Рабочая программа по русскому языку 6 класс (По Шмелёву)
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____/ Гришина В.Ю./
ФИО
Протокол №1 от«29» августа2016г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СШ № 14»
_____/Платицына М.Г./
ФИО
«29» августа 2016г.
«Утверждено»
Руководитель
МБОУ «СШ № 14»
_______/_Полякова_В.А.__/
ФИО
Приказ №633от
«30» августа2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Дековой Татьяны Николаевны
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
по русскому языку, 6 Г класс
Утверждено на заседании
педагогического совета
протокол № __1__от
«30» августа 2016г.
2016- 2017 учебный год
город Нижневартовск
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку является приложением к Основной образовательной программе ООО МБОУ «СШ №14» на 2016-2017 год, составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений во ФГОС ООО…».)
Положение о рабочей программе педагога (утверждена приказом директора от 29.08.2014 № 703, с изменениями)
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
1. Примерная программа по учебному предмету Русский язык. 5-9 классы / под ред. Л.О. Савчук и Е.Я Шмелевой, - М.: Вентана – Граф, 2013.
2. Учебник «Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф, 2016.
Учебный план ООП ООО МБОУ «СШ №14» предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе ООО в объёме 735 ч., в том числе в 6 кл. – 210 ч. , из расчёта 6 ч в неделю (35 учебных недель)
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Изучение предметной области "Русский язык" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:- включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;- осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;- приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;- получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык" должны отражать:1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):- создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;- развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;- овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);- понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;- умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;- выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;- умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:- осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;- соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;- стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:- распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;- уместное использование фразеологических оборотов в речи;- корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;- использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:- идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;- распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;- распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;- распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;- распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:- проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;- проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;- анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;- определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;- определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;- деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;- умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;- проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; - характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;- опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);- умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;- определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;- определение грамматической основы предложения;- распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;- распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;- опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;- определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;- определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:- умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;- пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;- пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;- использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;- использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;- использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:- поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;- освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;- применение правильного переноса слов;- применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;- соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;- выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;- нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;- соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте.
Содержание программы по русскому языку
Содержательные линии предмета:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Содержание обучения русскому языку в 5 -9 классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенция.
Доминирующей идеей курса русского языка является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
В учебниках под редакцией А.Д. Шмелева предложен модульный принцип организации учебных материалов как способ целостного представления системы языка, правил и законов его существования и осуществления связи между разделами учебной дисциплины. Модуль в этом случае понимается как логически завершенная часть учебного материала, в которой объединены учебное содержание, соответствующие ему учебные действия, обеспечивающие комплексное освоение всех видов речевой деятельности. Каждый такой блок учебного материала сопровождается контролем достигнутых результатов.
Главы-модули строятся по единому принципу: в них повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.
Два раздела каждого модуля – «Язык и речь» и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику, включающем материалы к разным типам заданиям.
Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.
Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.
Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.
В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.
В УМК по русскому языку также входят рабочие тетради, методические пособия для учителя, приложения и дополнительная литература по предмету (тексты для изложений и других видов деятельности, тесты, справочники, материал для ксерокопирования и др.)
Основное содержание
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
РАЗДЕЛ 1. Речь и речевое общение.
Язык и речь. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог - побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия. Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни. Морально – этические и психологически принципы общения. HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/06/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyku-umk-pod-red-a-d" \l "ftnt3" [3]Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог - побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. Освоение правил коллективного обсуждения, дискуссий в соответствии с нормами русского языка. Следование морально – этическим и психологическим принципам общения. Причины коммуникативных неудач.
РАЗДЕЛ 2. Речевая деятельность.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Различение языка и речи, понимание речи как деятельности, основанной на реализации языковой системы. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Овладение основными видами речевой деятельности.
Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Интерпретация неявно выраженной в тексте информации. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Смысловое чтение. Приемы работы с электронными библиотеками.
Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ, преобразование, оценка информации, извлеченной из различных источников. Поиск информации в Интернете.
РАЗДЕЛ 3. Текст.
Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. Композиционные элементы абзаца (зачин, основная часть, концовка)
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, презентация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная переработка текста, преобразование текста с использованием новых форм представления информации.
РАЗДЕЛ 4. Функциональные разновидности языка.
Стилистическая система русского литературного языка. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный (учебно-научный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально – делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад, статья, реферат), публицистического (выступление, статья, интервью), официально – делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор; личное письмо, электронное письмо, личный дневник в Интернете).Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах с использованием разных средств аргументации. Аудиовидеофорум, текстовый форум, социальная сеть.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
РАЗДЕЛ 5. Общие сведения о языке.
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Лингвистика как наука о языке. Соотношение языка и речи. Система русского литературного языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками.
Различение функциональных разновидностей современного русского языка. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.
РАЗДЕЛ 6. Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Устройство речевого аппарата. Изменение звуков в речевом потоке. Сильная и слабая фонетическая позиция. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Основные выразительные средства фонетики. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Смыслоразличительная роль ударения, его подвижность при формо- и словообразовании. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Орфоэпический словарь.
Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение фонетико – орфоэпических знаний и умений в собственной практике.
Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.
РАЗДЕЛ 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Принципы русской графики. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j']. Соотношение звука и буквы. Прописные и строчные буквы.
Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Овладение звуковым и буквенным анализом слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS – сообщений.
РАЗДЕЛ 8. Морфемика (состав слова) и словообразование
1)Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Формообразующие суффиксы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Нулевой суффикс.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно– суффиксальный способы, нулевая суффиксация (бессуффиксный); сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
Основные выразительные средства словообразования.
2) Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.
Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слова. Проведение словообразовательного анализа слова.
Применение знаний и умений в области морфемики и словообразования в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.
РАЗДЕЛ 9. Лексикология и фразеология
1) Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.
Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения; исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика с точки зрения сферы ее употребления русской лексики. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.
2) Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности, происхождения.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей разных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.
Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.
РАЗДЕЛ 10. Морфология
1)Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико- грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре, синтаксическому употреблению.
Омонимия слов разных частей речи.
2)Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Наблюдение за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
РАЗДЕЛ 11. Синтаксис
1)Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры).
Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Способы передачи чужой речи. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
2)Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
РАЗДЕЛ 12. Правописание: орфография и пунктуация
1)Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитное, дефисное и раздельное написание. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом неосложненном, простом осложненном, в сложном предложении (сложносочиненном и сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с различными видами связи), при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
2)Сформированность орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуры речи
и культуроведческой компетенции
РАЗДЕЛ 13. Культура речи
1)Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции и типы. Тенденция развития норм. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные). Варианты норм. Речевые ошибки. Лексическое богатство русского языка и культура речи.
Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь, обратный грамматический словарь А.А. Зализняка, справочники по пунктуации), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.
2)Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
РАЗДЕЛ 14. Язык и культура.
Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет. Изменения, происходящие в современном языке. Современный русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.
Выявление единиц языка с национально – культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Пословицы и поговорки русского народа, современный городской фольклор. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Межкультурная коммуникация. Мимика и жесты в разных культурах. Нормы информационной культуры, этики и права.
Тематическое планирование
№ Урока Дата проведения Тема урока. Содержание урока. Контрольные мероприятия
1 1.09 Вводный урок Глава 1.Что значит «современный литературный язык»? О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
2 2.09 Разновидности русского языка (повторение) 3 5.09 Имя существительное 4 6.09 Имя прилагательное 5 6.09 Глагол 6 7.09 Правописание падежных окончаний имён существительных 7 8.09 Правописание окончаний прилагательных 8 9.09 Правописание личных окончаний глаголов 9 12.09 Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами 10 13.09 ТЕКСТ. Основные признаки текста 11
12 13.09
14.09
Сочинение-описание по картине с использованием текста К. Паустовского - стр. 46 Сочинение
13 15.09 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Литературный язык и просторечие 14 16.09 ПОВТОРЕНИЕ. Комплексное повторение материала главы 1 15
16 20.09
21.09 Входной контроль.
Работа над ошибками. Входная КР (тест)
Глава 2. Что значит работать над своей речью?
17 19.09 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ. Ситуация речевого общения 18 20.09 СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика и графика
Повторение изученного в 5 классе 19 22.09 Фонетические позиции и позиционные чередования звуков 20
21 23.09
26.09 Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков 22 27.09 Сильные и слабые фонетические позиции согласных по глухости-звонкости 23 27.09 Сильные и слабые фонетические позиции согласных по твёрдости и мягкости 24 28.09 Слогораздел: открытые и закрытые слоги. Словарный диктант
25 29.09 ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание согласных 26
27 30.09
30.09
Правописание безударных гласных 28
29
30 4.10
4.10
5.10 Гласные А и О в корнях с чередованием (повторение) 31 6.10 Гласные Е и И в корнях с чередованием 32
33
34 7.10
10.10
11.10 Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: -клан-//-клон-, -твар-//-твор-, -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч- 35 11.10 Основные правила переноса 36
37 12.10.
13.10 Правописание корней с чередующимися гласными КР+анализ38
39 14.10
17.10 ТЕКСТ
План текста: вопросный, назывной, тезисный 40
41 18.10
18.10 Выборочное изложение Изложение
42 19.10 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Современные варианты орфоэпических норм 43 20.10 ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 2. 44
45 21.10
24.10 Фонетика. Правописание корней с чередующимися гласными КР (тест)
Глава 3. Что такое сферы общения?
46 25.10 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Сферы общения 47 25.10 Морфемика и словообразование
Корневые и служебные морфемы 48 26.10 Виды служебных морфем: формообразующие морфемы (окончания, суффиксы) 49 27.10 Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы (приставка, суффикс, постфикс) 50 28.10 Нулевые словообразовательные морфемы 51 7.11 Основы производных и непроизводных слов 52
53 8.11
8.11 Морфологические способы словообразования 54 9.11 Способы образования сложных и сложносокращённых слов 55 10.11 Морфемный и словообразовательный разбор слова Словарный диктант
56 11.11 ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание приставок (повторение) 57
58
59 14.11
15.11
15.11 Правописание приставок при-, пре- 60 16.11 Правописание сложных существительных без соединительных гласных 61-62 17.11- 18.11 Правописание сложных имён прилагательных 63-64 21.11-22.11 Правописание приставок Диктант
65-66 22.11-23.11 ТЕКСТ
План текста: простой и сложный 67-68 24.11-25.11 Подробное изложение Изложение
69 28.11 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Ударение в сложных словах 70 29.11 ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 3 71-72 29.11-30.11 Правописание имен прилагательных КР (тест)+ анализ
Глава 4. Сколько стилей в современном литературном языке?
73 1.12 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Стили литературного языка 74 2.12 СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексика и фразеология
Слово – основная единица лексикологии (повторение) 75 5.12 Паронимы 76 6.12 Стилистическая окраска лексики литературного языка 77 6.12 Лексика ограниченного употребления: диалектизмы 78 7.12 Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы 79 8.12 Слова с эмоциональной окраской 80 9.12 Стилистическая окраска фразеологизмов 81 12.12 ПРАВОПИСАНИЕ
Употребление прописных и строчных букв (повторение) 82-83 13.12-13.12 Правописание суффиксов прилагательных. Буквы –Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных 84-85 14.12-15.12 Суффиксы – СК-//-К- в отымённых прилагательных 86-87 16.12-19.12 Суффиксы прилагательных –ЕВ-//-ОВ-//-ЁВ- и –ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ- 88 20.12 Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение) 89-90 20.12-21.12 Лексика. Правописание суффиксов КР (тест)+ анализ
91 22.12 ТЕКСТ
Средства связи предложений и частей текста 92 27.12 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Нормативные словари современного русского языка 93 23.12 Комплексное повторение главы 4 94-95 26.12
27.12 Лексика. Правописание суффиксов Диктант
Глава 5. Трудно ли освоить язык науки?
96 28.12 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Научный стиль 97 12.01 СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Причастие.
Части речи (повторение) 98 13.01 Глагол как часть речи (повторение) 99 16.01 Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного 100 17.01 Признаки прилагательного у причастия 101-102 17.01- 18.01 Суффиксы причастий 103-104 19.01-20.01 Образование действительных причастий настоящего времени 105-106 23.01-24.01 Образование действительных причастий прошедшего времени 107-108 25.01-26.01 Образование страдательных причастий настоящего времени 109-110 27.01-30.01 Образование страдательных причастий прошедшего времени 111-112 31.01-31.01 Краткие страдательные причастия Словарный диктант
113 1.02 Морфологический разбор причастия 114 2.02 ПРАВОПИСАНИЕ
Гласные в суффиксах причастий настоящего времени 115 3.02 Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени 116-117 6.02-7.02 Буквы Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных 118 7.02 Буквы Н и НН в кратких формах отглагольных прилагательных 119-120 8.02 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями 121-122 9.02-10.02 Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами 123-124 13.02-14.02 Правописание причастий Диктант
125-126 14.02-15.02 ТЕКСТ
Типы речи в научном стиле литературного языка 127 16.02 Слово в разных стилях речи. 128-129 17.02-20.02 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Употребление причастий в литературном языке 130 21.02 Употребление причастного оборота 131 21.02 Повторение
Комплексное повторение материала главы 5 132 133 22.02-23.02 Правописание причастий КР (тест)+ анализ (интегр.)
134 24.02 О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ.
Официально-деловой стиль Глава 6. В чём особенности официальных документов?
135 27.02 СИСТЕМА ЯЗЫКА
Деепричастие.
Деепричастие как форма глагола 136 28.02 Образование деепричастий 137-138 28.02-1.03 Деепричастный оборот 139-140 2.02-3.03 Морфологический разбор деепричастия 141 6.03 ПРАВОПИСАНИЕ
Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями 142-143 7.03-7.03 Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами 144-145 9.03-10.03 Правописание деепричастий Диктант
146-147 13.03
13.03 (инт) ТЕКСТ
Деловые бумаги: заявление 148 14.03 Типы речи: официально-деловое и художественное описание 149-150 14.03-15.03 Сочинение-описание по картине (обучение) Сочинение
151 16.03 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Употребление деепричастий в литературном языке. 152 17.03 ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала главы 6. 153-154 20.03-21.03 Деепричастие КРГлава 7. В чём особенности публицистической речи?
155 21.03 СИСТЕМА ЯЗЫКА 156 22.03 Имя числительное.
Имя числительное как часть речи
Простые, сложные и составные числительные 157 3.04 Количественные числительные 158 4.04 Склонение простых количественных числительных 159-160 4.04-5.04 Склонение сложных числительных 161-162 6.02-7.04 Склонение составных количественных числительных 163-164 10.04-11.04 Обозначение дробных чисел 165 11.04 Собирательные числительные 166 12.04 Порядковые числительные 167 13.04 Морфологический разбор имени числительного 168-169 14.04-17.04 Правописание
Правописание мягкого знака в именах числительных 170-171 18.04-18.04 Слитное и раздельное написание числительных 172-173 19.04-20.01 Имя числительное Диктант
174 21.04 Текст
Соединение в тексте разных типов речи 175 24.04 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Употребление числительных в литературном языке 176 25.04 Повторение
Комплексное повторение материала главы 7. 177
178 25.04-26.04 Правописание имён числительных КР (тест)
Глава 8. Есть ли правила у беседы?
179 26.04 (инт) О языке и речи.
Обиходная разговорная речь. 180 27.04 СИСТЕМА ЯЗЫКА
Местоимение.
Знаменательные и местоименные части речи 181 28.04 Особенности местоимения как части речи 182 2.05 Личные местоимения 183 2.05 Возвратные местоимения 184-185 3.05-4.05 Притяжательные местоимения Словарный диктант
186 5.05 Определительные местоимения 187 8.05 Указательные местоимения 188 10.05 Вопросительные и относительные местоимения 189-190 11.05-12.05 Неопределённые и отрицательные местоимения 191 15.05 Морфологический разбор местоимения 192-193 16.05-17.05 ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание местоимений с предлогами 194-195 18.05 -18. 05 (инт) Правописание неопределённых и отрицательных местоимений 196-197 19.05 Правописание местоимений КР (тест)
198-199 19.05 (инт)-22.05 Текст
Устный рассказ 200-201 23.05-23.05 Контрольное изложение Изложение
202-203 24.05-25.05 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Употребление местоимений в литературном языке 204
205
206 26.05
29.05
30.05 Комплексное повторение и систематизация изученного в 6 классе 207-208 30.05- 31.05 Повторение изученного за курс 6 класса Тест+анализ209 1.06 Комплексный анализ текста 210 2.06Итоговый урок