Конспект классного часа Твори добро
Конспект классного часа «Твори добро»
Цели:
- образовательные:
познакомить детей с таким нравственным понятием как милосердие с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
- развивающие:
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, развивать такие личностные качества, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, критически осмыслять собственные нравственные поступки и поступки сверстников и одноклассников;
- воспитательные:
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
* Исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в ходе подготовки любого мероприятия мы должны быть ориентированы на конечный результат.
В этой связи, можем выделить 3 основные группы результатов, которые мы пытаемся достичь в ходе проведения классного часа. Так, например, наиболее ярко будет представлена группа
личностные результаты: определение внутренней позиции школьников к доброте, как нравственной ценности человека (самоопределение ребенка), а также ценностная и морально-этическая ориентация ребят (ориентация на выполнение добрых поступков, определения способности к решению нравственных проблем, а также (самое важное) – оценка собственных поступков, особенно во взаимоотношениях с близкими.
Метапредметные результаты: осуществление контроля собственных действий, а особенно на развитие коммуникативной деятельности, а также познавательной активности.
На уровне предметных результатов, ребята должны четко понимать и применять понятийный инструментарий классного часа, уяснить, что собой представляет доброта, как воспитывать доброту, что нужно для счастливой жизни человека с точки зрения «милосердного сердца».
Задачи:
воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, воспитывать чувство прекрасного.
формирование в ребенке желания совершать «добрые дела», понимать сердца людей, особенно близких людей, а как следствие, налаживать контакты с родителями, пытаться стать более чуткими.
Оборудование:
- презентация на тему «Жизнь дана на добрые дела»,
- притча «Отец и сын».
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Дети становятся в круг.
Учитель. -Закройте глазки, представьте у себя над головой маленькое солнышко. Оно согревает вас, дарит вам тепло, нежность, ласку, наполняет ваше сердце добротой. Частичку доброты вашего сердца передайте соседу, который стоит слева от вас и легонько пожмите ему руку, а теперь частичку доброты вашего сердца передайте соседу, который стоит справа от вас и тоже легонько пожмите ему руку. Частичку доброты вашего сердца мысленно пошлите родным и близким вам людям, и всем людям планеты.
- Откройте глазки, Улыбнитесь себе.
- Улыбнитесь друг другу так, чтобы стало приятно и другу и вам.
- Садитесь.
- Вы улыбнулись.
- Вам улыбнулись в ответ.
Улыбка ничего не стоит, но многое нам даёт.
- Что дала вам улыбка товарища?
(теплоту, дружбу, товарищество, хорошее настроение)
- Так с доброй улыбкой мы начинаем наш урок. Пусть сегодняшний урок принесет вам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
IV. Самоопределение к деятельности.
-Прослушайте песню, подготовленную ребятами нашего класса постарайтесь определить тему нашего классного часа
(Группа детей исполняют песню «Барбарики»).
- Какова же тема нашего урока?
V. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Сегодня, ребята, мне хочется поговорить с вами о такой человеческой ценности, как доброта, Сегодня на уроке мы будем учиться делать добро. Тема нашего урока.
Слайд.
Твори добро.
III. Вступительная беседа
Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?
(ответы детей)
Доброта – это душевное состояние, благодаря добрым делам мы становимся лучше, хорошо и тем, кто с нами рядом, все самое красивое создано добрыми мыслями.Доброта – это свет, тепло, живет она в сердце, очень влияет на судьбу человека. Доброта – Мудрость.
Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, давайте узнаем, что такое доброта.
Послушайте определение слова доброта, которое даёт С.И.Ожегов в своём словаре.
слайд .
Ученица :
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.
- Послушайте, что говорили о доброте писатели.
Слайд.
Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
А вот что написала о доброте в своём сочинении ученица нашего класса Машкова Кристина.
В каждом из вас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца, добротой своей согревают людей.
Сегодня символом нашего урока будет солнышко.
Перед вами слова: доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, бескорыстный.
- Вам нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их лучиками к нашему солнцу.
Посмотрите на наше солнце, которое является символом добра, и вы увидите, что лучики у солнышка стали длиннее, а значит оно станет светить ярче и добрее. Все эти слова отражают одно понятие – добро.
Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?
(Ответы детей)_Учитель: Ростки доброты заложены в нас с рождения. Но лишь когда становимся мудрее, мы задумываемся над словами, сказанными в Библии: «Торопись делать добро». Так давайте же, будем торопиться делать добро, и будем делать его от души и для души. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. Доброе сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.
- Как можно закалять свою душу?
- Не хочется мыть посуду – а надо пересилить себя, помочь маме.
- Как хочется в тёплые деньки поиграть на улице, а надо садиться за уроки.
- Не хочется ехать к бабушке, «лучше» поиграть в компьютер – а надо заставить себя оторваться от бессмысленной игры.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в автобусе пожилым людям.
Почаще звоните домой, когда уезжаете.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближним.
Делайте комплименты.
Берегите природу.
Физминутка.
Чтобы воспитать доброе сердце, требуется творить добрые дела, читать добрые книги.
Работа с текстом.
Чтение притчи.
Сейчас я расскажу вам притчу. Я буду прерываться, останавливаться, буду задавать вопросы, просить вас выполнить задания. Вы будете работать с веточками, которые собраны после весенней обрезки сада.
- Послушайте «притчу об отце и сыне» и сделайте вывод.
У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец. Подумал и сделал вот что. Отец вкопал против дома столб и стал в него гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, третий, четвертый... – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться – как весь столб был утыкан гвоздями.
- Я делаю остановку.
- У вас на парте лежат маленькие брёвнышки. И, наверное, каждый из вас совершал плохие поступки.
VI. Работа в паре.
-Вспомните, пожалуйста недобрые поступки, которые, вы, когда – либо совершали, скажите о них соседу по парте и воткните кнопку в ваше брёвнышко.
- Начните работу в паре.
(Дети друг другу называют плохие поступки, которые, они, когда – либо совершали и вставляют кнопку в маленькое брёвнышко, которое лежит у них на парте.)
-Закончили общение.
- Какое чувство вы испытываете?
- Слушайте притчу дальше.
Призвал тогда отец сына и сказал: “Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?” Стыдно стало сыну, он и отвечает: “Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить”. Так и повелось. Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвертый, пятый... Быстро пролетело время. И на столбе не осталось ни одного гвоздя.
VII. Фронтальная работа.
- Ребята, а на наших брёвнышках ещё остались кнопочки.
- Вы, наверное, тоже хотите их вытащить?
- О добрых делах говори смело.
- Вспомните хорошие поступки, совершённые вами, скажите нам о них, а мы все будем вынимать кнопки из нашего брёвнышка
(Дети вслух называют хорошие поступки, которые, они, когда – либо совершали и вынимают из брёвнышка кнопку).
- Я вижу, что вы вытащили все свои кнопочки.
- Какое чувство вы испытываете теперь?
- Слушайте притчу дальше
Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: “Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и столб остался без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно”.
На что отец с грустью ответил: “Это так, сынок. Гвоздей-то на столбе не осталось ни одного, но ….
- Посмотрите на ваши брёвнышки, проведите по ним пальчиками и скажите
- Что ответил отец сыну?
(Предположительные ответы детей)
… посмотри на него – он весь испещрен зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок”.
- Гвоздей нет, но дырки от них остались.
- Раны на столбе - израненные души любящих сына родителей.
(Учитель даёт время детям осмыслить содержание притчи).
Беседа.
- Какое чувство вызвала у вас притча?
(волнение, радость, разочарование, гордость)
- Что же остаётся на брёвнышке после гвоздей, кнопок?
- Что же остаётся на сердце людей от недобрых поступков окружающих?
-Каким человеком нужно быть, чтобы приносить людям радость?
- Посмотрите на лучики солнца и дайте характеристику отцу.
- Каким был отец? (доброжелательный, вежливый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, ласковый, внимательный).
-А каким стал сын? (доброжелательный, вежливый).
- Как вы думаете, легко ли было сыну исправиться?
- Когда человек хочет, он всего добивается.
- Читайте, ребята, притчи, рассказы, сказки, и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный магазин».
5. Игра «Волшебный магазин».
-Если эти качества вам нужны, купите их в волшебном магазине. Выберите то, которого вам не хватает. Магазин необычна тем, что взамен вы даёте не деньги, а те человеческие качества, которые вам больше не нужны.
Продаются: терпение, чувство юмора, сопереживание, доброжелательность, чуткость, доверие, милосердие, добродушие, дружелюбие.
(Дети общаются друг с другом о приобретённых качествах)
Учитель: Я надеюсь, что все вы избавились от плохих качеств, а приобрели качества, которые хотите в себе развивать.
(Некоторые дети озвучивают вслух приобретённое качество и прикрепляют лепесток с этим качеством на доску).
Составляют «Цветик - семицветик»
- Что у нас получилось?
- Сколько добрых дел могла совершить девочка?
- Сколько добрых дел она совершила?
- Какие добрые дела совершили бы вы, если бы у вас был такой цветок?
(Ответы детей)
- Можно ли совершать добрые дела без волшебного цветка?
- Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны
научиться выращивать «сады доброты» сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом, цветок за цветком.
Рефлексия.
- Закройте глазки, вспомните, о чём сегодня говорили на уроке, прислушайтесь к себе.
- Какое чувство у вас вызвал урок? (чувство уверенности, чувство спокойствия, чувство счастья, чувство тревоги, чувство возбуждения).
- Откройте глазки.
- Сейчас мы с вами посадим сад доброты нашего класса.
Дети выбирают цветок того цвета, который соответствует их эмоциональному состоянию и прикрепляют к доске Некоторые дети высказываются индивидуально.
Слайд.
жёлтый – чувство уверенности
зелёный – чувство спокойствия
розовый – чувство счастья
коричневый – чувство тревоги
красный – чувство возбуждения
Каждый ребёнок соотносит своё настроение с выбранным им цветом. Идёт обмен мнениями.
Мы посадили с вами сад доброты нашего класса, который вы будете растить в своём сердце всю свою жизнь.
СЛАЙД.
"Твори добро"
Итог.
- Где же находится царство вежливости и доброты? (в сердце, душе человека)
- Что даёт человеку доброта?
Наш классный час подошел к концу.
И мне хочется, чтобы в вашем сердце жила только доброта, забота о своих ближних и других людях.
Будьте добрыми людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!
Подставляйте солнышку ладошки,
Собирайте лучики в карман.
А затем с любовью, понемножку
Раздавайте близким и друзьям.
Работа в группах.
- Я предлагаю каждой группе рассмотреть ситуации. Прочитайте их, обыграйте с товарищами.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
- Сейчас каждая группа получит карточку, на которой написана какая – то ситуация. Вы должны обсудить её и разъяснить: являются поступки героев добрыми или нет.
Ситуация 1.Олег не сделал домашнее задание. Он попросил у своего друга Ильи тетрадь, чтобы списать задание. Илюша выручил друга. Правильно ли он поступил? Как следовало поступить в этой ситуации?
Ситуация 2. Надя грубо разговаривала со взрослым человеком. Олю возмутило поведение подруги, но она решила промолчать, чтобы не поссориться с Надей. Можно ли считать поступок Оли добрым? Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация 3.Андрей нашел на улице мобильный телефон и подарил его Гене, потому что родители Гены не могли купить ему такую дорогую вещь. Правильно ли поступил Андрей? Как по-вашему мнению следовало поступить?
Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна вам и другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
- Давайте составим с вами правила доброты.
Выделите из предложений те, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым.
Слайд.
Делись последним с другом.
Груби взрослым и товарищам.
Помогай людям.
Защищай слабого.
Ленись помогать людям.
Не завидуй.
Прощай ошибки другим
Обижай слабого.
Охраняй природу.
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильный выбор! Мне очень хочется, чтобы вы всегда помнили эти правила доброты и в жизни поступали правильно, по - доброму.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный магазин».
5. Игра «Волшебный магазин».
-Если эти качества вам нужны, купите их в волшебном магазине. Выберите то, которого вам не хватает. Магазин необычна тем, что взамен вы даёте не деньги, а те человеческие качества, которые вам больше не нужны.
Продаются: терпение, чувство юмора, сопереживание, доброжелательность, чуткость, доверие, милосердие, добродушие, дружелюбие.
(Дети общаются друг с другом о приобретённых качествах)
Учитель: Я надеюсь, что все вы избавились от плохих качеств, а приобрели качества, которые хотите в себе развивать.
(Некоторые дети озвучивают вслух приобретённое качество и прикрепляют лепесток с этим качеством на доску).
Составляют «Цветик - семицветик»
- Что у нас получилось?
- Сколько добрых дел могла совершить девочка?
- Сколько добрых дел она совершила?
- Какие добрые дела совершили бы вы, если бы у вас был такой цветок?
(Ответы детей)
- Можно ли совершать добрые дела без волшебного цветка?
- Какие
- Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны
научиться выращивать «сады доброты» сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом, цветок за цветком.
Рефлексия.
- Сейчас мы с вами посадим сад доброты нашего класса.
- Закройте глазки, вспомните, о чём сегодня говорили на уроке, прислушайтесь к себе.
- Какое чувство у вас вызвал урок?
Дети выбирают цветок того цвета, который соответствует их эмоциональному состоянию и прикрепляют к доске Некоторые дети высказываются индивидуально.
Слайд.
жёлтый – чувство уверенности
зелёный – чувство спокойствия
розовый – чувство счастья
коричневый – чувство тревоги
красный – чувство возбуждения
Каждый ребёнок соотносит своё настроение с выбранным им цветом. Идёт обмен мнениями.
Мы посадили с вами сад доброты нашего класса, который вы будете растить в своём сердце всю свою жизнь.
СЛАЙД.
"Твори добро"
Итог.
- Где же находится царство вежливости и доброты? (в сердце, душе человека)
- Что даёт человеку доброта?
Наш классный час подошел к концу.
И мне хочется, чтобы в вашем сердце жила только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.
Будьте добрыми людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!
Подставляйте солнышку ладошки,
Собирайте лучики в карман.
А затем с любовью, понемножку
Раздавайте близким и друзьям.
Ученик. Доброта всегда приносит радость окружающим людям.
(Дети читают стихотворение).
Отчего, скажи скорей, Мир становится добрей? Оттого, что кто-то счастлив, От простого слова «Здравствуй!» И от смеха малышей, И от солнечных лучей, От подснежников в саду, Что я маме принесу. От березки под окном, Что стучится веткой в дом. От прохлады ручейка, От цветного мотылька, И от радуги над речкой, И от дров, трещащих в печке, Оттого, что рядом друг, И от бабушкиных рук. От снежинок на ресницах, И от сказки, что нам снится. И от запаха сирени, И от соловьиной трели. Мир загадочный, огромный, Посмотри, какой он добрый. Так давай и я и ты Ему добавим доброты.
.
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
(Я.П. Полонский, «Нищий»)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
6. Игра «Разделяем радость».
Поучимся быть толерантными. Когда вы услышите имя вашего одноклассника, повернитесь к нему и улыбнитесь, а он в ответ должен помахать вам рукой.
Мы так рады за Натусю –
У неё «пятёрка» с плюсом!
А Илья – то та-ра-ра-
Песни нам поёт с утра.
Мы так рады за Алину –
Нам представила картину!
За Данилов тоже рады-
Будет чистота в тетради.
Мы так рады за Алёну –
Умная она с пелёнок!
Мы так рады за Виталю –
Он мечтает об Италии.
Мы так рады за Диану –
Съела всю она сметану!
Саша с Мишей молодцы –
Вырастили огурцы!
Мы так рады за Володю –
Он поедет летом к морю!
Рады мы за весь наш класс–
Каждый- личность ведь у нас!
« Плохой ли, хорошей рождается птица,
Ей суждено летать.
Человеку же так не годится.
Человеку мало родиться:
Им еще надо стать».
Автор: Э. Асадов
Самый лучший тот на свете,
Кто как луч весенний светел
Кто поможет, руку даст.
Не жалеет новых ласт, лыж не разу не надетых,
Откусить хоть полконфеты,
Вот какая красота
В моем друге ……..( Доброта)
Работа в парах.
Учащиеся должны выбрать на своих карточках, которые находятся на партах, слова про вежливого человека и привесить их на доску под словом «Вежливый человек»:грубыйприветливыйумеет извинятьсяговорит добрые словаобижает другихдеретсяпомогает людямдобрыйвоспитанныйумеет здороватьсяумеет благодаритьленивыйжадный
Давайте вместе зачитаем законы дружбы:
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде
Умей с другом разделить радость
Не смейся над недостатками друга
Выбирай друзей по душевным качествам
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде
Умей признать свои ошибки и помирись с другом
Не предавай своего друга
(Дети получают на память буклеты, где написаны законы дружбы)
Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
- Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.
Демонстрируется клип «Жестокость»
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное - в себе самом.
Отчего, скажи скорей, Мир становится добрей? Оттого, что кто-то счастлив, От простого слова «Здравствуй!» И от смеха малышей, И от солнечных лучей, От подснежников в саду, Что я маме принесу. От березки под окном, Что стучится веткой в дом. От прохлады ручейка, От цветного мотылька, И от радуги над речкой, И от дров, трещащих в печке, Оттого, что рядом друг, И от бабушкиных рук. От снежинок на ресницах, И от сказки, что нам снится. И от запаха сирени, И от соловьиной трели. Мир загадочный, огромный, Посмотри, какой он добрый. Так давай и я и ты Ему добавим доброты.
Доброта – это душевное состояние, благодаря добрым делам мы становимся лучше, хорошо и тем, кто с нами рядом, все самое красивое создано добрыми мыслями и руками.Доброта – это свет, тепло, живет она в сердце, очень влияет на судьбу человека. Доброта – это высшее проявление мудрости.
Доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие
Ученица : Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.
Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка) (добронравная)
2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сражаться с Людоедом. (Кот в сапогах) (добросовестный)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька) добросердечная
Ситуация 1.Олег не сделал домашнее задание. Он попросил у своего друга Ильи тетрадь, чтобы списать задание. Илюша выручил друга. Правильно ли он поступил? Как следовало поступить в этой ситуации?
Ситуация 2. Надя грубо разговаривала со взрослым человеком. Олю возмутило поведение подруги, но она решила промолчать, чтобы не поссориться с Надей. Можно ли считать поступок Оли добрым? Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация 3.Андрей нашел на улице мобильный телефон и подарил его Гене, потому что родители Гены не могли купить ему такую дорогую вещь. Правильно ли поступил Андрей? Как по-вашему мнению следовало поступить?
терпение чувство юмора сопереживание доброжелательность
чуткость доверие милосердие добродушие дружелюбие