План-конспект урока для 8 класса по технологии (швейное дело) для образовательных учреждений VIII вида
Мусатова Наталья Сергеевна
ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское
Учитель технологии
План-конспект урока для 8 класса по технологии (швейное дело) для образовательных учреждений VIII вида
Тема: «Стиль и силуэт в одежде»
Цель: кратко познакомить обучающихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде; создать условия:
для развития творческого потенциала, внимания, самоконтроля;
коррекции речи, развития культуры общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация «История одежды», журналы мод, рабочая тетрадь, карандаши.
Словарь: силуэт, стиль
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест.
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация опорных знаний.
Опрос обучающихся по вопросам:
Какие правила надо соблюдать при раскрое деталей из ткани?
Как подготовить детали кроя к обработке?
Почему на ткани с крупным печатным рисунком необходимо определить линию середины рисунка?
Для чего применяют манекен?
Изучение нового материала
Во время рассказа учитель показывает презентацию «История одежды».
Учитель
Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу. Настолько привыкли, что часто не интересуемся её происхождением и возрастом. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века. Но имелись ли различия в одежде в то время или набедренные повязки были одинаковыми? Оказывается, различия имелись. Уже тогда люди отличали более сильных, удачливых, выделяя им лучшие шкуры, изготавливая особые украшения.
Первоначально одежда отличалась крайней примитивностью и делилась главным образом на плечевую и поясную. Плечевая состояла из куска ткани, перекинутого через плечо, а, например, мужской костюм греков – из нескольких кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали тело. Этот костюм состоял из двух частей – нижней рубашки, называвшийся хитоном, и верхней накидки (плащ четырехугольной формы), именуемой гиматием. Одежда женщин Древней Греции состояла из пеплоса – большого куска шерстяной материи прямоугольной формы, размеры которого менялись в зависимости от общественного положения и индивидуального вкуса женщин. Длина пеплоса была различной, а цвет пестрым.
Поясная одежда применялась в виде набедренного прикрытия, от которого ведут своё происхождение передник, юбка, штаны.
Египтяне носили льняной передник прямоугольной формы, который обматывался различным образом вокруг нижней части тела и держался на бёдрах при помощи кушака или пояса. Несколько позже этот примитивный костюм – передник был заменен более сложным, типа рубашки. Она шилась из сложенного пополам куска материала, образующего перед и спинку. В центре делался вырез для головы, а по сшитым краям оставлялись отверстия для рук. Этот костюм назывался у древних египтян и римлян туникой.
С развитием человеческого общества костюм усложняется. Появляется понятие туалета, т.е совокупность одежды, обуви, перчаток, а также предметов, дополняющих костюм 9украшения, цветы и т.д.).
Костюмы прошедших веков и более современные мы легко отличаем по характерному силуэту в фас или профиль.
На протяжении последних десятилетий постоянно в моде можно выделить четыре силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапециевидный.
Прямой силуэт – наиболее «универсальный», его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур.
Приталенный силуэт можно уподобить двум «встречным» треугольникам и трапециям, и он интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими, свободными формами верха и низа одежды.
Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы.
В силуэте «трапеция» расширение происходит от линии плеча или проймы. Значительное расширение одежды книзу лучше выглядит на фигурах относительно высокого роста, худощавых.
А теперь давайте немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. Подняться на носки, одновременно поднимая руки вверх, потянуться вверх, как бы доставая потолок. Вернуться в исходное положение.
Повторить 5-6 раз.
Практическая работа «Изучение силуэтов в современной одежде»
Задание:
Определить по журналам мод силуэт разных видов одежды.
Нарисовать в тетради силуэты современных направлений моды.
Словесно-иллюстрированный рассказ о стиле в одежде.
Учитель. Особенности исторического пути развития каждой нации. Её самобытность, обычаи и традиции находят отражение в костюме. Каждая историческая эпоха создавала свой художественный стиль. Например, стили «рококо», «барокко».
В современной одежде различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический.
Классический стиль мало подвержен капризам моды, которая вносит лишь небольшие изменения в покрой, отделку одежды. К этому стилю можно отнести жакет, кардиган, жилет, платья рубашечного покроя.
Спортивный стиль наиболее распространен в наше время среди молодежи. Одежда этого стиля подходит как для работы, так и для активного отдыха. К ней относят куртки, блузки, комбинезоны, джинсовую одежду.
Романтический стиль очень подчеркивает женственность. Этому стилю присущи различные отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Ткани используются воздушные, блестящие, струящиеся. Чаще в этом стиле шьются нарядные платья, блузки.
Изучение стилей в современной одежде.
Практическая работа
Задание: По журналам мод определить стили в современной одежде.
Закрепление нового материала
Вопросы для повторения:
Какие силуэты можно выделить в современной моде?
Учитываются ли при выборе силуэта особенности телосложения человека? Если да, то каким образом?
Назовите стили в одежде, которые вы узнали сегодня на уроке?
По каким признакам можно отличить одежду классического стиля от романтического?
Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Учитель. Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды различных направлений, но очень важно научиться одеваться в соответствии с её назначением. Не стоит в театр надевать спортивный костюм, а на работу – нарядное платье из блестящей ткани.
Оценка работы учащихся на уроке.