыми полосами сверху.
Как-то немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдёшь в густую тень вековых елей.
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.4 В настоящую лесную глушь забираются только белка да пёстрый дятел. Изредка ухает филин, вдалеке надрывается кукушка. (119 слов.)
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку.)
Грамматическое задание
Обозначьте морфемы в словах:
сверху, где-нибудь, немного (I вариант);
изредка, кое-где, вдалеке (II вариант).
Выполните морфологический разбор наречия:
кое-где (I вариант);
как-то (II вариант).
Выпишите 2-3 словосочетания, в которые входит наречие, объясните его правописание:
из 1-2 абзаца (I вариант);
из 3-4 абзаца (II вариант).
Произведите синтаксический разбор предложения:
Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья неба. (I вариант);
Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях. (II вариант).
КОНТРОЛЬНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА №6
по теме «Предлог как часть речи»
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания А1-А5, В1-В8.
(1) Кто не бывал в тайге Уссурийского края, тот не может себе представить, какая это чаща, какие это заросли. (2) Вот именно по такой тайге мы и шли уже подряд в течение двух суток.
(3) Погода нам не благоприятствовала. (4) Всё время моросило, вследствие этого на дорожках стояли лужи, трава была мокрая, с деревьев падали редкие крупные капли. (5) В лесу стояла удивительная тишина… (6) Было уже около одиннадцати часов. (7) Судя по времени, вьючный обоз должен был давно обогнать нас, а между тем сзади, в тайге, ничего не было слышно.(8) Обеспокоенный тем, что вьюков нет в продолжение долгого времени, опасаясь, что с лошадьми могло что-нибудь случиться, я вместе с Дерсу пошёл назад. (9) Гольд шёл впереди, качал головой и рассуждал сам собой… (10) Он не закончил фразы, остановился на полуслове, затем попятился назад и, нагнувшись к земле, стал рассматривать что-то у себя под ногами. (11) Я подошёл к нему. (12) Совершенно свежие отпечатки большой кошачьей лапы отчётливо виднелись вдоль грязной тропинки. (13) Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было. (14) Теперь же, когда мы повернули назад и пошли навстречу отряду, появились следы. (15) Очевидно, зверь всё время шёл за нами по пятам.
(16) Несмотря на то, что кругом были лужи, вода ещё не успела наполнить следы, вдавленные лапой тигра. (17) Не было сомнения, что страшный хищник только что стоял здесь и затем, когда услышал наши шаги, бросился в чащу и спрятался где-нибудь за буреломом. (18) Несколько минут мы простояли на одном месте в надежде, что какой-нибудь шорох выдаст присутствие тигра, но тишина была гробовая.
(По В. Арсеньеву)
К каждому заданию А1-А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа запишите в бланке ответов.
А1. Укажите верную морфологическую характеристику слова вследствие (предложение 4).
1) имя существительное
2) наречие
3) производный предлог
4) составной предлог
А2. Укажите предложение, в котором имеется производный отымённый предлог.
1) 1
2) 2
3) 7
4) 9
А3. Укажите ряд, в котором в обоих словосочетаниях выделенные непроизводные предлоги употреблены с существительными в дательном падеже.
1) вместе с Дерсу; рассуждал сам с собой
2) бросился в чащу; спрятался за буреломом
3) по такой тайге; нагнувшись к земле
4) не бывал в тайге; простояли на одном месте
А4. Укажите словосочетание «деепричастие + непроизводный предлог + существительное».
1) падали с деревьев
2) судя по времени
3) шёл за нами
4) виднелись на тропинке
А5. Укажите, в каком ряду имеется производный предлог, который надо писать слитно.
1) (в) течение суток
2) (не) смотря на дождь
3) (в) продолжение долгого времени
4) (в) виде звезды
Ответы на задания В1-В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Из предложений 1-3 выпишите производный предлог, в котором звуков больше, чем букв.
В2. Из предложений 10-15 выпишите производный предлог, образованный от наречия.
В3. Из предложений 6-9 выпишите составной предлог, образованный от сочетания существительного с предлогом.
В4. Из предложений 16-18 выпишите производный предлог, образованный от деепричастия.
В5. Из предложений 1-2 выпишите все непроизводные предлоги.
В6. Укажите, от какой части речи образован предлог вследствие (предложение 4).
В7. Из предложений 5-6 выпишите простой предлог, выражающий временные отношения.
В8. Из предложений 12-16 выпишите фразеологический оборот, имеющий в своём составе непроизводный предлог.
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания А1-А5, В1-В8.
(1) Издавна новгородцы гордятся тем, что недалеко от их города, в имении «Онег», родился композитор Сергей Рахманинов. (2) Он жил здесь в течение нескольких лет, здесь рано начали проявляться его музыкальные способности…
(2) В продолжение всей жизни особенно любимой была бабушка. (4) Серёжа часто бывал в её имении «Борисово», расположенном близ Новгорода. (5) Благодаря Новгороду Рахманинов всю жизнь питал любовь к суровой и скромной северной русской природе и к духу русской старины. (6) Вследствие материальных затруднений Рахманиновы продали имение «Онег» и в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века переехали в Петербург, где Сергей поступил в консерваторию.
(7) Однако впоследствии летние поездки под Новгород совершались в течение всей жизни композитора. (8) Вместе с бабушкой, согласно её желанию, Рахманинов ходил по городу, заслушивался колокольным звоном, любовался природой. (9) Подолгу простаивал он около храмов, любуясь с бабушкой их куполами, а с берегов Волхова – зеленью лесов.
(По В.Попову)
К каждому заданию А1-А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа запишите в бланке ответов.
А1. В каком ответе правильно указано количество всех производных предлогов, имеющихся в тексте?
1) 2
2) 4
3) 5
4) 8
А2. Укажите ряд, в котором один и тот же непроизводный предлог употребляется со словами в разных падежах.
1) от города; от себя
2) к природе; к духу старины
3) в начале восьмидесятых годов; в её имении
4) с берега Волхова; любуясь с бабушкой
А3. В каком ответе выделенный предлог является непроизводным?
1) около храмов
2) переехали (в) Петербург
3) (в)следствие затруднений
4) (в)течение нескольких лет
А4. В каком ответе выделенный предлог является производным?
1) в течение нескольких лет
2) бывал в имении
3) поступил в консерваторию
4) ходил по городу
А5. Укажите словосочетание, в котором главное слово – деепричастие, а зависимое – существительное с предлогом.
1) поездки под Новгород (предложение 7)
2) любуясь с бабушкой (предложение 9)
3) поступил в консерваторию (предложение 6)
4) благодаря Новгороду (предложение 5)
Ответы на задания В1-В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Из предложений 3-6 выпишите производный предлог, в котором все согласные звуки звонкие.
В2. Из предложений 1-5 выпишите производный предлог, образованный от наречия
В3. Из предложения 1 выпишите словосочетания с непроизводными предлогами.
В4. Из предложений 7-9 выпишите производный предлог, который употребляется со словами только в дательном падеже.
В5. В предложениях 1-4 найдите производные предлоги, являющиеся синонимами. Выпишите эти предлоги.
В6. Из предложений 3-5 выпишите производный предлог, образованный от имени существительного и простого непроизводного предлога.
В7. Из предложений 7-9 выпишите предлог, который употребляется со словами только в родительном падеже.
В8. Из предложений 3-6 выпишите производный предлог, образованный от деепричастия
Контрольный диктант №7
по теме «Союз как часть речи»
«Случай на исходе зимы»
Был уже конец зимы, когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. Она хорошо плавала, а ныряла почти так же замечательно, как ее родственница. Бурая крыса умела проплывать под водой большие расстояния, отыскивая корни водяных лилий, крошечные ракушки и различных личинок. Зимняя охота в воде была очень опасна, так как в ручейке жила большая выдра, которая тоже любила охотиться подо льдом. Гораздо опаснее была большая щука, тоже обитавшая в ручейке. Даже издали серовато-зеленая щука показалась крысе очень страшной.
Однажды крыса услышала громкий стук по льду рядом с ее родным кустом дикой розы. Видимо, кто-то пробивал отверстие во льду. Крыса увидела яркий свет, проникавший через это отверстие. И в этом ярком свете нельзя было не заметить большого куска мяса, покачивавшегося в воде. «Сейчас полакомлюсь», – подумала пловчиха. Но сверху раздался тот же страшный звук. Бурая крыса поплыла прочь от дома. (142 слова)
(По Ч.Робертсу)
Дополнительные задания
1. Выполнить морфологический разбор союза:
1 вариант (из первого предложения)
2 вариант (из второо предложения)
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Был уже конец зимы, когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. (1 вариант)
Она хорошо плавала, а ныряла почти так же замечательно, как ее родственница. . (2 вариант)
Контрольная работа №8
по теме «Частица»
Вариант 1
Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А,В,С).
Первая часть А состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Ответ запишите словами или номер предложения.
Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Часть 1.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. Не с весны ли начинается все в природе и в людях?
Б. Вот и пришла долгожданная весна.
В. Разве можно ее нелюбить?
Г. Как приятно подышать свежим воздухом послушать музыку капели!
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
1. А,В,Г,Б 2. Б, Г,А,В 3. Б,А,В,Г 4. В, Г, Б,АА2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1.А 2. Б 3. В 4. Г
А3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
1.А 2. Б 3. В 4.Г
А 4. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
1. Пришла – глагол
2. Ее – местоимение
3. Разве – наречие
4. С - предлог
А 5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Г?
1. Подышать воздухом
2. Подышать, послушать
3. Послушать музыку
4. Приятно подышать
А 6. В какой строке все слова являются частицей?
1. Вон, из-за, бы2. Вот, ли, не
3. Словно, вряд ли, но
4. Как, то, также
А 7. Укажите предложение с частицей, выражающей ограничение: 1. Писатель включил в роман элемент расследования, именно это привлекло читателей. 2. Только у одного Павлика были свои, особые мысли. 3. Вон теперь в овраг толкает одичалого коня. 4. Вряд ли эта книга заинтересует читателей.
А 8.Укажите предложение, в котором частица пишется через дефис.
1. Знал(бы) ты, как красив был закат!
2. Ну(ж) был денёк!
3. Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?
4. Едва(ли) он закончит доклад за вечер.
А 9. Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ.
1. Я увидел н.. большое, а миниатюрное строение.
2. На небе нет н.. облачка.
3. Он стоял н.. жив н.. мертв.
4. В комнате н.. души.
А10. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно?
1. (Ни)кто не обратил внимания, (ни)когда на жалел
2. (Ни)в чём не обвинял, (ни)как не возьму в толк.
3. (Ни)ответа (ни)привета.
4. (Ни)кого не вижу, (не)у кого спросить
А 11. В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?
Рисовать Егор (1)н.. умел и (2)н.. разу в жизни (3)н.. видел (4)н.. одной картины.
1. 1, 2, 4 2. 1, 3 3. 2, 4 4. 1,2,3,4
А 12. В каком ряду НЕ со словами пишется раздельно?
1. Афиши (не)расклеены, (не)изъяснимая радость
2. (Не)обладающий знаниями, задача (не)решена
3. (Не)во что верить, (не)зыблемый
4.(Не) мог(не) верить, (не)куда идти
А 13. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1. Среди ещё (не)одетых деревьев черёмуха была зелёная.
2. При проверке они (не)дополучили необходимых документов.
3. Задача далеко (не)проста.
4. Он шёл по дороге, (не)смотря под ноги.
А 14. Какая частица употреблена в предложении
Я не могу ответить на это письмо.
1. Формообразующая
2. Модальная отрицательная
3. Модальная усилительная
4. Модальная вопросительная
Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А15-А17 , В1-В6
(1)Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.(2) Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
(3) Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
(4) Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.
(5) Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.
(6) Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
(7) Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. (8)Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
А15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1. Настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
2. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он воспитанный человек.
3. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими.
4. Воспитанный человек – это тот, кто в равной степени вежлив со всеми.
А 16. Определите стиль и тип данного текста.
1. Публицистический, рассуждение
2. Художественный, описание
3. Художественный, повествование
4. Научный, описание
А 17. В каком значении употреблено слово считаться предложение 7?
1. Принимать в расчет, во внимание, уважать кого-что-нибудь.
2. Числиться, полагаться.
3. Слыть, быть известным в качестве кого-нибудь.
4. Производить расчеты, расплачиваться.
В1. Из предложения 5 выпишите частицу.
В2.Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
В3. Из предложения 4 выпишите краткое прилагательное.
В4. Из предложения 1 выпишите сочинительный составной союз.
В5.Из предложения 3 выпишите прилагательное в значении существительного.
Часть 3
Еще раз внимательно прочитайте текст. Напишите сочинение- рассуждение «Воспитанный ли я человек? ».(5-6 предложений)
Ответы
Контрольная работа по теме «Частица»
Вариант 1
А1А2А3 А4А5 А6А7А8 А9А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17
3 4 3 3 2 2 2 3 1 3 3 2 2 2 2 1 1
В1не В4не только, но и
В22 В5 родными
В3 вежлив
Контрольная работа№8
по теме «Частица»
Вариант2Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А,В,С).
Первая часть А состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.
Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Часть 1.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. Если бы показался какой-либо параход!
Б. Стаю ласточек застал ураган над морем.
В. Пусть люди помогут вам!
Г. Птицы опустились бы на палубу прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
1. А,В,Г,Б 2. Б, Г,А,В 3. Б,А,Г,В 4. В, Г, Б,АА2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1.А 2. Б 3. В 4. Г
А3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
1.А 2. Б 3. В 4.Г
А 4. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
1. Какой-либо – местоимение
2. Над – предлог
3. Пусть – союз
4. Бы - частица
А 5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Г?
1. Птицы опустились
2. Птицы опустились бы, спрятались.
3. Птицы опустились бы, спрятались бы
4. Птицы опустились бы, прижались бы, спрятались бы.
А 6. В какой строке все слова являются частицей?
1. Ли, бы, но
2. Пусть, же, -ка3. Неужели, не, в
4. Ни, или, без
А 7. Укажите предложение с формообразующей частицей.
1. Он не приехал сегодня.
2. Неужели это правда?
3. Пускай станет больше новоселий.
4. Для тебя нет ни письма, ни посылки, ни телеграммы.
А 8.Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис..1. Что(то), кто(нибудь), (кое)(о)чём, неужели(ли).
2. Почему(то), где(либо), (кое)(с)кем, где (бы) то ни было.
3. Скажи(ка); так (же), как и; (кое)(к)кому, чей(нибудь).
4. Послушай(ка), (кое)кто, какой(то), сколько(нибудь).
А 9. Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ.
1. На душе н.. весело, н.. грустно.
2. Человек должен трудиться, кто бы он н.. был.
3. На другой день, н.. свет н.. заря, Лиза уже проснулась.
4. Помощь никому н.. требуется.
А10. В каком предложении частица НЕ пишется раздельно?
1. В классе стоял (не) умолкающий гул, напоминающий жужжание пчелиного роя.
2. Васильев (не) годующе посмотрел на старика.
3. Это было (не) ласкающее дуновение, а сухой, горячий ветер.
4. По сырой мягкой земле (не) торопливо и почти бесшумно продвигалась крестьянская подвода.
А 11. В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?
Она всё сидела в головах милых сыновей своих, н(1) на минуту н(2) сводила с них глаз своих и н(3) думала о сне.
1. 1,2,3 2. 1 3. 1,2 4. 1,3
А 12. В каком предложении НЕ пишется слитно?
1. Вовремя письмо (не) отправили.
2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
А 13. В каком предложении частица пишется раздельно?
Хотелось б, что(бы) счастье пришло, как заслуга.
Надо верить в возможность счастья, что(бы) быть счастливым.
Что(б) уснули дети, дом качает ветер.
Стрелок поискал глазами, во что(бы) прицелиться.
А 14. В каком предложении неверно употреблена частица?
Ни косточкой нигде не мог я поживиться.
В белую, белую ночь мне ни уснуть никогда.
Ни одна птица не подавала голоса.
Не побывав воде, плавать не научишься.
Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А15-А17 , В1-В6.
(1)Слово, пожалуй, самая удивительная вещь на свете. (2)Смотрите, какие удивительные результаты достигнуты благодаря речи. (3)Попробуйте представить себе. (4)Что осталось бы вокруг нас, если бы не было речи. (5)Не было бы общения между людьми, то есть не было бы общества, не существовали бы письмо и печать, а с ними литература и наука; не было бы мысли, не было бы культуры, не было бы человека!
(6)Слово может ранить больнее, чем нож, отравить смертельнее, чем яд. (7)Оно может потрясти массы людей, побудить к действию целые народы.
А15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1. Слово, пожалуй, самая удивительная вещь на свете.
2. Если не было бы речи, то не было бы литературы и науки.
3. Если бы не было бы культуры, то не было бы речи.
4. Словом можно ранить и отравить.
А 16. Определите стиль и тип данного текста.
1. Публицистический, рассуждение
2. Художественный, описание
3. Художественный, повествование
4. Научный, описание
А 17. В каком значении употреблено слово потрясти в предложении 7?
1. Заставить дрожать, сотрясаться.
2. Сильно взволновать.
3. Сильно тряхнуть.
4. Тряхнуть несколько раз.
В1. Из предложения 4 выпишите частицы.
В2. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
В3. Из предложения 5 выпишите формообразующую частицу.
В4. Какой частью речи является слово достигнуты (предложение 2)?
В5. Из предложения 5 выпишите противительный союз.
Часть 3
Еще раз внимательно прочитайте текст. Напишите сочинение- рассуждение «Что стало бы, если бы исчезла речь?». (5-6 предложений).
Ответы
Вариант 2
А1А2А3 А4А5 А6А7А8 А9А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17
3 4 1 3 4 2 3 4 4 3 2 2 4 2 3 1 2
В1бы, не В4причастие
В2оно может потрясти, побудить В5 а
В3 бы Контрольный диктант №9
по теме «Служебные части речи»
Летний вечер
Тих и ласков тёплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Ещё не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звёзды, ещё не успевшие разгореться.
Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника.
На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, всё радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще3, заметнее. На тёмном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звёзды. Далёкие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.
Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы. (115 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор союза:
Из 1-ого предложения (1 вариант);
Из 2-ого предложения (2 вариант).
2. Выполните морфемный разбор слов:
Утомительного, бледные, непрерывно(1 вариант);
Поднимается, непонятные, ветерок (2 вариант).
3. Произведите синтаксический разбор:
О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. (1 вариант);
На тёмном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звёзды. (2 вариант).
Итоговая контрольная работа №10
Инструкция для учеников
Контрольная работа состоит из 3 частей (А,В,С).
Первая часть А состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Ответ запишите словами или номер предложения.
Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Часть 1.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. Её легко добывать, откалывая то крупные, то мелкие куски и также легко обрабатывать.Б. Словом, этот камень нередко используется на Руси как прекрасный строительный материал.В. И вместе с тем белый камень крепок и надежен, построенные из него здания стоят века.Г. Строители на Руси издавна называли белым камнем известняк – мягкую породу, залежи которой встречаются в Волго-Окском междуречье.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
1. Г, Б, А, В 2. Г, А, Б, В 3. А, В, Б, Г 4. Г, А, В, Б.
А 2. В каком предложении есть деепричастный оборот?
1. А 2. Б 3. В 4. Г
А3. В каком предложении есть причастный оборот?
1.А 2. Б 3. В 4. Г
А 4. Что является грамматической основой в одном из предложений?
1. Её добывать и обрабатывать
2. Известняк – мягкую породу
3. Строители называли
4. Камень нередко используется
А5. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1.А 2. Б 3. В 4. Г
А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. ПремирОванный2. НаклОненный3. Мастерски
4. ДышАщийА7. В каком предложении допущена ошибка в употреблении наречия?
1. Он слушал на уроке более внимательно.2. Он сделал работу лучше всех.3. Я стараюсь писать более красивее.4. Мой друг внимательнее всех в классе.
А 8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?
Живём мы в цивилизова(1)ом мире высотных зданий, мощё(2)ых и асфальтирова(3)ых улиц и площадей, автобусов и троллейбусов, переполне(4)ых озабоче(5)ыми людьми.
1. 1, 3, 4, 5 2. 1,2,3 3. 1, 3,4 4. 1,4,5
А9. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква я?
1. Ка..щийся грешник, они пил..т дрова
2. Та..щий снег, ветры ве..т
3. Бор..щийся за справедливость, верт..щийся волчок
4. Они редко вид..тся, скоропорт..щийся продукт
А 10. В каком ряду НЕ пишется со всеми словами слитно?
1. (Не)пользуясь льготами, времени всегда(не)достает
2. Сегодня (не)здоровится, (не)заменимый сотрудник
3. Сказать (не)что по секрету, провал есть(не)что иное, как кратер
4. (Не)видимый для охотника след, уйти в (не)былое
А 11. В каком предложении выделенное слова – предлог?
1. Земля вращается вокруг солнца.
2. Впереди шел командир отряда.
3. Все ушли, благодаря хозяйку за праздник.
4. Пуля прожужжала мимо.
А12. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
1. Я хочу, что(бы) вы дали совет.
2. Нужно много читать, что(бы) стать образованным человеком.
3. Заседание было короткое, за(то) деловое.
4. Казалось, (как)будто наступили сумерки.
А 13. Укажите предложение, к котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.
1. Выглянув в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.
2. Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.
3. Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.
4. Приезжая в деревню, мы отправлялись всей компанией на речку.
А 14. Укажите, на месте каких цифр в предложении ставятся запятые.
На зеленой(1) шелковистой опушке леса(2) поражая своей чернотой(3)виднеются пятна(4)оставленные кострищем.
1. 3,4 2. 1,2,3,4 3. 2,3,4 4. 2,3
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания А15-А17 , В1-В6.
(1) Родина серебристой ели – Канада. (2)Продолжительность жизни этого дерева – 500–800 лет. (3)Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком ,еще совсем молода. (4) Вырастил эту ель, строгую и гордую, старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии. (5)Нелегок был его труд.(6) Никак не всходили семена в непривычных, неподходящих для них условиях. (7)Но терпение и опыт селекционера победили. (8)Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов, он высадил в еловые опилки. (9)И тысячи крепких всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу. (10)Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс. (11)Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и возле Брестской крепости.
А15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1. Терпение и опыт селекционера победили.
2. Родина серебристой ели – Канада.
3. Путешествие серебристой ели по стране.
4. Ель Ковтуненко не выжила.
А 16. Определите стиль и тип данного текста.
1. Публицистический, рассуждение
2. Публицистический, повествование с элементами описания
3. Научный, описание
4. Художественный, повествование с элементами описания
А 17. В каком значении употреблено слово встала в предложении 11?
1. Принимать стоячее положение
2. Устремляться вверх, выпрямляться
3. Возникать в сознании
4. Появляться над горизонтом
В1. Каким способом образовано слово почувствовавших из предложения 9?
В2. Из предложения 1-3 выпишите причастие.
В3. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
В4. Из предложений 5-7 выпишите все частицы.
В5. Из предложений 4-6 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Часть 3
Еще раз внимательно прочитайте текст. Напишите сочинение- рассуждение, как вы понимаете смысл фразы текста: «Нелегок был его труд. Но терпение и опыт селекционера победили». (5-6 предложений)
ОТВЕТЫ
Итоговая контрольная работа
А1А2А3 А4А5 А6А7А8 А9А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17
4 1 3 3 1 1 3 1 4 2 1 4 3 3 4 2 2
В1суффиксальный В4не
В2выращенная В5 вырастил
В3 Родина Канада