Экологическая игра ЭКО по станция для 3-4 классов.
Департамент образования Администрации Тутаевского муниципального района
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Созвездие» ТМР
Методическая разработка по организации и проведению массового мероприятия
Сценарий Районной экологической игры «ЭКО»
Автор-составитель:
Соколова Светлана Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Тутаев
2017
Пояснительная записка
Детское досуговое движение «К истокам нашим» одним из приоритетных направлений работы с детьми ставит воспитание и формирование неравнодушного отношения к природе и экологии родного края. Создавая условия в игровой и интерактивной форме для освоения и закрепления новых знаний об окружающей среде Ярославской области. Стоит отметить, что актуальность проведение Районной экологической игры «ЭКО» можно считать начало Года Экологии в России.
Уникальностью и новизной разработанного сценария служат, неповторяющиеся и интересные задания, объединенные одной тематикой (природа и экологическая проблематика Ярославской области). Также стоит отметить, что каждая образовательная площадка направлена на развитие разных сфер учащихся. Например, образовательная площадка «Чистый звук» развивает слух, «Юные эрудиты» показывает насколько глубоки знания у участников, «Не спешите выкидывать» направлена на креативное и творческое развитие, а в образовательной площадке «Зеленый патруль», активно задействовано наглядное и зрительное восприятие школьников.
Дата проведения: 28 января 2017 года
Место: МУДО ЦДО «Созвездие»
Цель: формирование ответственного отношения к природе и окружающей среде у молодого поколения.
Задачи:
- образовательная: содействовать развитию экологической культуры у учащихся ОУ через освоение новых знаний и умений;
- развивающая: развитие творческого и креативного мышления у участников игры;
-воспитательная: способствовать формированию социально-ответственной позиции в отношении природы.
Участники.
Районная экологическая игра «ЭКО» была разработана для учащихся начальной школы ОУ 3-4 классов.
Форма проведения.
Игра представляет собой соревнование команд по прохождению образовательных площадок (станций).
Технические средства: музыкальная аппаратура для сопровождения торжественного открытия и закрытия игры, 2 ноутбука, мультимедийный проектор.
Реквизит: 3 флага (Государственный флаг России, флаг Тутаевского муниципального района, флаг Детского Досугового движения «К истокам нашим») на палках, 7 листов А3 и 7 шт. А4, 2 набора фломастеров, 2 консервные банки, декоративный скотч и обычный, набор красок гуашь, круглое печенье, свечка, воздушный шар, коробка черного цвета, распечатанные дидактический наглядный материал.
Предварительная подготовка: постановка номера для торжественного открытия игры с активистами ДДД «К истокам нашим», репетиции танцевального номера.
Действующие лица: кураторы образовательных площадок, дети-активисты.
Ход массового мероприятия.
Построение участников Районной экологической игры «ЭКО» на торжественное открытие.
Номер от активистов Детского досугового движения «К истокам нашим» в виде танцевальной постановки с флагами под композицию «Гимн экологии» слова и музыка - Юрия Шамнэ, исп. А. Щербаков.
1 активист:
2 активист:
3 активист:
4 активист:
5 активист: Несмотря на то, что короток твой век,Ты делаешь его короче, человек,Губишь и не думаешь о том,Что тебе и детям жить придется в нем.
Вырубка лесов - обычное явление.Задумайся о будущем иного поколения.Увидят ли они "исчезнувшие" жизни?Жить мирно будут ли в родной Отчизне?
Что грядет навстречу человеку?"Ад" иль "рай" до окончанья века?Вопрос решенным будет лишь тогда,Когда за экологию возьмемся дружно, да?
Мы активисты Детского досугового движения «К истокам нашим» направление Экология стоим на защите природы родного края.
Будь как мы будь лучше нас!
Выход ведущих: 1 активист и 1 куратор.
Сценарий торжественной части:
Ведущий 1:
Ведущий 2:
Ведущий 1:
Ведущий 2:
Ведущий 1:
Ведущий 2:
Ведущий 1:
Ведущий 2:
Ведущий 1:
Добрый день уважаемые участники Районной экологической игры «Эко».
Мы рады приветствовать всех гостей и особенно юных знатоков природы и экологии!
Благодарим активистов Детского досугового движения «К истокам нашим» направление «Экология» за торжественное открытие. Сегодня эти ребята проведут для вас интерактивную интересную игру.
Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством.
И великое счастье наблюдать как наше новое молодое поколение в лице участников с трепетом и душой относятся к природе родного края, и формируют свое неравнодушное отношение к экологии района, страны и Мира.
Уважаемые участники, юные экологи, со словами напутствия к вам обращается Председатель детского-молодежной общественной организации «Центр содействия развития детей и молодежи» Артем Валерьевич Павлов.
Уважаемые участники сегодня у вас уникальная возможность ближе узнать о природе родного края. И мы надеемся, что вы обязательно захотите рассказать о новых знаниях и умения бережного отношения к ней, своим друзьям одноклассникам и родным.
Сегодня у нас представлено 7 образовательных площадок.
(далее идет озвучивание наименований станций и закрепленных ответственных кураторов и детей за ними, а также вручение маршрутных листов командирам команд (вид маршрутного листа приложение 4).
Мы начинаем игру! И отправляем команды на образовательные площадки согласно маршрутным листам. В добрый путь.
Описание образовательных площадок.
Время прохождения площадки 5 минут.
Образовательная площадка «Черный ящик»
Реквизит: коробка черного цвета, 7 листов А4, набор фломастеров.
Вопрос: В чёрном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мячей.
Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперёк, объясняли своим ученикам строение вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства.
Задача команды за 5 минут изобразить на листе А4, что по их мнению лежит в черном ящике.
Ответ: ( Луковица)
Дополнительно: за правильный ответ 10 баллов.
Образовательная площадка «Юные эрудиты»
Задача команды дать как можно больше правильных ответов.
Вопрос №1: Что такое Красная книга Ярославской области?
Ответ: Информационный документ-список — описание редких и исчезающих видов животных и растений Ярославской области.
Вопрос №2 Что обозначает красный цвет книги?
Ответ: Цвет тревоги.
Вопрос №3 У Красной книги страницы имеют разный оттенок, красный, желтый и зеленый, попробуйте обосновать что они символизируют?
Ответ: Красные — исчезнувшие виды; желтые — сокращающиеся виды; зеленые — виды, численность которых восстановлена.
Вопрос №4 Какие вы знаете формы охраняемых территорий?
Ответ: Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы.
Вопрос №5 Вор с ружьем в лесу или сетью на реке.
Ответ: Браконьер.
Вопрос №6
Из предложенного списка выберите растения ЯО, которые занесены в красную книгу?
колокольчик, кувшинка белая, ландыш, мать-и-мачеха, ромашка, иван-чай, василек, шиповник, облепиха, солодка, подорожник
Ответ: колокольчик, кувшинка белая, ландыш.
Вопрос №7
Вам будет дано описание млекопитающего занесенного в красную книгу Ярославской области, ваша задача после обсуждения, ответить, о каком животном идет речь?
Хищник, не боится морозов, обладает острым зрением, есть версия, что именно это животное изображено на гербе Финляндии. Благодаря особенностям на ушах имеет невероятный слух, может услышать шаги человека за несколько километров, поэтому поймать очень непросто. Древние греки считали, что это животное может видеть сквозь предметы.
Ответ: рысь
Вопрос №8: Какое животное, благодаря тому, что было взято на контроль, и во время приняты меры, удалось сохранить и даже увеличь их численность?
Ответ: Лось, бобр
Вопрос №9
Назовите главные причины, оказывающие отрицательное влияние на состояние видового разнообразия животного и растительного мира ЯО?
Ответ: развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортных сетей.
Вопрос №10:
Какая стройка века в ЯО повлияла на создание Дарвинского заповедника?
Ответ: для изучения влияния Рыбинского водохранилища на окружающую среду?
Дополнительно: за каждый правильный ответ 1 балл.
Образовательная площадка «Зеленый патруль»
Участникам при помощи мультимедийного проектора на экран выводят картинки (приложение 1) задача команды ответить на вопрос: какие нарушены правила поведения на природе человеком.
Ответ к картине 1
Дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
Ответ к картинке 2
Для ежиков и белок
Лес – это дом родной.
Они живут там смело
И летом и зимой:
Поэтому не стоит
Их в город забирать…
Поверь: они в неволе
Не будут есть и спать.
Ответ к картинке 3
Есть цветочки редкие,
Белые и нежные:
Вам кивнут приветливо
Ландыши, подснежники…
Только рвать не надо их –
С ними лес добрей, светлей.
Ведь теперь цветов таких
Очень мало на земле.
Ответ к картинке 4
У леса музыка своя…
Её послушайте друзья!
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Ответ к картинке 5
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!
Ответ к картинке 6
В лесу грибов различных много…
Ты несъедобные не трогай!
Нужны они лесным зверятам:
Лисичкам, ежикам, зайчатам…
Их только люди не едят:
В поганках, мухоморах - яд
Ответ к картинке 7
Ножом аккуратно гриб срезай –
В земле грибницу оставляй!
Нежно ягодки ты рви,
Куст оставь, побереги!
Ответ к картинке 8
В лес на машине запрещен
Ответ к картинке 9
Ловля рыбы запрещена.
Ответ к картинке 10
Осторожно на дороге могут выйти лоси.
Ответ к картинке 11 (иностранные экологические знаки)
Купаться собакам запрещено!
Дополнительно: за каждый правильный ответ 1 балл.
Образовательная площадка «Друзья птиц».
Задача команды разложить названия, фото птенцов (приложение 2) и факты о птицах, которые совпадают и подходят данному виду.
1. Курица
Одна из главнейших домашних птиц. Разводится человеком уже более 4000 лет. Это достаточно крупная птица с неяркой окраской. Она робка и смирна. У нее слабо развито крыло, и хорошо развита стопа, а потому-то она плохо летает, но хорошо ходит и ловко разгребает землю своими лопатообразными когтями.
Птица может нести до 300 яиц в год.
2. Синица
Подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.
Бегать по земле птицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать.
3. Кукушка
Является примером неправильного отношения родителей к детям.
Разговаривая в лесу с птицей, многие считают, что это самка. К ней даже обращаются, используя женский род. Фактом же является то, что самка может издавать только не слышные человеческому уху звуки. А мы ведем диалог с самцом данного вида.
4.Сова
Является символом мудрости у многих народов.
Хищные птицы, ведущие преимущественно ночной образ жизни.
5. Дятел
Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов
Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У него очень длинный (для пернатых) язык. Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».
Дополнительно: за каждый совпадающий факт 2 балла.
Образовательная площадка «Чистый звук»
Реквизит: ноутбук, колонки, заранее заготовленные фонограммы (звуки животных папка 1).
Задача команды угадать по фонограмме звука, издаваемого животным, кто это?
Ответы: волк, ворона, ежик, медведь, заяц, лиса, синица, кабан, петух.
Дополнительно: за каждый угаданный звук 1 балл.
Образовательная площадка «Не спешите выкидывать»
Реквизит: 2 консервные банки, набор красок, скотч декоративный, скотч обычный, круглое печенье, свечка.
Задача команды придумать как можно больше вариантов вторичного использования консервных банок.
В приложении 3 варианты вторичного использования консервных банок.
Дополнительно: за каждое решение 2 балла.
Образовательная площадка «Эко-плакат»
Реквизит: 7 листов А3 и набор фломастеров.
Задача команды нарисовать плакат в защиту природы и суметь его обосновать.
Дополнительно: за решение задачи 5 баллов.
После прохождений всех образовательных площадок, согласно маршрутным листам, команды выстраиваются на торжественное построение к закрытию игры и объявлению результатов.
Пока идет подсчет голосов, активисты- организаторы игры, танцуют танец-флешмоб под музыкальное сопровождение «Страна чудес» - детская песня.
Заключение.
Объявление результатов, вручение грамот и призов победителям и участникам.
(По желанию организатора можно сделать опрос обратной связи руководителей сопровождающих команды учащихся ОУ по анкете приложение 5)
Стоит отметить, что практической значимостью сценария стал факт востребованности среди педагогов-организаторов ОУ Тутаевского муниципального района, были проведены на основе данной методической разработки игры на Левобережной стороне для сельских школ, а также материал взят на вооружение ОУ правой стороны тоже.
Список использованных источников.
Авторский проект "Детский час", 2012-2017, http://detskiychas.ruДежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001
Красная книга Ярославской области / Под ред.Л.В.Воронина, Ярославль: Издательство Александра Рутмана, 2004, 384 стр.
Приложение 1
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Рис.10
Рис.11 Приложение 2
Сова
Кукушка
Курица
Синица
Дятел
Приложение 3
Варианты вторичного использования консервных банок
Приложение 4
Районная экологическая игра «ЭКО»,
посвященная 2017 Году экологии в России.
Маршрутный лист
Команда: _______________
Образовательная площадка № кабинета Количество баллов
«Зеленый патруль» 1 этаж, каб.17 «Черный ящик» Гардероб «Чистый звук» 1этаж, каб.№9 «Юные эрудиты» 1 этаж, каб.№15 «Не спешите выкидывать» 1 этаж, холл «Друзья птиц» 2 этаж, каб.№8 «Эко-плакат» 2 этаж, каб.№10 Приложение 5
Анкета обратной связи о прошедшей районной экологической игре «ЭКО»
28 января 2017 года
Команда МОУ____________________________
1.Получили ли ребята удовольствие от игры?
2. Что запомнилось больше всего?
3. Что на Ваш взгляд следует добавить или изменить на будущее?
Руководитель команды_____________________________
Спасибо огромное за ваши ответы! Ждем Вас снова в гости!