• Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология. Живой организм» 6 кл.: учебник/ Н.И. Сонин, В.И. Сонина.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 6 класс составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начально общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
Примерными программами по учебным предметам. Биология. Автора Н.И. Сонин, В.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 кл.: учебник/ Н.И. Сонин, В.И. Сонина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014 – 158 с.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Уставом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
Основной образовательной программой - Образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
Учебным планом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;
Положением «Об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
Положением «О рабочей программе по учебному предмету, курсу» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа по биологии для учащихся 6А, 6Б, составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной учебной программы для общеобразовательных учреждений опубликованной в «Сборник нормативных документов. Биология» под редакцией Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008. -174с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология. Живой организм» 6 кл.: учебник/ Н.И. Сонин, В.И. Сонина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014 – 158 с. Порядковый номер учебника № 1.2.4.2.9.2, утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 31 марта 2014 года.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение в год:
Лабораторных работ - 5
Практических работ - 2
Демонстрационных работ – 2
Проверочных работ – 4
Список плановых лабораторных работ, демонстрационных и практических работ:
№ Вид работы Название
1 Лабораторная работа Строение клеток живых организмов.
2 Лабораторная работа Ткани живых организмов.
3 Лабораторная работа Распознавание органов у растений и животных.
4 Практическая работа Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
5 Лабораторная работа Разнообразие опорных систем животных.
6 Демонстрационная работа Движение инфузории – туфельки.
7 Демонстрационная работа Перемещение дождевого червя.
8 Практическая работа Вегетативное размножение комнатных растений.
9 Лабораторная работа Прямое и непрямое развитие насекомых
(на коллекционном материале).
Список плановых проверочных работ:
№ Вид работы Название
1 Проверочная работа «Строение клеток и тканей организма».
2 Проверочная работа «Органы и системы органов».
3 Проверочная работа «Жизнедеятельность организма».
4 Проверочная работа «Организм как единое целое»
Цель рабочей программы:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации. Освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности, о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
Реализация рабочей программы способствует решению следующих задач:
Систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета.
Познакомить с особенностями строения живых организмов.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Продолжить формировать представление о единстве живой природы.
Овладения умениями применять приобретенные знания в повседневной жизни.
Педагогические технологии.
При реализации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий:
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
технология организации самостоятельной деятельности школьников;
технология диалогового взаимодействия;
Применение данных педагогических технологий обусловлено специфическими особенностями ученических коллективов классов.
Характеристики классов
6 «А» класс – у учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Поэтому обоснованным для этого класса является применений технологий диалогового обучения (диспуты, дискуссии), проблемного обучения, информационно-компьютерных технологий.
6 «Б» класс – у учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Мальчики и девочки дружат между собой, переживают удачи и неудачи своего класса. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты. Часть имеет серьезные проблемы с обучением. На уроках не проявляют никакого интереса к учебному процессу, не выполняют домашние задания. Для данного класса планируется включить занятия и отдельные упражнения на развитие (внимания и мышления).
Общая характеристика учебного предмета, курса
В 6 классе обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Контроль за уровнем знаний обучающихся предусматривает проведение не только лабораторных, практических, но и самостоятельных, проверочных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Для общеобразовательных учреждений РФ рабочая программа по биологии 6 классов предусматривает изучение предмета в объёме 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Формы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется
в соответствии с :- Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс.
Результаты освоения учебного предмета, курса
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по биологии являются:
овладение элементарными практическими умениями определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний по биологии;
формирование биологических понятий и терминов;
сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
5) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
6) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
7) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
8) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
9) умение организовывать свою учебную деятельность;
10) осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
11) осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях.
Основное содержание учебного предмета, курса
Введение (1 час)
Место предмета «Биология. Живой организм» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи предмета. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (10 ч)
Тема 1.1. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК. КЛЕТКА— ЖИВАЯ СИСТЕМА (2 ч)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК (1 ч)
Деление — важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов.
Тема 1.2. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Тема 1.3. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (5 ч)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение
(околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (22 ч)
Тема 2.1. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (3 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. ДЫХАНИЕ (2 ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови).
Тема 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (3 ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (1 ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Разнообразие опорных систем животных.
Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (2 ч)
Движение как важнейшая особенность животных
организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 ч)
Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (3 ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Вегетативное размножение комнатных растений. Прямое и непрямое развитие насекомых.
Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (2 ч)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян.
Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие насекомых.
Тема 2.10. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (1 ч)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем.
Функционирование организма как единого целого, организм— биологическая система.
Резервное время— 1 ч.
6. Тематическое планирование
Учебно – тематический план
№ п/п Наименование раздела и тем Всего часов Количество часов
теоретические практические
1 Введение 1 1 -
2 Раздел 1. Строение и свойства живых организмов 10 7 3
3 Раздел 2. Жизнедеятельность организмов
22 18 4
4 Резерв 1 1 -
Итого 34 27 7
Календарно – тематическое (поурочное) планирование
№ п/п Основное содержание по темам (урокам) Тип/форма урока Планируемые результаты обучения Виды деятельности
(элементы содержания/контроль) Домашнее задание Дата
Предметные МетапредметныеЛичностные Введение (1 час)
1 Биология как наука о живой природе. Вводный
Давать определен. Термину «биология». Приводить примеры практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук.
Выделять предмет изучения биологии. Устный опрос в процессе
Задания со свободным кратким и развернутым ответом, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций.
. Учебник
стр.3-4 Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (10 часов)
Тема 1.1. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК. КЛЕТКА — ЖИВАЯ СИСТЕМА (2 ч)
2 Клетка – элементарная частица живого. Строение клеток.
Комбинированный урок. Называть признак живых организмов – клеточное строение.
Распознавать и описывать на таблицах основный части и органоиды клетки.
Выделять особенности строения ядра.
Доказывать, что клетка элементарная частица живого. Устный опрос, задание в рабочей тетради.
Клетка – элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки.
Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра.
Учебник
стр.6-7 3 Сравнение
растительной и животной клеток.
Комбинированный урок. Называть признак живых организмов - клеточное строение.
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток.
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.
Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения. Лабораторная
работа №1
«Строение клеток живых организмов»
( на готовых микропрепаратах).
Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Учебник стр.8-10, вопросы после параграфа
ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК (1 ч)
4 Деление клетки
Урок изучения и первичного закрепления
знаний Обосновывают биологическое значение процесса деления клеток.
Различают два основных типа деления митоз и мейоз. Деление — важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов.
Учебник стр.13-15, вопросы на стр. 16 Тема 1.2. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 ч)
5 Ткани растений Комбинированный
. Давать определение понятию «ткань»
Называть:
-типы тканей растений;
-функции тканей растений.
Различать типы тканей
Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. Устный опрос. Лабораторная работа №2 «Ткани живых
организмов». Понятие «ткань». Типы тканей растений. Образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная. Значение, особенности строения.
Учебник
стр. 17-19
Заполнить таблицу в тетради. «Ткани растений и их свойства».
Поиск в учебнике информации для составления таблицы
6 Ткани животных Комбинированный Называть:
-типы тканей животных;
-функции тканей животных.
Различать типы тканей
Рассматривать на готовых микропрепаратах типы ткани живых организмов.
Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей животных. Проверочная работа
№ 1
«Строение клеток и тканей организма».
Строение организма животного: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей животного. Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная, их значение, особенности строения. Учебник
стр. 20-22
Тема 1.3. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (5 ч)
7 Строение корня Комбинированный урок Давать определение понятиям ткань, орган.
Называть
Органы цветкового растения, их роль в жизни растений
Типы корневых систем
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – корень, корневые системы.
Изучать биологические объекты – органы цветковых растений Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Учебник
стр. 24-26
8 Строение и значение побега. Комбинированный урок Давать определение понятиям побег, вегетативные органы.
Называть
Органы цветкового растения, их роль в жизни растений
Типы корневых систем
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения – побег т его части.
Изучать биологические объекты – органы цветковых растений Лабораторная
работа №3
«Распознавание органов у растений и
животных».
Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. записи в тетради
Учебник
стр. 28-29
9 Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян. Комбинированный урок Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения.
Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения.
Описывать многообразие соцветий.
Приводить примеры многообразия плодов.
Характеризовать строение цветка как органа размножения.
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения.
Изучать биологические объекты-органы цветковых растений.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения. Учебник
стр. 32-35
подготовит. к проверочной работе. 10 Системы органов животного. Комбинированный урок Давать определение понятиям ткань, орган, система органов.
Называть: Органы и системы животных
Функции органов и систем органов животных.
Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.
Изучать биологические объекты - органы и системы органов животных.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных. Строение организма животного. Системы органов: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Их строение и функции. Учебник стр. 38-43
подготовит. к проверочной работе.
Составить таблицу в тетради «Системы органов и их функции». 11 Организм как единое целое Урок обобщения и систематизации знаний. Давать определение понятиям ткань, орган, система органов.
Называть особенности строения и функции многоклеточных организмов.
Характеризовать причины нарушения целостности организма.
Доказывать что организм единое целое. Растение, животное – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда.
Проверочная работа
№ 2
«Органы и системы органов». Учебник,
стр.45-46
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (22 ч)
Тема 2.1. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (3 ч)
12 Особенности питания растительного организма. Комбинированный Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез. Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках Характеризовать роль корня в почвенном питании. Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания. Объяснять значение почвенного питания в жизни растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Устный опрос, работа в рабочей тетради, участие в беседе, Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное - фотосинтез, минеральное – почвенное) Учебник
стр. 48-49 13 Особенности питания животных.
Комбинированный Давать определение понятию питание
Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках
Описывать сущность биологических процессов: питания животных.
Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов: симбионты, паразиты.
Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов. Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты. Учебник
стр.50-53
14 Пищеварение и его значение.
Особенности строения пищеварительных систем животных. Комбинированный Давать определение понятиям: питание, пищеварение.
Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение.
Называть особенности строения пищеварительных систем животных. Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительной системы животных. Учебник
стр. 54 -57
Тема 2.2. ДЫХАНИЕ (2 ч)
15 Дыхание растений. Комбинированный Давать определение понятию дыхание.
Описывать сущность биологических процессов: дыхание.
Характеризовать: особенности дыхания растений, роль органов растений в процессе дыхания.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождение энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений Учебник
стр. 59
16 Дыхание у животных. Комбинированный Давать определение понятию дыхание.
Описывать сущность биологических процессов дыхания
Характеризовать особенности дыхания животных, роль дыхания в жизни животных
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними. Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания. Учебник
стр. 60-62
Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 ч)
17 Передвижение веществ в растении. Комбинированный, практик. Описывать сущность биологических процессов переноса веществ в растении, его значение.
Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных и органических веществ в растениях
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних растений и ухода за ними. Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растения, обеспечивающие процесс переноса веществ.
Практическая работа №1
«Передвижение воды и
минеральных веществ
по стеблю». Учебник,
стр. 64-65
18 Передвижение веществ в животном организме. Урок изучения и первичн.
закрепления новых знаний Описывать сущность биологических процессов переноса веществ в организме животного.
Характеризовать особенности транспорта веществ у животных
Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках и табл., функции органов кровеносной системы, состав крови и ее функции, типы кровеносных систем Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ и его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части. Учебник
стр. 66-68
записи в тетради
Тема 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (3 ч)
19 Выделение у растений.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Описывать сущность биологических процессов выделение у живых организмов, его значение.
Называть: органы выделения растений узнавать их на рисунках и таблицах.
Характеризовать: особенности процесса выделения у растений.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений. Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений. Выделение у растений. Учебник
стр. 70-72
20 Выделение у животных.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Называть: органы выделения растений у животных и узнавать их на рисунках и таблицах. Характеризовать: особенности процесса выделения у животных. Устный фронтальный опрос.
Роль выделения впроцессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у животных. Выделение у животных. Основные выделительные системы животных. Учебник
стр.72-75
21 Обмен веществ у растений и животных. Комбинированный Давать определение понятию обмен веществ. Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение. Характеризовать: особенности процесса обмена веществ у растений, особенности процесса обмена веществ у животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ. Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных. Учебник
стр. 77-81
Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (1 ч)
22 Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма. Комбинированный Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках.
Называть значение опорных систем в жизни растений и животных, типы скелетов у животных.
Приводить примеры животных с разными типами опорных систем.
Распознавать и описывать части внутреннего скелета. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни. Строение растительного организма и организма животного: опорные системы, их значение. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
Лабораторная
работа № 4
«Разнообразие опорных систем животных». Учебник стр.83-87
записи в тетради Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (2 ч)
23 Движение как
важнейшая, особенность животных организмов. Комбинированный Называть: роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных.
Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных. Демонстрация
«Движение инфузории туфельки».
«Перемещение
дождевого
червя».
Значение двигательной активности.
Способы движения
организмов. Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Учебник
стр.89-94
24 Механизмы,
обеспечивающие движение. Комбинированный Сравнивать
различные
способы
движения. Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и способами передвижения
организма. Приводят доказательства
двигательной активности растений Движение как важнейшая особенность
животных организмов. Значение
двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых
организмов. Двигательные реакции.
Проверочная работа №3 Тема: «Жизнедеятельность организма». Учебник
стр. 96-98 Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 ч)
25 Координация и регуляция. Раздражимость. Урок изучения нового материала Давать определение понятию раздражимость.
Описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы.
Называть: системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о нервной регуляции процессов жизнедеятельности. Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Нервная система, особенности ее строения. Учебник
стр. 100-103 26 Нервная система. Комбинированный Характеризовать нервную систему.
Значение нервной системы, принцип работы нервной системы, типы нервных систем у животных. Головной, спинной мозг, инстинкт. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Учебник
стр. 104-107
27 Регуляция процессов жизнедеятельности у растений Комбинированный Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений
Называть: роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений
Наблюдать за ростом и развитием растений
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений. Учебник
стр. 108-109
записи в тетради
Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (3 ч)
28 Размножение и его виды. Бесполое размножение. Комбинированный
Давать определение понятию размножение, вегетативные органы.
Описывать сущность бесполого размножения растений.
Называть: значение размножения, виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения у растений.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры) бесполое размножение растений. Споры.
Практическая
работа №2
«Вегетативное
размножение
комнатных растений». Учебник
стр. 113-118 29 Половое размножение животных. Урок практик Давать определение понятию размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения.
Называть: значение полового размножения, органы полового размножения животных. Женские и мужские половые гаметы. Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым. Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.
Учебник
стр. 119-123
30 Половое размножение растений. Давать определение понятию размножение, опыление, оплодотворение, самоопыление.
Описывать строение цветка как органа полового размножения, сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения).
Называть: значение полового размножения, органы полового размножения растений. Узнавать их на рисунках и таблицах. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Жизнедеятельность растений размножение. Половое размножение. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Учебник
стр. 125-130 Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (2 ч)
31 Рост и развитие растений. Урок контроля и оценки знаний Давать определение понятию индивидуальное развитие.
Описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов.
Называть: роль семян и плодов в жизни растения, условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; способы распространения семян.
Наблюдать за ростом и развитием растений.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Записи в тетради
учебник
стр. 131-134 32 Рост и развитие животных. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.
Называть: этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных
Наблюдать за ростом и развитием животных.
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных и ухода за ними. Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша на примере ланцетника. Постэмбриональное развитие животных.
Лабораторная
работа № 5
«Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале). Учебник
стр.136-139 Тема 2.10. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (1 ч)
33 Организм как единое целое. Комбинированный Называют единицы строения живых
организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения и функциями.
Устанавливают взаимосвязь между работой органов и систем органов организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов
в организмах. Живые организмы и
окружающая среда.
Проверочная работа
№ 4 «Организм как единое целое» Учебник
стр.141-145
34 Резервный Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся:
Н.И. Сонин, В.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 кл.: учебник/ Н.И. Сонин, В.И. Сонина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014 – 158 с.
Для учителя:
Е.Т. Бровкина, Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006 -218с.;
И.А. Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». - М.: Дрофа, 2006;
Цифровые образовательные ресурсы
1. Мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Живой организм»
2. Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm - подборка материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://college.ru/biologiya - открытый колледж: Биология
http://www.sbio.info - вся биология
Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс/ Сост. И.Р. Григорян. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. Контрольно-измерительный материал представлен в форме, отражающей специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С). Тематические тесты содержат 7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).
Уровень А – базовый (4 вопроса). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.
Уровень В – более сложный (2 вопроса). Каждое задание этого уровня требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).
Уровень С – повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.
На выполнение тематических тестов отводится 7–15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке
на проверку домашнего задания.
Критерии оценки ответов
В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл. Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания. Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или
минисочинение). Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл. Ответы на задания части С в 6 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.
Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.
80% от максимальной суммы баллов – оценка ≪5≫;
60–80% – оценка ≪4≫;
40–60% – оценка ≪3≫;
0–40% – оценка ≪2≫.
Планируемые результаты изучения учебного предмера
В процессе обучения ученик научится понимать и объяснять:
место и роль живых организмов в системе органического мира;
сходства и отличия растительной и животной клетки;
процессы жизнедеятельности организмов;
особенности бесполого и полового размножения организмов;
суть понятий и терминов: «орган», «клетка», «ткань», взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах;
основные функции растений и животных;
особенности роста и развития растений и животных.
Ученик получит возможность научиться:
работать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы ми системы органов растений и животных;
сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
объяснить сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
работать с дополнительными источниками информации;
давать определения;
распознавать системы органов на таблицах, рисунках;
наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;