Программа с календарно-тематическим планированием: АОП по предмету История (8 класс)
Министерство образования Республики Коми
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 12» с. Читаево
( ГОУ РК «СКШИ № 12» с. Читаево)
«12 №-а торъя (коррекционн
·й) школа-интернат» Читаёв сиктын Коми Республикаса канму общеобразовательн
·й учреждение
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № __ от «___» ________201 _г.
УТВЕРЖДАЮ
И.о директора школы ________(Л.В. Ларина)
Приказ № __ от «___» ________201 _г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ИСТОРИЯ
8 КЛАСС
Срок реализации
программы:
1 год (8 класс)
Разработчик программы:
Кустышева Н.И.
учитель индивидуального обучения
с. Читаево
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.
Структурным принципом построения программы явился линейно- концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
- усвоить важнейшие факты истории,
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,
- овладеть умением применять знания по истории в жизни,
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи;
- гражданское воспитание учащихся,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- экологическое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Адаптированная программа по предмету «История» составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г. Учебники: История России: учеб. для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.- М. Владос, 2004.и предназначена для индивидуального обучения Ф.И. ребенка ( г.р.).
Обучающийся не может посещать специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и нуждается в индивидуальном обучении. обучается по программе ГОУ РК «СКШИ №12» с. Читаево на основании решения районной ПМПК, протокол от . г. Поступил в класс школы-интерната г. на основании приказа по школе № от г. Ф.И ребенка, выведен на индивидуальное обучение.
У низкая учебная мотивация. Не может долго заниматься однообразной деятельностью, поэтому в программе предусмотрено больше практических занятий.
Внимание. Не всегда внимательно слушает объяснение учителя, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
Коррекционная работа направлена на развитие способности к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Память. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
Коррекционная работа направлена на развитие возможности долговременного запоминания путем различных упражнений.
Мышление. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
Коррекционная работа направлена на развитие умения выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия.
Усидчивость в работе, работоспособность низкая (наблюдается истощение деятельности уже с начала уроков).
Целенаправленность деятельности. Активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач, неустойчивости внимания.
Психокоррекция поведения ребенка направлена на развитие познавательных интересов, любознательности.
Учитывая состояние здоровья и развития ребенка требования к результатам освоения АОП предъявляются по 1-му уровню оценивания (базовому).
Адаптированная образовательная программа по истории учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разносторонние развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
Обучение истории невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающегося. Поэтому на уроках учитель учит подростка повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование. Вся работа по истории проходит в форме совместной деятельности учителя и обучающегося.
В данную программу внесены изменения в содержание, в связи с уменьшением количества часов для прохождения курса.
ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина,
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Курс индивидуального обучения истории рассчитано на 1 год, 34 часа в год, 1 раз в неделю.
По окончании курса обучающийся должен достигнуть результатов, согласно основных требований к умениям учащихся.
Тематический план составлен с учетом регионального компонента.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок). Комбинированный урок
Подача учебного материала по истории сопровождается показом фрагментов кино (видео, DVD) мультфильмов, мультимедийными презентациями, музыкальными фрагментами. В обязательном порядке должны использоваться исторические карты.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных и письменных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса, обучающегося. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.
Структура курса истории 8 класс
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
1
Единая Россия (конец XV века – XVII век)
9
2
Великие преобразования России в XVIII веке
14
3
История нашей страны в XIX веке
11
Итого
34
Содержание курса истории 8 класс
Единая Россия (конец XV века – XVII век) (22 часа): Иван III Великий – глава единого государства Российского (Боярская дума, казна, приказы, приказные дьяки, наместники, уделы). Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный (Царь, Земский собор, Церковный собор, сословие, Судебник Ивана IV, телохранители, стрельцы). Опричнина Ивана Грозного (Помещики, самодержец, опричнина, опричник, земщина). Присоединение к Российскому государству Поволжья. Покорение Сибири. Быт простых и знатных людей. Москва – столица Российского государства. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России (1564 г. – первое издание книги в России). Правление Бориса Годунова (Прекращение существования династии Рюриковичей). Смутное время. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Начало правления династии Романовых (Соляной бунт, Медный бунт). Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение, казак, станица, крестьянская война). Раскол в Русской православной церкви. Раскол в Русской православной церкви. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)»
Великие преобразования России в XVIII веке (21 час): Начало правления Петра I (детство Петра I, 1690 г. – создание Российского флота, поход на Азов, «великое посольство»). Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга (1700 г. – начало причины и характер Северной войны). Полтавская битва (1709 г. – битва под Полтавой, причины победы над шведами). Победа Русского флота. Окончание Северной войны. Петр I – первый российский император. Преобразования Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. Правление Екатерины II. Золотой век дворянства. Положение крепостных крестьян. Р.К. Основание города Сыктывкара. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Знаменитый полководец Александр Суворов. Русские изобретатели и умельцы. Развитие литературы и искусства в XVIII веке. Быт и нравы русских людей в XVIII веке. Р.К. Республика Коми в конце XVIII века. Повторительно-обобщающий урок по теме «Великие преобразования России в XVIII веке».
История нашей страны в XIX веке (25 часов): Россия в начале XIX века (Российский император АлександрI ; реформа государственного аппарата; Указ «О вольных хлебопашцах»). Начало Отечественной войны 1812 года (24 июня 1812 г. – нашествие Наполеона на Россию). Бородинская битва (26 августа 1812 г. – Бородинское сражение; М.И.Кутузов – главнокомандующий русской армии). Оставление Москвы. Народная война против армии Наполеона. Отступление и гибель французской армии. Правление Александра I. Создание тайных обществ в России. Восстание декабристов. Император Николай I. Золотой век русской культуры. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в. Р.К. Основание села Объячево. Крымская война 1853 – 1856 гг. Отмена крепостного права. Реформы Александра II. Правление Александра III. Развитие российской промышленности. Появление революционных кружков в России. Наука и культура во второй половине XIX в. Жизнь и быт русских купцов. Быт простых россиян в XIX веке. Р.К. Быт коми-зырян в XIX веке. Повторительно-обобщающий урок по теме «История нашей страны в XIX веке»
Календарно-тематическое планирование
№ пп
Тема урока
Кол – во
часов
Тип урока
Цели
урока
Основные термины и понятия
Основные
знания
Оборудование и материалы
Примечание
Раздел 1. Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)
1
Вводный урок.
1
Комбинированный
Закрепить представление об истории как науке.
История, предки
История – наука о прошлом человечества
Портрет С.М.Соловьева
Иван III Великий – глава единого государства Российского.
Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатических, военных, организаторских способностях.
Боярская дума, казна, приказы, приказные дьяки, наместники, уделы.
Иван III создал централизованную систему государственного управления.
Гравюра «Иван III», Карта «Образование русского централизованного государства».
Учебник, стр. 6 – 11, схема.
Расширение государства Российского при Василии III.
Проследить процесс завершения объединения Северо – Восточной Руси вокруг Москвы.
Боярин – наместник.
Завершение окончательного объединения русских земель, Василий III – достойный сын Ивана III.
Карта «Образование русского централизованного государства».
Стр. 12 – 16. Карта.
2
Первый русский царь Иван IV Грозный.
1
Комбинированный
Рассказать, как управлялось Московское государство при Иване IV.
Царь, Земский собор, Церковный собор, сословие, Судебник Ивана IV, телохранители, стрельцы.
1547 г. – венчание на царство, создание системы государственного управления.
Схема «Система государственного управления при Иване Грозном».
Стр. 21 – 29, схема
Опричнина Ивана Грозного.
Дать представление об опричнине и ее отрицательных последствий для страны.
Помещики, самодержец, опричнина, опричник, земщина.
Опричник – дворянин в охране Ивана Грозного, цель борьбы – расправа с боярами.
Карта «Русское государство в XVI веке».
Стр. 30 – 34, карта.
3
Присоединение к Российскому государству Поволжья.
1
Комбинированный
Дать учащимся сведения о вхождении в состав Российского государства народов Поволжья.
Порох, ясак, караул, толмач.
Расширение границ Россий-ского государ-ства в XVI в.; Присоединение Казанского и Астраханского ханств.
Карта «Русское государство вXVI веке», иллюстрация «Собор Василия Блаженного».
Стр. 35 – 38, карта.
Покорение Сибири.
Раскрыть прогрессивное значение вхождения Западной
Казак, круг, атаман.
Присоединение к России Западной Сибири; Ермак Тимофеевич.
Карта «Русское государство в XVI веке», репродукция В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ерма-ком», стих. К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».
Стр. 39 – 42, карта.
4
Великий иконописец Андрей Рублев.
1
Комбинированный
Познакомить учащихся с творчеством Андрея Рублева
Иконостас, путник, олифа, темпера.
Андрей Рублев – иконописец XV в.; икона «Троица».
А.Рублев «Троица», видеофильм «Андрей Рублев», Карта «Русское государство в XVI веке».
Стр. 62 – 66, иллюстрации.
Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
На примере жизни и деятельности Ивана Федорова показать достояния русской культуры XV – XVI веков.
Типография, предисловие.
Иван Федоров – первопечатник; 1564 г. – первое издание книги в России.
Иллюстрации Кремля, храм Василия Блаженного, памятник Ивану Федорову.
Стр. 67 – 70.
5
Правление Бориса Годунова.
1
Сообщение новых знаний
Познакомить с причинами перехода царского престола к боярину Борису Годунову, показать начало Смутного времени.
Патриарх.
Прекращение существования династии Рюриковичей; царь Борис Годунов.
Рисунок XVII в. «Царь Борис Годунов», карточки с заданиями.
Стр. 71 – 73.
Смутное время.
Ознакомить учащихся с сущностью Смутного времени.
Смутное время, самозванцы.
Смутное время – борьба за власть в начале XVII века.
Видеофильм «Москва. Страницы истории XII – XIX вв.», стих. А.Бальмонта «В глухие дни».
Стр. 73 – 78.
6
Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.
1
Комбинированный
Дать сведения о бедственном положении России в период Семибоярщины; об освобождении Москвы.
Семибоярщина.
Семибоярщина – власть бояр; 1612 г. – освобождение страны от иноземных захватчиков.
Карта «Русское государство в XVI веке», иллюстрация «Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому».
Стр. 79 – 84.
7
Начало правления династии Романовых.
1
Комбинированный
Дать общее представление о правлении Россий-ским государством первых двух царей династии Романовых.
Соляной бунт, Медный бунт.
1613 г. – начало правления династии Романовых; укрепление царской власти.
Видеофильм «Романовы: начало династии», карточки с заданиями.
Стр. 85 – 88.
8
Крепостные крестьяне.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина
1
Комбинированный
Дать представление о крестьянской войне XVII века под предводительством Степана Разина.
Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение, казак, станица.
Крестьянская война.
Крепостные крестьяне – крестьяне, которые прикреплены к земле, к барину.
1670 г. – крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Таблица «Крепостные крестьяне и помещики», иллюстрации «В крестьянской избе», «Торг». Таблица «Крестьянская война под предводительством Степана Разина»
Стр. 89 – 94.
9
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)»
1
Обобщение и систематизация знаний.
Закрепить и обобщить знания учащихся об экономической, политической и культурной жизни страны в XV – XVII вв.
Карта «Русское государство в XVII веке», кроссворд «раскол в православной церкви», репродукции.
Стр. 6 – 105, карта
Тест.
Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке.
10
Начало правления Петра I.
1
Комбинированный.
Показать, что начало правления Петра I ознаменовалось важными преобразованиями.
Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан.
Детство Петра I, 1690 г. – создание Российского флота, поход на Азов, «великое посольство».
Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый».
Стр. 106 – 112, карта.
Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга.
Показать, что выход в Балтийское море был жизненно необходимым и прогрессивным для Русского государства
Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман.
1700 г. – начало причины и характер Северной войны
Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», репродукции «Петр I на строительстве Санкт – Петербурга.
Стр. 113 – 118, карта.
11
Полтавская битва.
1
Комбинированный
Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны, показать полководческое искусство Петра I.
Окоп, редут, драгун, гетман.
1709 г. – битва под Полтавой, причины победы над шведами.
Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», схема «Полтавская битва».
Стр. 119 – 122, карта, схема.
Победа Русского флота. Окончание Северной войны.
Раскрыть значение морских сражений для победоносного окончания Северной войны.
Эскадра, флагман, штиль, взять на абордаж.
Гангутское сражение; 1721 г. – окончание Северной войны; значение победы в войне
Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый».
Стр. 123 – 127, карта.
12
Петр I – первый российский император.
1
Комбинированный
Создать у учащихся представление о личности Петра I: внешность, характер, его деятельность.
Император, империя, цесаревич, Табель о рангах.
Петр I – первый российский император
Портрет Петра I, отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
Стр. 128 – 133.
Преобразования Петра I.
Рассказать о важных преобразованиях в хозяйственной, государственной, культурной жизни России
Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Синод, обер-прокурор, губерния, мануфактура, подушная подать, абсолютизм.
Реформа государственного управления, экономическая, денежная и налоговая реформы.
Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», схема «Государственное управление при Петре I».
Стр. 134 – 140.
13
Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова.
1
Комбинированный
Познакомить с деятельностью М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова.
Академия, лаборатория, обсерватория, мозаика.
М.В.Ломоносов – первый русский академик; И.И.Шувалов - меценат, покровитель науки и искусства.
Портреты М.В.ЛомоносоваИ.И.Шувалова.
Стр. 148 – 151.
Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.
Показать вклад первого Российского университета в развитие науки и техники в России.
Разночинцы, мещане.
1755 г. – основание Московского университета; 1759 г. – открытие Академии художеств.
Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова, иллюстрации «Московский университет».
Стр. 152 – 156.
14
Правление Екатерины II.
1
Сообщение новых знаний
Раскрыть сущность политики Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм, губернское правление, казенная палата, городская дума, наместник.
Время правления Екатерины II – просвещенный абсолютизм.
Портрет Екатерины II.
Стр. 157 – 160.
Золотой век дворянства.
Рассказать о расширении привилегий дворянства.
Дворянское собрание. Именитые граждане, капитан – исправник, меценат.
Золотой век дворянства – время правления Екатерины II, привилегии дворян.
Портрет А.Б.Куракина художника В.Л.Боровиковс
кого.
Стр. 161 - 166
15
Положение крепостных крестьян.
1
Комбинированный
Дать учащимся сведения о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II.
Наказы, вольная.
Крепостное право тормози-ло развитие сельского хозяйства и промышленности в стране.
Иллюстрации художника Н.Неврева «Торг», «Порка на конюшне».
Стр. 167 – 170.
16
Р.К. Основание города Сыктывкара.
1
Сообщение новых знаний
Дать сведения об основании города Сыктывкара.
По указу Екатерины || 5 февраля 1780 года был создан город - Сыктывкар. Самое первое название этого города Усть-Сысольск.
Карта РК
Доп. лит – ра.
17
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
1
Комбинированный
Показать размах войны, ее стихийный характер; причины поражения и историческое значение.
Дезертирство.
1773 – 1775 гг. – крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.
Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», портрет Е.И.Пугачева.
Стр. 172 – 176, карта.
18
Русско -турецкие войны второй половины XVIII века.
1
Комбинированный
Познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье.
Ультиматум.
Русско – турецкие войны 1768 – 1774 гг., 1787 – 1791 гг., русские полководцы П.А.Румянцев, А.В.Суворов.
Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.», портреты П.А.Румянцева, А.В,Суворова.
Стр. 177 – 183, карта.
19
Знаменитый полководец Александр Суворов.
1
Комбинированный
Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство А.В.Суворова.
Генералиссимус.
А.В.Суворов – выдающийся полководец, воинское зва-ние – генера-лиссимус.
Портрет А.В.Суворова, Картина В Сурикова «Переход Суворова через Альпы»; С.П.Алексеев «Рассказы о Суворове».
Стр. 184 – 188.
20
Русские изобретатели и умельцы.
1
Комбинированный
Познакомить с жизнью и изобретениями русских умельцев.
Паровая машина, семафор.
И.П.Кулибин – изобретатель-самоучка, И.И.Ползунов – изобретатель паровой машины.
Таблица «Русские изобретатели и умельцы», иллюстрации «Паровая машина И.И.Ползунова».
Стр. 189 - 193
Развитие литературы и искусства в XVIII веке.
Дать представление о том, что XVIII век стал эпохой культурного развития нашей страны.
Драматургические произведения.
Расцвет литературы, живописи, скульптуры, архитектуры.
Видеофильм «Искусство. XVIII век», Картины Ф.И.ФонвизинаД.Г.Левицкого, И.П.Аргунова.
Стр. 194 – 197, таблица.
21
Быт и нравы русских людей в XVIII веке.
1
Сообщение новых знаний
Познакомить учащихся с бытом и нравами русских людей в XVIII веке.
Аристократ. Ботфорты, трость, менуэт, извозчик.
Изменение облика, одежды, интересов, нравов русских людей.
Иллюстрации в учебнике.
Стр. 198 – 203.
22
Р.К. Республика Коми в конце XVIII века.
1
Сообщение новых знаний
Познакомить уч-ся с хозяйством, сословиями Республики Коми
Переселенцы, государственные крестьяне.
1782 г. – Указ Екатерины II о разрешении заселения края гражданскими лицами.
Карта РК
Доп. лит-ра.
23
Повторительно-обобщающий урок по теме «Великие преобразования России в XVIII веке»
1
Обобщение и систематизация знаний.
Закрепить знания уч-ся по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке».
Карточки с заданиями. Карта «Россия с конца XVII до 60-х гг. XVIII в.».
Стр. 106 – 203.
тестирование
Раздел 3. История нашей страны в XIX веке.
24
Начало Отечественной войны 1812 года.
1
Сообщение новых знаний
Дать представление о начальном этапе Отечественной войны.
24 июня 1812 г. – нашествие Наполеона на Россию; Отечественная война.
Карта «Отечественная война1812 г.», карточки с заданиями.
Стр. 208 –212. Карта.
Бородинская битва.
Дать представление о Бородинском сражении.
Генеральное сражение, ставка. Флеши.
26 августа 1812 г. – Бородинское сражение; М.И.Кутузов – главнокомандующий русской армии.
Карта «Отечественная война1812 г.», Стих. М.Ю.Лермонтова «Бородино», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.)
Стр. 213 –217, схема битвы.
25
Оставление Москвы.
1
Комбинированный
Объяснить предложение М.И.Кутузова на военном совете.
Фураж.
Решение военного совета в Филях; 14 сентября 1812 г. – оставление Москвы русскими войсками.
Карта «Отечественная война1812 г.», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.)
Стр. 218 –221.
Народная война против армии Наполеона.
Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в Отечественной войне 1812 г.
Партизанский отряд, рейд.
Помощь партизан; народная война.
Карта «Отечественная война1812 г.», Книга С.Алексеева «Бородинская битва».
Стр. 222 – 225.
26
Отступление и гибель французской армии.
1
Комбинированный
Формировать представления уч-ся о заключительном этапе Отечественной войны.
Мундир.
Декабрь 1812 г. – отступление и гибель французской армии; значение победы.
Карта «Отечественная война1812 г.», иллюстрации в учебнике.
Стр. 226 – 230, карта.
27
Правление Александра I.
1
Комбинированный
Объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенный период.
Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец.
Основные направления политики Александра I.
Карта «Отечественная война1812 г.», портрет Александра I.
Стр. 231 –
234.
Создание тайных обществ в России.
Дать представление о деятельности тайных обществ в 20-е годы XIX века.
Республика.
Северное и южное общест-ва; «Конститу-ция» Н.Мура-вьева; «Русская правда» П.Пестеля.
Карта «Отечественная война1812 г», таблица «Тай-ные общества», портреты декабристов.
Стр. 235 – 237, таблица.
28
Восстание декабристов.
1
Комбинированный
Рассказать о ходе восстания декабристов.
Декабристы, присяга, каторга.
14 декабря 1825 г. – восстание декабристов; первое открытое выступление против политики царского правительства.
Стих А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд», акварель К.И.Кольмана «Восстание на Сенатской площади».
Стр. 238 – 242.
Император Николай I.
Познакомить с личностью императора Николая I , основными направлениями его политики.
Казармы, жандарм, чиновник.
Политика Николая I привела к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом.
Карточки с заданиями, карточки для словарной работы.
Стр. 243 – 245.
29
Золотой век русской культуры.
1
Сообщение новых знаний
Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX века.
Портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка.
Первая половина XIX века – золотой век русской культуры: живопись, архитектура, литература, музыка.
Картины художников В.А.ТропининаА.Г.Веницианова, грамзапись оперы «Иван Сусанин», видеофильм «Русский музей. Искус-ство первой половины XIX в.».
Стр. 246 – 252.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Познакомить уч-ся с эпизодами жизни поэта и писателя А.С.Пушкина, который прививал любовь к Родине.
Лицей. Поэма, дуэль, роман.
А.С.Пушкин – выдающийся русский поэт и писатель.
О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», поэма «Полта-ва», повесть «Капитанская дочка», грамзапись «Смерть поэта».
Стр. 253 – 256, стихи А.С.Пушкина.
30
Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в.
1
Сообщение новых знаний
Проследить развитие науки впервой половине XIX в.; рассказать об основных географических открытиях данного периода.
Телеграф, телефон, свита, пингвин.
Научные открытия – телеграф, паровая машина, железная дорога. Географические открытия: остров Южный Сахалин, Антарктида.
Карта «Территория России в начале XIXв.», иллюстрации, план «географические открытия».
Стр. 257 – 260, карта
31
Р.К. Основание села Объячево.
1
Сообщение новых знаний.
Дать представление об основании родного села
Переселенцы, земледелие, скотоводство.
1803 г. – основание села Объячево.
Карта РК, карта Прилузского района.
Доп. лит-ра.
32
Отмена крепостного права.
1
Сообщение новых знаний.
Формировать у уч-ся представление о крестьянской реформе 1861 года.
Манифест, сельское общество, сход, староста, надел, временно обязанные, выкупные платежи, круговая порука.
1861 г. – отмена крепостного права; Александр II – царь- освободитель; значение отмены крепостного права.
Карточки с заданиями.
Стр. 267 – 273.
Реформы Александра II.
Дать общее представление о реформах, проведенных Александром II.
Волость, волостной старшина, мировой посредник, земские собрания, суд присяжных.
Суть реформ (земской, городской, судебной, военной).
Карточки с заданиями.
Стр. 274 – 278.
Правление Александра III.
Дать общее представление о деятельности Александра III.
Кредит, экспорт, импорт.
Укрепление государственной власти; Александр III – царь – миротворец.
Портрет Александра III, карточки с заданиями.
Стр. 279 – 283.
33
Быт простых россиян в XIX веке.
1
Сообщение новых знаний.
Дать общее представление о быте простых россиян в XIX веке.
Конка, котелок, трактир.
1897 г. – перепись населения.
План- схема, атрибуты для игр.
Стр. 306 – 309.
Р.К. Быт коми-зырян в XIX веке.
Помочь, пестерь,
Карта «Россия после реформы», книга В.Юхнина «Алая лента»
Доп. лит-ра.
34
Повторительно-обобщающий урок по теме «История нашей страны в XIX веке»
1
Обобщение и систематизация знаний.
Повторить основные вопросы раздела и систематизировать знания уч-ся по нему.
Карта «Россия в XIX веке».
Стр. 204 – 309.
тестирование
Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ, выполнения тестов по истории
Первый уровень оценивания.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Выполнил работу без ошибок и недочетов.
Допустил не более одного недочета
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
Не более двух-трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».
Если правильно выполнил менее половины работы.
Не приступил к выполнению работы.
Правильно выполнил не более 10% всех заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик:
Отказался выполнять работу
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:
1 . Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
2. Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
3. Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Дополнительная:
Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.
Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.
Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.
Россия великая судьба. Сергей Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2007 г.
Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида,/учебно-методическое пособие/ БП. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина, Издательство «Владос», М:2012 г.
Литература по краеведению:
Географический атлас Республики Коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1995 г.
Государственные символы Республики Коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001 г.
Котельникв В.М. Коми земля – моя вторая родина. Сыктывкар, 1999.
Сюткин А.Ф. Чистяков В.И. Республика Коми: вчера, сегодня, завтра. Коми книжное издательство, 1986 г.
Торлопов И. Земля зовется пармой. Коми книжное издательство, 1986 г.
Заголовок 1*ђЗаголовок 215