«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. РАСЧЕТ РАСХОДА ЭНЕРГИИ, НЕОБХОДИМОЙ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №45
Межшкольная научная конференция учащихся
образовательных организаций Володарского муниципального района
«Путь в науку»
Секция «ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ»
«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
РАСЧЕТ РАСХОДА ЭНЕРГИИ,
НЕОБХОДИМОЙ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»
Работу выполнил:
Каленюк Артем,
учащийся 8 класса
МБОУ СОШ №45 р.п.Центральный
Руководитель:
Бачихина Светлана Ивановна,
учитель I квалификационной категории
МБОУ СОШ №45 р.п.Центральный
р.п. Центральный, 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Краткая аннотация
Введение
1. Статистические показания
2. Основные принципы правильного питания школьников
2.1. Необходимые продукты для полноценного питания школьников
2.2. Так ли важен завтрак
3. Методика исследования
3.1. Расчет примерного меню завтрака школьников
Ход исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
2
3
4
5
5
7
14
17
17
19
20
21
Краткая аннотация
Питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни человека наряду с занятием физкультурой и спортом, правильным режимом труда, учебы и отдыха. Многие факторы определяют наше здоровье и самочувствие: наследственность, окружающая среда, образ жизни, доступность и качество пищевых продуктов. И основное место принадлежит питанию.
Не правильное питание сказывается не только на здоровье, но и на обучении школьников. Как предотвратить это? Можем ли мы чем–нибудь помочь?
Проблема: Можем ли мы повысить качество обучения и улучшить самочувствие учащихся, научившись рассчитывать энергию, необходимую учащимся и энергию, потребляемую ими во время завтрака?
Гипотеза: Если научиться правильно рассчитывать энергию, необходимую учащимся для успешного обучения и хорошего самочувствия, научиться составлять меню завтрака, то можно повысить качество обучения и избежать некоторых проблем здоровья.
Цель: изучение роли питательных веществ и витаминов для здоровья школьника и расчет расхода энергии, необходимой учащимся для успешного обучения в школе.
Методами исследования явились анализ литературы, анкетирование учащихся 7-9 классов по изучению структуры питания, изучение двухнедельного меню школьной столовой, анализ полученных данных.
В результате проведенной работы рассчитана энергия, потребляемая восьмиклассниками в школе, с учетом этого составлено меню шести завтраков для учащихся.
Введение
Актуальность темы
Питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни человека наряду с занятием физкультурой и спортом, правильным режимом труда, учебы и отдыха. Многие факторы определяют наше здоровье и самочувствие: наследственность, окружающая среда, образ жизни, доступность и качество пищевых продуктов. И основное место принадлежит питанию.
Не правильное питание сказывается не только на здоровье, но и на обучении школьников. Как предотвратить это? Можем ли мы чем–нибудь помочь?
План исследования
Большой проблемой является не правильное отношение у детей к некоторым блюдам, которые предлагаются в меню. Таковыми являются: каши, изделия из рыбы, сухофрукты в которых содержаться необходимые для нормального роста и развития школьников питательные вещества.
Проблема: Можем ли мы повысить качество обучения и улучшить самочувствие учащихся, научившись рассчитывать энергию, необходимую учащимся и энергию, потребляемую ими во время завтрака?
Гипотеза: Если научиться правильно рассчитывать энергию, необходимую учащимся для успешного обучения и хорошего самочувствия, научиться составлять меню завтрака, то можно повысить качество обучения и избежать некоторых проблем здоровья.
Цель: изучение роли питательных веществ и витаминов для здоровья школьника и расчет расхода энергии, необходимой учащимся для успешного обучения в школе.
Задачи:
Изучить основные принципы правильного питания школьников;
Рассчитать энергию, необходимую учащимся для эффективной работы на уроках;
Составить примерное меню завтрака ученика.
Методами исследования явились анализ литературы, анкетирование учащихся 7-9 классов, изучение двухнедельного меню школьной столовой, анализ полученных данных.
1 Статистические показания
В физике есть формула количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива: Q=m·q, т.о., когда мы потребляем продукты в организм попадает «топливо», а энергия, выделяющаяся при «сгорании топлива» равна массе потребляемых продуктов умноженной на калорийность данного продукта (m·q).
А так же существует закон сохранения энергии, в котором говорится, что «Энергия не исчезает, и ниоткуда не появляется, а только переходит из одного вида в другой вид. В замкнутой системе энергия сохраняется»
Значит, энергия, которую потребляет школьник Е1, должна полностью превращаться в полезную энергию Е2. Если Е1 = Е2, то правильное развитие ученика и успешное обучение в школе, если Е1 < Е2, то дистрофия, низкая успеваемость и отклонение в развитии, если Е1 > Е2, то ожирение и все последующие за этим заболевания, а так же низкая успеваемость.
Завтрак ребенка-школьника серьезная проблема родителей и современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются. В ходе Всероссийской диспансеризации наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по разным классам болезней: в том числе болезни органов пищеварения - 25%. Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.
«Для детей раннего возраста здоровое, рациональное питание это вопрос жизни и смерти, а для школьников «закладка» здоровья или нездоровья на всю последующую жизнь»
Виктор Тутельян, директор Института питания
Российской академии медицинских наук
Статистические показания медицинского осмотра
учащихся 7-9 классов МБОУ СОШ №45 2014-2015 уч.г.
класс
Кол-во уч-ся
ожирение, чел
заболевания ЖКТ
дистрофия
7
12
3
2
8
18
2
2
1
9
13
2
4
итого
43
7 человек
8 человек
1 человек
Таким образом, в нашей школе 37% учащихся 7-9 классов с различного рода заболеваниями. Необходимо научиться рассчитывать энергию, которую школьник затрачивает в течение дня, и энергию, которую ему необходимо потребить для успешного обучения и хорошего самочувствия.
2 Основные принципы
правильного питания школьников
Питание школьника должно быть сбалансированным
Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма.
Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Питание школьника должно быть оптимальным
При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием
основных пищевых веществ.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400ккал;
14-17лет – 2600-3000ккал;
если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500ккал больше.
2.1 Необходимые продукты для полноценного питания школьников
БелкиСамыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения.Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
ЖирыДостаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90г в сутки, 30% суточного рациона. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Углеводы Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400г, из них на долю простых должно приходиться не более 100г. Необходимые продукты в меню школьника:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Витамины и минералыПродукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
Продукты, богатые витамином А:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
сладкий перец;
зеленый лук;
щавель;
шпинат;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.
Продукты-источники витамина С:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
красный болгарский перец;
цитрусовые;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Витамин Е содержится в следующих продуктах:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
пророщенные зерна пшеницы;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Продукты, богатые витаминами группы В:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
капуста;
яблоки;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.
2. 2 Так ли важен завтрак
Врачи из Берлинского университета недавно доказали, что домашний завтрак совершенно необходим детям. Школьники, получающие каждый день полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой, у них лучше память, выше коэффициент интеллекта, они реже пропускают занятия. Специалисты считают, что завтрак школьника должен состоять из трех основных элементов:
Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет, и клетчатки. Это цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут черешня, клубника, зелень.
Зерновые продукты. В них есть витамины А и D, железо. Кроме того, в зерновых содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
Учеными установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Поэтому в рационе всех школьников, а тем более в рационе отличников должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки (только злоупотреблять сладким не стоит, во всем нужна мера). Витамин В1 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе - помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах (фундуке, грецких орехах, миндале), в абрикосах, шиповнике, свекле, моркови, редьке.
Итак, фрукты, каша, что - нибудь молочное, а также сладкий чай и орехи – основа детского завтрака. Обратим внимание на то, что кушают наши школьники. Перед Вами результаты анкетирования учащихся 7, 8 и 9 классов (всего 43 человек)
Вопрос 1. Завтракаете ли Вы по утрам дома?
А) да, всегда
Б) иногда
В) никогда
7 класс (12чел)
40%
55%
5%
8 класс (18чел)
38%
57%
5%
9 класс(13 чел)
39%
43%
18%
Итого (43чел):
39%
50%
11%
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Итак, мы видим, что только 39% респондентов завтракают по утрам, 50% иногда завтракают, а 11% никогда не завтракают. Т.о. можно сделать вывод, что только 39% опрошенных могут обучаться на «4» и «5».
А теперь посмотрим, чем же завтракают наши школьники дома?
Вопрос 2. Если Вы завтракаете дома, то чем чаще всего?
А) кашей
Б) йогуртом
В) бутербродом
Г) овощами или фруктами
Д) другое
7 класс
14%
18%
64%
14%
34%
8 класс
10%
0%
60%
5%
27%
9 класс
7%
7%
46%
7%
27%
Итого:
10%
9,5%
55%
9,5%
30%
Т.е. основа завтрака наших учеников – бутерброды. Есть ли польза от такого завтрака для школьников? Это зависит от того какой бутерброд съедает ученик. К сожалению, чаще всего - это белый хлеб с колбасой. По мнению доктора медицинских наук Института питания РАМН профессора Александра Батурина мясо необходимо подросткам, но настоящее мясо содержит около 20% белка и не более 10% жира, а в любой колбасе не более 15% белка и не менее 30–40% жира. Т.о. пользы от колбасы однозначно нет никакой. Что касается хлеба, то всем известно, что хлеб основа нашей жизни. Но не все знают, что белый хлеб из муки высшего сорта это пустые калории. Сплошной крахмал и больше ничего. Поэтому бутерброд должен быть из хлеба грубого помола (лучше 5 или 7 злаков), сыра, масла, кусочка мяса или рыбы.
Отношение учащихся к газированным напиткам
Вопрос 3. Пьете ли Вы газированные напитки?
Да, постоянно, %
Иногда, %
Нет, никогда, %
7 класс
58
32
10
8 класс
63
30
7
9класс
46
45
9
Итого:
54%
37%
9%
Т.о. только 9% респондентов не пьют газировку, 37% иногда, а основная часть 54% постоянно пьют газированные напитки, что очень вредно для их здоровья.
«Перекус» между приемами пищи
По – мнению специалистов, перекус между приемами пищи желательно исключить. Если школьнику необходимо перекусывать, то он может съесть орехи – они содержат белок и полезные жиры, сухофрукты – они высококалорийны и в то же время очень полезны, йогурт, творожок или фрукты. В период больших нагрузок (соревнования, длительные тренировки, экзамены) можно перекусывать шоколадом, т.к. шоколад способствует повышению работоспособности, активизирует умственную деятельность. Этот энергоемкий продукт, содержит много жира, углеводов, в том числе и клетчатки. Шоколад богат калием, фосфором и железом, витамином Е и витаминами В1 и В2. Нельзя перекусывать булочками и пирожками. Выпечка несет в себе только «быструю» энергию за счет содержащихся в ней в большом количестве углеводов и жиров, и практически не дает никаких полезных веществ – белков, витаминов, пищевых волокон.
Обратимся к результатам анкетирования наших учащихся.
Вопрос 4. Перекусываете ли Вы между приемами пищи
бутербродами, чипсами и шоколадками?
Всегда, %
Иногда, %
Никогда, %
7 класс
12
28
60
8 класс
16
39
45
9 класс
22
15
63
Итого:
17%
27%
56%
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Т.о. 44% всех учащихся перекусывают «вредными» продуктами между приемами пищи, и только 56% респондентов не перекусывают.
Второй завтрак у учащихся в школе.
Вопрос 5. Завтракаете ли Вы в школьной столовой?
Всегда, %
Иногда, %
Никогда, %
7 класс (12чел)
75
2
23
8 класс (18чел)
89
0
11
9 класс(13 чел)
38
23
39
Итого (43чел):
67%
8%
25%
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Т.о. 75% учащихся 7-9 классов питаются завтраками в школьной столовой.
Конечно же, большое влияние на предпочтения в еде детей и подростков оказывают сложившиеся в семье стереотипы. В зависимости от того, что любят есть родители, бабушки и дедушки, то будут любить их дети и внуки. Еще большее влияние на развитие вкусовых пристрастий оказывают сверстники. Для ребят по достижении определенного возраста значительно важнее мнение соседа по парте, чем мнение родителей или учителей. Диетологи называют этот феномен инстинктом или традицией стаи.
Многие родители говорят: самое главное, чтобы ребеночку было вкусно
А задумываются ли наши школьники о пользе и калорийности продуктов питания?
Вопрос 6. Обращаете ли Вы внимание на полезность и калорийность
Вашего завтрака, обеда или ужина?
Да, обращаю, %
Иногда, %
Мне все равно, что я ем, лишь бы вкусно, %
7 класс
13
47
40
8 класс
10
39
51
9 класс
11
53
36
Итого:
11%
47%
42%
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Результаты анкетирования показывают, что 42% учащихся согласны с мнением многих родителей «Лишь бы вкусно», 47% иногда задумываются, а полезно ли то, что они кушают. И только 11% следят за своим питанием.
Так как же все-таки питаться правильно? Очевидно, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый народ имеет свои кулинарные традиции и питание в этих рамках оценивает как правильное. Причем это касается как подбора продуктов и способов их приготовления, так и кратности приема пищи.
Но, все же надо придерживаться правилам здорового питания.
Учащийся должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
Каждый день в рационе питания должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
«Умные» продукты
Для мозга - успешно помогают ребенку освоить школьную программу: соя, нежирный творожок, треска, печень, горох, овсяная крупа, рис и яйца содержат достаточно много холина.
Для нервной системы - сливочное масло, сыры, свинина, рыба и молоко жизненно необходимы для растущего и быстро развивающегося мозга школьника.
Для памяти - мясо птицы, нежирная говядина, твердые сорта сыра, креветки и крабы содержат много цинка, напрямую влияющего на оперативную память и воспроизведение информации.
Для зрения - в рыбьем жире, красном перце, моркови, щавеле, зеленом луке, красных помидорах, абрикосах, яблоках содержится витамин А, при недостатке которого в школьном возрасте может развиться близорукость.
Для энергичности - сахар, рис, манная и гречневая крупа, картофель, виноград, арбуз, капуста являются основными поставщиками углеводов, являющихся главными источниками энергии.
Для развития мышц - в сое, сыре, рыбе, горохе, фасоли, хлебе, молоке, твороге содержится большое количество белков, необходимых детским мышцам для роста.
Учащийся должен питаться не менее 4 раз в день.
7.30-8.00 завтрак (дома, перед уходом в школу)
10.30-11.30 горячий завтрак в школе
14.00-15.00 обед в школе или дома
19.00-19.30 ужин (дома)
Для детей посещающих ГПД (группу продленного дня) обязательно предусматривается двухразовое или трехразовое питание (в зависимости от времени пребывания в школе).
Следует употреблять йодированную соль.
В межсезонье (осень-зима, зима-весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
Для обогащения рационно питания школьника витамином «С» рекомендуем ежедневный прием отвара шиповника.
Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача для корректировки рациона питания.
Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
Подростки в особой опасности
В подростковом возрасте обмен веществ происходит очень интенсивно. Поэтому подросток должен хорошо и часто питаться.
Чрезмерное употребление высококалорийных продуктов, газированных напитков может привести к ожирению и нарушениям работы пищеварения.
Девочки в этом возрасте начинают задумываться о своём внешнем виде и могут самостоятельно увлечься «модными» диетами. Соблюдение любых диет без консультации врача-диетолога может привести к серьёзным нарушениям здоровья, вплоть до анорексии.
Я считаю, что культуру правильного питания необходимо прививать с раннего возраста. Для этого необходимо научиться рассчитывать свои энергозатраты и калорийность потребляемых продуктов.
3 Методика исследования
В нашей школе имеется хорошо оборудованная школьная столовая. Поставку продуктов и составление двухнедельного примерного меню осуществляет «Сервисный центр Володарского муниципального района». Меню согласуется с Роспотребнадзором по Нижегородской области.
Для учащихся всех классов столы накрываются обслуживающим персоналом.
Расписание звонков:
1 урок 8.30 - 9.15
2 урок 9.25 - 10.10
Завтрак (1 – 4 классы)
3 урок 10.20 - 11.05
Завтрак, обед (5 – 11 классы)
4 урок 11.20 - 12.05
5 урок 12. 15 - 13.00
Обед (1-11 классы, ГПД)
6 урок 13.10 - 13.55
Я проанализировал питание школьников 5-11 классов в нашей школе с 8.09.2014г. по 2.04.2015г.
Охват горячим питанием обучающихся МБОУ СОШ № 45
р.п. Центральный за сентябрь 2014-2015 уч.г.
МБОУ СОШ
№ 45
Кол-во уч-ся в МБОУ СОШ № 45
Учащиеся, посещающие ГПД
Охват горячим питанием
Охват другими видами питания (булочка и чай)
Всего
%
Из них:
Только завтракают
%
Только обедают
Завтракают и обедают
1
2
3
4
5
6
7
8
Всего уч-ся
165
26
131
79
105
64
-
26
-
В том числе:
1-4 классы
69
26
66
96
40
58
-
26
-
5-9 классы
87
-
39
45
39
45
-
-
-
11 класс
9
-
6
67
6
67
-
-
-
Охват горячим питанием обучающихся МБОУ СОШ № 45
р.п. Центральный за март 2014-2015 уч.г.
МБОУ СОШ
№ 45
Кол-во
уч-ся
Охват горячим питанием
Охват другими видами питания (булочка и чай)
всего
Из них
только завтракают
Из них
только обедают
Из них
завтракают и обедают
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
Всего
об-ся
171
121
71
89
52
2
1
36
21
-
-
в т. ч.:
1-4 кл.
73
64
88
32
44
-
-
32
44
-
-
5-9 кл.
88
55
63
49
56
2
2
4
5
-
-
11 кл.
10
8
80
8
80
-
-
-
-
-
-
Охват горячим питанием обучающихся МБОУ СОШ № 45
В начале учебного года охват горячим питанием учащихся 5-11 классов был 56%, на конец 3 четверти 64%. Учащиеся 5-11 классов переходят с завтраков на обеды, которые тоже организуются после 3 урока.
С начала 4 четверти учащиеся 1-4 классов завтракают, учащиеся 5-11 классов перешли на обеды.
Данные за 2 апреля 2015г.
Классы
обедают
Кол-во
%
5 класс (15 учащихся)
11
73
6 класс (21 учащийся)
10
48
7 класс (11 учащихся)
9
82
8 класс (18 учащихся)
13
72
9 класс (13 учащихся)
4
31
11 класс (10 учащихся)
8
80
Итого: (88 учащихся)
55
62,5
Процент питания учащихся 5-11 классов на 2.04.2015г.
По данным на начало 4 четверти питаются обедами 62,5% учащихся
5-11 классов.
Наблюдается сбалансированность рациона по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам.
Энергетическая ценность рационов рассчитывается по меню, составленному на две недели и соответствует энергозатратам детей. Например:
МЕНЮ НА 2 АПРЕЛЯ 2015г. (четверг)
ЗАВТРАК
МЕНЮ
Выход
Цена
(руб)
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность, ккал
1. Запеканка творожная со сгущ. молоком
150/33,7
33,47
28,20
24,10
27,80
443,00
2. Чай с сахаром
1/200
1,53
0,00
0,00
15,70
60,00
3. Йогурт 1/100
1 шт.
15,00
2,70
2,50
18,10
94,00
ИТОГО
50,00
30,90
26,60
61,60
597,00
ОБЕД
МЕНЮ
Выход
Цена
(руб)
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность, ккал
1. Рассольник «Ленинградский» с цыпленком со сметаной (перлов)
12,5/250/10
12,12
8,40
8,90
24,60
205,60
2. Котлета из филе птицы панированная
75/5
35,10
17.80
15,70
7,30
181.00
3. Макароны отварные
1/180
4,21
8,40
7,20
45,07
282,70
4. Напиток апельсиновый +С
1/200
4,14
0,10
0,00
25,40
97,00
5. Хлеб ржаной
1/54
2,43
3,42
0,54
21,60
102,60
ИТОГО
58,00
38,12
32,34
123,97
868,90
Рассчитаем примерное меню завтрака школьников
Для расчета необходимо использовать две таблицы: таблицу энергозатрат школьника и таблицу калорийности продуктов (см. Приложение 1 и 2)
Для того, чтобы рассчитать меню необходимо рассчитать энергозатраты человека. Для этого нужно коэффициент из таблицы умножить на массу человека, и на время занятия в минутах. Затем по таблице калорийности рассчитать массу того или иного продукта питания.
Е1=Е2
Е1=k·m·t, где k – коэффициент энергозатрат, m – масса тела в килограммах, t – время работы в минутах
Е2 =М·q, где q – калорийность продуктов, М – масса продуктов в граммах
k·m·t=М·q откуда можно найти М= k·m·t/q – масса продуктов, необходимая школьнику для успешного обучения.
4 Ход исследования
Моя масса составляет 55 килограмм. Рассчитаем затраты энергии:
1) занятия на 6 уроках: Е1у= 0,031ккал/мин.кг*55кг*270мин=460,35ккал
перемены: Е1п=0,044ккал/мин
·кг*55кг*55мин=133,1ккал
Е1= Е1у+ Е1п=593,45ккал
Я должен расходовать примерно 593 калории в школе.
Действительно энергетическая ценность завтрака в нашей столовой по данным на 2.04.2015г. составляет 597ккал, что соответствует моим энергозатратам.
Рассчитаем несколько вариантов завтрака (593ккал) для хорошей успеваемости ученика (массой 55кг) в школе:
Вариант 1
Наименование продукта
Наименование продукта
Масса, г
Калорийность, ккал
Фрукты
черешня
150
79.5
Зерновые продукты
овсяная каша
100
374
Молочные продукты
йогурт (1.5%жирность)
150
76.5
Орехи
миндаль
11
63
ИТОГО:
411
593
Вариант 2
Наименование продукта
Наименование продукта
Масса, г
Калорийность, ккал
Фрукты
яблоко
200
90
Зерновые продукты
манная каша
100
340
Молочные продукты
творожок не жирный
100
80
Орехи
фундук
12
83
ИТОГО:
412
593
Вариант 3
Наименование продукта
Наименование продукта
Масса, г
Калорийность, ккал
Фрукты
грейпфрут
200
60
Зерновые продукты
каша рисовая
100
337
Молочные продукты
ряженка
100
85
Орехи
арахис
24
111
ИТОГО:
424
593
Вариант 4
Наименование продукта
Наименование продукта
Масса, г
Калорийность, ккал
Фрукты
ежевика
200
64
Зерновые продукты
каша ячневая
100
343
Молочные продукты
сыр Пармезан
20
66
Орехи
грецкий орех
18
120
ИТОГО:
338
593
Вариант 5
Наименование продукта
Наименование продукта
Масса, г
Калорийность, ккал
Фрукты
абрикосы (курага)
150
70.5
Зерновые продукты
каша пшенная
100
351
Молочные продукты
сырок творожный
20
76
Орехи
миндаль
16
97
ИТОГО:
286
593
Вариант 6
Наименование продукта
Наименование продукта
Масса, г
Калорийность, ккал
Фрукты
апельсин
200
90
Зерновые продукты
каша манная
100
340
Молочные продукты
Молоко(3,2% жирности)
100
60
Орехи
фисташки
17
103
ИТОГО:
417
593
Заключение
Чтобы дети росли здоровыми, они должны правильно питаться. Особенно это касается подростков.
Выделяют целый комплекс особенностей пищевого поведения подростков:
1. Пропуск полноценных приемов пищи, отказ от завтрака при спешном уходе в школу.
2. Замена полноценных приемов пищи перекусами всухомятку: кондитерскими изделиями, бутербродами, хот-догами, конфетами.
3. Для подросткового возраста существует риск недостаточного потребления кальция, железа, витамина С, цинка, витаминов группы В.
4. Соблюдение подростками различного рода диет основано на желании быть похожими на своих кумиров из мира музыки и спорта, что порождает нарушения нормального питания. Особенно неблагоприятно резкое ограничение в питании может сказаться на здоровье девушек.
5. Рацион питания должен быть разнообразным и включать все пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и т. д.) в определенном сбалансированном соотношении соответственно физиологическим потребностям ребенка.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Безопасность [текст, иллюстрации] – СПб.: Детство – Пресс, 2006-30с.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Две недели в лагере здоровья»/ методическое пособие. -М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2006.
3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Разговор о правильном питании»/ Праздники.-М.: , ОЛМА- ПРЕ
4. Клейборн А. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке [Текст] – М.: Росмен, 2005-112с.
5. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание [Текст, иллюстрации] – М.: Колос, 1995-335с.
Ресурсы Интернет:
1. elkin52.narod.ru
2. www.wikipedia.org
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица энергозатрат
Трудовая деятельность
ккал/мин*кг
работа на технологии
0.062
работа за компьютером
0.024
учеба в классе
0.031
Дела по дому
ккал/мин*кг
детские игры
0.0879
приготовление еды
0.0439
покупка продуктов
0.062
тяжелая уборка
0.079
перемещение мебели
0.106
перенос коробок
0.123
распаковка коробок
0.062
игры с ребенком (умеренная активность)
0.07
игры с ребенком (высокая активность)
0.0879
чтение сидя
0.02
стояние в очереди
0.0219
сон
0.0109
просмотр телепередач
0.013
Фитнес, аэробика
ккал/мин*кг
аэробика лёгкая
0.097
аэробика интенсивная
0.123
степ-аэробика легкая
0.123
степ-аэробика интенсивная
0.1759
водная аэробика
0.7
велосипедный тренажер (средняя активность)
0.123
велосипедный тренажер (высокая активность)
0.185
ритмическая гимнастика (тяжелая)
0.1409
ритмическая гимнастика (легкая)
0.079
тренажеры типа "наездник"
0.0879
гребной тренажер (средняя активность)
0.123
лыжный тренажер
0.167
растягивания (хатха-йога)
0.07
подъем тяжестей
0.053
интенсивный подъем тяжестей
0.106
Спорт
ккал/мин*кг
стрельба из лука
0.062
бадминтон
0.079
баскетбол
0.114
бильярд
0.0439
горный велосипед
0.15
велосипед 20 км/ч
0.1409
велосипед 25 км/ч
0.1759
велосипед 30 км/ч
0.211
велосипед 35+ км/ч
0.2899
кегли
0.053
бокс
0.158
керлинг
0.07
быстрые танцы
1.06
медленные танцы
0.053
фехтование
0.106
американский футбол
0.158
гольф
0.097
гандбол
0.211
ходьба на природе
0.106
хоккей
0.1409
верховая езда
0.07
гребля на байдарке
0.0879
восточные единоборства
0.1759
ориентирование на местности
0.158
спортивная ходьба
0.114
альпинизм (восхождение)
0.194
катание на роликах
0.123
прыжки с веревкой
0.1759
бег 8,5 км/ч
0.1409
бег 10 км/ч
0.1759
бег 15 км/ч
0.255
бег на природе
0.158
катание на скейтборде
0.0879
бег на лыжах
0.1409
катание с гор на лыжах
0.106
санный спорт
0.123
плавание с маской и трубкой
0.0879
футбол
0.123
плавание (общее)
0.106
быстрое плавание
0.1759
плавание на спине
0.1409
плавание (брасс)
0.1759
плавание (баттерфляй)
0.194
плавание (кроль)
0.194
теннис
0.123
волейбол (игра)
0.053
волейбол (соревнования)
0.07
пляжный волейбол
0.1409
ходьба 6 км/ч
0.07
ходьба 7 км/ч
0.079
ходьба 8 км/ч
0.0879
быстрая ходьба
0.106
водные лыжи
0.106
водное поло
0.1759
водный волейбол
0.053
борьба
0.106
Работа на даче
ккал/мин*кг
работа в огороде (общая)
0.079
рубка дров
0.106
выкапывание ям
0.0879
складывание, переноска дров
0.0879
работа в огороде (прополка)
0.081
укладывание дерна
0.0879
работа с газонокосилкой
0.079
посадка в огороде
0.07
посадка деревьев
0.079
работа граблями
0.07
уборка листьев
0.07
ручная уборка снега
0.106
Ремонт дома или машины
ккал/мин*кг
починка машины
0.053
плотницкие работы
0.106
починка мебели
0.079
прочистка водостоков
0.0879
укладка ковра или кафеля
0.079
кровельные работы
0.106
электропроводка
0.053
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Калорийность продуктов таблица
Наименование продуктав алфавитном порядке
Количество калорий в 100 г продукта
Таблица калорийности - фрукты и ягоды
Абрикосы
47
Авокадо
100
Айва
30
Алыча
38
Ананас
44
Апельсин
45
Арбуз
40
Бананы
90
Брусника
45
Виноград
70
Вишня
25
Грейпфрут
30
Груша
42
Дыня
45
Ежевика
32
Земляника
38
Киви
50
Кизил
41
Клюква
33
Крыжовник
48
Лимон
30
Малина
45
Мандарин
41
Персики
45
Слива
44
Смородина
43
Черешня
53
Черника
44
Яблоки
45
Таблица калорийности - овощи и зелень
Баклажаны
28
Зелёный горошек
75
Кабачки
18
Капуста белокочанная
23
Капуста брюссельская
12
Капуста квашеная
28
Капуста краснокочанная
27
Капуста цветная
18
Картофель отварной
60
Лук зелёный
18
Лук репчатый
43
Морковь
33
Огурцы свежие
15
Перец зелёный сладкий
19
Петрушка
23
Помидоры
20
Ревень
16
Редис
16
Редька
25
Репа
23
Салат
11
Свёкла
40
Тыква
20
Укроп
30
Хрен
49
Чеснок
60
Шпинат
16
Щавель
27
Таблица калорийности - грибы
Грибы белые
25
Грибы белые сушёные
210
Грибы вареные
25
Грибы в сметане
230
Грибы жаренные
165
Опята
20
Подберезовики
30
Подосиновики
30
Таблица калорийности - орехи и семечки
Семечки
580
Орехи Грецкие
650
Орехи земляные
470
Орехи Кедровые
620
Миндаль
600
Фисташки
620
Фундук
670
Таблица калорийности - сушеные плоды
Изюм
270
Инжир
290
Кишмиш
310
Курага
290
Финики
290
Чернослив
220
Яблоки
210
Таблица калорийности - яйца
Яйцо куриное 1 шт.
65
Яичный порошок
540
Хлебо-булочные изделия
Сахар
295
Лепёшка ржаная
375
Сдобная выпечка
300
Сушки, пряники
330
Хлеб Дарницкий
206
Хлеб пшеничный
265
Хлеб ржаной
210
Таблица калорийности-молочные продукты
Ацидофилин (3,2% жирности)
58
Брынза коровья
260
Йогурт (1,5%)
51
Кефир жирный
60
Кефир (1% жирности)
38
Кефир обезжиренный
30
Молоко (3,2% жирности)
60
Молоко коровье цельное
68
Мороженое сливочное
220
Простокваша
59
Ряженка
85
Сливки (10% жирности)
120
Сливки (20% жирности)
300
Сметана (10%)
115
Сметана (20%)
210
Сыр голландский
357
Сыр Ламбер
377
Сыр Пармезан
330
Сыр российский
371
Сыр колбасный
268
Сырки творожные
380
Творог (18% жирности)
226
Творог нежирный
80
Творог со сметаной
260
Таблица калорийности-зерновые и бобовые
Горох Зелёный
280
Мука Пшеничная
348
Мука Ржаная
347
Какао-порошок
375
Крупа Гречневая ядрица
346
Крупа Гречневая ядрица
346
Крупа манная
340
Крупа овсяная
374
Крупа перловая
342
Крупа пшеничная
352
Крупа ячневая
343
Кукурузные хлопья
369
Макаронные изделия
350
Овсяные хлопья
305
Пшено
351
Рис
337
Соя
395
Фасоль
328
Чечевица
310
Ячменные хлопья
315
Таблица для мяса, птицы и мясопродуктов
Баранина жирная
316
Ветчина
365
Говядина тушеная
180
Говядина жареная
170
Грудинка
475
Гусь
300
Индейка
150
Колбаса вареная
250
Колбаса полукопченая
380
Корейка
430
Крольчатина
115
Курица вареная
135
Курица жареная
210
Печень говяжья
100
Почки
66
Сардельки
160
Свинина отбивная
265
Свинина тушеная
350
Сердце
87
Сосиски
235
Телятина
90
Утка
405
Язык
165
Таблица калорийности-рыба и морепродукты
Икра зернистая
250
Икра кетовая
245
Икра минтая
130
Кальмар
75
Карп
46
Карп жареный
145
Кета
157
Консервы рыбныев масле
320
Консервы рыбныев собственном соку
120
Креветки
85
Крабы
70
Лещ
48
Лососина жареная
145
Лососина копченая
385
Минтай
70
Морская капуста
16
Навага
44
Окунь
95
Раки
75
Салака
98
Севрюга
137
Сельдь атлантическая
57
Судак
43
Треска
59
Шпроты в масле
250
Щука
41
Таблица калорийности-соусы, жиры
Жир топлёный
930
Кетчуп
80
Майонез
625
Майонез лёгкий
260
Маргарин сливочный
745
Маргарин бутербродный
670
Маргарин для выпечки
675
Масло кукурузное
900
Масло оливковое
824
Масло подсолнечное
900
Масло сливочное
750
Масло соевое
900
Масло топлёное
885
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415