Конспект занятия по обучению грамоте по теме Звук Ы, буква Ы (дошкольники- подготовительная группа)


Обучение грамоте
Подготовительная группа
Тема: «Звук Ы, буква Ы»
Задачи:
Познакомить с гласным звуком (Ы) и его условным обозначением- буквой Ы красным квадратом (или красным кругом).
Формировать умение соотносить схему слова с названием изображенного предмета.
Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического слуха, памяти, зрительного внимания, графических навыков, мелкой моторики руки.
Воспитывать познавательный интерес к предмету, аккуратность.
Материалы и оборудование:
раздаточный материал: фишка, звуковая линейка, карточки для звукового анализа, простые карандаши, фломастер красного цвета, емкости с фасолью.
Демонстрационный материал: изображение буквы, магниты, изображение гномика Пыха, картинки дубов и кленов, звуковые домики. Предметы: мыло, часы, мяч.
Ход деятельности:
I. Организационный момент.II. Основная часть:
1.Релаксация:
Педагог превращает детей в деревья «Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь!»
-Представьте, что вы превратились в дубы: крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в клены. Даже легкий ветерок раскачивает клены. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Клены поют высоким голосом «ы-ы-ы».
2.Выделение звука (Ы) из слов: ДУБЫ, КЛЕНЫ. Сообщение темы занятия.
-Как стонали дубы, клены? Какой последний звук?
3.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа со звуковым замком.
4.Игра «Поймай звук». Дети хлопают в ладоши, когда слышат слова со звуком «Ы»: рыба, сыр, пылесос, шторы, столы, часы.5.Работа со звуковой линейкой (индивидуально). Определение места звука (Ы) в словах в трех позициях: начале, середине, конце слова. /слова: рыбак, мыло, крыса, шумы, шары/.
6.Дети слышат звук (П),(Ы)- кто- то пыхтит (х-х-х). Это звук (х) скучает. Добавьте к слогу (ПЫ) звук (Х). какое слово получилось? (ПЫХ).
Чтение стихотворения детям:
«На самом темном чердаке
Живет косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке
Среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине
Картинки смотрит при Луне.
Глазенки у него горят,
Как угольки в кострах.
На воробьев и на мышат- он нагоняет страх.
Но нам с тобой не страшен он-
Всего ведь навсего, он- ГНОМ!»- вывешивается на ковролин картинка ПЫХА. Педагог предлагает Пыху остаться с ребятами и посмотреть чему они научились. Звковой анализ слова «ПЫХ».
6.Проблемная ситуация: -есть ли слова, начинающиеся со звука (Ы)?
«Мы услыхали от совы, что нету слов со звука (Ы)».
7.Физкультминутка «Часы»:
«Мы день не спим,
Мы ночь не спим.
И день и ночь,
Стучим, стучим.
Тик- так, тик- так- все часы идут вот так6
Тик- так,
Налево – раз!,Направо- раз.
Мы можем так,
Тик- так, тик- так!»
8.Игра на словообразование: «Придумай слово»:
Часы на руке- наручные
На стене- настенные
На столе- настольные
На башне- башенные
Машины для стирки- стиральные
Для уборки улиц- уборочные
Для перевозки грузов- грузовые
Для перевозки людей- легковые
9.Работа над предложением. Выставляются предметы: мяч, мыло, часы.
-Название какого предмета не содержит звук (Ы)?. –Составьте с оставшимися словами предложения. Например: Мама купила мыло. Тихо тикают часы.
10.Знакомство с буквой (Ы):
«Вот бедняжка буква ЫБродит с палочкой, увы».
-Какие элементы есть в букве?
Выкладывание буквы из фасоли, графическое изображение буквы (в форме графического диктанта).
III. Итог.