Выступление на тему: Совершенствование коммуникативной культуры преподавателей и студентов колледжа
Совершенствование коммуникативной культуры
преподавателей и студентов колледжа
Современный человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Усложняющиеся социально-экономические процессы, расширение информационного пространства, возросшая конкуренция – все это обуславливает высокие требования к человеку.
Выпускник колледжа в современных условиях должен быть не только первоклассным профессионалом, но и обладать развитыми творческими, мыслительными, коммуникативными и другими способностями для успешного взаимодействия с обществом. Каждый в наше время осознает актуальность повышения уровня коммуникативной культуры. Ведь она является проявлением общей культуры человека, а для преподавателя – проявлением и профессиональной культуры.
Последние реформы системы образования несколько изменили схему отношений между педагогом и студентом. Современный учитель строит свое отношение к студенту как к субъекту, а не объекту деятельности, ориентируется на его жизненные интересы, стремится установить позитивные отношения с воспитанником, а не воздействовать на него. Наличие данных ценностных ориентаций педагога проявляется, прежде всего, в его коммуникативной деятельности, в степени сформированности его коммуникативной культуры.
Актуальность проблемы совершенствования коммуникативной культуры связана с признанием того факта, что именно ежедневное общение преподавателя и студента оказывает огромное влияние на формирование его личности. Обратная связь, получаемая студентом через коммуникативную деятельность учителя, формирует его Я-концепцию, которая во многом определяет эффективность, его успешность в обществе.
Коммуникативная культура педагога является необходимым условием эффективного осуществления его профессиональной деятельности. Психологические исследования показали, что умение педагога создать доброжелательную, творческую обстановку в группе существенно влияет на понимание и принятие информации.
К элементам коммуникативной культуры относятся:
1) наличие установки на реализацию способностей каждого студента, на создание комфортного микроклимата в учебно-воспитательном процессе;
2) степень готовности к сотрудничеству с коллегами;
3) степень готовности к сотрудничеству с родителями, общественностью;
4) речевая культура.
Умение установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учениками, родителями и коллегами предполагает наличие у педагога:
1) ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;
способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального
состояния другого;
умения давать положительную обратную связь другому;
умения мотивировать других на деятельность и достижения;
конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться,
задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;
уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в своей деятельности;
способности контролировать свои эмоциональные состояния;
речевой культуры.
Но, занимаясь самосовершенствованием, нельзя забывать, что задача
современного педагога – развивать коммуникативные способности не только в самом себе, но и в своих студентах. Очень важно формировать у них положительные коммуникативные качества, способствующие правильному взаимодействию с обществом, общению с людьми, и вырабатывать у них умения, навыки и привычки культурного общения.
Данная проблема решается на всех занятиях и классных часах, всеми преподавателями колледжа. Особое внимание уделяется этому на предметах гуманитарного цикла, где педагоги учат студентов успешно общаться в разнообразных жизненных, в т.ч. профессиональных ситуациях (причем быть активным в общении), умении отбирать для своей речи важное, уметь убеждать, а для этого – уметь делать свою речь максимально выразительной.
Задача преподавателей-предметников – оптимизировать речевое общение в предметном блоке. Здесь весьма результативными являются такие методы, как включение студента в коммуникативное пространство, формирование навыка диалога, культуры спора, полемика, преодоление барьеров педагогического общения, разрешение конфликтных ситуаций, что приведет к созданию благоприятной социальной среды, в которой будет успешно развиваться личность обучаемого.
Занятие, построенное на коммуникативной основе (в форме диалога или полилога), предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором студенты активно включаются в коллективный поиск истины, высказывают, аргументируют свою точку зрения, выслушивают и понимают альтернативную точку зрения, уважительно к ней относятся.
Практическая реализация знаний, умений – это всевозможные конкурсы, фестивали, другие формы внеучебной деятельности. В то же время охватить все аспекты культуры общения в рамках учебной программы и всей воспитательной работы в колледже невозможно, поэтому педагоги стремятся дать ориентиры, привить вкус к хорошему слову, убедить, что совершенствование речи – это серьезная самостоятельная работа, которая способствует формированию интеллектуальной, гармонично развитой, социально адаптированной личности.
Остановимся на самых важных факторах успешного общения. Во-первых, это позитивный коммуникационный климат, которому способствует соблюдение участниками диалога ряда условий. Назовем основные из них:
- признание не на словах, а на деле плюрализма мнений, наличия многообразия точек зрения на различные проблемы современной жизни, что является необходимой предпосылкой демократичного решения вопросов;
- предоставление каждому возможности осуществить свое право высказывать собственную точку зрения;
- определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях партнера и его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск общих точек соприкосновения. Несоблюдение этих условий, игнорирование данных принципов превращают конструктивный диалог в деструктивный.
Необходимым условием культурного взаимодействия является и умение слушать. Слушать – это не просто направлять слух на что-либо, а сосредоточиться на воспринимаемом, понимать его значение. Большинство людей, по мнению ученых, плохо умеют слушать других, особенно если они не задевают их реальных интересов, исследования показывают, что умением выслушать собеседника сосредоточенно и выдержанно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10% людей, а руководители слушают с 25-процентной эффективностью. Между тем, умение слушать – необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного ведения переговоров, беседы, существенный элемент культуры.
Эти принципы необходимо помнить преподавателям, так как именно они осуществляют взаимодействие общества и образования, постоянно находятся в процессе общения, и от них во многом зависит повышение коммуникативной культуры студентов, которая является залогом их успешной учебы, стремления к самообразованию, компетентности, а в дальнейшем – их конкурентноспособности.