Использование интерактивной доски на уроках геометрии для оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Использование интерактивной
доски на уроках геометрии для оптимизации
учебно-познавательной деятельности учащихся
Перепелица Наталья Васильевна
учитель математики и информатики
МБОУ БСОШ № 20
Богородицкое, Песчанокопский район

Принято считать, что геометрия – сложный предмет и при ее изучении трудности возникают у большинства учащихся. Одной из причин является нехватка времени, так как за 2 коротких урока в неделю не всегда возможно досконально изучить конкретную тему и разобраться во всех деталях. А решить всё множество разнообразных задач к ней – это просто не выполнимо. Самостоятельно же решать может не каждый ученик.
При использовании обычных средств (доска, мел, тряпка, чертежные инструменты) и традиционных методов за урок можно решить 1 – 2 задачи, в редких случаях 3. Много времени затрачивается на построение чертежей, так как наглядность – одно из главных условий изучении геометрии. Особенно большое количество чертежей и пояснительных рисунков разного уровня сложности используется при изучении школьной стереометрии, так как они помогают «увидеть» содержание того или иного факта, проиллюстрировать суть понятия, представить то, о чем идет речь в аксиоме, теореме, задаче.
Итак, предмет геометрии в образовании играет огромную роль. В ходе решения геометрических задач развиваются воображение и логическая культура, пространственные представления и творческие способности. Однако индивидуальность и своеобразие геометрической задачи приводит к трудности усвоения учащимися курса геометрии, поэтому учитель вынужден искать новые методические приемы, которые облегчат изучение данного курса.
В результате появления технических средств в школе учитель имеет уникальную возможность интенсифицировать каждый этап процесса обучения, сделать его более наглядным и динамичным.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством. Такая доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять процессом презентации, электронным маркером вносить поправки и коррективы, делать пометки и комментарии поверх видео клипов или заранее созданных презентаций. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области, привлекать внимание учащихся к наиболее важным и значимым блокам информации, связывать общие идеи или показывать их различия.
Используя широкие возможности экранного меню, учитель может управлять любой компьютерной демонстрацией. Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет сфокусировать внимание на отдельных фрагментах. Часть экрана можно скрыть, используя так называемый «эффект шторки» или «затемнение экрана», и показать его, когда будет нужно. Такая процедура эффективна при устном опросе, поскольку ученики не отвлекаются на последующие задания, или при проверке решения какого-либо задания, где можно поэтапно раскрывать его ход.
Экранное меню позволяет использовать «Галерею», которая содержит необходимый набор объектов по различным предметам, - в частности, по алгебре и геометрии. Теперь у учителя отпадает необходимость рисовать фигуры, строить систему координат на плоскости и в пространстве и т. д. Это экономит время и обеспечивает большую аккуратность и наглядность. При этом программное обеспечение интерактивной доски обеспечивает возможность дополнять «Галерею» недостающими объектами.
С помощью гиперссылок всегда можно получить дополнительную информацию из других, ранее сделанных учителем или учащимися презентаций, историческую справку, подробно рассмотреть фрагмент слайда, перейти в другую статью, выйти на Интернет-страницу.
Созданные с помощью интерактивных досок учебные пособия сохраняются со всеми комментариями, они могут редактироваться и использоваться повторно. Так как нет необходимости стирать с доски, вся информация сохраняется, и в конце урока можно быстро просмотреть решенные примеры, повторить основные моменты, сделать выводы, ответить на возможные вопросы учащихся. Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные этапы урока или повторяя то, что некоторые из учеников не поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты переносить с одной страницы на другую. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия можно отменять или возвращать. При этом можно сохранить материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. В конце занятия все файлы урока можно сохранить на жестком диске компьютера, распечатать, скопировать на дискету, послать по электронной почте, вставить в web-сайт, что особенно полезно учащимся, пропустившим занятия, и учителям для накопления и распространении опыта. К компьютеру и к интерактивной доске может быть подключен цифровой фотоаппарат или видеокамера, и с отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.
Мною был проведен сравнительный анализ уроков с использованием интерактивной доски и классических уроков.
Этап урока
Урок с применением интерактивной доски
«Классический» урок»

I. Проверка домашнего задания.













1) Теоретические вопросы появляются на доске по мере их озвучивания учителем, используя эффект «шторки».
2) Решение задач можно проверить с помощью сканера.
Работа ученика сканируется и выводится на доску. Он поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки маркером.
На сканирование работы затрачивается менее 1 минуты, остальное время используется непосредственно на разбор задачи.
1) Учащиеся на слух воспринимают заданный учителем вопрос, что снижает степень его понимания некоторыми учениками.
На выполнение иллюстрации необходимо дополнительное время.
2) Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его другим ученикам. При этом тратится в среднем от 5 до 7 минут, в зависимости от скорости письма ученика.




II.Объяснение нового материала.



Учитель заранее готовит конспекты к урокам, каждое понятие, подкрепленное примерами на отдельном слайде. Можно распечатать конспекты в виде раздаточного материала.
На уроке учитель комментирует материал, при необходимости дополняет его другими примерами, обращает внимание на более важные моменты, отвечает на вопросы учащихся.
При введении новых понятий, с использованием презентации и готовых чертежей задействуются различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная;
Конспект урока диктуется и записывается на доске с сопровождающими чертежами, а ученики переписывают его в тетрадь.
На диктовку и запись в среднем тратится 7 – 10 минут, в зависимости от объема материала и от скорости письма учеников.
Кроме потери времени на конспектирование имеется еще один недостаток.
При списывание с доски можно допустить ошибки, которые затем затрудняют понимание материала.




III. Устная работа. Первичное закрепление урока.


Многие задачи можно решить устно, но они должны сопровождаться чертежными заготовками или готовыми чертежами.



1) На доску выводится готовый чертеж к заданию или его заготовки. Учащиеся при необходимости выполняют построения, используя заготовки, или рассказывают решение по готовому чертежу.
Чертежи появляются на доске последовательно, что позволяет избежать ненужного их нагромождения
Если чертежи выполнены в среде «живая математика», то появляется дополнительная возможность рассматривать различные случаи, изменяя чертеж.
1)Заготовки и чертежи можно подготовить заранее, но
большое количество чертежей на доске мешает некоторым учащимся сосредоточится на конкретной задаче;
заготовки чертежей достраиваются и стираются по мере решения задач;
2) Диктовка условий заданий так же ведет к потере времени,.

IV. Решение задач.
Использование готовых чертежей позволяет письменно решить на уроке 3 – 4 задачи, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи.
Письменно решаются только 1 – 2 задачи.
Времени на разбор разных способов решения задачи, как правило, не остается.


V. Подведение итогов урока.
Вся информация урока сохраняется, а это позволяет быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.
Большая часть решенных задач будет стерта. При подведении итогов учащиеся могут только опираться на записи в тетрадях.
.

Использование интерактивной доски позволяет:
на одном и том же чертеже решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается;
повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала.
- если ученик по какой-либо причине пропустил урок, все записи урока сохраняются в электронном виде, и он может в любой момент просмотреть их и отработать материал самостоятельно;
- развивать навыки учебно-исследовательской деятельности при активном участие в подготовки презентации к уроку.
Использование интерактивной доски на уроках позволяет не только интенсифицировать процесс обучения, но и способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышению интереса к учебе в целом.
В ходе мультимедийного урока объем пройденного и соответственно, усвоенного материала можно увеличить без риска «перегрузить» учеников. Информация, полученная через различные сенсорные пути: текст, видео, графику, звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше. В результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала учащиеся начинают понимать более сложные идеи, они начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. При правильном техническом и эстетическом использовании интерактивной доски, прививается интерес к предмету, обеспечивается наглядность, эффективность урока, развивается пространственное воображение учащихся и увеличивается показатель качества знаний.
Геометрия для учащихся превращается из непонятного и скучного предмета в доступную, интересную науку. А это очень важно, так как «Геометрия в состоянии на самом элементарном уровне дать человеку осознать, что такое научная истина, и, решая задачи, изощряет ум».