ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТСКО — КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Дорофеева Лада Васильевна
методист высшей квалификационной категории
муниципального образовательного казённого учреждения дополнительного образования детей
Оричевский районный Дом детского творчества п. Оричи Кировской области

Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. В современных условиях, когда рушатся старые стереотипы патриотизма, именно туризм и краеведение, объединяющие в себе многие предметы и науки, могут стать эффективным средством обучения и воспитания школьников.
Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углублённого изучения во время походов, экспедиций, экскурсий истории и природы родного края – своей малой родины, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве воспитания.
Организация туристско-краеведческой деятельности даёт возможность решать ряд задач, стоящих перед системой дополнительного образования в настоящее время:
Осуществление более глубокого и прочного освоения учебного материала, значительное расширение кругозора учащихся;
Развитие способности аналитически мыслить, концентрировать внимание, наблюдать, сопоставлять.
Особое значение в туристско-краеведческой совместной деятельности детей и взрослых имеет социально-профессиональная роль педагога. Педагогические ценности служат определяющим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога и детей. Подходы к образованию с гуманистических позиций в целом, воспитанию и развитию личности ребёнка можно выделить несколько видов ценностей. В первую очередь к таким ценностям относятся личностно-позиционные, характеризуются отношением к людям, к себе, и людей к себе, основанные на восприятии другого человека как личности уникальной (индивидуальности), свободной, творческой и неповторимой. Ценность личности ребёнка, безопасность его развития, забота о беззащитном маленьком человеке, который подвержен огромной опасности без помощи умного и понимающего взрослого - вот позиция (на основе ценностей), которая характеризует хорошего учителя.
Одной из сторон личностно-позиционных ценностей является стремление общаться и расширять круг общения. Всё это позволит самореализоваться, самоутвердиться каждому воспитаннику в социально полезной деятельности, а также изменить жизнь в социальной среде, сделав её интересной и полезной.
Работы Оричевского Дома детского творчества в туристско - краеведческом направлении показала, что эффективны в плане личностного развития и приобретения социально-ценностного опыта практические занятия сквозных воспитательных и социально адаптированных программ:
«Школа выживания»;
Научно исследовательская лаборатория «Кедр»;
«К сокровищам Вятской природы»;
«Наследие».
Педагогическими идеями и принципами данных программ являются:
гуманизация образования;
осуществление целостного подхода к воспитанию;
соответствие содержания программ возрастным особенностям учащихся;
деятельностный подход в обучении;
формирование социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.
Цель педагогической деятельности при реализации данных программ – формирование личности ребёнка как социально-ценностного субъекта общества и обеспечение безопасности его развития в социуме.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:
В области образования:
расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по, географии, биологии, ОБЖ, физической подготовке;
приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны окружающей среды.
В области воспитания:
содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
гуманное отношение к окружающей среде;
выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
В области физической подготовки:
физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в соревнованиях и походах (в том числе и многодневных).
Дополнительное образование по отношению к базовому, указывает на многие преимущества перед последним в создании условий для формирования у каждого ребёнка общественных представлений о самом себе и окружающем мире. Для этого мы используюем следующие методы и формы проведения практических занятий туристско – краеведческой направленности:
Метод самореализации и самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.
Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов, проектов и т.д.).
Метод подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения комплексной программы, роста динамики психологических показателей.
Формы проведения занятий:
Экскурсия – эта одна из форм активной переработки знаний наряду с практическими и лабораторными занятиями, содействует изучению окружающего мира, является более доступной формой для широких масс учащихся при получении знаний в широком спектре наук: географии, биологии, ботаники, зоологии, истории, экологии и так далее.
Так же необходимо указать ещё на воспитательное значение экскурсии в смысле общественном. Экскурсанты должны приспособиться друг к другу, руководитель должен стремиться показать всё, что охватывается понятием «окружающая среда».
Поход – более сложная форма практических занятий. Кроме темы и заданий, поход должен быть тщательно разработан, особенно в плане безопасности детей. Все участники похода получают определённые обязанности, которые начинают выполнять ещё при подготовке похода.
Очень важна психологическая совместимость участников похода. При её отсутствии походный процесс сильно осложняется и может поставить под сомнение достижение целей и задач похода. Психологическая совместимость выявляется при проведении занятий с психологом и небольших пробных выходах.

·Хорошо сложенная и психологически совместимая группа является оптимальной средой для воспитания характера, отработки прикладных умений и получения новых знаний.
Экспедиция - наиболее сложная форма практического изучения окружающей среды посредством туристско-краеведческой деятельности. Воспитательные задачи остаются такими же, как и в походе, усложнение идёт в плане получения знаний. Первоочередной задачей здесь является – поиск. Поисковая деятельность – самая сложная, но и самая интересная сфера в туристско-краеведческой работе, первооткрывателями в которой являются сами участники экспедиции.
Для проведения поиска ребята должны иметь высокий уровень: туристической подготовки; теоретических знаний по поисковой проблеме; владеть методикой сбора фактов и экспонатов.
Исследовательская работа. Для проведения исследовательской работы учащиеся должны иметь аналитический уровень мышления, способствующий собрать воедино разрозненные факты, добытые в экспедиции и на основе гипотезы составить логическую цепочку, способную на фактологическом материале обосновать или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Работа над этим требует терпения, усидчивости и высокой работоспособности.
В работе туристско-краеведческих объединений Оричевского районного Дома детского творчества ежегодно проводится более 18 экскурсий, 10 походов, и 4 экспедиций. Итоги исследовательской работы в Доме творчества подводятся на районных краеведческих конференциях, где в среднем представляется 15 учебных исследовательских работ ежегодно.
Деятельность туристско-краеведческого направления основывается на интеграции воспитательных сил социума, взаимодействие с широким спектром социальных институтов. Интеграция воспитательных сил социума предоставляет реальные возможности реализовать следующие функции среды в приобретении социально-ценностного опыта учащихся:
Познавательная – является источником знаний во всех сферах жизнедеятельности и культуры.
Эмоционально - ценностная – позволяет учащимся выбрать и закрепить основные ценности и смыслы жизни, выступают как источник эмоциональных переживаний;
Самореализации и самоутверждения – представляет возможность реализовать свои знания, опыт, способности в различных сферах актуальной жизнедеятельности, создаёт условия для личностного роста и саморазвития;
Действенно - практическая – способствует овладению широким разнообразным опытом практической деятельности и социально - приемлемого поведения;
Коммуникативная – способствует отработке навыков общения и построения отношений с людьми различных возрастных групп;
Самостроительство - способствует формированию образа «Я» и корректирование Я – концепции;
Социализации – расширяет социальное пространство личности посредством включения в разнообразные виды деятельности и системы отношений.
В образовательном туристско-краеведческом процессе Дома детского творчества представлено разнообразие направлений деятельности – краеведческое, эколого-краеведческое, патриотическое, эколого-биологическое, туристическое, физкультурно-спортивное направления и социальная практика, что позволяет учитывать особенности детей по возрасту, уровню развития, интересам, способностям, возможностям ресурсного обеспечения разнообразных направлений совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Воспитательный процесс при реализации программ туристско – краеведческой направленности включает:
развитие межпоколенческих связей;
формирование активной жизненной позиции и развитие социально-активной личности;
создание условий для самореализации в творческой деятельности;
профилактика асоциального поведения детей и подростков, детской безнадзорности, правонарушений и других социально негативных явлений.
Формирование у воспитанников гражданской нравственной позиции;
Формирование героико-патриотических позиций;
Развитие социальных инициатив;
Формирование духовно и физически здорового человека, способного встать на защиту государственных интересов России.
Овладение культурой своего народа, в том числе Вятского края;
Формирование установок на здоровый образ жизни;
Прямыми критериями оценки результатов обучения и воспитания служит успешное усвоение программ по годам обучения; разработка продукта туристско-краеведческой деятельности (исследовательская работа, отчет о походе, экспонаты, гербарии, разработка маршрута и т.д.); участие в конференциях, походах, соревнованиях.
Учащиеся Оричевского Дома творчества занимаются исследовательской работой с 1997 года. В 2000 году данные исследования впервые оформились в исследовательскую работу. Тематика первых работ отражала изучение памятников природы Оричевского района, Лопатинского и Савиновского озер. Основной целью этих работ было комплексное описание данных объектов, так как в периодической печати о памятниках природы Оричевского района в то время данных было очень мало.
Ежегодно проводится не менее 4 экологических экспедиций и 2-х категорийных походов не только по Оричевскому району, но и по другим районам Кировской области. За 15 лет работы объединения было написано 36 учебно-исследовательских работ. Из них: 34 работ принимали участие в районных, и 16 в областных конкурсах юных исследователей родного края. 9 кружковцев за истекший период поступили в высшие учебные заведения по естественнонаучному профилю, 7 в средние учебные заведения по профилю.
С 2004 года проводятся научно-исследовательские лагеря «Кедр». За десять лет 250 детей из 6 школ района исследовали природу и историю родного края.
Косвенными критериями являются создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности. Развитие чувства ответственности товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.
Туризм и краеведение носят общественный характер, поэтому учащиеся получают навыки самоорганизации, самоуправления, самообслуживания. Занятия на свежем воздухе, физические нагрузки во время походов и соревнований способствуют физическому развитию личности. Помимо этого, в процессе туристско-краеведческой работы школьники включаются в диалог с окружающим миром, знакомятся с людьми различных профессий.
Таким образом, туризм и краеведение обладают серьёзным воспитательным потенциалом, выступая связующим звеном между государственной политикой в области науки, культуры, образования, природопользования, экологии и многообразной познавательной деятельности школьников в этих сферах.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15