Исследовательская работа Языковые особенности SMS — сообщений
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Мраково
МР Кугарчинский район Республика Башкортостан
Туленкова Арина Сергеевна
Языковые особенности SMS – сообщений.
Руководитель: Камардина З. М.
учитель русского языка и литературы
с.Мраково 2016
Тезисы исследовательской работы
Языковые особенности SMS – сообщений. Туленкова Арина, 6 в класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Мраково МР Кугарчинский район Республика Башкортостан, Камардина Зайтуна Минигалеевна.
В процессе исследования мы провели наблюдение над языком SMS-сообщений, выявили их языковые особенности, через анкетирование выявили наиболее часто используемые СМС - сообщения, интервьюированием узнали об отношении школьников к грамотному оформлению текстов сообщений.
Использование СМС - сообщений, на уроках русского языка может явиться существенным элементом учебно-воспитательного процесса в школе. XXI век считается веком виртуального общения, поэтому актуальность исследования обусловлена с одной стороны с возрастающей популярностью SMS как способа коммуникации, особенно среди молодежи, с другой стороны – с понижающейся грамотностью письменной речи обучающихся. Данная тема современна и нова, и затрагивает новый речевой жанр и представляет прорыв в науке.
В ходе исследовательской работы выяснила коммуникативные задачи SMS – сообщений, изучила историю возникновения SMS, определила причины использования SMS в русском языке, рассмотрела виды SMS – сообщений, выявила характерные особенности языка текстовых сообщений, провела анкетирование школьников с целью выявления факторов, влияющих на грамотность речи при SMS-общении, выяснила отношение школьников к форме общения SMS, выявила языковые особенности SMS – сообщений: графические, фонетические, словообразовательные, лексические, синтаксические, морфологические.
Методы исследования:
1.Изучение литературных источников, материалов сети Интернет.
2.Анализ.
3.Социологический опрос.
4.Эксперимент.
5. Интервью.
Мы доказали, что SMS – общение влияет на грамотность школьников, так как использует максимально упрощенные варианты общения. SMS-сообщения, несмотря на необычность языкового облика, служат средством позитивной коммуникации, они удобны, практичны и дешевы, а порой просто необходимы.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..3-5
Литературный обзор…………………………………………………………..5-11
2.1.История возникновения и развития SMS…………………………….....5-7
2.2.SMS-общение - особый формат коммуникации ………………………..7-9
2.3.SMS: преимущества и недостатки ……………………………………....9-10
2.4.Виды SMS - сообщений…………………………………………………10-11
Материалы и методы исследования………………………………................11-18
3.1.Использование словаря Т9……………………………………………….11-13
3.2. Отношение к соблюдению норм языка при написании SMS …………13-14
3.3. Социологический опрос (интервьюирование)…………………………14 -15
3.4. Выделение языковых особенностей SMS – сообщений……….............15-18
Вывод…………………………………………………………………………..18-19
Литература………………………………………………………………….....20
Приложение……………………………………………………………………21-28
Тезисы исследовательской работы
Языковые особенности SMS – сообщений. Туленкова Арина, 6 в класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Мраково МР Кугарчинский район Республика Башкортостан, Камардина З.М.
В процессе исследования мы провели наблюдение над языком SMS-сообщений, выявили их языковые особенности, через анкетирование выявили наиболее часто используемые СМС - сообщения, интервьюированием узнали об отношении школьников к грамотному оформлению текстов сообщений.
Использование СМС - сообщений, на уроках русского языка может явиться существенным элементом учебно-воспитательного процесса в школе. XXI век считается веком виртуального общения, поэтому актуальность исследования обусловлена с одной стороны с возрастающей популярностью SMS как способа коммуникации, особенно среди молодежи, с другой стороны – с понижающейся грамотностью письменной речи обучающихся. Данная тема современна и нова, и затрагивает новый речевой жанр и представляет прорыв в науке.
В ходе исследовательской работы выяснила коммуникативные задачи SMS – сообщений, изучила историю возникновения SMS, определила причины использования SMS в русском языке, рассмотрела виды SMS – сообщений, выявила характерные особенности языка текстовых сообщений, провела анкетирование школьников с целью выявления факторов, влияющих на грамотность речи при SMS-общении, выяснила отношение школьников к форме общения SMS, выявила языковые особенности SMS – сообщений: графические, фонетические, словообразовательные, лексические, синтаксические, морфологические.
Методы исследования:
1.Изучение литературных источников, материалов сети Интернет.
2.Анализ.
3.Социологический опрос.
4.Эксперимент.
5. Интервью.
Мы доказали, что SMS – общение влияет на грамотность школьников, так как использует максимально упрощенные варианты общения. SMS-сообщения, несмотря на необычность языкового облика, служат средством позитивной коммуникации, они удобны, практичны и дешевы, а порой просто необходимы.
Введение
Современный человек не мыслит себя без сотового телефона. А одна из его функций – SMS-сообщения – представляется мне наиболее перспективной. Заинтересовавшись вопросом происхождения SMS-сообщений, я увидела, что изучением данного способа общения занимаются не так давно.
Как это ни странно, но живое письмо в бумажном варианте уступает первенство сухим SMS-«письмам», где нет места глубоким чувствам и развёрнутым мыслям.
К SMS - сообщениям многие пользователи относятся как к разновидности устной речи, часто не очень грамотной. Сегодня редко кто пишет своим родным и близким людям письма. Со временем их вытесняет телефонное общение, электронная почта и, конечно, SMS - сообщения. Сейчас без них невозможно представить нашу жизнь. Это дёшево, удобно, быстро, но и позволяет выразить те мысли, которые не решаются произнести вслух.
Проверяя тетради, наши учителя постоянно сожалеют о том, что с каждым годом дети становятся всё безграмотней и безграмотней. Мы задумались, почему так происходит в век информационных технологий. Язык коротких текстовых сообщений вошел в нашу повседневную речь давно. Но если всего несколько лет назад мы порой обменивались сообщениями в виде простых сокращений, то сегодня появились свои языковые особенности SMS – сообщений и они значительно изменились. Появилось много новых значений, правил. В общем, происходят изменения в написании слов, сокращения, сленг в молодежной среде. И это подтолкнуло меня изучить особенности SMS – сообщений.
В процессе исследования мы провели наблюдение над языком SMS-сообщений, выявили их языковые особенности, через анкетирование выявили наиболее часто используемые SMS - сообщения, интервьюированием узнали об отношении школьников к грамотному оформлению текстов сообщений.
Использование SMS - сообщений, на уроках русского языка может явиться существенным элементом учебно-воспитательного процесса в школе.
Поэтому тема исследования: языковые особенности SMS - сообщений.
Объектом моего исследования являются SMS-сообщения
Предмет исследования – SMS-сообщения и их использование в качестве средства общения в молодежной среде.
Цель – определить языковые особенности SMS – сообщений.
Исходя из цели, я поставила задачи исследования:
1.Выяснить коммуникативные задачи SMS - сообщений.
2.Изучить историю возникновения SMS;
3.Определить причины использования SMS в русском языке;
4. Рассмотреть виды SMS - сообщений
5. Выявить характерные особенности языка текстовых сообщений SMS ;6.Провести анкетирование школьников с целью выявления факторов влияющих на грамотность речи при SMS-общении.
7. Выяснить отношение школьников к форме общения SMS
8. Выявить языковые особенности SMS – сообщений.
XXI век считается веком виртуального общения, поэтому актуальность исследования обусловлена с одной стороны с возрастающей популярностью SMS как способа коммуникации, особенно среди молодежи, с другой стороны – с понижающейся грамотностью письменной речи обучающихся.
Актуальность обусловлена тем, что данная тема современна и нова, и затрагивает новый речевой жанр и представляет прорыв в науке.
Я понимаю, что моё исследование – это лишь малый шаг в долгой дороге подобных работ, каждая из которых будет добавлять крупицу знания в современный русский язык.
Новизна заключается в выборе самого объекта исследования, комплексной систематизации материала и выявления новых смысловых понятий.
Рабочая гипотеза: в основу исследования положено выявления языковых особенностей SMS – сообщений школьников.
Методы исследования:
1.Изучение литературных источников, материалов сети Интернет.
2.Анализ.
3.Социологический опрос.
4.Эксперимент.
5. Интервью.
Основные коммуникативные задачи SMS – сообщений.
С помощью SMS решаются следующие коммуникативные задачи:
1.Узнать о местонахождении и планах адресата (Например: «Ты где? Чего не отвечаешь?»)2. Сообщить о своем местонахождении (и планах) (Например: «Сейчас еду в салон»)3.Узнать о самочувствии и настроении адресата (Например: «Как прошли выходные?»)4.Сообщить о своем самочувствии и настроении (Например: «У меня сегодня много дел»);5.Сообщить о минутном впечатлении, о чем-то только что сделанном или увиденном (Например: «Ура! Сбылась моя мечта! Сегодня я увидела двойную радугу!»);6.Выразить сочувствие, поощрение, благодарность и т.п. (Например: «Спасибо!»). Все они предполагают передачу не столько объективной информации, сколько эмоционального отношения, участия, сочувствия, желания поделиться радостью или печалью.
2.1. История возникновения и развития SMS
Что такое SMS?
На этот вопрос ответили 80 опрошенных учащихся таким образом
Определения этого термина нет в известных нам толковых словарях. Нашла его только в Интернете.
SMS (Short Messaging Service — «служба коротких сообщений») — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений с помощью сотового телефона. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи. [2]
Текст SMS-сообщения может состоять из алфавитно-цифровых символов. Максимальный размер SMS в стандарте GSM — 140 байт. SMS-сообщение, написанное русскими буквами, не может превышать 70 знаков.SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд. Отправитель может получать уведомление о доставке сообщения. Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон. Как только адресат появится в сети, он получит сообщение. Если отправитель получает уведомления о доставке, то таким образом можно определить момент появления в сети получателя.
Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором.
С помощью расширенного варианта SMS, называющегося EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое.
Также SMS на телефоны можно отправлять из Интернета и из других сетей, используя специальные программы. В англоязычных странах для экономии символов в SMS часто используют аббревиатуры, пропуски гласных, а также обозначают слова и слоги схожими по звучанию цифрами и буквами.
Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни – сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи.
Начиналось же все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями.
В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (NeilPapworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством. В послании так и значилось: «MerryChristmas – 92». На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.
Новую перспективную технологию признали не сразу. Хотя возможность отправлять и получать короткие текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить на рынок новую услугу. Причины очевидны - в то время мобильный рынок только формировался, не было четкого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения, да и количество заинтересованных в услуге пользователей было невелико. А брать на себя дополнительные расходы на развитие никому неизвестной технологии никто не хотел - зачем рисковать, когда даже обычные услуги мобильной связи для многих являлись в то время непозволительной роскошью, и абоненты с радостью платили огромные деньги просто за возможность разговаривать по телефону[3].
Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS. Оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения.
Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а, следовательно, получил и признание рынка. Операторы, получившие выгоду, запустили активную рекламную поддержку новой услуги Shor tMessage Service. Эта аббревиатура переводится так: Служба коротких сообщений. У нас ее побуквенно заимствовали, переписав кириллицей, но перевели по-своему: СМС по-русски – это уже Служба Мобильных Сообщений.
В 2000 году позволили своим клиентам посылать SMS пользователям других сетей. Все это резко увеличило привлекательность услуги и также послужило фактором проникновения SMS в массы. Особый язык SMS-сообщений («текстинг») получил официальное признание как средство коммуникации и передачи информации.
Многочисленные рекламные службы широко пользуются услугами SMS. Можно, например, получить анонсы кинофильмов. Можно оформить подписку на SMS – новости. А уж метеосводки, гороскопы и курсы валют на экране телефона стали нашими постоянными спутниками.
2.2. SMS-общение - особый формат коммуникации
Каждый человек имеет потребность в общении, особенно подросток.
На вопрос интервью «Нравится ли Вам общаться с людьми?» обучающиеся 4-ых, 6-ых, 9-ых и 11-ых классов ответили:
ДА – 110 человек;
НЕТ – 0 человек.
В современной жизни остается мало времени на непосредственное общение в реальности, и нам часто приходится связываться друг с другом по Интернету и телефону, а одной из важных составляющих мобильного телефона является SMS-портал.
На улице и в помещениях, на уроках и в переменах, в очереди к кассе супермаркета и на рынке мы постоянно видим людей разного возраста, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а SMS, попросту «эсэмэски».
По результатам опроса нам удалось установить, что 10% аудитории пользователей SMS- это люди пожилого возраста, 30% - среднего и 60% - молодёжь.
ВЫВОД: общение при помощи SMS прочно вошло в жизнь, а большую популярность этот способ передачи информации приобрел именно в молодежной среде.
SMS мы используем во всех ее сферах: в сфере работы, с одноклассниками, друзьями, близкими, родными. SMS - это удобный способ передать или получить необходимую информацию. Мобильная связь стирает все границы и расстояния, оставаясь самым популярным средством связи.
Сейчас эта форма общения - неотъемлемая часть жизни каждого человека. Такой виртуальный мир позволяет передать чувства, эмоции, состояние, сообщить о некоторых событиях, поздравить или просто провести неформальную беседу на расстоянии. SMS – удобный способ общения, отличающийся комфортностью, краткостью, быстрой передачей данных, неограниченностью во времени и пространстве. SMS – это письмо, только электронное.
SMS сегодня - это способ общения более дешевый, по сравнению с переговорами, а от того и не теряет свою популярность. Через SMS можно сказать, то, чего не сможешь произнести при личном общении или в то время, когда нужно соблюдать тишину.
ВЫВОД: молодежь все больше общается при помощи SMS сообщений. Но, на наш взгляд, эсэмэски не способствует укреплению дружеских отношений, чувства и мысли, общающихся между собой людей остаются за пределами переписки. А ведь слово – это великая сила, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником. С помощью речи можно выразить буквально все: и чувства, и красоту окружающего мира, и свои фантазии. Мы перестали разговаривать, глядя в глаза друг другу.
2.3. SMS: преимущества и недостатки
Чем же привлекает молодежь данный вид общения? По мнению психологов, SMS-общение раскрепощает человека: в коротком сообщении можно написать то, что бывает трудно произнести вслух в живой беседе. Учащиеся широко пользуются SMS-сообщениями по нескольким причинам:
этот способ общения экономит время и деньги;
SMS-сообщение может быть доставлено в подходящее для твоего адресата время;
использовать SMS-сообщения удобно, если необходимо соблюдать тишину.
Подростки пользуются услугами мобильного телефона не только на переменах, но и во время уроков (они отправляют короткие текстовые сообщения, чтобы получить подсказку или сверить ответы и решения).
Мы проанализировали и выявили преимущества и недостатки SMS. Вот некоторые из них.
Преимущества SMS-сообщений Недостатки SMS-сообщений
передача большего количества информации за минимальное количество времени;
секретность информации;
служит одновременно для передачи информации и эмоций;
возможность передачи информации при недоступности адресата;
возможность научиться лаконично и четко формулировать свои мысли;
удобный способ оповестить большое количество людей, не затрачивая при этом много времени и средств;
можно редактировать;
можно сохранить. затруднение в понимании содержания;
ограниченное количество символов;
пренебрежение правилами грамматики и орфографии, что приводит к снижению грамотности;
затрата времени на написание.
Проанализировав, мы пришли к выводу, что преимуществ оказывается больше, чем недостатков. Главная задача переписки с помощью SMS – донести новую информацию до адресата или просто установить контакт без непосредственной передачи информации.
2.4. Виды SMS-сообщений:
Тексты SMS отличаются видовым своеобразием: бытовые, романтические SMS, SMS - извинения, SMS- розыгрыши и др.
Романтические SMS:
«Я здесь пишу, что ты там читаешь. И верно знаешь от кого, а сердце плачети страдает, что друг от друга далеко!»;
«Ты - боль и свет, покой и страх! Ты - привкус неба на губах, мелодия, что я пою! Ты – жизнь, а я её люблю!».
SMS - мудрые изречения:
Глаза дружбы редко ошибаются.
Вольтер, французский философ
Прекрасное – это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.
И.Кант, немецкий философ
SMS - комплименты
«Мне позвонили из Рая и сказали, что от них сбежал самый красивый ангел, но я тебя не выдавал».
С приходом СМС отмирает вид эпистолярного жанра – поздравительные открытки, которые люди слали своим друзьям и родственникам. Сейчас родных поздравляют по телефону или отправляют небольшое стихотворное поздравление с добрыми пожеланиями, используя SMS (новогодние SMS, валентинки, поздравления с днем рождения и т.д.), - SMS пожелания (поздравления отцу, маме, друзьям и т.д.).
Какие какие SMS - сообщения отправляют школьники МБОУ СОШ №1 села Мраково? С этим вопросом мы обратились к учащимся 4-х, 6-х, 9-х, 11-х классов.
- Привет! Чем занимаешься?
- Я телик смотрю и убираю дома. (9 класс)
- Ты кого любишь?
- Тебя! (4 класс)
SMS -поздравления:
Надюха! Поздравляю тя, что ли!(9 класс)
SMS -пожелания:
Спокойной ночи и сладких снов! Я очень люблю тебя! (11 класс)
Солнышко светит ярко.
Кошки мурчат лениво.(4 класс0 Среди обычных текстов в SMS встречаются изречения и высказывания выдающихся людей:
Умение прощать – свойство сильных. Слабые не прощают.
М.Ганди.
Я – часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо…
Гете «Фауст».
3. Материалы и методы исследования
3.1. Использование словаря Т9Термин Т9 в мобильной связи определяется как система интуитивного ввода текста, которая облегчает написание текстовых сообщений. Мобильные телефоны, оснащённые Т9, в процессе набора текста «предугадывают» слово, которое хотят написать. Словарь Т9 содержит набор наиболее часто употребляемых слов, соответствующих грамматическим нормам русского языка.
Используют ли словарь Т9 наши школьники? В каких случаях?
В 4 классе: не используют 90% и 10% используют всегда.
В 6 классе: не используют 80% и 20% используют только в тех случаях, когда торопятся.
В 9 классе: не используют 70% и 30% используют редко.
В 11 классе: 90% не используют и 10% используют при написании SMS-сообщений.
4 класс 6 класс 9 класс 11 класс
Используют 90% 80% 70% 90%
Не используют 10% 20% 30% 10%
Среди школьников словарь T9 не популярен, так как имеет недостатки. От модели телефона и от того, к какой ценовой категории аппарат относится, зависят и память, и объём словаря. Трудности возникают и при вводе имен собственных, при спряжении слов, а также при вводе знаков препинания. С другой стороны, особенно при написании текста на иностранном языке, словарь служит своеобразным помощником в орфографии. Целью использования данной функцией для них является «возможность быстрее написать сообщение», но никто не отметил, что Т9 позволяет не допускать ошибки при написании SMS.
По результатам опроса видно, что небольшое количество людей обращается за орфографической помощью.
Ни для кого не секрет, что многие учащиеся имеют неустойчивую грамотность. Что же является причиной этому явлению?
1. Восприятие SMS как разновидности устной речи (изобилие просторечий и жаргонов);
2. Экономическая сторона вопроса (дети экономят место на SMS-страничках, так как SMS – платная форма общения);
3. Непринципиальное отношение к ошибкам в SMS-сообщениях;
4. Невысокий уровень практической орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
ВЫВОД: SMS-сообщения, составленные школьниками с ошибками, сегодня находятся вне поля зрения учителя русского языка, поэтому контролировать речевое оформление и грамотное письмо в сообщениях могут только сами школьники. Безграмотные SMS-сообщения не всегда зависят от уровня владения учащимися русским языком. Следовательно, задача школы — обратить внимание подростков на то, что SMS-сообщения должны соответствовать языковым нормам
3.2. Отношение школьников к форме общения SMS
Современный школьник стремится к постоянному общению с помощью различных электронных средств. С помощью анкетирования мы выявили у учащихся, какому общению они отдают больше предпочтение, а какому меньше.
Большинство учеников начальной школы предпочитает SMS - общение. На 2-ом месте общение в компании, на 3 - общение дома, на заслуженном 4-ом месте общение в чате, на 5-ом электронная почта и на 6-ом месте общение на улице.
Ученики среднего звена, то есть 6 класса, предпочитают общение в чате и в электронной почте, на 2-ом месте общение в компании, на 3 - общение на улице, на 4-ом общение дома и на 5-ом общение по SMS.
Старшеклассники (9 и 11 классы) предпочитают беседу в компании, на 2-ом месте - общение дома, на 3 – общение на улице, на 4-ом общение с помощью чатов, 5-ое место заняли SMS-сообщения и на 6-ом общение по электронной почте.
Общение 4 классы 6 классы 9 и 11 классы
Смс – общение 1 6 5
Общение в компании 2 3 1
Общение дома 3 5 2
Общение в чате 4 1 4
Электронная почта 5 2 6
Общение на улице 6 4 3
Можно сделать вывод, что постепенно виртуальное общение среди школьников постепенно вытесняет живое.
Одна из задач этого исследования – рассмотреть отношение школьников к языковым нормам при составлении текстов SMS. Ребятам было предложено ответить на вопрос анкеты «Задумываетесь ли вы над грамотностью, создавая SMS?»
На что 4 класс ответил так: 40% всегда задумываются, не задумываются 30% и 30%, если есть время.
6 класс: 60% всегда задумываются, 20%, если есть время и 10% вообще не задумываются.
9 класс: 50% всегда задумываются, 30%, если есть время, 20% никогда об этом не думают.
11 класс:70% всегда задумываются, 10%, если есть время и 20% вообще не задумываются.
Вывод: следовательно, в текстовых сообщениях как форме общения выявлены положительные и отрицательные стороны.
3.3. Социологический опрос (интервьюирование)
Интересно было узнать, факторы, влияющие на уровень грамотности и культуры речи современных подростков, чтобы определить, какие из них оказывают наибольшее влияние? Для этого был проведён социологический опрос.
Мнения разделились:
национальность – 0%;
друзья и окружение – 10%;
газеты и журналы – 11%;
семья –12%;
телевидение –12%;
книги- 13%;
школа, образование – 21%;
электронные виды общения –21%.
Из чего следует, что школа, образование и электронные виды общения встали на одну ступень, а значит, назрела необходимость обращения в школьном курсе русского языка к SMS-сообщениям для наблюдения над их языковыми особенностями.
На вопрос: «Влияет ли SMS-переписка на уровень грамотности?» были получены следующие ответы:
уровень грамотности улучшился – 23%;
уровень грамотности не изменился – 34%;
уровень грамотности ухудшился – 43%.
Результаты опроса подтверждают предположение о том, что общение в виртуальном пространстве негативно влияет на уровень грамотности, а именно на правописание и пунктуацию.
61% респондентов утверждают, что благодаря систематическому использованию SMS научились четко и коротко высказывать свои мысли.
И педагогам, и учащимся был задан один и тот же вопрос:«Следите ли Вы за грамотностью, когда пишите SMS?»
Все педагоги ответили, что следят, а среди учащихся только 65% ответили утвердительно.
Интересно сравнить ответы учащихся 4, 6, 9 и 11 классов.
Варианты ответов КЛАССЫ
4 класс 6 класс 9 класс 11 класс
Да 33,3% 30% 7% 8%
Иногда 33,3% 20% 7% 16%
Не задумываюсь 33,3% 50% 86% 76%
Большая часть учащиеся не старается грамотно составлятьSMS, однако были даны комментарии, что следить за грамотностью при создании сообщений непринципиально, так как главное – передать информацию, а писать грамотно иногда не позволяет «недостаток денег на счету». Из вышесказанного следует, что школьники очень часто допускают разного рода ошибки осознанно, не задумываясь о бережном отношении к русскому языку.
72% респондентов постоянно прибегает к сокращениям слов, когда набирают сообщения.
Интересно, что 63% опрошенных осуждают адресанта за наличие в тексте ошибок.
ВЫВОД: учащиеся не замечают негативного влияния SMS-общения на свою грамотность и отмечают, что стараются следить за орфографией и пунктуацией собственных сообщений. В SMS - текстах много нарушений общепринятых стандартов грамотности, которые, как правило, связаны с намеренным их использованием. Приведем некоторые примеры:
3.4. Выявление языковых особенностей SMS – сообщений.
1. Графические особенности.
1) транслитерация;
Прежде всего, обращает на себя внимание графический облик SMS-сообщений. Для непосвященных людей они могут напоминать шифровку. Встречается транслитерация, то есть замена букв русского алфавита - кириллицы - на буквы латинского алфавита. Edem domoj. Это можно объяснить тем, что в объём одного SMS-сообщения (который ограничен) латинских символов входит в два раза больше, чем символов кириллицы. Примеры: ukrali kowelek.
Нам встретились и обратные примеры, когда английские слова пишутся кириллицей и включаются в состав русских фраз. Чё, го гулять? Го короче, чем пойдём.
2) использование вместо букв цифр;
Иногда вместо букв используются цифры: для передачи буквы ч, которой нет в латинском алфавите - 4. Privet polu4en. Для передачи буквы ш, которой тоже нет в латинском алфавите, используется буква w, потому что она внешне напоминает ш, хотя обозначает совсем другой звук. U Dawki, по4ему, от8еть, Да6а.
3) смайлы.
Излюбленный графический знак в SMS-сообщениях - так называемый смайлик, передающий разные смыслы. Вот самые распространенные смайлы: - улыбающийся, - грустный, - удивлённый. Смайлы очень удобны для сжатой передачи смысла и эмоций. В какой-то степени они соответствуют такой невербальной форме устного общения, как мимика.
2. Фонетические особенности.
1)произносительная компрессия.
На фонетическом уровне мы обнаружили примеры произносительной компрессии, то есть сжатия: сёдня (сегодня), те (тебе), тя (тебя), я те презвоню, я тя лаф, ты де? нез, сг не приду.
Мы думаем, что это объясняется, с одной стороны, всё той же тенденцией к экономии, а с другой - близостью SMS-языка к устной речи. Ведь функция SMS-сообщений - чаще всего повседневное общение, заменяющее разговор.
3. Словообразовательные особенности.
1) уменьшительно-ласкательные суффиксы
-ищ- : дружище, ручище, глазище.
-ечк- : Сонечка, душечка, матрешечка-еньк-: скоренько, хорошенько, чистенько, понятненько-к-: печалька,
-ик-: мячик, мамик2) сокращения основы, с одновременным присоединением суффикса -ик-: фотик, телик.
Такие формы также свойственны устной речи и отражают тенденцию к экономии. Экономия проявляется в использовании усечённых слов: тел (телефон), норм., пож., поч., пон.
3)аббревиации: всм (в смысле), ужс., вмс., сг, СПС., хз., кд, крч4) семантическое стяжения, или конденсат. Слово домашка - пример семантического стяжения, или конденсата. Это замена словосочетания домашняя работа одним словом. К основе прилагательного прибавляется суффикс -к-, а определяемое существительное опускается. Григорий Яковлевич Солганик отмечает, что таким способом образуются разнообразные выразительные, нередко шутливые названия. «Разговорная речь, будучи всегда непринуждённой неофициальной, поощряет подобные словесные игры и шутки».
4. Морфологические особенности.
1) частое употребление личных местоимений: Я скоро! Вас ждать? У меня все хорошо, а у тебя как? Ты че? Я за тебя рада! Эй, ты где?
Думаю, что это связано с тем, что SMS-сообщения - это общение между двумя людьми, поэтому достаточно использовать местоимения я, ты, а иногда опускать и их.
2) преобладание глаголов над существительными: Чем занимаешься? Жди! Еду.Расскажу при встречи. Скучаю. Люблю. Целую. Приходи, поболтаем. Это также объясняется ограниченным объемом SMS-сообщений.
3) употребление междометий: Аууу! Ку-ууууу… ух, ты! Ха-ха-ха! Хы-хы! Встречаются эмоциональные междометия, которые выражают чувства, настроение: еее!!!, и побудительные междометия: Эй, ты где?
5. Лексические особенности.
1) разговорные слова и выражения, например: поболтаем, как жизнь молодая? Подскачу. Пересечемся.
2) просторечные слова и выражения: чё, звякни, харе, чмоки3) жаргонизмы: приколько, препод, седка, лох, киноха, тренька.
6. Синтаксические особенности.
1 )употребление односоставных и неполных предложений: Готовь ужин. Вечером. Давай быстрей. Завтра снег. Буду скучать. Созвонимся.
2) преобладание простых предложений: Ты сегодня будешь? Че говоришь? Я за тебя рада! Приходи в гости
3) частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений: Мы где встречаемся? Беги домой! Возьми трубку! Как дела? Я сг не приду! Дождись меня сегодня! Дочура, удачи!
В повседневном общении с их помощью решаются такие коммуникативные задачи, как сообщение информации о себе, вопросы о местонахождении адресата, его самочувствии и настроении, просьбы. Часто встречаются восклицательные предложения, отражающие эмоциональность разговорной речи. Преобладают простые неполные предложения, ведь очень часто это диалог. Также встречаются односоставные предложения.
4. Вывод
Нами установлены недостаточная изученность коммуникативных характеристик SMS-сообщений, а также отсутствие факта применения SMS-сообщений в школьной практике, определена необходимость обращения в школьном курсе русского к SMS-сообщениям, наблюдения над языковыми особенностями коротких текстовых сообщений. Всё это будет способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся, закреплению орфографической и пунктуационной грамотности школьников.
В ходе своей работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Формы и стиль общения, предлагаемые современными средствами телекоммуникаций, в молодежной субкультуре склонны к упрощению конструкций и обезличиванию. Помимо этого они «убивают» эмоциональную окраску.
2. SMS-общение способствует увеличению речевых, лексических, стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в письменной речи школьников.
3. Благодаря SMS школьники начинают мыслить короткими штампами.
4. SMS-язык широко используют школьники, языковая культура которых не окончательно сформировалась. В итоге язык коротких сообщений может подменить собой литературный.
Таким образом, моя рабочая гипотеза подтвердилась. Цель моей работы достигнута.
В заключение своей работы я хочу сказать: да, мы доказали, что SMS – общение влияет на грамотность школьников, так как использует максимально упрощенные варианты общения. Чем проще общение - тем проще образ мышления, тем ближе человек к животному. Ведь способность мыслить - отличие человека от животного.
SMS-сообщения, несмотря на необычность языкового облика, служат средством позитивной коммуникации, они удобны, практичны и дешевы, а порой просто необходимы, но это не более, чем один из видов электронного общения, не способный заменить родной язык. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависит от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.
И.С.Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». К бережному отношению родного языка призываем и мы.
Литература
1.Колесов В.В. Язык, стиль, норма. – М.: Высшая школа, 1991. – 192с.
2.Википедия. SMS-сообщения. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/SMS (дата обращения: 25.11.13).
3.Москвичева И. Н. CМС школьников как один из видов письменно-речевой коммуникации [Электронный ресурс] // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии : [электронный журнал]. - [Б.м.], 2011. – URL :HYPERLINK "http://vestnik.kuzspa.ru/articles/50/"http://vestnik.kuzspa.ru/articles/50/(дата обращения:07.12.13).
4.Сидорова М.Ю. Засоряют ли смс-сообщения русский язык // Сибирский филологический журнал, 2007, №1.
5.Срезневский 1871 - Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте – СПб., 1871.
6.Шилоносов А. И. Графические особенности смс-текста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 111.
-С.219-223.
Приложение 1
SMS- сообщения.Привет. Как дела?
Привет. Чё творишь?
Чё делаешь?
Как жизнь дружище?
Сонечка возьми фотик:)Как там Маруська поживает?
Чай пью, телик смотрю :(
Чё ты тел не берешь :0
Споки ноки
Лорик, сегодня не приходи, я приболела:)Дочуся звони папе он отвезет.
Приходи, поболтаем:)Че молчим?
Я те при встречи расскажу.
Может на выходных пересечёмся:)Я может к тебе сегодня подскачу.
Прикольно а ты чёКак жизнь молодая?
Че молчим?
Я те при встречи расскажу.
Это полный пипец.
Жди!
Давай быстрей!
Я опаздаю :(
Буду позже :(
Приложение 2
Некоторые особенности языка SMS-сообщений.
Всё хорошо пытаюсь учиться :)У меня всё хорошо, а у тебя как?
Готовь ужин, я уже еду.
С добрым утром.
Приходи ко мне.
Чем маешься?
Я в магазине, что нибудь надо?
Желаю тебе всего…
Я учусь с 3 до 9.
Пошли седня в киноху:)Я те уже там жду:(Давай скоренько.
Ты где?
Ты че тел не берешь:(Звякни мне на тел.
Kontrolnyi privet surka homjakom polu4en.Edem domoj. Da6kiЭто пипец.
Я те сейчас перезвоню.
Я скоро. Вас ждать?
Всё будет готово.
Мы где встречаемся?
С днем варенья тебя:)Не там холодно:(А во сколько?
Хорошо:)Как ваши?
А это кто?
Созвонимся
Позвони, не забудь:( Приходи в гости, буду рада:))Я к вам седня заскачу
Я те уже там жду
Я на работе.
Я тя лаф
Скажи домашку по алгебре:)) Мы воскоко встречаемся?
Мы по те скучаем!
Выздоравливай быстрей:))Ты седня будешь?
Не я седня не успею:(Че го гулять?
Когда она приезжает?
Здорово…
Я за тебя рада:))Что за тишина?
Привет, ну что тебя отпустили?
Дочура, удачи! Мы с тобой!
Маладэсь, погода не помеха!
Я сг не приду!
Баю- баюшки- баю…
Ку- кууу…
Удачи, солнышко моё!
Ты де?
Как оно?
Good:)
Ну ладно. Спиии…
Understand?
Хыыы:)):))
Печалька:(Всм?
Как ты?
Ух тыыы?
Завтра снег….
Есть че пожрать?
Ну че, как дела обстоят?
еее:))Хахаха это было забавно:)Как себя чувстуешь?
Малышки с праздником:*
Не понял юмора…
Эй, ты где?
Как дел?
Поки чмоки:)Здрямки – привет
Прив /пр / прет / прива – привет
Норм/намана–нормально
Лютя – люблю тебя
Ваще – вообще
Прикона - прикольно, классно
Кульно – прикольноСпс – спасибо
Мя – меня
Те – тебе
Чо - что, чего
Драсьте – Здравствуйте, привет
Плиз /пожта /пжл – пожалуйста
Прюват – Привет
Неа- нет
Чмок тя! – Целую
Споки ноки – спокойной ночи
Круть – круто
Телик - Телевизор
Инет – интернет
Комп – компьютер
Смарю – смотрю
Пакасики – Пока
Хош – Хочешь
Симпотно – симпотичноПрикинь – представь
Эт – это
Больше :>
Возьми : воз
Вообще :ващеВстреча (встречаемся) :встрЕстественно :естеснаЗавтра :звтрИнтересно :интрсКак-нибудь : как нить
Ладно : лана
Меньше :<
Может быть : Мб
Надо :ндОднажды : 1жды
Опять : о5
Очень : о4
Привет : пр / прет / приваПожалуйста :пожта /пжлПрости :прстПочему :ПчмПросто : про100
Прикол :прклПриложение 3
Значения стандартных смайловСмайлик Что он обозначает Графический аналог
:) или =) Простая улыбка
:D Смех, хохот
:( Грустный
;) Подмигивание
:'( Плач
:-| Равнодушие
:-\ Озадаченность или недовольство
:-* Поцелуй
:P Показывающий язык
:-o Крайнее изумление
=-O Удивление
0:-) Ангелок; святой; нимб
]:-> Чёртик
:-[ Смущенный, краснеющий , стесняется
@->-- или
@}->-- Дарит розу
<:-( Глубокая печаль
>:-( Хмурится
>:-[ Сердитый
8-) Крутой; черные очки
:-< Подавленный
:-|| Сердитый, разгневанный
Приложение 4
Из истории вопроса
Понятие SMS, как и сам мобильный телефон, заимствованное. Придумал SMS Нейл Папуорт – инженер фирмы Vodafon. Он же отправил первую в мире SMS-ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: «MerryChristmas – 92». Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугуShortMessageService. Эта аббревиатура переводится так: Служба коротких сообщений. «У нас ее побуквенно заимствовали, переписав кириллицей – транслитерировали, но перевели по-своему: СМС по-русски – это уже Служба Мобильных Сообщений. Это сокращение нам советуют писать русскими буквами, причем все они должны быть большими, прописными».
А как сказать: СМС… пришла? пришло? Обычно род буквенного сокращения определяется по роду главного слова. А главное слово в этом сокращении – Служба. Фраза «Пришла СМС» звучит почти как «Это он, это он, ленинградский почтальон!». Но вряд ли для кого-то «конвертик» на дисплее символизирует стоящую у дверей Службу Мобильных Сообщений! Это все же само сообщение в конверт запечатано! СМС пришло? Не получается, слово сообщение в аббревиатуре – не главное. Некоторые предлагают для такого «письма» особое название: СМС-сообщение. С таким сложным словом проблем почти не возникает: СМС-сообщение точно «пришло», но неловкость возникает от того, что сообщение упоминается дважды – и в аббревиатуре, и во второй части сложения, это просто «масло масляное» какое-то! Поэтому лучший выход – пользоваться словом эсэмэска, так советует «Орфографический словарь русского языка» под редакцией В.В.Лопатина (и писать его рекомендуют именно так, не «СМС-ка», а эсэмэска). Тогда это будет однозначно существительное женского рода: эсэмэска пришла, эсэмэска отправлена. Однако в статьях, напечатанных в журнале «Русский язык в школе», используется выражение SMS-сообщение.