Рабочая программа по литературе 9класс под редакцией Г.И.Беленького


МКОУ ТЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2



«Рассмотрено и принято» Согласовано: Утверждено:
на заседании зам.директора по УВР Директор МКОУ Терновской
Педагогического совета Сухорукова М.А. СОШ №2 Деев А.А.

«___»_________2013 г.
Пр. №___ от «___»_______2013г. 
«____» ______ 2013г




Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «литература» 9 класс
базовый уровень


Разработана:
Мерзликиной О.А.
учителем русского языка и литературы
I квалификационной категории






Терновка 2013 год

Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом общего среднего образования, принятым Министерством образования РФ, Программой для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы/под редакцией Г.И.Беленького.- 4-е изд., переработанное – М.: Мнемозина, 2009. Количество часов по учебному плану ОУ по литературе в 9 классе составляет 102 часа 3 часа в неделю, что в полном объёме соответствует авторской программе среднего (полного) общего образования по литературе 9 класса. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены
стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Достижение этой цели предполагает:
- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
- формирование у школьников знаний и учений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Школьный курс литературы, с учетом возрастных особенностей учащихся, складывается из нескольких этапов.
Курс 5-9-го классов, когда литература становится самостоятельным учебным предметом, можно назвать начальным курсом литературы.
В 5-6-м классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.
Каждое произведение, предназначенное для изучения в этих классах, разбирается с учетом его художественно-идейного своеобразия, интересов и возрастных возможностей учащихся. Вместе с тем, объединяя произведения не только хронологически, но и проблемно тематически (к историко-хронологическому курсу учащиеся этого возраста еще не готовы), программа фиксирует внимание на некоторых важных нравственных и художественных проблемах.
В 6-м классе сквозной проблемой курса становится главный предмет изображения в литературе – человек. Соответственно предлагаются разделы – «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»; «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)».

В 7-м классе учащиеся знакомятся с проблемой художественного пространства и времени. Она раскрывается в произведениях об историческом прошлом, о современной писателям жизни и о будущем.

В 9-м классе, до настоящего времени завершающем неполное среднее образование, школьникам преподается краткий курс литературы в историческом освещении – от «Слова о полку Игореве» до некоторых произведений XX века В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома) – выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений –основа изучения литературы в школе. Главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения.

Теоретико-литературные знания, которыми учащиеся должны овладеть по рекомендациям программ, при всей их важности не имеют самодовлеющего значения, их задача – способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных произведений.

Программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно с опорой на художественный текст, но в первом случае они рассматриваются подробнее, во втором – более общо, с позиций главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театрализованными постановками и т.д.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению.

Важнейшими умениями в 59 классах являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.



Учебно-тематический план.



Распределение учебного времени
Общее количество часов
В том числе




Развитие речи
Внеклассное чтение

1.
Всего часов по учебному плану
102
11
5

2.
Количество часов в неделю
3



3.
Запланировано на 1 четверть
27



4.
Запланировано на 2 четверть
21
4
2

5.
Запланировано на 3 четверть
30
4
2

6.
Запланировано на 4 четверть
24
3
1





Содержание
Кол-во часов
В том числе развитие речи
Вне-
классное
чтение
Краткое содержание

Введение.
1


Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.


ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
5


Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). «Слово о полку Игореве»
Открытие «Слова...», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве лова...». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русой земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. Характер князя ря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика лова», своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для сской культуры. Переводы и переложения произведения.


ЛИТЕРАТУРА ХYIII ВЕКА
17


Общая характеристика литературы 18 века
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
М. В. Ломоносов Для чтения и бесед.
Жизнь и творчество (обзор).
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения).
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Д.И. Фонвизин Для чтения и бесед
Сведения о жизни и творчестве.
«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.
A.Н. Радищев Для чтения и бесед
Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма
Г. Р. Державин Для чтения и бесед
Жизнь и творчество (обзор).
«Властителям и судиям»(фрагменты). «Памятник», «Русские девушки». Заслуги Державина перед русской литературой.( Поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий»
Н.М. Карамзин Для чтения и бесед
Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.


ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
62
9
4
Общая характеристика литературы 19 века
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
В.А.Жуковский Для чтения и изучения
Жизнь и творчество. Романтизм поэта. Жуковский-переводчик. В.А.Жуковский- автор оригинальных баллад и стихотворений.

А.С. Грибоедов Для чтения и изучения
Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Обшественный и личный конфликт в комедии. «век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.
А. С. Пушкин Для чтения и изучения
Жизнь и творчество. Стихотворения:
«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; «19 октября» (1825)
Свобода, любовь, , творчество –три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Биографизм лирики и высоконравственный смысл. «внутренняя красота человека» (В.Г, Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина
Роман в стихах «Евгений Онегин».
История создания. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Главные герои романа, причины их жизненной драмы.. Татьяна как «милый идеал»