Открытый урок по математике Решение задач на движение в противоположных направлениях
Урок математики в 4 классе.
Тема: Решение задач на движение в противоположных направлениях.
Цель урока: познакомить с задачами на движение в противоположных направлениях.
Задачи урока:1. формировать навыки поиска различных способов решения задач на движение; находить значения выражений; продолжить работу по формированию вычислительных навыков.
2. Развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь.3. Продолжать работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения; воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: урок – путешествие.Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная.Методы преподавания: словесный, частично-поисковый, иллюстративный.Оборудование: учебник по математике для 4 класса, презентация, сигнальные карточки, сердечки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел заливистый школьный звонок.Начинается новый урок.Мы готовы считать и задачи решать.
Учитель: Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Я желаю вам хорошего настроения.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня у нас будет необычный урок математики. На данном уроке мы будем применять знания, полученные не только на уроках математики, но и на уроках познания мира, а также коснемся такой науки, как история.
(оформление тетрадей). На доске числа: 1992, 2010, 2011, 2016, 2002, 1991, 1993,1998 . Запишите эти числа в порядке возрастания , и вы узнаете слово связанное с темой нашего урока. Сегодня мы продолжаем знакомиться с задачами на движение. Что такое движение? (Это перемещение какого-либо объекта на определенное расстояние). Кто знает, как звучит слово движение на казахском, английском языке? (KозCалыс, motion).Тема нашего урока «Решение задач на движение в противоположных направлениях». (сообщение целей урока)
-Ребята, а вам ни о чем не говорят эти числа? Ну, конечно, это числа знаменательных лет в жизни РК. И сегодня мы будем перелистывать календарь истории нашей страны.
3.Математическая разминка. Первая дата на нашем календаре – 16 декабря 1991 год. Кто ответит, что это за дата в жизни Казахстана? 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон «О государственной независимости РК»
Учитель читает задание, а учащиеся отвечают с помощью сигнальных карточек (зеленый – “да”, красный – “нет”).
Отрицательный ответ доказывается.
Верно ли, что
Скорость это быстрота движения. (да)
Половина километра равна 50 метрам. (нет)
2 часа 50 минут это 190 минут.(нет)
Чтобы найти время, нужно расстояние умножить на скорость. (нет)
Скорость измеряется в метрах. (нет)
Тройка лошадей пробежала 3 км. Это значит, что каждая лошадь пробежала 3000 метров. (да)
Расстояние, пройденное за единицу времени называют скоростью. (да)
Чтобы найти расстояние, необходимо скорость разделить на время. (нет)
Если расстояние разделить на время, то получим скорость. (да)
4. Устный счёт. 4 июня 1992 (сообщение ученика) 4 июня 1992 года были впервые утверждены новые государственные символы независимого Казахстана. Этот день навсегда останется в истории страны как День рождения новой государственной символики.Как вы думаете, ребята, что символизирует голубой цвет полотнища флага? (он символизирует собой чистое небо, мир и благополучие). Что символизируют мифологические кони на гербе Казахстана? (Образ коня с незапамятных времён олицетворяет такие понятия, как храбрость, верность и силу).
( Во время устного счёта трое учеников работают у доски)
1) Беркут летит со скоростью 30 м/сек. За какое время он пролетит 270 м? (9 сек)
2) Рабочий за 10 часов изготовил 300 деталей. Сколько деталей изготовит рабочий за 1 час, 40 часов? ( 30 деталей, 1200 деталей)
3) Длина прямоугольника 6 м, а ширина 3 метра. Чему равен периметр и площадь прямоугольника? ( Р=18 м, S=18 м2)
4) Тимур и Руслан вышли навстречу друг другу . Сейчас между ними 21 километр. Тимур идёт со скоростью 3 км/ч, а Руслан 4 км/ч. Через какое время они встретятся? ( 21:(3+4)=3( ч)
5. Индивидуальная работа у доски ( 3 учащихся). 15 ноября 1993 года введение национальной валюты – тенге. Как звучит слово ноябрь на казахском языке?
Сравнить : Вычислить: Решить уравнение:
1 км 206 м* 12 060 м 20 * 800 75900 – у = 45000+5000
3 ч * 200 мин 9000 : 300
100050 тг * 100005 тг 48000: 6000
2 века * 250 лет 15*7000
6. Основная часть. 6 мая 1998 год (сообщение ученика). Указом Президента от 6 мая 1998 года Акмола была переименована в Астану.
Международная презентация новой столицы прошла 10 июня 1998 года. В 1999 году Астана по решению ЮНЕСКО получила звание «город мира».
В 2008 году Астана отметила своё десятилетие.
– В каком году Астана будет отмечать свое 20-летие (в 2018 году)
-А теперь вспомним материал предыдущего урока. С каким видом движения мы знакомились? Как найти скорость сближения?
Работа со схемами. Рассмотреть ситуации движения.
Объяснение и решение задачи на движение в противоположных направлениях.
Из города Астаны, одновременно в противоположных направлениях выехали легковая и грузовая машины. Скорость легковой машины- 60 км/ч, а грузовой – 40 км/ч. Через какое время расстояние между ними будет 300 км? (совместное решение задачи)
300 : (60+40)=3 (ч) Ответ : через 3 часа.
Чтение правила на стр.132. Заполнить таблицу и ответить на вопросы №1 стр.132.
7. Физкульминутка - игра. Движение транспорта, пешеходов связано со знаниями правил дорожного движения. И сейчас мы их повторим. Если вы согласны то – хлопните, не согласны – топните.
1. Пешеход должен идти по дороге навстречу движущемуся транспорту (да).
2. На велосипеде можно ездить по дороге с 7 лет (нет).
3. Зеленый сигнал светофора означает - движение разрешено (да).
4. Переходя через улицу, сначала посмотри направо (нет).
5. Красный сигнал светофора означает – движение запрещено (да).
6. Можно играть возле проезжей части. (нет)
8. А если решим следующую задачу № 2 (б) стр.133, то узнаете, какой монумент открылся в Астане 30 августа 2002 года. В народе говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше». Вот и вы работаете в парах. (Проверка решения задачи разными способами).
1 способ. (66 + 59) * 6=750( км)
2 способ. 1) 66*6=396 (км)
2) 59* 6=354 (км)
3) 396+354= 750 (км) Ответ : 750 км.
(Дополнительные задания по карточкам 2 ученикам)
1карточка. Из двух гнезд одновременно навстречу друг другу вылетели два ястреба. Встретились они через 6 с. Скорость одного ястреба 6 м/с, а скорость другого - 16 м/с. Какое расстояние между гнездами ястребов?
Решение: (16+6) * 6= 132 (м)
2 карточка. С бархана одновременно вышли 2 верблюда и отправились в противоположные стороны. Скорость первого верблюда – 12м/м, скорость второго – 10 м/м. Через какое время, расстояние между ними будет 66 метров?
Решение: 66: (12+10) =3(м)
(сообщение ученика). Монумент «Астана–Байтерек» считается символом и главной достопримечательностью Астаны. Идея постройки принадлежит Президенту Республики Казахстан Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. В 2002 году на открытии монумента Президент Казахстана сказал: «Любой, кто сюда поднимется, впитает в себя степную ширь Казахстана и огромность нашего государства».
9. - А чем же знаменита следующая дата 5 июля 2010 года?
Перед нами архитектор Хан Шатыра - Норман Фостер. Он откроет нам секрет своего творения. Но для этого надо выполнить № 5 стр.134 - найти значение первого выражения.(1 ученик с комментированием у доски)Ученик:«Хан-Шатыр» - крупный торгово-развлекательный центр в столице Казахстана Астане. Открыт в 2010 году. Секрет этого строения - оригинальная архитектура здания - гигантский прозрачный шатер. Общая площадь Хан Шатыра - 127 тысяч квадратных метров, а высота -150 метров. По всему «Хан-Шатыру» выстроились экзотические тропические растения, которые цветут круглый год: температура внутри здания не меняется ни зимой, ни летом благодаря плотному покрытию и проникающему солнечному свету.
10. Закрепление.
А какое спортивное мероприятие проходило в Казахстане зимой в 2011 году? Это Зимние Азиатские игры. Торжественное открытие игр прошло 30 января на крытом футбольном стадионе города Астаны. Символом Зимних Азиатских был утверждён малыш барс Ирби.
Логическая задача от Ирбиса № 8 стр.135 ( 21 яблоко)
И сейчас как спортсмены, участвующие в соревнованиях, вы выполните тестовое задание. Время пошло. (резерв)
1)Лыжник прошел 900 м за 3 минуты, двигаясь с одинаковой скоростью.
С какой скоростью двигался лыжник? ( 300 м/м; 2700м/с, 30 м/с)
2)Биатлонист пробежал последний круг дистанции за 3 минуты со скоростью, равной 220 м/м. Какое расстояние он преодолел? ( 606 м, 660 км, 660 м)
3)Конькобежец пробежал дистанцию длиной 500 м со скоростью 50 м/мин. Сколько времени он затратил? (100 мин, 10 мин, 2500 м)
4)Автобус выехал из города в 6 часов и прибыл в соседний город в 14 часов. За это время он проехал 480 км. С какой средней скоростью двигался автобус?
(80 км/ч; 60 км/ч; 24 км/ч)
5)Определи верный ход решения задачи:
С двух станций вышли одновременно два грузовых поезда и встретились через 5 часов. Один поезд двигался со скоростью 30 км/ч, а другой 35 км/ч. Какое расстояние между станциями?
1) 30 : 5 + 35 : 5
2) (30 + 35) х 5
3) (30 + 35) : 5
Проверка по ключу.
11. Рефлексия. Последняя дата на нашем календаре - 16 декабря 2016 год. Сколько лет прошло с приобретения Независимости Казахстана? Я всех поздравляю с этой датой. Мы с вами граждане Республики Казахстан и любим свою Родину. Давайте покажем свою любовь к Родине, украсим карту Казахстана своими сердечками. Но размер будет соответствовать тому, как вы себя оцениваете на сегодняшнем уроке. Большое сердечко- все хорошо понял; среднее - понял, но нужно еще поработать; маленькое – не понял материал урока. Желаю мира, процветания и согласия всем на нашей Земле. - Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, всем было интересно.
12. Итог урока. – С каким видом движения мы познакомились? Как вычислить скорость удаления?
Оценивание.
13.Домашнее задание: выучить правило стр.132, №3 стр.133-134.
15