Приёмы сжатия текста(методические рекомендации).

КАК ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ


К основным языковым приёмам сжатия (компрессии) исходного текста относятся:

1. Исключение:

исключение повторов;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение фрагмента предложения;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена cипонимов cиперонимом;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложноподчинённого предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Среди «содержательных» приемов компрессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несуще­ственной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1) замены:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным мес­тоимением с обобщающим значением;

- замена сложноподчиненного предложения простым;

2) исключения:

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких синонимов;

3) слияние нескольких предложений в одно.

Сжатое изложение проверяет:

1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

3) умение письменно передавать обработанную информацию.



Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

15