Урок по биологии на тему Органы пищеварения. Строение и значение зубов(8 класс)


Урок биологии в 8 классе.
Тема: Органы пищеварения. Строение и значение зубов.
Цели урока:
Образовательные:
раскрыть значение пищеварения; выяснить расположение и функции органов пищеварительной системы в организме; изучить строение и функции зубов;
Развивающие: научить устанавливать связи отделов пищеварительного канала с железами; уметь объяснить причины смены выпадающих (молочных) зубов на постоянные;
Воспитательные: информировать о гигиене полости рта, предупреждении кариеса и других заболеваний зубов.
Межпредметные связи: с химией, физикой, технологией, медициной, гигиеной.
Оборудование и материалы: таблицы, изображающие органы пищеварительной системы, строение зубов; торс человека, ноутбук, проектор, карточки, диск Биология: Человек. Образовательный комплекс (электронное учебное издание). Фирма «1С». М.:Вентана-граф, 2007
Ход урока
I.Проверка знанийКонтрольная работа к параграфу 29 «Значение пищи и ее состав».
-Бумажный вариант: Задания на карточках (Приложение. Контрольная работа к параграфу 29)Выполнение работы. Взаимопроверка работ.
Ответы: 1-3; 2- пищевым продуктам, питательным веществам; 3-1,2,3; 4-2,3,4; 5-4.
-электронный способ выполнения работы с использованием диска [1].
II. Изучение нового материалаЗначение питания и пищеварения. Заполнение таблицы.
Значение питания Значение пищеварения
Обеспечивает клетки и ткани строительным материалом, сырьем для производства необходимых веществ. Обеспечивает клетки органическими веществами, способными к биологическому окислению и выделению энергии, необходимой для жизнедеятельности организма Измельчает и химически преобразует белки, жиры и углеводы пищи в форму, доступную для всасывания в кровь и лимфу, а также для использования клетками
2.Исследование органов пищеварительной системы
(Приложение. Слайды презентации)Выполнение заданий в парах с использованием учебника[2]
1)строение органов пищеварительной системы
Задание: Укажите номер органа пищеварительной системы в соответствии с рисунком (слайд 2)
2)строение ротовой полости
Задание: Укажите номера частей ротовой полости (слайд 3)Какие железы образуют слюну?
3)функции надгортанника
Задание: Какой субъект (А или Б) сделал глотательное движение, а какой спокойно дышит (слайд 4)
4)Желудок, печень, поджелудочная железа
Задание: Укажите номера, обозначающие на рисунке органы пищеварительного тракта и пищеварительные железы (слайд 5)
-Как называется самый широкий участок желудочно-кишечного тракта?
-Какой орган выделяет желчь?
5)Кишечник
Задание: Укажите цифрами обозначенные на рисунке структуры (слайд 6)
-Как называется начальный отдел тонкого кишечника?
-Как называется последний отдел толстого кишечника?
6)Смена зубов
Задание: Определите, где изображены зубы взрослого человека, а где — зубы ребенка (слайд 7)
7)Строение зуба
Задание: Укажите обозначенные на рисунке части зуба (слайд 8)
-Какой зуб показан в разрезе и какие зубы следуют за ним?
8)Типы зубов
Задание: Определите типы зубов (слайд 9)
-Какие функции выполняют коренные зубы?
Для выполнения заданий используется печатная рабочая тетрадь[3]
Взаимопроверка, взаимопомощь при выполнении заданий; корректировка ответов учащихся учителем.
III.Закрепление нового материала
1)работа с таблицей и по торсу человека:
показать слюнные железы, желудок, печень, кишечник, поджелудочную железу, область аппендикса и слепой кишки, восходящий, поперечный и нисходящие отделы толстой кишки.
2)работа по рис.59 учебника [2]
назвать пищеварительные железы и установить связь с органами пищеварения
3)демонстрация видеофрагментов: [1]
-Рентгеновские обследования зубов
-Развитие зубов
4) работа с вопросами к тексту
-Почему происходит смена зубов?
-Каково внешнее и внутреннее строение зуба?
-Почему разрушаются зубы?
-Как сохранить зубы здоровыми?
IV.Домашнее задание : Изучить § 30,31 [2].
Выполнить практическую работу «Местоположение слюнных желез».
Составить памятку по уходу за зубами.
V.Рефлексия
Самоанализ, самооценка учеников.
Подведение итогов работы учителем.
VI. «Список использованных источников»
1. Биология: Человек. Образовательный комплекс.
(электронное учебное издание). Фирма «1С». М.:Вентана-граф, 2007
2.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. М.:Вентана-граф, 2007
3.Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Рабочая тетрадь №1 для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-граф, 2006