Рабочая программа по русскому языку 1 класс 2016-2017 уч. год (УМК Школа России)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Согласовано»
Руководитель МО
Губарькова Т.Н.
Протокол № ___ от «__»
__________________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
«__»________________20___г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №2
Приказ № ___ от «__»_______________20___г.
«Брединская средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа учебного предмета
начального общего образования
Русский язык
по системе учебников «Школа России» (ФГОС)
(авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
1 класс
педагога высшей категории
Губарьковой Татьяны Николаевны
п. Бреды
РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкиной М.В. «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
Развитие речи
Обучающийся научится:
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы русского алфавита;
называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник);
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;в) писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Содержание учебного предмета
В федеральном базисном плане на изучение русского языка в 1 классе начальной школы отводится 50 учебных часов в год, 5 часов в неделю, 10 учебных недель. Программа учебного предмета выполняет требование программы и минимума стандарта образования, скорректирована в соответствии с учебно – календарным графиком.
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п Наименование разделов Количество часов Основное содержание
1 Наша речь 2 часа Знакомство с учебником «Русский язык».
Наша речь. Её значение в жизни людей.
Язык и речь. Устная и письменная речь ( общее представление) Русский язык- родной язык русского народа. Русский язык - государственный язык нашей страны, Российской Федерации
Словарь: речь, слушание, говорение, чтение, письмо, письменная речь, устная речь, родной язык, государственный язык; русский язык.2 Текст, предложение, диалог 3 часа Текст и предложение. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Связь слов в предложении. Оформление предложений в письменной речи. Диалог. Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложений.
Словарь: ворона, воробей.
3 Слова, слова, слова… 4 часа Слова-названия предметов, признаков, действий предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова, тематические группы слова. Вежливые слова. Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка.
Словарь: пенал, карандаш
4 Слово и слог. Ударение 6 часов Слово как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Анализ слоговых моделей слов. Правила переноса части слова с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. Ударение. Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги. Работа с орфоэпическим словарём. Слогообразующая роль ударения.
Словарь: лисица, сорока
5 Звуки и буквы 34 часа Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные обозначения звуков. Алфавит, или азбука. Значение алфавита. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков. Слова с буквой э , которые пришли в наш язык из других языков. Словарь иностранных слов Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с памяткой «Как определить в слове ударные и безударные гласные звуки». Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слова Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. Буквы й и и .Звук [й’] и звук [и] .Перенос слов с буквой й. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков. Парные твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. Непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой ь «мягкий знак». Перенос слов с мягким знаком. Особенности глухих и звонких согласных звуков. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных. Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки. Буквы шипящих согласных звуков.
Проект «Скороговорки». Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн. Произношение слов с буквосочетаниями с чн и чт (скучно, конечно, что и др.) в соответствии с нормами литературного произношения. Работа с орфоэпическим словарём. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правило правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях, кличках животных.
Проект: «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).
Словарь: собака, весело, пальто, алфавит, хорошо: ученик, ученица, учитель, деревня, : петух, ; заяц, класс, классный, дежурный, ребята, тетрадь, медведь, работа, девочка, машина, Москва.6 Повторение 1 час Повторение ранее изученного материала
Итого: 50 часов Практическая часть программы:
Вид работы I четверть II четверть III четверть IV четверть Год
ПЛАН - - 10 40 50
Словарный диктант - - - 1 1
Контрольное списывание - - - 1 1
Контрольный диктант - - - 1 6
Проект - - - 2 2
НРК - - 1 4 5
Количество часов, отводимое на реализацию НРК по данному предмету, составляет 5 часов. Для реализации НРК на уроках русского языка используется материал, имеющий краеведческое содержание.
№ п/п Дата № урока Раздел Тема урока Региональное содержание изучаемого вопроса
1 4 Текст, предложение, диалог Предложение Составление и запись предложений о п. Бреды
2 13 Слово и слог. Ударение Перенос слов. Закрепление
Слова – отгадки из загадок Н. Пикулевой с. 18 разделить для переноса
3 19 Звуки и буквы Русский алфавит, или Азбука. Закрепление Напиши в алфавитном порядке названия птиц, обитающих в Челябинской области
4 20 Звуки и буквы Гласные звуки и буквы Расшифруй названия деревьев Челябинской области: ЯАБИРН, ХАИТП, ОСНАС, АИВ, ЛНЁК, РАЗЕБЁ. (Рябина, пихта, сосна, ива, клён, берёза). Подчеркни гласные буквы.
5 48 Звуки и буквы Заглавная буква в словах. Закрепление Записать имена родителей, клички своих домашних животных.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Тема урока Кол-во часов Дата Коррек-тировкаНРК Форма текущего контроля
Наша речь (2 часа)
1 Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь 1 беседа
2 Устная и письменная речь 1 фронтальный
опрос
Текст, предложение, диалог (3ч)
3 Текст и предложение 1 устный
опрос
4 Предложение 1 1 фронтальный
опрос
5 Диалог 1 устный
опрос
Слова, слова, слова….(4ч)
6 Роль слов в речи 1 фронтальный
опрос
7 Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов 1 фронтальный
опрос
8 «Вежливые» слова 1 устный
опрос
9 Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова 1 фронтальный
опрос
Слово и слог. Ударение (6ч)
10 Слог как минимальная произносительная единица 1 устный
опрос
11 Деление слов на слоги 1 устный
опрос
12 Перенос слов
1 устный
опрос
13 Перенос слов. Закрепление 1 1 фронтальный
опрос
14 Ударение (общее представление) 1 наблюдение
15 Ударные и безударные слоги 1 фронтальный
опрос
Звуки и буквы (34)
16 Звуки и буквы
1 фронтальный
опрос
17 Звуки и буквы. Закрепление 1 устный
опрос
18 Русский алфавит, или Азбука
1 устный
опрос
19 Русский алфавит, или Азбука. Закрепление 1 1 устный
опрос
20 Гласные звуки и буквы 1 1 устный
опрос
21 Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах 1 наблюдение
22 Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э1 фронтальный
опрос
23 Обозначение ударного гласного буквой на письме 1 устный
опрос
24 Особенности проверяемых и проверочных слов 1 фронтальный
опрос
25 Правописание гласных в ударных и безударных слогах 1 устный
опрос
26 Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Закрепление 1 устный
опрос
27 Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука 1 фронтальный
опрос
28 Согласные звуки и буквы
1 наблюдение
29 Слова с удвоенными согласными 1 фронтальный
опрос
30 Слова с буквами И и Й 1 устный
опрос
31 Твёрдые и мягкие согласные звуки. 1 устный
опрос
32 Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки 1 фронтальный
опрос
33 Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки. Закрепление 1 фронтальный
опрос
34 Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Контрольное списывание 1 контрольное списывание
35 Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком 1 устный
опрос
36 Восстановление текста с нарушенным порядком предложений 1 индивидуальный опрос
37 Глухие и звонкие согласные звуки
1 устный
опрос
38 Парные глухие и звонкие согласные звуки 1 устный
опрос
39 Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов 1 устный
опрос
40 Правописание парных согласных звуков на конце слов 1 фронтальный
опрос
41 Правописание парных согласных звуков на конце слов. Закрепление 1 устный
опрос
42 Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки» 1 проект
43 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. 1 индивидуальный опрос
44 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Закрепление. Словарный диктант 1 словарный
диктант
м.п. с 131
45 Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ-ЩУ 1 индивидуальный опрос
46 Контрольный диктант 1 контрольный диктант
47 Заглавная буква в словах 1 фронтальный
опрос
48 Заглавная буква в словах. Закрепление 1 1 индивидуальный опрос
49 Проект «Сказочная страничка»
1 проект
50 Повторение и обобщение изученного материала 1 фронтальный
опрос
Контрольное списывание
Цель: проверить умение писать текст с опорой на образец, сличать написанное с текстом. Проверить также каллиграфический навык: начертание букв, их соединения в словах, качество письма.
Хитрая кошка
Алёша поймал окуня. Окунь плавал в тазу. Тихо пришла кошка Мурка. Она цап лапой рыбу и убежала.
Задание
Списать. В выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные.
Контрольный диктант
Цель работы – проверить, как усвоены детьми основы русской графики: умение записывать под диктовку слова различной звуко-слоговой структуры, предложение (раздельно писать слова в предложении, начинать запись с большой буквы, ставить точку в конце); умение употреблять большую букву в именах людей; правильно писать сочетания гласных с шипящими в хорошо знакомых словах.
У реки
У леса речка. Над водой чайки. Они ищут пищу. У реки камыши. Там живут ужи. В траве пищат птички. Мальчик поймал щуку и леща.
Задание:
1. Запиши и раздели слова для переноса. Чайка, речка, ужи.
2. Во 2 предложении подчеркнуть согласные буквы, обозначающие мягкие звуки.
3. В 6 предложении поставить над словами ударение.