Доклад на тему «Воспитание патриотизма на славных традициях казахского народа»


«Воспитание патриотизма
на славных традициях казахского народа»
Великое чувство любви к своей Родине проявляет себя, когда Отечество становится свободным, когда люди берут в свои руки его настоящее и будущее. Чувство патриотизма выражает стремление человека сделать свою Отчизну сильной, процветающей, могучей, оно предопределяет готовность решительно выступать на защиту Родины от всякого рода посягательств. Вместе с тем патриотизм- это и глубокая сыновняя привязанность к родным местам, где человек появился на свет и где находятся могилы его предков. Рану, нанесенную Родине, настоящий патриот ощущает в собственном сердце.
Патриотизм является не только нравственным чувством, но и глубоко осознанным пониманием идеи любви к Родине. Эта идея является одним из важнейших принципов казахстанского патриотизма. Казахстанский патриотизм- это глубоко осознанная любовь к Родине, к своему народу, понимание неразрывности своих интересов с ними, чувство гордости за свою страну, ее достижения и постоянная готовность отдать все свои силы, а если понадобиться и жизнь для его блага и ее процветания.
Рассмотрим характерные черты присущие казахстанскому патриотизму.
В каждом человеке должно жить чувство Родине. С этим словом ассоциируются не только бескрайние просмотры родного края, родительский дом, родные обычаи, но и имена великих ее сыновей, как Аль- Фараби, Кабанбай батыра, Шокана Валиханова, Кенесары Касымова ,Абая, Сакена Сейфуллина, Б.Момыш- улы, К.Кайсенова, многих, других замечательных сынов Отечества. Определится в своем политическом, экономическом, культурном отношении к народам и странам, не теряя собственного национального облика, достойно войти в мировое сообщество со своим духовным потенциала- это же патриотизм. Вот почему, осуществляя патриотическое воспитание, мы не должны ограничиваться лишь «природным» естественным пониманием Родины, вне тесной связи с ее социально- политическим содержанием. Настоящий патриот свои деяния, поступки всегда оценивает главной мерой: как они служат Отечеству, народу.
На протяжении многих веков наши предки, находясь, в суровых условиях отстаивали свои территории. Исследования ученых историков, археологов, доказывают, что древние племена населявшие территорию Казахстана вели не только кочевой образ жизни, но и были искусными ремесленниками. Было развито горное дело, кузнечное, литейное, ювелирное и т.д. Для производства оружия широко использовали железо Л.Н. Гумилев в своей работе «Древние тюрки» упоминает о тюркских племенах конца VI-века, подчеркивая их воинственность, объясняет это тем, что, находясь в окружении с востока Китая, с запада Византии, с юга Персии и Индии, с севера Русского государства, вынуждены были постоянно защищаться. Неудивительно, что военное искусство у наших предков достигало больших высот.
С эпохи становления как нации казахский народ, все время испытывал угрозу исчезновения. Поэтому каждый человек, способный держать в своих руках оружие независимо от возраста и социального происхождения был в любое время готов защитить ее. Ведь истории известны подвиги 13- летнего Кабанбая, 17 летнего Аблая, либо 60- летнего Кожабергена.
В настоящее время молодому поколению для защиты единства и независимости нашего государства необходимо прививать дух героизма, основанный нашими предками. Дошедшие через века до нас песни и легенды о батырах, играют важную роль в формировании у нашего поколения любви к своему народу, земле. Содержание этих произведений народа пронизаны любовью к своему народу, к земле, традициям. Наши предки, раскрывая героический образ своих великих сынов ей, оставили неоценимый след в воспитании потомков.
Свидетельством сохранения боевого духа наших предковявляются славные боевые страницы Великой Отечественной войны. В те годы многие казахстанцы проявили героизм, имена их стали легендами: Т. Тохтаров, Б. Булкышев, Р. Кошкарбаев, К. Кайсенов, Б. Момышулы, М. Маметова, А. Молдагулова и многие другие.
Любовь и преданность Родине не носит созерцательного характера, а является могучей движущей силой построения нового сообщества и его защиты. Упорство в труде, дерзание в науке, творчество в искусстве, самоотверженность в обновлении многих сфер нашей жизни - таков патриотический вклад людей в дело дальнейшего укрепления экономического и оборонного могущества Отечества.
Войска СССР имели славную историю и добрые традиции. Хотя методологической основой патриотического воспитания того времени являлось учение марксизма- ленинизма, в традициях ее была высокая преданность Родине, верность воинской присяге и как результат – проявление массового героизма в боях за Отечество. Это были исторически сложившиеся обычаи и моральные правила, ставшиеся нормой поведения воинов при выполнении служебно-боевых задач, побуждающие их честно и добросовестно служить своему народу.
Значение былых традиций, применяемых форм, методов и средств патриотического воспитания поможет успешному решению этой проблемы в настоящее время и поможет избежать ошибок.
Воспитательное воздействие традиции заключается прежде всего в силе примера, которая побуждает новые поколения воинов идти по стопам своих отцов и старших братьев, множить их славные дела беззаветно служить Родине, повышать свою сознательность, формировать высокие морально – психологические и боевые качества, развивать чувство патриотизма.
Формы, методы и средства воспитания личного состава на боевых традициях были весьма разнообразны. Глубокий след в сознании воина оставляли, например, встреча с участниками Великой Отечественной войны, большое воспитательное воздействие на воинов оказывали собрания личного состава, на которых обсуждались задачи по сохранению и умножению боевых традиции.
Эффективным средством воспитания воинов являлись празднования знаменитых дат из истории государств, его Вооруженных Сил, а также юбилеев частей и соединений. Накануне проходило торжественное собрание личного состава. Как правило, на собрании выступали ветераны части, участники боев, отличники боевой подготовки. Все это, несомненно, способствовало воспитанию воинов в духе верности боевым традициям Вооруженных Сил, укрепляло у них чувство военной гордости и любви к своей части.
В целях воспитания воинов на боевых традициях во многих частях умело использовали переписку с ветеранами, родителями воинов. Действенным средством пропаганды боевых традиций служили печать, радио, кино и телевидение. Систематически публикации материалов об истории Вооруженных Сил, их боевых традициях и победах, о героических подвигах советских воинов на фронтах Великой Отечественной войны в послевоенное время. Большую роль в этом играли библиотеки частей с пропагандой патриотических произведений, проведением книг, организацией встреч с писателями, устраиваемыми тематическими выставками книг.
Важное место в воинском воспитании личного состава занимало кино. Просмотр и обсуждение кинофильмов на патриотические темы служили эффективным средством воспитания воинов на боевых традициях, неоценимую роль в пропаганде боевых традиции играло радио и телевидение, в частности специальные передачи «Служу Советскому
Союзу», радиожурналы «Слушай воин, слушай солдат!».
Большое воздействие оказывало организации экскурсий в музеи и комнаты боевой славы для знакомства с историей Вооруженных Сил и боевым путем соединения части. Экспонаты музеев содержали огромный заряд идейного воздействия на сознание воинов. Именно солдат в музее соприкасается с волнующими событиями прошлого, подвигами воинов- героев, мог увидеть фотографии боевое оружие, награды, документы, и личные вещи, то есть то, что помогает понять мысли, чувства и высокие стремление героев. Находясь в музее, воин сильнее проникается чувством необходимости готовиться также мужественно и умело защищать Отечество, бережно хранить, развивать и приумножать боевые традиции.
Большую роль в патриотическом воспитании воинов играли воинские ритуалы, служившие эффективным средством формирования у воинов благородных чувств.
В патриотическом воспитании воинов широко использовались средства наглядной агитации.
Воспитание на боевых традициях - это не только обращение к прошлому, но и продолжение истории. Патриотическое воспитание начинается с углубленного познания своей Родины, ее Вооруженных Сил, а в истории Советской Армии немало ярких примеров героических подвигов Родины. Таковыми были основные направления формирования у воинов стойкости, мужество, отваги, храбрости, боевой активности и других морально- боевых качеств, постоянной готовности к героическим действиям, способности в самых сложных условиях сложных условиях до конца выполнить свой долг перед Родиной. Дальнейшее улучшение эффективности патриотического воспитания воинов в настоящее время связано с совершенствованием всей системы его средств и методов. Ведущую роль в этом играют командиры, воспитательные структуры, молодежные организации, их целеустремленная работа. Широкое применение должны получить научный подход, основанный на выводах военной науки, психологии и педагогики, социологические исследования для анализа процессов, происходящих в сознании воинов под воздействием воспитательных усилий, глубокое понимание и творческое применение форм средств и методов патриотического воспитания, морально - психологической подготовки, несомненно, поможет командирам и работникам воспитательных структур целеустремленно и эффективно решать задачи в нынешних условиях, готовить сознательных, умелых и мужественных защитников своей Отчизны.