Исследовательская работа ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО
Инёшина Л.Г., к.п.н., преподаватель русского языка и литературы,
ГАП ОУ РС (Я) «Якутский автодорожный техникум», г. Якутск
Изучение и анализ литературы по теме исследования показывают, что в теории накоплены ценные идеи, разработаны теоретические положения, методологические подходы, концепции в трудах философов (А.Г. Спиркин, В.В. Столин, В.А. Ядов и др.), психологов (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (А.В. Мудрик, В.И. Журавлев, С.Н. Чистякова и др.), рассматривающих самоопределение как результат социализации человека.
Теория личности стала предметом исследования также многих зарубежных авторов: А. Маслову, Юнга, К.Роджерса, В.Франкла, Э.Фромма, Э.Эриксона, раскрывающих фундаментальные положения об этапах развития человеческой индивидуальности на протяжении всей жизни.
Но проблема формирования личностного самоопределения и социально-профессиональной ориентации студентов СПО изучена недостаточно, поэтому темой нашего исследования стало «Формирование личностного самоопределения и социально-профессиональной ориентации студентов СПО».
Объект исследования – процесс формирования личностного самоопределения и социально-профессиональной ориентации студентов СПО.
Предмет исследования – условия формирования личностного самоопределения и социально-профессиональной ориентации студентов СПО.
Цель исследования – определить, теоретически обосновать и проверить на практике условия формирования личностного самоопределения и социально-профессиональной ориентации студентов СПО.
Гипотеза исследования – формирование личностного самоопределения и социально-профессиональной ориентации студентов СПО будет эффективным, если:
- обеспечивается активизация социокультурного потенциала среднего профессионального образовательного учреждения путем создания гибкого и открытого пространства, благоприятного микроклимата нравственных взаимоотношений, продуктивного сотрудничества субъектов личностного самоопределения студентов, организации социокультурной ориентированности совместных воспитательных дел, поддержки социокультурных программ;
- осуществляется психолого-педагогическое сопровождение личностного развития студентов среднего профессионального образовательного учреждения, включающее диагностику личностного продвижения, организацию развития индивидуальных образовательных траекторий, организационно-педагогическое обеспечение познавательной, проектно-исследовательской и практической деятельности обучающихся, поддержку планирования и реализации личностной карьеры.
Задачи исследования:
1. Определить возможности среднего профессионального образовательного учреждения для формирования личностного самоопределения обучающихся;
2. Разработать и проверить на практике теоретическую модель формирования личностного самоопределения обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения.
3. Выявить критерии и уровни сформированности личностного самоопределения студентов профессионального образовательного учреждения
Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязанном развитии личности и общества, процессе изменения и развития социально-педагогических систем, идеи гуманизации и демократизации общества, теоретические положения гуманистического, культурологического подходов к обучению и воспитанию студентов, принципы системности, культуросообразности обучения и воспитания, Государственная программа по воспитательной работе в Республике Саха (Якутия).
Методы исследования: анализ философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение педагогически ценного опыта работы средних профессиональных образовательных учреждений, наблюдение, интервьюирование, беседа, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок и самооценок, ранжирование, педагогический эксперимент, моделирование, методы статистической обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум». В опытно-экспериментальной работе принимают участие 151 студент: 462 выпускника 3 СПО, расположенных на территории г. Якутска, 42 инженерно-педагогических работника.
Исследование проводится с 2010 года и включает три этапа.
Первый этап (2010-2011 гг.) - теоретический анализ и осмысление исследуемой проблемы, разработка исходных позиций исследования, отбор понятийного аппарата, определение педагогических условий формирования личностного самоопределения обучающихся среднего профессионального образования, подготовка программы опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2011–2012 гг.) – опытно-экспериментальная проверка и уточнение теоретической модели формирования личностного самоопределения обучающихся среднего профессионального образования, корректировка формулировки гипотезы исследования.
Третий этап (2012–2014 гг.) – обобщение и систематизация экспериментальных данных, проведение качественной и количественной обработки полученных результатов, подготовка научно-практических рекомендаций по формированию личностного самоопределения обучающихся среднего профессионального образования, уточнение теоретико-экспериментальных выводов, проверка их достоверности.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены социоориентированные, культурологические, воспитательные возможности учреждения среднего профессионального образования для формирования личностного самоопределения обучающихся;
- определены, теоретически обоснованы и проверены на практике педагогические условия формирования личностного самоопределения студентов; использование социоориентированных, культурологических, воспитательных возможностей среды для формирования у обучающихся ценностно-смысловой системы отношений, осуществление психолого-педагогического сопровождения личностного развития студентов среднего профессионального образовательного учреждения;
- конкретизированы критерии (активность личности и осознанность) и уровни (потребительский, репродуктивный, деятельностный) сформированности личностного самоопределения студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретической модели формирования личностного самоопределения обучающихся в социокультурной среде среднего профессионального образовательного учреждения, состоящей из целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления и содержание деятельности), организационно-практического (этапы, формы, методы, условия), оценочно-критериального (критерии, уровни и показатели) компонентов, а также системообразующих связей (целеполагание, рефлексивные), ориентированной на усиление ценностно-смыслового отношения личности к себе, окружающим людям и, в целом, к жизни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны научно-практические рекомендации по формированию личностного самоопределения и социально-профессиональной ориентации студентов СПО, программы учебных курсов «Я в мире людей», «Познай себя», «Психология общения», «Технология личностного самоопределения», «Многообразие культур и Я»
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций, комплексным использованием методов теоретического исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных, их соотнесенностью с массовым педагогическим опытом, статистической значимостью, воспроизводимостью результатов исследовательской деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях: «Гражданское становление молодежи в условиях трансформации общества» (2011 г.), «Управление качеством образовательного процесса в вузах Республики Саха (Якутия)» (2013.), «Технология формирования самоопределения личности: профессиональный и социальный аспекты» (2014 г.).
В результате анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы нами выбраны следующие теоретические позиции, положенные в основу исследования:
- личностное самоопределение рассматривается в контексте ценностно-смыслового отношения к жизни, самому себе и окружающим людям;
- психологическая готовность к личностному самоопределению характеризуется развитым самосознанием личности, осознанными смыслами собственного существования и сформированными ценностными ориентациями по отношению к жизни;
- сущность личностного самоопределения раскрывают смыслы, позволяющие выходить на новый уровень саморазвития, самоосуществления, самоактуализации, самореализации;
- смысл личностного самоопределения − совокупность индивидуальных ценностей, способность строить самого себя, свою индивидуальную историю, умение постоянно переосмысливать собственную сущность;
- в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение является ведущим, определяющим развитие всех других типов самоопределения.
Всё это понимается нами как управляемая интеграция воспитательных взаимодействий социально-культурных и образовательных субъектов личностного самоопределения обучающихся (семьи, личности, общественных организаций, социокультурных и этнических общностей, любительских объединений, вузов, ссузов и др.), в ходе которых организуются по принципу вариативности многообразные, кооперированные связи и отношения, направленные на постижение растущим человеком социокультурных ценностей, объединение разного рода ресурсов в рамках социокультурных программ, обеспечивающих свои траектории развития разным субъектам: отдельным людям, общностям и др.
Диагностика готовности студентов к освоению профессии
Для оценки готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности необходим комплекс диагностических средств для определения их социально-психологической готовности к овладению профессией и выполнению будущей работы.
Такую цель преследовала разработанная в техникуме диагностика с опорой на самооценку обучающихся, которая проводилась в течение последних 2 лет среди первокурсников.
Показатели самооценки выявлялись на основе опроса, проводимого по определенной методике. Из списка характеристик, составленных с участием социальных партнеров (специалистов службы занятости, родителей), обучающимся предлагалось выбрать наиболее важные, на их взгляд, для осуществления трудовой деятельности. Список включал 20 базовых качеств: профессиональные умения, организованность, трудолюбие, творческий подход к трудовой деятельности, умение приспосабливаться к новым технологическим требованиям, решительность, способность к риску, умение доводить начатое дело до конца, выносливость, инициативность, дисциплинированность, целеустремленность, настойчивость, находчивость, скромность, честность, самостоятельность, умение принимать решения, внимательность, пунктуальность.
На приготовленных заранее листках обучающиеся выбирали из всех предложенных качеств те, что наиболее сильно развиты у них, записывая их отдельно. Одновременно им предлагалось дополнить список своими показателями самооценки с условием, чтобы их общая сумма не превышала 10.
При подсчете результатов учитывалась степень совпадения выбранных студентами качеств со списком, составленным работодателями.
Если совпадений не обнаруживалось или их количество не превышало 3-х, то делался вывод о том, что обучающийся имеет низкий уровень самооценки и у него не сформирована социально-психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности. При наличии 4-7 совпадений признавалась адекватность самооценки. Если число совпадений составляло 8-10 показателей, комиссия рассматривала это как завышенную самооценку.
Проведенное исследование выявило 34% обучающихся, имеющих низкий уровень самооценки готовности к трудовой деятельности. Через дополнительное собеседование с этой категорией учащихся было выяснено, что они не имели достаточной информации о специфике будущей трудовой деятельности. Этап же профессионального самоопределения предполагает осознанный выбор, основанный на широкой информированности о мире профессий с учетом имеющихся психологических и психофизиологических возможностей.
Достаточно высокий общий показатель самооценки готовности к профессиональной деятельности (54% с адекватной самооценкой) можно объяснить наличием и такого позитивного фактора, как сформированность адекватных представлений о самом себе, своих способностях, возможностях, осознанность мотивов и жизненных планов. В сочетании с другими объективными характеристиками обучающегося педагогическому коллективу удается на основе данных диагностики выравнивать общий уровень и качество получаемого в техникуме профессионального образования.
Социально-профессиональная ориентация студентов СПО.
Выбор жизненного пути проходит у молодежи в несколько этапов, на каждом из которых уточняются или изменяются социально-профессиональные ориентации. В исследовании этих процессов наиболее продуктивным представляется дифференцированный подход, с выделением «точек», когда молодому человеку приходится выбирать дальнейший жизненный путь. Одной из таких «точек», на наш взгляд, является получение молодыми людьми среднего профессионального образования.
В 2013 г. было проведено социологическое исследование социальной и профессиональной ориентации учащихся трех учреждений среднего профессионального образования, расположенных на территории г. Якутска. По случайной выборке ответили на анкету 462 выпускника СПО.
Социальная и профессиональная ориентация молодых людей зависит от многих факторов. В числе прочих во многом определяются сформировавшейся системой жизненных принципов молодого человека.
Поэтому при анализе профессиональной ориентации студентов необходимо учитывать ценности, которыми они руководствуются в жизни, ради чего живут.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что приоритетными для молодежи становятся индивидуалистские ценности, обусловленные в том числе формированием новых социальных отношений. Обучающиеся СПО более ориентированы на себя, а личные интересы ставят выше общественных. Ценности, значимые для старшего поколения, в новых условиях потеряли свое приоритетное значение для молодых.
Респонденты больше ориентированы на заработок, чем на интересную работу и профессиональное самосовершенствование. Для значительной части опрошенных трудовая деятельность не является способом самоопределения, а ассоциируется лишь с зарабатыванием денег. Такая позиция обусловлена культом денег, всеобщей коммерциализацией, господством потребительской психологии, что приводит к смещению в общественном сознании духовных ценностей в сторону материальных.
Выбор молодыми людьми учебного заведения и вместе с ним осваиваемой профессии часто носит случайный характер. Пятая часть опрошенных пришла в СПО потому, что необходимо было хоть где-то учиться. В группу респондентов, выбравших профессиональное учреждение случайно, можно включить и ту часть, чей выбор обусловлен неудавшейся попыткой поступления в вуз (15%) или отсутствием уверенности в успешном поступлении туда (18%). Каждый седьмой опрошенный честно ответил, что выбрал колледж или техникум в силу случайных обстоятельств (за компанию с друзьями; расположено ближе к дому; в него проще всего поступить).
Образовательные запросы некоторой части респондентов определяются представлениями о «модных» профессиях и не соответствуют потребностям современного рынка труда. Почти каждый пятый выбрал свое образовательное учреждение, чтобы освоить не ту профессию, которая им интересна, к которой они имеют способности, а престижную, в итоге, из стен образовательных учреждений зачастую выходят либо лица, не связывающие свою дальнейшую жизнь с полученной профессией, либо потенциальные безработные.
Следствием коммерциализации системы образования явилось отсутствие у многих опрошенных реальной альтернативы выбора места будущей учебы. Обращает на себя внимание тот факт, что каждому шестому обучающемуся выбрать другое образовательное учреждение не позволили материальные возможности семьи. Приведенные выше данные подтверждают общий тезис, высказанный во многих научных трудах, о растущем неравенстве стартовых возможностей молодых людей, определяемом поляризацией общества.
В связи с этим заслуживают внимания данные опроса об оценке студентов материального положения своих семей: почти каждый второй отметил, что его семья живет вполне сносно, каждый пятый высоко оценил материальное положение своей семьи, считая, что живет в полном достатке; в то же время 20% относятся к семьям, живущим от зарплаты до зарплаты, то есть не могут себе позволить никаких дополнительных трат, а 4% респондентов ответили, что их семьи не могут свести концы с концами, фактически находясь в полной нищете, и, наконец, 9% опрошенных затруднились с ответом.
Результаты исследования показали, что значительное влияние на выбор молодых людей оказывает позиция старших членов семьи - 14% опрошенных поступили в СПО по совету родителей. Полученные нами данные позволяют выявить тенденцию наследования образовательного статуса, родителей. Так, среди опрошенных доля тех, чьи отцы имеют среднее образование, полученное в СПО - 30% (для сравнения: неполное среднее образование имеют 9%, общее среднее - 13%, среднее специальное - 29%, незаконченное высшее - 3%, высшее - 16%).
Одной из основных задач социологического исследования было изучение профессиональных планов обучающихся. Результаты опроса свидетельствуют, что трудоустроиться в той или иной форме по освоенной профессии планирует 38% студентов. Важно отметить, что среди опрошенных велика доля (26%) тех, кто ориентирован на трудоустройство (без продолжения учебы в вузе) сразу после окончания своего учебного заведения, это свидетельствует о намерении более раннего вступления в самостоятельную жизнь и об отсутствии возможностей у семьи для дальнейшего содержания молодого человека. Интересно, что устройство на работу после завершения учебы планирует в основном та часть респондентов, которые учатся плохо и удовлетворительно. По сравнению с ними отличники и хорошисты гораздо чаще ориентированы на поступление в вуз.
Дети предпринимателей, инженеров, научных сотрудников, работников торговли в большей мере намерены продолжать обучения в вузе. Работать по освоенной профессии (без продолжения учебы) чаще хотят респонденты из семей предпринимателей, рабочих, безработных. Устройство на работу по другой профессии относительно чаще фигурирует в жизненных планах молодых людей из семей безработных.
Обращает на себя внимание то, что каждый 11-й обучающийся СПО не определился с планами даже на ближайшее будущее. Можно предположить, что эта группа молодых людей больше всего нуждается в помощи профконсультантов.
Важное место в исследовании заняли вопросы профессионального самоопределения обучающихся. Обращает на себя внимание то, что более половины опрошенных фактически ушли от ответа, отметив, что им просто нравится выбранная профессия.
Анализ полученных данных позволил условно выделить наиболее типичные обстоятельства, влияющие на профессиональный выбор молодых людей. Из данных видно, что на выбор будущей профессии почти половины опрошенных повлиял совет родителей и родственников.
Существенным фактором, повлиявшим на выбор профессии, респонденты назвали наличие у себя способностей к выбранному виду деятельности, что очень важно, поскольку является еще и основой для формирования будущей профпригодности. Вместе с тем лишь четвертая часть указала на это обстоятельство, подтверждая вывод о том, что для большинства опрошенных освоение профессии не является способом самореализации.
Результаты исследования показали, что среди выпускников СПО есть определенная часть сомневающихся, неуверенных в правильности своего профессионального выбора, переживающих разочарование в осваиваемой профессии. На вопрос: «Уверены ли вы, что ваш профессиональный выбор совпадает с осваиваемой в настоящий момент профессией?» – были получены следующие ответы: уверен (41%) опрошенных; не совсем уверен (27%): не уверен (11%); полагаю, что не совпадает (11%), не знаю (10%).
Анкетирование обнаружило некоторую зависимость между уверенностью респондентов в правильности выбора и уровнем престижности осваиваемой профессии. О престижности той или иной профессии позволяет судить ее оценка в общественном сознании. Отметим, что определенная часть молодых людей разделяют понятия престижности профессии и ее доходности. Так, почти каждый шестой опрошенный считает, что осваиваемая им профессия не престижна, но дает возможность заработать на жизнь. Особенно это касается таких профессий, как автомеханик, автослесарь (67 % ответивших).
Одним из факторов, влияющих на престижность осваиваемой профессии, ее привлекательность в глазах молодежи, является реальность трудоустройства. Практика показывает, что проблема устройства на работу достаточно остро стоит перед выпускниками учреждений среднего профессионального образования. Нередко складывается ситуация когда выпускники, успешно окончившие СПО, в массовом порядке не могут найти работу по профессии. Несмотря на это, возможности устройства на работу по освоенной профессии оцениваются обучающимися, как высокие. Около половины опрошенных уверены, что смогут сразу найти работу.
Наглядно, как это происходит в ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум», отражено в диаграмме 1.
Диаграмма 1
О привлекательности различных видов труда в глазах молодых людей можно судить по их ориентации на работу в конкретной отрасли народного хозяйства.
Очевидно, что очень незначительная часть респондентов связывает свое будущее с работой в отраслях материального производства, это обусловлено угрозой безработицы, бедственным положением большинства предприятий, неясностью перспектив развития некоторых отраслей промышленности.
Ориентация молодых людей на работу в той или иной отрасли на прямую связана с осваиваемой ими профессией. Так, около 60% опрошенных, осваивающих профессию автомехаников хотели бы трудоустроиться в сфере автотранспорта.
Профессиональное становление личности с помощью педагогической диагностики
Анализ литературных источников и педагогической практики свидетельствует, что педагогическая диагностика в основном ориентируется на результаты обучения, что всю работу по диагностике знаний, умений и навыков берет на себя педагог, а о профессионально значимых качествах речь идет лишь на последних курсах учебы в техникуме. Это проливает свет на причины недостаточного развития у многих студентов психологической готовности к самостоятельности, к осуществлению сложной деятельности, основой которой является совокупность разно образных знаний, необходимых для принятия решений, для творческого подхода к делу, для самоконтроля. Познавательную самостоятельность и активность студента нужно постоянно изучать, формировать и стимулировать с помощью повышения уровня мотивации учения, эффективных учебных средств, методов (проблемно-развивающее обучение, блочно-модульное, видеофильмы и т. д.) и развивать на этой основе мышление, профессионально значимые качества (ПЗК).
Процесс этот основывается на психолого-педагогическом механизме взаимодействия преподавателя и студента. Необходимо также, чтобы учитель был и хорошим психологом. Ведь какой бы квалифицированной ни была консультация специалиста-психолога, она, во- первых, не сможет охватить всего круга вопросов, требующих анализа, во- вторых, будет иметь характер лишь общих советов, тогда как преподавателю приходится обращаться к психологическим знаниям о ПЗК обучающегося постоянно. Следовательно, без знания психологии, без применения конкретных психологических методов не может быть эффективной деятельности педагога СПО. Согласившись с этим, мы должны решить важный вопрос: какие ПЗК обучающегося изучать, как их обрабатывать, чтобы результаты такого изучения помогали преподавателю, не были балластом в его основной деятельности, надо связать их с общими и частными задачами учебно-воспитательного процесса. В связи с этим была сформирована следующая методическая проблема: профессиональное становление личности с помощью педагогической диагностики. На ее решение направлены усилия всех подразделений техникума. В первую очередь мы создали систему педагогической диагностики, предполагающую поэтапную диагностику специалиста, которая включает не только диагностику профессионально значимых качеств, но и диагностику адаптации обучающегося в новых для него условиях.
Концепция и программа развития «Техникум 21 века» определили направления научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива по внедрению в практику системы педагогической диагностики. Был определен круг специальностей, для которых данная диагностика наиболее целесообразна. Последнее обусловлено следующими факторами: четкой зависимостью между успешностью обучения и последующей профессиональной деятельностью по избранной специальности, с одной стороны, и уровнем развития у студентов профессионально значимых психофизиологических качеств и способностей, с другой. Смысл педагогической диагностики в том и заключается, чтобы перед началом обучения в короткие сроки спрогнозировать возможности обучающегося, его способности и в конечном итоге — эффективность его как будущего специалиста.
Развитие личности студентов СПО — длительный, многоаспектный, целостный процесс, направленность и темпы которого зависят от воздействия на личность комплекса внутренних и внешних факторов, которые мы показываем на приводимой ниже схеме. В связи с этим развитие личности студента нами изучается с разных позиций, в которых он выступает и как субъект учебного процесса, и как будущий специалист, и как индивидуум с собственными наклонностями. Перечисленные позиции рассматриваются нами как основные на правления исследования развития личности обучающегося. Результаты исследования используются для характеристики выпускника (его личной и профессиональной готовности к самоопределению, мотивационной направленности).
В ходе исследования определено, что моделирование процесса формирования личностного самоопределения обучающихся необходимо осуществлять с позиций гуманистического подхода, позволяющего ориентировать педагогический процесс на отношение к человеку как к наивысшей ценности, рассмотрение человека как единого органичного целого, развитие внутренне свободного растущего человека; культурологического подхода, ориентированного на становление и самоопределение личности посредством культуры, освоение растущим человеком материальной и духовной культуры цивилизаций и этнической культуры, трансляцию общечеловеческих и этнических ценностей от поколения к поколению, диалог растущего человека с культурой, создание условий для постижения ценностей культуры; предусматривающего актуализацию поиска и осознания растущим человеком смысла своего существования, создание определенных благоприятных условий содействия развитию у обучающихся ценностно-смысловых оснований собственной личностной позиции; системного подхода, предполагающего всестороннее, комплексное рассмотрение исследуемого объекта как совокупности множества различных элементов, выделение системообразующих связей и отношений, учет совокупности внешних и внутренних факторов - условий.
Диагностику обучающихся мы проводим в два этапа. На первом этапе — со всеми абитуриентами. С помощью анкеты выявляем мотивы выбора профессии, сформированность профессионально значимых качеств, соответствующих требованиям профессии. Практика показывает, что часто выпускники общеобразовательных школ, поступающие в техникум, делают неправильный профессиональный выбор, не знают, какой специальности лучше обучаться. Поэтому они нуждаются в консультациях психолога, а в период обучения — в помощи педагога.
Первый этап педагогической диагностики, основной и решающий, преследует цель — определить целесообразность подготовки студента по той или иной специальности, спрогнозировать его способность к успешному обучению. С помощью комплекса методик психофизиологического обследования испытуемому даются рекомендации, отвечающие его индивидуальным характеристикам.
На втором этапе педагогическая диагностика проводится с первокурсниками на предмет выявления сформированности у них профессионально значимых качеств с использованием теста Беннета — для определения уровня технического мышления, теста Айзенка — для выявления уровня логического мышления и т.д. Цель этапа заключается в получении как можно большей информации о студентах для организации более эффективного взаимодействия их с мастером производственного обучения и преподавателями. Второй этап лучше всего проводить при завершении обучения. Различия в результатах обучения, дополненные данными психофизиологического обследования, могут использоваться при вынесении рекомендаций студенту по поводу дальнейшего освоения им избранной профессии. Таким образом, управление процессом профессионального становления личности с помощью педагогической диагностики позволяет найти критерии оценки его эффективности, а также моделировать профессионально важные качества студента.
В соответствии с данными подходами разработана теоретическая модель профессионального становления и социальной адаптации выпускника ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум». При разработке теоретической модели формирования личностного самоопределения обучающихся в социокультурной среде техникума мы руководствовались следующими принципами: гуманистической направленности, культуросообразности, преемственности, интеграции, вариативности.
Теоретическая модель включает следующий содержательный компонент: общее и профессиональное образование, образовательную подготовку, основные специальности, специальную подготовку, дополнительное образование, социальную подготовку, дополнительные специальности и внеурочную деятельность.
Чтобы выстроить на начальном этапе оптимальную систему обучения, надо было всесторонне изучить каждого студента с помощью ежегодно проводимого анкетирования первокурсников на предмет выявления отношения к учёбе, уровня сформированности общеучебных умений, навыков рациональной организации учебного труда. Это дало возможность разработать комплексную программу развития ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум», где основными задачами стали:
− подготовка конкурентноспособного специалиста, адаптированного к рыночным условиям;
− развитие индивидуальных способностей студентов;
− выстраивание единой системы обучения и воспитания;
− создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получения дополнительного образования;
− выстраивание единой системы обучения и воспитания;
− обеспечение охраны здоровья студентов;
– создание эффективной системы работы с родителями.
Подготовка высокопрофессиональных кадров достигается в техникуме путём отслеживания динамики его развития на протяжении всего периода обучения. В результате каждый пятый выпускник должен получить повышенный разряд, примерно 15 % продолжат обучение в вузах, 85 % будут работать по выбранной профессии и через 2-3 года добьются продвижения по работе, отдельные выпускники займутся предпринимательской деятельностью в рамках освоенной профессии.
Развитие студентов ГАП ОУ «Якутский автодорожный техникум»
Готовность к жизненному самоопределению Личная готовность Профессиональная готовность Общекультурная компетентность, система углубленных знаний и умений
по профилю обучения Самооценка ПЗК Широкие познавательные интересы, мотивация, профессиональная мотивация Элементарные профессиональные знания и умения по профилю обучения, углубленные научно-технические знания, творческая деятельность Устойчивость профессионального выбора Высококвалифицированный выпускник-специалист Формирование личностного самоопределения студентов осуществляется на следующих этапах: начальный, процессуальный, результативный. В процессе педагогической деятельности последовательно организуется поэтапное формирование личностного самоопределения обучающихся, начиная с момента выдвижения целей, поиска и выбора единой мотивации до оценки качества проведенной совместной работы.
Важным элементом организационно-практического компонента являются практико-ориентированные формы и методы педагогической деятельности, применяемые комплексно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. При этом они группируются по основным целям деятельности: организационные (клубы и группы общения, межкультурные объединения, Дни культур, Недели мировой, российской и родной культуры и др.), дидактические (проблемные лекции, беседы, практикумы, познавательные игры, анализ жизненных и личностных ситуаций, в том числе наглядные (схемы, опорные конспекты, аудиовизуальные, компьютерные) и др.); развивающие (тестирование, анкетирование, методы самоконтроля, тренинги, психотехнические игры, упражнения на релаксацию, улучшение психологического самочувствия др.); воспитательные (встречи, праздники, конкурсы, викторины, поощрение, порицание, использование жанров народного творчества (легенды, пословицы, поговорки, загадки, предания, сказки др.); виды трудовой деятельности, ремесла, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, народный этикет – заповеди и правила и др.).
Основополагающим элементом теоретической модели являются педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования личностного самоопределения учащихся в социокультурной образовательной среде, в качестве которых представлены следующие: обеспечение активизации социокультурного потенциала начального профессионального образовательного учреждения, использование социоориентированных, культурологических, воспитательных возможностей социокультурной среды лицея, осуществление психолого-педагогического сопровождения личностного развития учащихся.
Данная модель включает также оценочно-критериальный компонент – показатели, уровни и критерии сформированности личностного самоопределения студентов.
В структурном плане личностное самоопределение обучающихся представлено следующими компонентами:
Ценностно-смысловой компонент − осознанные смыслы собственного существования и сформированные ценностные ориентации по отношению к жизни, нравственные установки, социальные нормы.
Когнитивный компонент − обобщенные представления о социальных нормах, ценностях жизни, собственной индивидуальности, культурологические знания, умения, знания об индивидуально-психологических особенностях личности, способы, технологии саморазвития.
Эмоционально-оценочный компонент − устойчивое положительное эмоциональное отношение к проблеме личностного самоопределения, решению жизненных и личностных ситуаций, развитые волевые установки личности.
Поведенческий компонент − действия по планированию, отбору способов достижения проектируемых результатов, реализации личных планов саморазвития.
Рефлексивный компонент − контрольно-оценочная деятельность, самоанализ собственных действий и состояний.
Представленные компоненты структуры личностного самоопределения студентов образуют в единстве составляющие данного процесса, которые в совокупности характеризуют ценностно-смысловое отношение личности к жизни, самой себе и окружающим людям.
Разработка теоретической модели личностного самоопределения обучающихся потребовала ее опытно-экспериментальной проверки для определения достоверности полученных в ходе моделирования способов педагогической деятельности и оптимальности педагогических условий, способствующих эффективности данного формируемого у обучающихся процесса. С учётом такой трактовки качества профобразования была выстроена и реализована педагогическая система.
Педагогическая система ГАП РС(Я) ОУ «Якутский автодорожный техникум»
Модель профессионального становления и социальной адаптации выпускника
Чтобы обеспечить планируемый результат, нами была определена цель деятельности педагогического коллектива, прописанная в виде модели выпускника, которая была разработана с участием самих студентов, выпускников техникума, родителей. Сформированность не только профессиональных, но ключевых компетенций позволяет выпускникам уверенно чувствовать себя даже на федеральном рынке труда.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Формирование у каждого обучающегося мотивации к личностному и профессиональному самоопределению (Кто я? Какой я? Что важно и ценно для меня?), самосовершенствованию (Что хочу? Что могу?) и к самоактуализации (К чему стремлюсь? Чего добьюсь?) осуществляется на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс технологии оргдеятельности (ОДИ). Эта технология успешно используется в различных программах, на занятиях с преподавателями, мастерами производственного обучения, активом учащихся. Организация учебно-воспитательного процесса на основе технологии ОДИ развивает как у
обучающихся, так и у обучаемых потребность в постоянной рефлексии, самосовершенствовании, что немаловажно для профессиональной карьеры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях социальных перемен особую значимость приобретает проблема формирования личностного самоопределения обучающихся для оказания помощи растущему человеку в развитии ценностно-смысловой системы отношений с окружающим миром, самим собой и определении индивидуальной траектории саморазвития. В этой связи требуется осмыслить концептуальные подходы к формированию личностного самоопределения и профессиональной ориентации студентов для разработки технологии развития данного процесса.
Изучение различных теоретических источников позволило нам определить, что личностное самоопределение – это процесс, в ходе которого проявляется осознанное стремление личности к реализации целевых установок, выбору личностных и жизненных ценностно-смысловых позиций, определяемых личными потребностями и соотносимых с требованиями общества. Значимыми концептуальными положениями, которые легли в основу исследования, явились следующие теоретические позиции: психологическая готовность к личностному самоопределению характеризуется развитым самосознанием личности, осознанными смыслами собственного существования и сформированными ценностными ориентациями по отношению к жизни; сущность личностного самоопределения определяют смыслы, позволяющие выходить на новый уровень саморазвития, самоосуществления, самореализации; смысл личностного самоопределения - совокупность индивидуальных ценностей, способность строить самого себя, свою индивидуальную историю, умение постоянно переосмысливать собственную сущность.
Определение методологической основы исследования позволило нам разработать теоретическую модель формирования личностного самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, состоящую из совокупности следующих компонентов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления и содержание деятельности), организационно-практического (этапы, формы, методы, условия), оценочно-критериального (критерии, уровни и показатели), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексивных).
В теоретической модели нами определены педагогические условия, способствующие наиболее продуктивному формированию личностного самоопределения студентов: обеспечение активизации социокультурного потенциала среднего профессионального учреждения, использование социориентированных, культурологических, воспитательных возможностей лицея, осуществление психолого-педагогического сопровождения личностного развития студентов СПО.
Формирование личностного самоопределения обучающихся осуществляется на следующих этапах: начальный, процессуальный, результативный. В процессе педагогической деятельности последовательно организуется поэтапное формирование личностного самоопределения студентов, начиная с момента выдвижения целей, поиска и выбора единой мотивации до оценки качества проведенной совместной работы.
Разработка теоретической модели личностного самоопределения обучающихся потребовала ее опытно-экспериментальной проверки. С этой целью был организован педагогический эксперимент, в процессе которого проведена диагностика личностного продвижения студентов и возможностей среднего профессионального учреждения в развитии личностного самоопределения, разработана педагогическая технология формирования данного процесса.
В ходе опытно-экспериментальной работы при формировании личностного самоопределения обучающихся учитывались следующие этапы: начальный, процессуальный, результативный. В процессе педагогической деятельности последовательно организовывалось поэтапное формирование личностного самоопределения студентов, начиная с момента выдвижения целей, поиска и выбора единой мотивации до оценки качества проведенной совместной работы.
Важным элементом организационно-практического компонента являются практико-ориентированные формы и методы педагогической деятельности, применяемые комплексно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. При этом они группируются по основным целям деятельности: организационные (клубы и группы общения, межкультурные объединения, Дни культур, Недели мировой, российской и родной культуры и др.), дидактические (проблемные лекции, беседы, практикумы, познавательные игры, анализ жизненных и личностных ситуаций, в том числе наглядные (схемы, опорные конспекты, аудиовизуальные, компьютерные) и др.); развивающие (тестирование, анкетирование, методы самоконтроля, тренинги, психотехнические игры, упражнения на релаксацию, улучшение психологического самочувствия и др.); воспитательные (встречи, праздники, конкурсы, викторины, поощрение, порицание, использование жанров народного творчества (легенды, пословицы, поговорки, загадки, предания, сказки др.); виды трудовой деятельности, ремесла, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, народный этикет – заповеди и правила.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы у 75% студентов сформировалось личностное самоопределение, характеризуемое высоким уровнем его развития. Обучающиеся приобрели осознанные смыслы собственного существования и позитивные ценностные ориентации по отношению к жизни, устойчивые нравственные установки. Они имеют развитую адекватную самооценку личностных возможностей и обоснованный личный план, индивидуальную образовательную траекторию развития.
Данные об уровнях сформированности личностного
самоопределения студентов в (%)
68
42
11
20
21
31
11
32
72
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Результаты до эксперимента
Результаты промежуточного
этапа проведения
эксперимента
Результаты после
эксперимента
потребительский
репродуктивный
деятельностный
Таким образом, на основании вышеизложенного получены следующие результаты исследования, подтвердившие правомерность выдвинутой гипотезы:
1. Определены социориентированные, культурологические, воспитательные возможности для формирования личностного самоопределения обучающихся среднего профессионального образования.
2. Разработана теоретическая модель формирования личностного самоопределения, состоящая из целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления и содержание деятельности), организационно-практического (этапы, формы, методы, условия), оценочно-критериального (критерии, уровни и показатели) компонентов, а также системообразующих связей (целеполагание, рефлексивные), ориентированной на усиление ценностно-смыслового отношения личности к себе, окружающим людям и в целом к жизни.
3. Обоснованы педагогические условия формирования личностного самоопределения обучающихся среднего профессионального образования, обеспечение активизации социокультурного потенциала среднего образовательного учреждения; использование социориентированных, культурологических, воспитательных возможностей среднего профессионального учреждения для формирования у студентов ценностно-смысловой системы отношений, осуществление психолого-педагогического сопровождения личностного развития обучающихся среднего профессионального образования.
4. Выявлены критерии (активность личности и осознанность) и уровни самоопределения обучающихся среднего профессионального образования (потребительский, репродуктивный, деятельностный) сформированности личностного самоопределения.
Список литературы
Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. – М., 1981. – С. 19 – 44.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989.
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М., 1983.
Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. – С. 19 – 26.
Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. – Ростов-на-Дону, 1972.
Журавлев В.И. Из школы – в жизнь (О путях трудового самоопределения выпускников школы): Книга для учащихся ст. классов. – М., 1977.
Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 108 – 117.
Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. – М., 1977. № 9.
Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону, 1996. Т. 2.
Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону, 1996.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. Т. 2.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.
Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1990.
Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – М., 1989.
Чистякова С.Н. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников в современном мире труда // Выпускник, рынок, профессиональная карьера: Материалы обл. научно-практической конференции. – Кемерово, 1994. – С. 6 – 9.
Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. – М., 1987.
Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.
Ядов В.А. Становление личности: общественное и индивидуальное // Социол. исслед. 1985. № 3.