Справка по итогам ВШК по теме Адаптация учащихся 5 классов
Справка по итогам адаптации обучающихся в 5-х классах
2015 - 2016 учебного года.
Цель контроля: Создание условий для адаптации учащихся, на основе ФГОС ООО, сохранение преемственности при переходе на уровень основного общего образования.
Задачи:
Использование системно-деятельностного подхода – основной технологии введения ФГОС ООО.
Знакомство с методиками работы учителей.
Соблюдение здоровьесберегающих норм урока.
Проверка дозировки домашнего задания
Методы: 1) собеседование с учителями;
2) посещение уроков;
3) проверка дневников;
4) проверка тетрадей для различного вида работы;
3) анкетирование учащихся 5- х классов (педагог – психолог);.Сроки контроля - 10.10.2015- 19.11.15
Для организации классно-обобщающего контроля была проведена следующая работа:
1. Посещение уроков русского языка, литературы, истории, математики, физической культуры, иностранного языка.
2. Проведение и анализ административной контрольной работы по русскому языку в форме диктанта с грамматическим заданием, административной контрольной работы по математике, включающая в себя дифференцированные задания.
3. Проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.
4. Проверка дневников.
5. Хронометраж домашнего задания.
6. Анкетирование учащихся на выявление дезадаптации и тревожности обучающихся. (Тарабрина В.В.)
Уроки посещались зам. директора по УВР Моториной Е.В., педагогом психологом Тарабриной В. В..
Посещенные уроки показали, что учителя создают доброжелательную атмосферу, активизация деятельности учащихся проходит через проблемные вопросы, включение заданий прикладного характера. Учителя используют раздаточный материал, наглядность. Темп изложения материала соответствует данной возрастной категории учащихся. Учителя 5-х классов соблюдают нормы дозировки домашнего задания (25% от изученного материала в классе). Педагогам рекомендовано обратить внимание на формулировку домашнего задания до звонка. Необходимо продумывать формы групповой работы с целью наиболее эффективной реализации СДП, а также обращать особое внимание на здоровьесберегающий компонент урока. Учитывать, что просмотр статических изображений на экранах отраженного свечения для данной возрастной группы учащихся устанавливается 20 минут (к СанПиН 2.4.2.2821-10).
Характеристики классов
5 «А» класс классный руководитель Погодина М.В. В настоящее время в 5 «А» классе обучается 34 учащихся, из них 8 мальчиков и 26 девочек. В этом учебном году в класс пришли новые ученики Загуляева Александра из МАОУ СОШ № 19, Агафонов Иван из МАОУ СОШ № 3 и в начале 2 четверти Подлузская Анастасия из МАОУ СОШ № 19.
В классе обучается 1 ученик из многодетной семьи: Борисов Миша. Девять учащихся воспитываются в неполных семьях: Валькова К., Гомоюнов Н., Михеева С., Поняева А., Соловьева Д., Дубинина Д., Радаева О., Платонова А., Гривняшкин С.
В классе есть группа детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. 4-й класс окончили на отлично – 4: Чулисова Валерия, Радаева Ольга, Мурашова Лиза, Загуляева Александра. По итогам 1 четверти отличник – 1: Чулисова Валерия, хотя потенциал есть во многих.
Есть ученики, которые осторожничают, боятся ошибиться, Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями. Эту группу составляют следующие учащиеся: Разенкова Мария, Смирнов Максим, Поняева Алена, Лапышов Влад.
В состав класса входят и дети, которые тяжело адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя: Колесникова Алина. Была проведена консультация с психологом, проведены беседы психолога с ребенком и мамой. Как правило, такие дети обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают ответы с места.
И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые редко проявляют себя на уроках, хотя на переменах общительны: Сергеева Саша,
Дети очень подвижны, шустры, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в школе. Они с удовольствием принимают участие в мероприятиях, отношение между детьми удовлетворительные. «Отверженных» в классе на первый взгляд не наблюдаю, лидеры – Чулисова Лера, Радаева Ольга, Борисов Михаил. Работоспособность класса хорошая. Дети очень любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко.
Дисциплина в классе хорошая. Контроль над успеваемостью ведут: менеджер класса, департамент образования и классный руководитель; организованы различные секторы для взаимоконтроля по проверке домашнего задания; своевременно проверяются дневники. Все учащиеся имеют поручения в классе.
Многие занимаются в спортивных секциях и кружках, посещают студию английского языка, занимаются в музыкальной школе.
Во всех семьях родители и лица их заменяющие, занимаются воспитанием детей. В семьях созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий.
5 «Б» класс классный руководитель Шайдурова Е.А. В 5б классе обучаются 32 ученика, из них 8 девочек и 22 мальчика. 5б (кадетский) класс является сборным: 8 человек - из 4а класса, 5 учащихся из 4б класса, 6 чел. из 4в кл, 8 уч-ся- из 4г кл, 3 уч-ся- из МАОУ СОШ №19, 1 уч-ся- из МАОУ СОШ №13, 1 уч-ся из МАОУ СОШ №27. По результатам годовых оценок в 4 классе было 12 «ударников», 1 «отличница» (Катина В.), 7 учащихся имели одну «3» по таким предметам, как русский язык - у 6 учащихся, англ. язык у 1 ученицы.
-Количество учащихся, проживающих с двумя родителями-22
-Количество учащихся, проживающих с одним родителем-10
-Многодетные семьи: Железнова Елена, Михайлов Илья, Ремаренко Максим
-Опекаемые учащиеся: Катина Виктория
- Учащиеся из малообеспеченных семей: Новиков Семен, Красненков Василий, Суворов Дмитрий.
Проблемы, возникшие в период адаптации учащихся 5б класса:
- снижение успеваемости. Из числа «ударников» выбыли 2 уч-ся: Коновалова М, Новиков С.
Причины: Увеличение количества преподавателей, их требований, постоянное перемещение по зданию школы из класса в класс, отсутствие постоянного кабинета у учителей истории, английского языка - это вызывает опоздания учащихся. Большие пробелы в знаниях с начальной школы по словам учителя математики Гагариной Л.В., дети не умеют делить и умножать столбиком, плохо считают, некоторые не знают таблицу умножения, по русскому языку дети не приучены выполнять задания к упражнениям в учебнике, все сводится просто к переписыванию текста), слабый контроль со стороны родителей дома (не проверяют наличие домашней работы по предметам, говорят, что часто детям (по их словам) не задают ничего, настаивают, чтобы учителя контролировали записи д/з учащимися, как в начальной школе
-нарушение правил поведения во время уроков и на переменах
Нарушителями дисциплины являются: Михайлов Д, Евсейчик К, Кутусов Е, Новиков С, Лимонов Д, Тимошенко К, Поляков В, Ремаренко М, Раду Д,. Эти учащиеся не раз устраивали драки во время перемен и после уроков. По каждому случаю принимались меры: сообщение родителям, беседа с завучем по УВР Моториной Е.В,. беседы (родители вместе с детьми) с куратором кадетских классов Рыбак В.И., вызов перед строем во время построения на разводе, классные часы, посвященные безопасному поведению учащихся в школе и дома, инструктажи по ТБ (каждый учащийся поставил свою подпись в инструктаже) . После несчастного случая со Спиридоновым В., который, балуясь во время спуска по лестнице с 3 этажа на 2-ой, запрыгнул на перила и упал, ударившись головой о ступеньки, дети стали спокойнее вести себя во время перемен (после родительского собрания это стало более заметно, видимо, дома тоже была многими родителями проведена работа)
-нерегулярное выполнение домашних заданий
Всегда готовы к урокам, выполняют домашние задания. отсутствуют замечания по поведении, имеют мотивацию к обучению: Антипов А, Глухов С. Катина В. Коротков Д Кузнецов В Лейбюк Д Чернов Н
5 «В» классный руководитель. В классе 28 учащихся: 10 мальчиков и 18 девочек. Детей из многодетных семей в классе – 2, опекаемых – 2, из неполных семей – 12. Почти все обучающиеся опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Дети очень подвижны, шустры, жизнерадостны. Отношение между детьми хорошие. Ребята доброжелательно относятся друг к другу, несмотря на объединение детей из четырех классов. «Отверженных» в классе на первый взгляд не наблюдаю. У детей в основном сформирован познавательный интерес к учебной деятельности, они ответственно относятся к учебе. В классе 13 хорошистов (по итогам 4 класса). Все дети учатся в меру своих возможностей, но в целом интеллектуальный потенциал средний и его надо развивать. В классе есть учащиеся слабые в учебном процессе (имеются трудности в учёбе, причинами по моему мнению: здоровье, педагогическая запущенность, слабый контроль со стороны родителей). Дети любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко.
Дисциплина в классе на среднем уровне (бывают проблемы с некоторыми учащимися: Смирнов А., Виноградов К., Сетков Д., Галиева Л., Парфенов Н., Яшин А.; Каблуков А.). Контроль за успеваемостью ведут: староста класса, учебный сектор и классный руководитель; организованы различные секторы для взаимоконтроля по проверке домашнего задания; своевременно проверяются дневники. Все учащиеся имеют поручения в классе.
Проводя работу в классе по занятости в кружках, выяснилось, что ребята посещают школу искусств, спортивные секции и кружки. Но есть учащиеся в коллективе не посещающие кружки. Моя задача на этот год привлечь ребят во внеурочную деятельность.
В целом класс активен и деятелен. Детям интересно включаться в совместную деятельность. Они с радостью принимают любое новшество, начинают реализовывать, предложенную им идею. Большинство детей исполнительные и ответственные, выполняют все требования учителя.
В начале учебного года среди учащихся проводился опрос «Что они ожидают от 5 класса?». По его результатам дети в основном приходят в школу и ждут от 5 класса новых знакомств с учителями и новыми предметами, хороших оценок и конечно общения. В школе им нравятся учителя, класс и интересные уроки. Предпочитают такие качества как общительность, приветливость, а также доброта и отзывчивость. Больше всего ребят тревожит учеба, а также отношения с другом или подругой и здоровье.
Все дети очень активны и хотят принимать участие во всех делах класса и школы.Родители оказывают помощь классному руководителю в воспитании детей.
Посещение уроков
Русский язык. 5 «А» русский язык ведет учитель русского языка и литературы Погодина М.В. Работает по учебнику русского языка Быстровой Е. А. Тему урока «Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях». На протяжении всего урока Марина Викторовна проводит работу по формированию общеучебных умений и навыков, учит выделять главное, умения сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы. В соответствии с программой ведется повторение материала, изученного в начальной школе по орфографии и пунктуации. Учитель создает атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Части урока логически связаны друг с другом, на уроке используется частично-поисковый метод обучения. Содержание уроков очень насыщенное. Практически не наблюдалось ни одной свободной минуты у учащихся. На уроке все учащиеся работали. Нельзя не отметить, что Марина Викторовна ведет работу по ранней подготовки к итоговой аттестации. Так, на уроке ученикам было предложено выполнить задание из материалов ГИА 2016, учащиеся с интересом провели работу над заданием, и показали высокое понимания материала. При выполнение заданий, Марина Викторовна создавала проблемные ситуации, причем такие, что выйти из них было возможно только при отличных знаниях учебного материала. Для лучшего усвоения групп словосочетаний учитель использовал принцип работы с алгоритмами, так как в этом возрасте учащиеся лучше усваивают материал через визуальное восприятие. Применение алгоритма отрабатывалось через распределительный диктант. С этим диктантом все ученики справились. Формы работы на уроке были разнообразными: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, работа по рядам. Данные формы проводились через выполнения кроссворда, заданий индивидуальных карточек ,распределительного диктанта. Отдельно хотелось бы отметить следующих учеников: Платонова Алина, Чулисова Валерия, Борисов Михаил, Исаева Ксюша, Поряева Алина.
Тестирование проводилась в соответствие с графиком проведения вводной промежуточной аттестации.
Класс «5»
«4»
«3»
«2» КЗУО Ср. балл
5а
Погодина М.В3 20 8 0 72,4 100 3,8
5б
Ситникова С.А 1 12 12 5
Михайлов Д., Поляков В., Ремаренко М., Лейбюк Д., Зинков З. 43,3 83,3 3,3
5в
Усов А.А. 2 7 16 0 36 100 3,4
Итого 6 39 36 5 52,32 94,4 3,5
Выводы:
1.Слабые результаты показали следующие обучающиеся:
Класс ФИ %
5б Михайлов Д., Поляков В., Ремаренко М., Лейбюк Д., Зинков З. 16,7%
2. Динамика КЗКак видно из таблицы, наибольшее КЗ у обучающихся 5а класса – 72%, низкое 36% - 5в. Общее КЗ обучающихся5-х классов – 52%, УО=94%
Литература. Русский язык и литературу в 5 «Б» преподаёт Ситникова С.А.. В рамках ВШК был посещен урок по теме «Басни». Светлана Александровна использует в своей работе различные формы и виды работы. Учитель излагает материал в доступной форме. Осуществляет меж предметную связь, старается давать уроки на хорошем уровне, с детьми тактична, но иногда у учителя при общении с учениками «проскальзывают» слова паразиты: «моя», «статеечка». Во время урока Светлана Александровна обучает школьников анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный и дополнительный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения. Но при посещении урока, мною был сделан следующий вывод: работа на уроке сильно затруднена ещё и тем, что ученики класса недобросовестно относятся к подготовке домашнего задания, низкий уровень интереса к данному предмету. Чтобы изменить такое положение, Ситниковой С.А. необходимо использовать такие методы и приёмы работы с учащимися, которые могут заинтересовать их, позволят работать в режиме сотрудничества.
Математика в 5 «А» классе преподается по программе для общеобразовательных школ по учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика» для 5-х классов. Посещенные уроки показали, что учитель математики Гришина Н.В. отлично владеет методикой ведения урока, владеет коллективом, знает возрастные особенности пятиклассников. Она формирует необходимые ЗУНы, используя для этого разнообразные формы и методы обучения. В течение первых двух недель учителем проводилась работа по повторению материала за курс начальной школы, в дальнейшем для этого отводилось 8 – 10 минут на каждом уроке на повторение определенной темы раздела математики и на 10 минут давалась самостоятельная работа. Но несмотря на все формы и методы работы учащиеся затрудняются выполнять действия в «столбик» с натуральными числами. Натальей Викторовной созданы и успешно используются на уроках папки для различных этапов: «Устный счёт», «Разноуровневые контрольные тесты», «Итоговые контрольные тесты», «Разноуровневые самостоятельные работы», «Разноуровневые контрольные задания», «Письменные проверочные работы». Такой подбор раздаточного материала способствует нормализации учебной нагрузки учащихся, созданию ситуации успеха у всех школьников, развивает навыки контроля и самоконтроля, творческую активность пятиклассников, что способствует успешной адаптации учеников к условиям обучения в среднем звене школы. Учащиеся на уроке организованны, активны. Следует отметить следующих учеников: Смирнова Артема, Разенкову ,Кареву.
5 «В» преподаватель Гагарина Л.В. Посещенные уроки показали, что Лидией Вячеславовной на уроке математики были предусмотрены разные формы деятельности: фронтальный опрос, работа в парах, взаимопроверка. Урок построен в рамках СДП. Лидия Вячеславовна владеет терминологией предмета, быстро создает рабочую обстановку. Ведется систематическая работа по формированию УУД: ученики самостоятельно определяют цель урока, выводят и проговаривают математическую формулу, применяют её на практике решения заданий. При проведении опроса и закреплении учебного материала требует от обучающихся точных формулировок. Во время урока учитель проводит динамическую паузу в рамках здоровьесбережения. Использование таких методов работы удачно оптимизируют учебный процесс, позволяют достичь продуктивности урока. Уроки проходят в оптимальном темпе, части урока логически связаны друг с другом. Однако учащиеся не владеют вычислительными навыками, темп урока низкий. Речь малоразвита, во время урока много задают вопросы не по теме, при взаимопроверке на местах каждый думает только о своей тетради, забывая, что он должен проверять тетрадь одноклассника. В основном класс неактивен, из – за этого произошла потеря времени. Хотелось бы отметить работали только следующие учащиеся: Недоноскова, Быков
Анализ административной контрольной работы по математике в 5 «А», 5 «Б», 5 «В» классах на вводное повторение курса 4 класса. Текст работы предоставлен НИОО «СтатГрад»
Цель проверки: определение уровня знаний учащихся по математике за курс начальной школы после повторения.
Класс Учитель Количество Количество учащихся, получивших оценки % успеваемости % качества
«5» «4» «3» «2»
5 «А» Учитель Гришина Н.В. 30 4 13 10 3
90 57
5 «Б» Учитель
Гагарина Л.В. 31 2
8 17 4
87 32
5 «В» Учитель
Гагарина Л.В. 26 2
2 16 6
77 15,4
Самое маленькое качество знаний у 5 «В» класса, но это можно объяснить тем, что данный класс был сформирован из учеников, не попавших ни в 5 «А», ни в 5 «Б».
1.4. Преподавание иностранного языка. В 5 классе преподавание английского языка ведется по федеральной примерной программе по иностранным языкам по программе «Радужный язык» автор Михеев, Афанасьева.
5 «А» преподаватель Дозморова Е.А. В рамках контроля был посещен урок по теме «Числительные». Учебные возможности у большинства учащихся средние, дети разно уровневые, творчески развиты, любознательны, активны. Поэтому при планировании урока учителем были учтены особенности и возможности данного класса. Урок разработан с использованием таких принципов обучения, как ученик-учитель в равных субъктно - объектных отношениях; формирование и развитие универсальных способностей ученика.
На начальном этапе урока Елена Александровна создала условия для активизации внимания, эмоционального настроя учащихся на продуктивную деятельность. На протяжении всего урока происходит диалог учителя и учеников только на английском языке, с помощью него дети самостоятельно формулируют тему урока и ставят проблемы. На этапе реализации знаний преподавателем осуществлялась практика в аудировании с извлечением основной информации, то есть отрабатывались коммуникативные навыки. Кроме этого, на урока наблюдалась речевая активность учащихся на английском языке с использованием лексического| грамматического материала, работа с аудиотекстами. В рамках урока были достигнуты не только предметные, но и метапредметные результаты (в частности - осознание иностранного языка, как важного средства общения между людьми, проявление познавательного интереса к учебной деятельности обретение ценностных нравственных ориентиров, на уроке решались вычислительные задания с использованием числительных). На уроке развивались следующие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо.
Вводные контрольные работы проводились в соответствие с графиком проведения промежуточной аттестации.
.
Класс Учитель Оценки % успеваемости % качества % Средний балл
«5» «4» «3» «2» СОУ 5а (1) Дозморова Е.А. 4 9 2 0 100 86,7 69,9 4,1
5а (2) Вешкина Т.Г. 4 10 1 0 100 93,3 71,7 4,2
5б (1) Дозморова Е.А. 1 7 4 1 92,3 61,5 54,3 3,6
5б (2) Ушакова А.В, 2 6 6 2 88,9 55,6 57,1 3,7
5в(1) Дозморова Е.А. 0 5 6 0 100 45,5 48,7 3,5
5в(2) Вешкина Т.Г. 0 6 7 0 100 46,2 48,9 3,5
Текст вводной контрольной работы по английскому языку за 2015-16 учебный год для 5 класса был составлен с учётом требования федерального государственного образовательного стандарта.
Были использованы КИМы для диагностики знаний учащихся 5 класса по учебнику О. В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова «Радужный английский -5». Использовалась гибкая система оценивания результатов, при которой ученик имеет право на ошибку.
80-100% максимальной суммы баллов - оценка «5»;60-79%- оценка «4»; 40-59%- оценка «3»; 0-39%- оценка «2».
Выводы:
1.Слабые результаты показали следующие обучающиеся:
Класс ФИ %
5б Лейбюк Д, Ремаренко М., Крашенков В. 9,3% (3,2% от общего числа 5-кл)
2. Качество знаний по результатам контроля составило 64,8%, при УО =96,9%
1.5. История. 5 «А» учитель Ерофеева Н.Н. Мною был посещен урок по теме «Культура Древнего Египта». Посещенный урок показал, что учитель владеет методикой преподавания предмета и учитывает возрастную психологию учащихся. Урок носил, в основном, комбинированный характер, Наталья Николаевна доступно объясняет материал, используя вопросы развивающего, сравнительного характера. На уроке проводилась работа по повышению уровня сформированности общеучебных и предметных умений и навыков. Наталья Николаевна при ведении урока использует только элементы ФГОС - постановка темы и цели урока. Однако формы работы однообразны – фронтальный опрос и индивидуальная работа по карточкам. Но, нужно отметить, что Наталья Николаевна старается применять элементы проблемного обучения, использовать задания учебного, познавательного, междисциплинарного направлений, которые формировали бы различные виды УУД. Прослеживаются взаимосвязи между новым и ранее изученным материалом. Но хотелось бы отметить следующее: Учащиеся не всегда активны, не все могут грамотно изложить исторические события и свои мысли, не всегда рационально используется время урока, так при объяснении данной темы, учитель не воспользовался всей глубиной материала о культуре Древнего Египта, не заинтересовал учащихся. Во время урока была потеря времени, почти 17 минут дети заполняли таблицу, используя материал параграфа. Такой вид работы нужно включать в домашнее задание, а это время более широко раскрыть тему. В конце урока не было проведено оценивание деятельности, как всего класса, так и отдельных учеников.
1.6. Физическая культура. Уроки физической культуры в 5 «В» классе ведет Ерокин Е.В.. В ходе урока четко прослеживаются три части: разминка, в ходе которой учителем были даны общеразвивающие упражнения, учитывающие физическую подготовку пятиклассников. В основной части урока Евгений Владимирович вместе с детьми закрепил умения подачи мяча при игре в волейбол. В водной части урока наблюдался рост физической нагрузки, в основной – пик физических нагрузок, а начало их спада, восстановление пульса до нормы в заключительной части не происходило. Педагог объяснил это, тем, что в связи с отдаленностью спортивного зала от основного здания школы, урок приходится заканчивать на 5 – 7 минут раньше. Но, несмотря на это, урок достиг своей цели, были отработаны правила игры в волейбол и общеразвивающие упражнения. Дети с удовольствием занимались на уроке, выполняли все задания учителя активно. На уроке соблюдается дисциплина. Но, во время построения и перед началом игры Евгений Владимирович не проводил инструктаж по ТБ, что учитывая травмоопасность урока, является нарушением.
2. Проверка тетрадей. Проверка тетрадей проводилась по предметам русский язык и математика. На проверку были взяты: 5»А» - рабочие тетради по русскому языку . 5 «Б математика – рабочие. 5 «В» русский язык – тетради для творческих работ и контрольных работ.
5 «А» Русский язык. Тетради учащихся 5 «А» класса проверяются учителем регулярно. Состояние проверки тетрадей находится на хорошем уровне. Наличие тетрадей соответствует количественному составу классов. Единый орфографический режим соблюдается: указаны даты и темы уроков (тема урока выделяется зеленым цветом). Все тетради учащихся подписаны правильно. При выполнении заданий в тетрадях учащиеся указывают номер упражнения, между домашней и классной работой оставляют 2 линии. Ведется серьезная работа над каллиграфией учащихся, делаются при необходимости образцы, учитель за чистоту и аккуратность ведения тетради ставит на полях оценку. Это стимулирует учащихся относиться к ведению тетрадей более ответственно. Результат этой работы заметен. Большинство учащихся пишут красиво и чисто. Неаккуратные тетради у Лавриненко Валеры, Мурашовой Лизы, Сергеевой Александры, Гомоюнова Никиты. Заметны улучшения по ведению тетради у Гривняшкина Сергея, Агафонова Ивана, Колесниковой Алины. Образцовые тетради у Поняевой Алены, Загуляевой Александры, Каревой Даши, Кулагиной Даши, Лапышова Влада и др. Ведется учёт выполнения домашних заданий. Домашние задания выполняются всеми учащимися регулярно. Единичные случаи невыполнения ДЗ наблюдались у Колесниковой Алины, Михеевой Софьи. Ежедневное выполнение ДЗ стимулируется учителем: если за неделю не будет в классе учеников, которые не сделали ДЗ, то на выходные письменное ДЗ учителем не задается в качестве поощрения учеников. При проверке тетрадей ошибки выносятся на поля. Ведется систематическая работа над ошибками, допущенными в домашней и классной работе, которая также оценивается учителем. Но не все учащиеся выполняют работу над ошибками (по моему мнению, скорее всего эта работа для них непривычна). Анализируя письменные работы, можно сделать вывод, что учителя русского языка проводят на уроках разнообразные виды работ: письмо под диктовку, различного вида списывания, письмо по памяти, выборочные, зрительные и предупредительные диктанты, творческие задания. Объем классных и домашних работ в 5-ых классах соответствует норме. Качество проверки ученических работ хорошее, пропущенных учителями ошибок не обнаружено.
5 «Б» математика учитель Гагарина Л.В. В классе – 33 ученика, тетради сдали 31 ученик. Все тетради подписаны и находятся в обложке. Однако есть неопрятные тетради - Коновалова Мария. Объем классных и домашних работ, разнообразие видов классной и ее объем, достаточность и полнота выполнения домашних работ в целом соответствует норме. На основании требований к ведению тетрадей между разными заданиями по математике необходимо пропускать две клетки, Лидия Вячеславовна требует от всех учащихся соблюдения данного требования. Проверка показала, что учитель ежедневно проверяет тетради, критерии оценивания работ соблюдаются педагогом в полном объеме, ошибки вычислительные характера подчеркиваются одинарной чертой, ошибки в формулах, в действиях задач подчеркиваются двойной чертой. Во время проверки работ педагог не пропускает ошибок, если это необходимо делает запись верного решения задания. Лидия Вячеславовна проводит на уроках разнообразные виды работ – графический диктант, индивидуальная работа по карточкам, математические задания на заполнение пропусков в примерах, в формулировках правил.
5 «В» русский язык, учитель Усов А.А. В классе 28 учащихся. На момент проверки были предоставлены: 12 тетрадей для контрольных работ и 24 тетради для творческих работ.
Контрольные работы:
На момент проверки, согласно КТП в начале октября предшествовал диктант «Глагол». Согласно тетрадям этот диктант не проводился, но в журнале записан на 21.09.2015 по теме «Орфография», и выставлены отметки. Данного диктата в КТП не предусмотрено.
Усов А.А. при проверке диктанта учитывал ошибки по теме «Чередующий корень», которая на 26.10.2015 была не изучена.
При проверке работы учитель не отмечает повторяющиеся ошибки.
В конце работы Александр Александрович не подводит итога по типу и количеству ошибок.
При выполнении «Работ над ошибками» педагог не углубляется в причину допущения ошибки, данный вид работы проводится формально.
Творческие работы. На момент проверки тетрадей в них находилось только изложение от 02.10.2015 по теме «Отважный пингвиненок», согласно КТП этой работе предшествовало одно изложение по тексту рассказа Пришвина и сочинение по картине, но эти работы не проводились. Согласно классному журналу 5 «В» класса, Александр Александрович отвел на тему «Имя прилагательное» три урока, причем 05.10.2015 и 06.10.2015 учитель записал темы: «Н и НН в именах прилагательных» и «Падежные окончания прилагательных» - это не соответствует КТП 5 классов. На тему «Имя прилагательное» отводится один урок в целях ознакомления с данной частью речи. 12.10.2015 урок русского языка по теме «Моя родословная. Глагол. Спряжение глагола», данная тема является интегральной из двух предметов – «Краеведение» и «Русский язык».
Проверка дневников. Проверку дневников проводил зам. директора по УВР Моторина Е.В.. Дневники учащихся 5 класса в хорошем состоянии, кроме отдельных, накопляемость оценок в дневниках на среднем уровне. Текущие оценки классные руководители выставляет регулярно, исправляет ошибки, росписи родителей присутствуют (полные итоги проверки описаны в отдельной справке).
Анализируя состояния преподавания предметов и уровень профессионализма педагогов, необходимо отметить следующее:
1. Взаимоотношения между учащимися и педагогами строятся на взаимном уважении и доверии. Отсутствуют случаи грубого нарушения дисциплины со стороны учеников и удаления учащихся с учебных занятий.
2. Выполнение большинства требований к учащимся и учителям носит сознательный и систематический характер (фиксация отсутствующих учащихся на уроке. Недопустимость отвлечения на посторонние темы, наличие динамических пауз (не у всех педагогов). Оценивание учащихся 5 - х классов проходит по критериям, определенным ФГОС по ООО. Объем домашнего задания соответствует нормам. Домашнее задание записывается в дневники.
3. Педагоги Погодина М.В., Гришина Н.В. при выборе форм и методов обучения и воспитания учитывают, что ведущей деятельностью у детей 5 класса по-прежнему остается «игровая» деятельность. Для безболезненного процесса адаптации они используют различные игровые приемы.
4. Учитель иностранного языка Дозморова С.А, русского языка Погодина М.В., математики Гришина Н.В., Гагарина Л.В. через организацию групповых форм работы помогают учащимся перейти к следующему виду деятельности – деятельности «общения».
5. Отмечается особый подход к мотивированию учащихся учителем литературы Ситникова С. А., а именно использование межпредметных связей, жизненного опыта школьников, развитие элементарных исследовательских умений и навыков.
6. Все учителя обеспечивают индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, осуществляют помощь слабоуспевающим учащимся.
7. Наглядность как средство обучения широко используется абсолютно всеми учителями-предметниками.
8. Оценивание учащихся носит объективный характер.
9. Учитель русского языка и литературы Усов А.А. не выполняет в должном объёме функции учителя.
Анализируя состояние знаний и уровень сформированности умений и навыков учащихся необходимо отметить следующее:
1. Уровень сформированности учебно-организационных умений и навыков (организация рабочего места, планирование текущей работы, осуществление самоконтроля и т.п.) - выше среднего в 5 «А», самый низкий – в 5 «В»; восстановление вычислительных навыков по математике во всех 5 – х классах требует дополнительных занятий, чтобы вывести навыки на требуемый уровень.
2. Стартовые контрольные работы по русскому языку, математике, биология, иностранного языка выявили достаточно хороший уровень сформированности ведущих умений и навыков и малую степень забывания изученного в 5 «А». Провести мониторинг качества знаний на конец обучения на уровне обучения в НОО и начала обучения основной школе сложно, в связи с тем, что все классы сборные.
Качество знаний по итогам входного мониторинга
КЛАСС КЗ русский язык КЗ математика КЗ иностранный язык КЗ биология
5 «А» 72,4 % 57 % 90% 77%
5 «Б» 43,3 % 32 % 58,5% 76%
5 «В» 34 % 15,4 % 45, 8 % 47%
Качество знаний на конец первой четверти по данным предметам и в целом по классам
КЛАСС Общее КЗ по классам
на конец I
четверти КЗ по русскому языку
на конец четверти КЗ русский язык
мониторинг КЗ по математике на конец четверти КЗ математика
мониторинг КЗ по иностранному языку на конец четверти КЗ иностранный язык
мониторинг КЗ по биологии на конец четверти КЗ биология
мониторинг
5 «А» 90,63% 91% 72,4 % 97% 57 % 100% 90% 100% 77%
5 «Б» 34,38% 50% 43,3 % 65,6% 32 % 62% 58,5% 72% 76%
5 «В» 35,7% 71% 34 % 53,6% 15,4 % 72% 45, 8 % 76% 47%
Несмотря на процесс адаптации к новым условиям обучения наметился небольшой рост в качестве обученности
Вместе с тем, были сделаны следующие выводы:
Вопросы, подлежащие рассмотрению, изучены в полном объеме.
Уровень сформированности учебно-организационных, а также большинства учебно-информационных и коммуникативных умений и навыков соответствует требуемым нормам.
Предъявляемые учителями требования соответствуют требованиям Стандарта.
Формы и методы обучения и воспитания учащихся в целом соответствуют физиологическим и психологическим особенностям детей данного возраста и учитывают процесс адаптации к новым условиям обучения.
Вместе с тем, необходимо сделать следующие рекомендации:
Всем учителям, работающим в 5 - х классах, указать на недостаточность использования на уроке элементов самостоятельной исследовательской деятельности, а также на необходимость ежеурочного применения дифференцированного подхода.
Учителям шире использовать возможности стимулирования учащихся путем привлечения их к совместной деятельности по выработке темы и задач урока, обобщающих выводов.
Не забывать о обязательном проведении динамических пауз в течении урока.
Заместитель директора по УВР Моторина Е.В.