Воспитание социально успешной и профессионально компетентной личности – актуальная тенденция развития современного общества


Воспитание социально успешной и профессионально компетентной личности – актуальная тенденция развития современного общества
Подготовила:
учитель химии
О. В. Егорова
Современное общество остро нуждается в профессионалах, востребованных на рынке труда и мотивированных к деятельности личными предпочтениями, способных адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, оперативно реагировать на требования рынка труда, ориентироваться в потоках информации, готовых к дальнейшему непрерывному профессиональному саморазвитию и самореализации.
Практика показывает, что молодые люди, выбирающие профессию, часто не знают основных ее характеристик, требований, которые она предъявляет к индивидуально-психологическим качествам будущего специалиста, реальных жизненных перспектив, связанных с этой профессией. Необоснованный выбор может в дальнейшем привести к нежеланию работать по данной специальности: процесс профессионального самоопределения приобретает длительный, затяжной характер, что отрицательно сказывается на развитии личности. Данная проблема актуальна, т.к. многие школьники уже после окончания 9-го класса должны начать профессиональное обучение в учреждениях профессионального образования, но зачастую имеют не до конца сформированное представление о своей будущей профессии.
Разные профессии требуют разных профессионально значимых качеств, и степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе и т. д.
Наряду с профессионально значимыми качествами в модель профессионально-личностного потенциала входят:
– психофизиологические свойства (темп выполнения, умение переключаться с одного типа заданий на другой и т. п.);
– профессиональная направленность (ценностно-мотивационная сфера);
– профессиональная компетенция (способность реализовывать профессиональные знания и умения в социально-профессиональных условиях).
Рассматривая профессионально значимые качества, необходимо говорить об индивидуально-типологических особенностях личности, к которым относятся:
– особенности восприятия: чувствительность, эмоциональная реактивность;
– особенности внимания: концентрация внимания, устойчивость внимания, скорость психофизических реакций, наличие связи внимания с памятью и интеллектом;
– психомоторные: точность движений, активность;
– особенности памяти: скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, скорость воспроизведения, скорость узнавания изученного ранее материала;
– особенности мышления: профессиональное мышление (теоретическое, практическое, репродуктивное, продуктивное, наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое, аналитическо-логическое, интуитивное);
– речевые: коммуникабельность, общительность;
– эмоциональные: эмпатия (отзывчивость, сочувствие);
– волевые: целеустремленность, собранность, требовательность, уверенность, самостоятельность, настойчивость, добросовестность, исполнительность, решительность, ответственность, работоспособность, трудолюбие, практичность, самокритичность, эмоциональная устойчивость, нравственность, дисциплинированность.
Насколько сформированными окажутся эти качества к окончанию обучения, настолько профессионально успешным будет будущий специалист.
Профессиональная компетентность представляет собой интегрированную профессионально-личностную характеристику специалиста, выражающую его готовность и способность выполнять профессиональные функции.
Формы работы классного руководителя по формированию профессиональной компетенции учащихся:
– помощь учащимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности;
– обеспечение учащихся необходимой информацией о требованиях, предъявляемых к профессии, о профессиональных возможностях в выбранных областях;
– взаимодействие с преподавателями, направленное на эффективное освоение учащимися знаний, умений, которые будут востребованы в профессиональной деятельности;
– вовлечение учащихся в работу кружков профессиональной направленности;
– организация встреч со специалистами различных производств – бывшими выпускниками школы;
– конкурс презентаций по специальностям;
– экскурсии на производство;
– организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности;
– проведение тематических родительских собраний;
– организация и проведение интеллектуальных, познавательных, развлекательных игр, конкурсов;
– посещение республиканских и международных выставок в области современной техники, оборудования и т.д.;
– тематические вечера.
В 2015/2016 учебном году закончили обучение в ГУО «Средняя школа № 27 г. Могилева» учащиеся 11 «А» класса, в котором я выполняла обязанности классного руководителя с 7 класса. Анализ работы в данном направлении показал, что наиболее плотно работа в данном направлении велась в 9 и 11 классах. Использовались такие формы работы, как дискуссионные тематические площадки, работа с родителями через организацию «Родительских гостиных», посещение Дней открытых дверей в профессионально-технических и высших учебных заведениях, работа консультационного пункта для учащихся и родителей в рамках шестого учебного дня.
В ходе данной работы возникали противоречия следующего характера:
несоответствие способностей и склонностей учащегося требованиям избираемой профессии;
притязаниями учащихся и реальными возможностями поступления;
несоответствие здоровья и требований, предъявляемых при поступлении;
нежелание получать профессиональное образование, связанное с последующим тяжелым физическим трудом;
противоречивость оценивания возможностей ребенка со стороны их законных представителей.
недостаток помощи со стороны школьного психолога (отсутствие вовремя проведенной диагностики).