программа курса исторического краеведения


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОЛОДАРСКОГО РАЙОНА Г.БРЯНСКА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ЦВР
Володарского района г.Брянска
__________
_________________2013г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
возраст обучающихся 13-17 лет,
срок реализации — 3 года
Автор-составитель: к.и.н., профессор РАЕ,
Чернышов Сергей Валерьевич
педагог дополнительного образования
Брянск
2013
Пояснительная записка
В последнее время усилился интерес к истории Родного края. Его историческим корням, персоналиям. Знаний, получаемых на уроках недостаточно. Требуется привлечение дополнительного материала, способного решать основные задачи. Особая требовательность предъявляется к локализации используемого материала.
Свою историю слово «краеведение» берёт от сложного слова «краезнатство», введенного в конце XIX века в России. Термин обозначал сбор и фиксация материала об истории деревни, села, города и т.п. Развитие краеведения способствовала появлению первых историко-научных изысканий в этом направлении.
Территория Брянщины входит в состав географического региона Полесье, которая находится на стыке расселения трех славянских народов. Проводили комплексные исследования Полесья этнографы АН УССР и АН БССР. Однако в связи с их специфичными задачами не затрагивали Брянщину. Экспедиции АН БССР в 1984 и 1987 гг. обследовали только соседнюю Гомельскую область, хотя на необходимость изучения восточных районов Полесья, куда входят и районы Брянщины, указывали многие специалисты. В 1980г. экспедиция Института искусствознания, фольклора и этнографии АН БССР под руководством К.П.Кабанникова работала в районах Брянской области, изучая фольклор. Для нас существенно, что, судя по материалам экспедиции, наблюдалось большое совпадение в обрядовых песнях Брянщины с таковыми в районах Гомельской области. Многие обряды этой местности сохраняли архаичные черты древнеславянского аграрного культа.
В1970 - 80-хгг. русско-украинское пограничье изучала Л.Н.Чижикова. Сравнивались дан¬ные развития материальной культуры Курской, Белгородской и Воронежской областей РСФСР и Сумской и Харьковской областей УССР. Выводы сделанные автором можно использовать при характеристике особенностей формирования народной культуры Брянской области, так как для развития культуры области характерны те же закономерности, что и для всего русско-украинского пограничья.
Комплексное исследование юго-западных районов современной Брянской области про¬вел Г.В.Мароховский. В 1970-е годы он работал в составе экспедиций организованных бюро этнографической комиссии Кольского филиала Академии наук СССР и северного филиала Географического общества при Академии наук СССР. Одна часть экспедиции изучала северорусскую архитектуру (Мурманской, Архангельской областей и Карельской АССР), другая – рассматривала закономерности развития домового декора Центрального района страны на примере Брянской области.
Г.В.Мароховский справедливо отмечал, что степень этнографической изученности Брянщины стоит на одном из последних мест, а поселения юго-западных районов являются белыми пятнами " на ее этнографической карте.
В рамках программы " Свод памятников истории и культуры России ", созданной в Государственном Институте искусствознания, проводилась паспортизация памятников архитектуры и народного зодчества, сохранившихся на территории области. Материалы паспортизации были уточнены затем в ходе экспедиций, проводимых институтомв1970 - 80-х годах. Материалы паспортизации легли в основу сборника "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России".
Изучению народной культуры и декора традиционного жилища уделял внимание и А.М.Дубровский. В работе "Задачи этнографического исследования Брянской области", он отметил, что в архивах и краеведческих музеях области накоплен значительный материал по культуре Брянщины. По его мнению, основная задача для исследователей теперь состоит в систематизации собранных ранее материалов, а также проведение работ в северных и восточ¬ных районах края.
В 1980 - м году на историческом факультете Брянского государственного педагогического университета был создан этнографический музей. На базе музея под руководством А.М.Дубровского, в настоящее время работает исторический кружок, участниками которого проводятся этнографические экспедиции в различные районы области. На основе собранного в экспедициях материала написано несколько курсовых и дипломных работ. Декору жилища посвящены работы А.Проскоченко (1985г.), О.Кулеша (1988), Ю.Робкина и С.Чернышова (1990), С.Чернышова (1992), В.Шитова (1991), Е.Фениной (1995,1996), Н.Цыганкова (1995,1996). Материалы работ и выводы были частично опубликованы, в целом же картины состояния традиционного декора области, исследователями не представлены.
Чаще всего это были экспедиции организованные Институтом этнологии и антропологии, Институтом славяноведения и балканистики РАН СССР.
Из местных историков следует обратить внимание на изучения края Расторгуевым. Итогом является подготовка лингвистической карты края.
Этнологические исследования на историческом факультету БГПИ связаны с деятельностью А.М.Дубровского.
Направления деятельности: историография, краеведение.
Методика – проведение экспедиций по сбору материала – работа в библиотеках и архивах – выступление на студенческом кружке или конференциях – написание диплома.
Объект изучения – старообрядцы – Стародубский и Климовский районы Брянщины. Методика отрабатывалась в составе археографической экспедиции Орловского государственного университета на территории Троснянского района Орловской области.
Ученики – А.Проскоченко – сбор материала по декору области
А.Хорошев - изучение рушников – подготовка экспозиции в Погарском краеведческом музеи.
Н.Цыганков – поселение Стародубья. Подготовлены публикации.
Е.Фенина – искусство Стародубья – Подготовлены публикации.
Формирование экспозиции этнографического музея в кабинете этнографии. Музей представлен коллекцией традиционного костюма, предметами материальной культуры собранной в экспедициях
С 2002 – специальность история с этнографической практикой. Ежегодно две группы историков-исследователей проходят этнографичеческую практику. Практики проходили на территории Брянского, Брасовского, Погарского, Климовского и Навлинского районов Брянской области. Разработана программа практики.
Изучение и сбор материала по усадебным комплексам Брянщины (Хотылево, Лакомая Буда, Ревны).
Таким образом, можно утвердительно заявлять о наличии прекрасной научной базы, которую необходимо адаптировать для нужд учащихся.

Направленность образовательной программы
Образовательная программа под названием «историческое краеведение» в зависимости от идеи автора-составителя может выстраиваться в разном ключе. По направленности дополнительная образовательная программа с таким названием отнесена к программам историко-краеведческой направленностей. Ее цель и задачи направлены на формирование научного мировоззрения, опыта научно-исследовательской деятельности и т.д.
Новизна образовательной программы
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта учащегося, патриотизма и любви к Малой Родине.
Актуальность
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы научно=-краеведческого развития младших школьников.
Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации исторические знания, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, становятся важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.

Цель программы:
1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности.
2. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение краеведения.
3. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
Основные задачи:
Воспитательные задачи
1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.
2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).
4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Развивающие задачи
1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
2. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через изучение памятников края
3. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
Обучающие задачи
1. Способствовать овладению воспитанниками историей русской народной культуры.
2. Обучить навыкам научного исследования.
3. Формировать знаний по предметам архитектуры и искусства.
4. Научить правильному отношению к памятникам истории.
5. Сформировать начальные навыки исследования.
Отличительные особенности данной программы
Отличительной особенностью программы исторического краеведения является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах деятельности - научное творчества, походная деятельность, познакомиться с памятниками района и города.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 13-18лет. Условия набора детей в коллектив: на основании собеседования
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 432 часа, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.
Варианты формулировок ожидаемых результатов:
К концу первого года обучения ребёнок: К концу второго года обучения у ребёнка:
— будет знать историю района, города , области
— будет уметь находить нужную информацию
— будет иметь представление о знаменитых людях края
— будет стремиться к освоению знаний
— будет обучен основам научного исследования
— овладеет понятиями народной культуры
— получит навыки системного анализа
— расширит представления о родном крае
— научится делать презентации — будет сформирован устойчивая потребность к получению знаний…
— будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;
— будет развита устойчивая потребность к самообразованию;
— будет сформирована активная жизненная позиция
— будут развиты творческие способности
— будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Спектр способов и форм выявления результатов Спектр способов и форм фиксации результатов Спектр способов и форм предъявления результатов
Беседа, опрос, наблюдение
Праздничные мероприятия
Выставки, фестивали, Концерты
Экзамены, зачеты
Конкурсы, соревнования Грамоты
Дипломы
Готовые работы
Учет готовых работ
Журнал
Оценки
Дневники
Анкеты
Тестирование Конкурсы
Фестивали
Праздники
Контрольные работы
Зачеты
Концерты
Экзамены
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
• защита творческих проектов выпускников;
• итоговая выставка лучших творческих работ учащихся;
Учебно-тематический план образовательной программы
Тематическое планирование
1-й год обучения
№п.п. тема лекция Практическое занятие
Этно - социальные особенности формирования населения Брянской области 12 Архитектурное наследие Брянщины12 2
Формирование традиционного декора 12 2
Мотивы вышивки традиционного рушника. Локализация и вариативность на примере Брянского района Брянской области. 12 2
Памятники садово-паркового искусства 12 2
Культурная жизнь на Брянщине в начале ХХ века. 12 2
Деятели культуры середины – второй половины ХХ в. 12 2
Обработка результатов полевых исследований 4
Этнографическая экспедиция 12
итого 84 26
Индивидуальные занятия 34
Итого 144
Тематическое планирование
2-й год обучения
№п.п. тема лекция Практическое занятие
Культурное наследие региона 2 Этнографические исследования 6
Архитектурное наследие Брянщины2 Маршрутное исследование 6
Археологическая карта Брянщины2 Маршрутное исследование 6
Памятники садово-паркового искусства 2 Обработка результатов полевых исследований 6
Памятники промышленного производства 2 Памятники Великой Отечественной войны 2 Традиционный декор 60 Методика исследования декора 2Подготовка научного отчета 2 Обработка полученных материалов 6
Осмотр декора на местности 6
Рабочая экспедиция 6
Обрядовое действо 6
Разведение костра в зимних условиях 6
Изучение декора края 6
Рушник, вышивка как обрядовое действие 2 Баня как элемент культуры 2 Сбор материала по банной традиции 6
Игра как форма культуры 2 Сбор материала по игровой традиции 6
Фольклор Брянщины2 Изучение традиционного фольклора 2 Виды фольклора 2 Деятели культуры Брянщины 18 века 2 Деятели культуры Брянщины 19 века 2 Поход в музей братьев Ткачевых 6
Деятели культуры Брянщины 20 века 2 Поход в урочище «Медвежьи печи» 6
Календарные обряды Брянщины2 Изучение семейной обрядности 2 Традиционные занятия населения Брянщины2 Знакомство с краеведческим отделом областной библиотеки им. Ф.И.Тютчева2 Этнографическая экспедиция 14
итого 82 48
Индивидуальные занятия 34
План занятий первого года обучения
1. Этно - социальные особенности формирования населения Брянской области.
Формирование миграционных потоков в Северном Подесенье в IX – XVII веках. Политическая история края. Социокультурные группы населения – старообрядцы, полехи, однодворцы. Различные варианты землевладения: частное, экономическое, монастырское, государственное. Варианты юридического статуса – Стародубский полк. Развитие ХХ век. Миграционные потоки.
2. Архитектурное наследие Брянщины.
Памятниками церковного зодчества, гражданской и жилой застройки, промышленной архитектуры. Усадебное зодчество. Памятники гражданской архитектуры. Памятники истории. Памятники археологии. Охрана памятников истории и культуры.
3.Формирование традиционного декора.
Распространение деревянной резьбы. Виды резьбы. Вариативность распространения основных мотивов орнамента. Геометрический орнамент. Орнитоморфный орнамент. Зооморфный орнамент. Антропоморфный орнамент. Районирование области.
4.Мотивы вышивки традиционного рушника. Локализация и вариативность на примере Брянского района Брянской области.
Традиционные промыслы. Роль вышивки в традиционной крестьянской культуре. Локализация культурных атрибутов. Вариативность основных мотивов вышивки. Рушник и традиционный костюм. Мотивы вышивки. Этимология мотивов. Сохранение языческой символики. Ромб и изображение человека. Льнотканный календарь.
5.Памятники садово-паркового искусства.
Понятие «русская усадебная культура». Усадьба Тенишевых (с.Хотылево, Брянский район). Усадьба Романовых (п. Локоть). Усадьба Безбородко (с. Гринево, Погарский район). Усадьба Завадовского (с.Ляличи Суражского района). Парк музей А.К.Толстого. С.Ю.Жуковского.
6.Культурная жизнь на Брянщине в начале ХХ века.
Развитие системы образования, здравоохранения и культуры. Театр. Базарная площадь центр жизни горожан. М.К.Тенишева. Деятельность братьев Могилевцевых. Анастасия Дмитриевна Вяльцева. В.И.Гедройц. Д.О.Святский. Н.А.Лебедев. Наум Габо. Н.А.Рославец.
7. Деятели культуры середины – второй половины ХХ в.
Наши земляки среди известных деятелей русского советского искусства. Г.Л.Рошаль. М.И.Блантер. Т.П.Николаева. Е.М.Беляев. Братья Ткачевы. Ю.С.Жихарев. А.М.Маневич. Ю.А.Махотин. Развитие культуры в последнее десятилетие ХХ века.
План занятий 2-го года обучения
Культурное наследие.
Культурное наследие региона. Этнографические исследования. Архитектурное наследие Брянщины, Маршрутное исследование.
Памятники БрянщиныАрхеологическая карта Брянщины. Памятники садово-паркового искусства. Обработка результатов полевых исследований. Памятники промышленного производства. Памятники Великой Отечественной войны.
Традиционный декор
Методика исследования декора. Осмотр декора на местности. Рабочая экспедиция. Обрядовое действо. Изучение декора края.
Традиционная культура
Рушник, вышивка как обрядовое действие. Баня как элемент культуры. Сбор материала по банной традиции Игра как форма культуры. Сбор материала по игровой традиции. Фольклор Брянщины. Изучение традиционного фольклора. Виды фольклора.
Деятели культуры БрянщиныДеятели культуры Брянщины 18 века. Деятели культуры Брянщины 19 века
Поход в музей братьев Ткачевых. Деятели культуры Брянщины 20 века. Календарные обряды Брянщины. Изучение семейной обрядности. Традиционные занятия населения Брянщины. Знакомство с краеведческим отделом областной библиотеки им. Ф.И.Тютчева. Этнографическая экспедиция
Методическое обеспечение Образовательной программы
Программа предполагает исследования. Сбор материалов этнографического характера, формирования научного отчета.
В летний период возможно проведение практических занятий.
Примеры методического обеспечения:
Положение
О проведении этнологической экспедиции
Этнологические экспедиции, фольклорные практики является учебной практикой и способствует закреплению у учащихся теоретических и практических знаний по проблемам развития традиционной культуры Центрального региона России и иных регионов, полученных в процессе обучения; систематизации собранного этнологического материала, овладению практическими навыками работы по избранной специализации/направлению и использованию результатов практики для подготовки квалификационной работы. Наиболее это важно для участников профессиональных фольклорных коллективов, музееведов, туристов – краеведов. Сроки проведения практики устанавливаются руководителем в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.
Цели этнологической экспедиции:
изучение особенностей формирования традиционной культуры населения Центрального региона России.
формирование у учащихся навыков работы с архивными и научными материалами по истории, этнологии, фольклору, необходимыми для сбора предварительной информации;
ознакомление с сетью расселения (этническая общность, территориальная община, поселение);
изучение локальных традиций в культуре, функционировании культуры быта и жизнеобеспечивания;
ознакомление с памятниками, формирующими сакральное пространство культуры (священные места и культовые объекты);
изучение развития и трансформации народных ремесел и промыслов в контексте проблемы возрождения традиционной культуры;
ознакомление с календарными праздниками и обрядами (традиция и современность);
овладение методами картографирования культурного пространства;
приобретение практических навыков работы с респондентами во время сбора информации;
изучение современного состояния культурной дифференциации хозяйства;
ознакомление с проблемой развития взаимоотношений городской и традиционной культур;
изучение современных фольклорных форм современной культуры.
Организация учебной этнологической практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения учащимися знаний и практических навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми для подготовки выпускника.
Объемы и содержание этнологической практики определяются программой практики.
Этнологическая практика проводится в каникулярный период и осуществляется на базе районов области. Допускается однодневные походы с элементами этнологических исследований в заданном районе. Предполагается выезд (полевая практика) учащихся к месту проведения практики.
Сроки проведения полевой практики устанавливаются с учетом теоретической подготовленности учащихся и возможностей организации, которая обеспечивает полевую практику при выезде.
Для руководства практикой назначается руководитель практики. Во время выездной практики может назначаться второй руководитель от учреждения, обеспечивающего проведение практики на месте. Условия назначения оговариваются двусторонним договором (положением).
Руководитель практики обязан:
составить к началу семестра рабочий план-график проведения практики;
разрабатывать тематику индивидуальных заданий;
заключать договора со специалистами учреждений, где проводится полевая практика;
осуществлять контроль за соблюдением сроков практики и выполнением программы;
оказывать методическую помощь учащимися при выполнении индивидуальных заданий;
оценивать результаты выполнения учащимися программы практики;
составить отчет о проведении практики и представить его на кафедру.
ПРОГРАММА
этнологической экспедиции

Настоящая программа является приложение к Положению об этнологической экспедиции и соответствует всем нормативным документам, указанным в Положении. Данная программа может быть дополнена и изменена в зависимости от возможностей и профиля учреждения культуры, на базе которого проводится практика, а также специфики региона, где учащиеся будут проходить выездную практику.
Во время исследовательского этапа работы проводятся полевые исследования в одном из районов Брянской области. На этом этапе работы учащиеся учатся применять полученные теоретические знания на практике. Практиканты обязаны во время полевой практики вести дневник. Сбор материала проводится по заранее оговоренной научной теме. Тема и форма отчета фиксируется в листе-задании.
Тема 1.Ознакомительная экскурсия по территории обследуемого района. Составление индивидуальных планов-заданий.
Территория исследуемого района изучается с истории. Необходимо познакомить учащихся с краеведческой литературой. В последнее десятилетие ХХ века в периодической печати вышло несколько десятков исторических и историко-популярных изданий, посвященных истории края. Соответственно предварительная работа начинается с работы в читальном зале библиотеки. Наибольшую помощь в подготовке учащихся может оказать краеведческий отдел объединенной научной библиотеки им. Ф.И.Тютчева.
Район предварительных исследований следует наметить в начале учебного года. Первая и вторая четверть отводится на изучение истории и культуры района. Особое внимание следует отвести на памятники культуры, монументы, связанные с героическими страницами края, Великой отечественной войной.
Варианты работы: проведение походов выходного дня в предполагаемом районе.
Во втором семестре следует уделить внимание методам проведения полевых экспедиций. Познакомить учащихся с методикой. Отдельным блоком следует рассказать о проведенных ранее экспедициях, исследователях, материалах, полученных в ходе этнографических исследованиях. Во время занятий определяется направление индивидуальных исследований учащихся. В дальнейшем рекомендуется индивидуальная подготовка каждого ученика (знакомство со специальной литературой, предварительная оценка материалов, имеющихся в музее).
В ходе ознакомительной экскурсии по району предполагаемых исследований необходимо решить вопрос о месте предстоящей практики. Ребята могут ознакомиться с местом будущего проживания, условиями. Необходимым условием является знакомство ребят с учащимися школ исследуемого района, знакомство с материалами краеведческого музея (если таковой имеется).
Тема 2.Изучение поселенческих структур (деревни, села, усадьбы). Выполнение практического задания: натурное обследование населенных пунктов, описание, составление планов, фотофиксация объектов.

Поселения изменяются и развиваются в зависимости от географической среды, от плотности населения и от стадии общественного развития. Конечно необходимо учитывать наличие традиций, зачастую сохраняющую очень древние формы, уже, казалось бы, не соответствующие изменившимся условиям жизни.
Наши предки необычайно тщательно выбирали место для своего дома и поселения. Поэтому и оказывается, что любой старинный русский город или деревня стоят не только выгодно с военной, торговой или иной практической точки зрения, но и в отличии от некоторых современных строений – красиво на загляденье. Не случайна и внутренняя планировка.
Наиболее древняя «кучевая» или «гнездовая» планировка. Дома стоят по кругу безо всякого порядка, вокруг расположены пашни, выгоны, огороды.
В некоторых случаях дома выстраиваются кольцом. Эта планировка называется «кольцевой» или «круговой». Иногда такая деревня окружала озеро, чаще – участок земли: пашню, луг, выгон для скота. Область распространения деревень подобного типа охватывает территорию расселения племён вятичей, несколько менее они характерны для радимичей, кривичей и древлян.
Постепенно кольцевая планировка уступает место лучевой или радиальной, когда несколько улиц расходятся в сторону от общего центра.
Очень часто славяне селились на берегу озера или реки. В этом случае избы выстраивались вдоль берега в ряд, создавая «линейную» или «рядовую» застройку. Реки были древнейшими дорогами, по которым славяне сообщались между поселениями. С появлением проселочных дорог, стали появляться поселения, располагавшиеся вдоль дороги, создавая «однорядную» или «двухрядную» застройку.Наши предки умели точно вписаться в гармонию природы, не увеча ее делом рук своих, а украшая. Если селение ставилось на высоком речном берегу, избы обращались к воде лицевой стороной – челом. Если же селением был облюбован низкий, широкий берег спокойного водоёма, избы обращались к воде тылом, а между ними и берегом располагались огороды, спускавшиеся вниз.
Необходима фотофиксация поселений. Снимать нужно застройку, желательно несколько ракурсов; памятники истории и культуры; культовые сооружения; места удачного сочетания построек и ландшафта.
КРАТКИЕ ВАРИАНТЫ ВОПРОСНИКОВ ПО ТОПОНИМИКЕ
Вариант I.
1.Как называется деревня, (село, поселок, город)? В каком она районе, сельской администрации?
2.На какой реке (озере) находится деревня?
3.Как называется лес, ближайший к деревне?
4.Какие названия имеют луга вокруг деревни?
5.Как называется самое высокое место (гора, холм, бугор) возле деревни?
6.Есть ли вблизи деревни овраги, имеющие собственные названия? Какие это названия?
7.Как называется ближайшее к деревне болото?
8.Есть ли около деревни колодцы, ключи, родники, имеющие свои названия? Какие они?
9.Есть ли около деревни другие места, имеющие собственные названия? Какие?
В каждом случае следует спрашивать о происхождении названия (почему, в связи с чем оно дано?).
Вариант II.
(может использоваться для знакомства с топонимикой со своего родного селения).
1.Как называется селение, его части, улицы.
2.На какой реке (каком озере) оно стоит?
3.Перечислите названия полей, лугов, болот, гор, логов, возвышенностей и других мест, расположенных по правой (левой) стороне от реки (дороги).4.Вспомните, как называются отдельные места в лесу, где жители деревни собирают ягоды, грибы, заготавливают дрова, пасут скот.
5.Что рассказывают ваши дедушки и бабушки (знакомые) о происхождении записанных вами названий?
Материалы, полученные по любому из этих вопросников, выписываются на карточки и включаются в общую картотеку, а в процессе дальнейшей обработки дополняются по данным текстовых и картографических источников.
Тема 3.Крестьянская усадьба. Описание жилых и хозяйственных построек, составление планов, фотофиксация объектов (элементов декора). Работа по вопросникам.
Рассматривается материал, из которого построено жилище. Для Брянской области характерны деревянные постройки. К наличию каменных строений следует отнестись более внимательно. Отдельные кирпичные строения были поставлены еще в XIX веке и соответствовали определенному расслоению в крестьянской среде, выделению посадов и ремесленных слобод. Далее необходимо определить тип распространенного жилища. Для области характерен московский тип и южнорусский.
Большие изменения в сельском жилище произошли в советское время. Революция и войны значительно помешали стабилизации бытового уклада жизни.
В современном жилище как одном из устойчивых компонентов материальной культуры, используемом в культурно-бытовой жизни нескольких поколений людей, выделяется сравнительно длительное функционирование традиций, нередко формировавшихся в далеком прошлом. Уместно собрать материал о легендах, сказаниях о разрешении и запрете на строительство, использование того или иного материала. Необходимо фиксировать воспоминания об используемых обрядах, связанных с домом. Отдельное исследование может быть посвящено демонологии, т.е. описании потусторонних сил, связанных с домом (домовой, банник, овинный, кикимора и др.).
Перед изучением постройки необходимо зафиксировать время постройки, данные хозяина, если есть возможность данные строителей. Наиболее интересные строения можно зафиксировать фотопленку. Не обязательно фиксировать только исключительные строения. Большую ценность представляет описание типичных построек, на которые местные жители особого внимания не обращают. Эти данные позволяют выявить локализацию распространения строительной техники, ареал распространения мотивов декора и т.п.
В качестве приложения к исследованию могут служит планы внутреннего расположения, типология планировки в зависимости от расположения печи и «красного угла». Зарисовки мотивов декора. Допустимы статистические данные о количестве строений в поселении, соотношении двухскатной крыши к четырехскатной и т.п.
Среди декора строений выделяется украшение наличников, веранд, крыльца, крыши, ворот. Основные мотивы орнамента:
геометрический – использование треугольников, полукружий. Разновидностью такого орнамента является каркасное строение, состоящее из нескольких рядов украшений;
ромбический – изображение ромба как вида геометрического орнамента выделено отдельно из-за значимости мотива. Ромб древнейший символ - солярный знак, обеспечивает пожелание владельцу одежды или строения урожайности, плодовитости. Различают классический ромб и ромб с «крючками», т.е. отходящими от него лучами.
Орнитоморфный – появление в орнамент изображений птиц или стилизации птиц.
Зооморфный – появление в орнаменте изображения животных или их стилизация. К данному типу относится и изображение драконов, змей.
Антропоморфный – изображение человека. Может присутствовать одна фигура, расположенная в центре, две и более или изображение хоровода.
Растительный – изображение мотива вьющегося гороха.
Данные могут быть занесены в таблицу:
Населенный пункт Количество исследованных строений Шт. %
Геометрический орнамент Шт. %
Ромбический орнамент Шт. %
Орнитоморфный орнамент Шт. %
Зооморфный орнамент Шт. %
Антропоморфный орнамент Шт. %
Растительный орнамент Шт. %
Имитация наличника Шт. %
Отсутствие декора. Шт. %
Таблица может быть дополнена рисунками и фотографиями типовых и особых мотивов декора данного поселения.
Таким же образом могут быть разработаны и следующие темы исследования.
Тема 4.Религия и народные верования (православные храмы, часовни, местные святыни). Практические занятия: картографирование объектов, фотофиксация памятников, работа по вопросникам.
Тема 5.Основные занятия населения, народные промыслы и ремесла. Практические задания. Работа с информантами по вопросникам.
Тема 6.Народный фольклор. Практические задания. Аудиозапись фольклорного материала, сбор информации о сочинителях и исполнителях.
Тема 7.Культурные и этносоциальные аспекты жизни деревни XX века. Проведение сравнительно-статистического анализа по отдельным историческим периодам.
Данные темы являются рекомендацией для проведения этнологических экспедиций. Не обязательно присутствие всех тем исследований в конкретном полевом выходе. Программа изучения может быть распределена на несколько лет. В ходе предварительных разведок определяются специалисты из учащихся по определенной тематике. В дальнейшем эти специалисты могут возглавить работу ученической группы по отдельному вопросу.
Необходимые данные по методике исследований руководители могут получить у преподавателей кафедры отечественной истории Брянского государственного университета.
Практический выход материалов исследования может быть в проведении ученических конференций по истории края с привлечением специалистов; использование материалов исследования для работы школьных фольклорных коллективов, оборудования комнат и музеев русского быта.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Методика исследования:
опрос населения, осмотр предметов материальной культуры, анкетирование.
При проведении экспедиции используется методика и анкеты, разработанные сектором «Русские» института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая.
Перед опросом проводилась выборка населения по специальной форме: безусловно, особый интерес представляли информаторы более старшего возраста, которые являются хранителями традиционной культуры.
Например:
Анкета «Календарные игры и обряды»
Перед началом работы с информаторами необходимо максимально полно описать интервьюера. Для чего следует предварительно заполнить данные на каждого опрашиваемого.
Место, о котором даются сведения: село, поселок, город.
Кто сообщает: Ф.И.О.
Пол. Национальность. Год рождения:
Домашний адрес:
Кто опрашивал:
Кто еще принимал участие в опросе (аудио-видео съемка):
Время предполагаемого «бытования игры»
Общая характеристика опроса и информатора:
Дата и место опроса:
Перечень календарных праздников и игр, приуроченных к ним, не случаен, именно они наиболее часто упоминались населением Брянской области. Не обязательно заставлять респондента полностью указывать информацию обо всех перечисленных праздниках. Необходимо остановиться на наиболее значимых, оставивших наибольший след в памяти.
Календарные игры и обряды Ответы на вопросы, перечень игр, обрядов и т.п.
Игры на посиделках: в какие сроки проводились посиделки; как рукоделие сочеталось с пением и игрой; какие игры (с ремнем, с выбором партнера); хороводы и танцы. Игры во время святочной недели: как проходили Святки (игрища, гадания, ходили ли кудесить, были ли гулянья на улице, были ли ряженые). Новый год Рождество Крещение Зимние игры на улице: устанавливались ли игровые сооружения (горки, карусели на льду); как и на чем катались с гор; игры на льду; строительство и взятие крепостей. Домашние игры: игры в кругу семьи, загадки, игры взрослых, изготовление игрушек для детей. Масленица: основные праздничные действия; катание на лошадях; масленичное катание с гор; ряженные; что готовили на масленицу; костры и сжигание чучела; устройство качелей и другие сооружения. Великий пост: продолжались ли посиделки, игры молодежи, детей, подростков; выделялись ли воскресные дни, праздники, например, Благовещенье (качели в сенных сараях и т.п.).Пасха: общий ход праздника; игры с катанием яиц; хороводы и игры с пением; устройство качелей; как проходило катание на качелях, игры на качелях и у качелей. Летние уличные игры: игровые сооружения (качели, гиганты, карусели); игры с предметами: палки, шары, ремни, кости и т.п. («бабки», «чиж», «лапта» и т.п.); ходули и их изготовление, другие подвижные игры.Игры на престольные праздники: какие престольные праздники имелись в селе, деревне и т.п.; общий ход праздника; что готовили. Встреча лета: молодежные гуляния, разжигание костров, игры вокруг костра. Игры на Ивана Купала: праздничное купание в реках; купальские гадания, поверья, приметы; купальские игрища, прыгание через костер и т.п. Игры на Троицу «Заплетание березки»; хороводные игры девушек; молодецкие игры. Материалы анкет обрабатываются в лаборатории, наиболее интересные допустимо обработать на месте с предоставлением учащимся информации о научных выводах проделанной работы.
Интересный материал может дать обработка материалов анкеты «народный психологический опыт». Здесь работа осуществляется совместно учащиеся – руководитель.
Любимые игры Детство Отрочество Юность Период зрелого возраста, семья Старость Отношения к играм и праздникам Вредные игры Дополнения Кроме того, следует планировать использование сбора материала по следующим программам:
«Поселения и состав населения деревень»,
«Занятия населения и хозяйственные традиции»,
«Брак и семья местного населения»,
«Жилище и хозяйственные постройки»,
«Баня и ее место в обрядовой жизни»
«Одежда, узорное ткачество, вышивка»,
«Домашние занятия, гончарный промысел»,
«Быт монастырской общины»
«Историческая память, легенды и предания»,
«Обряды и фольклор: свадебная, родильно - крестильная, похоронно-поминальная обрядность, календарные обряды, общественная жизнь и праздники».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ ПОЛЕВОГО ОТЧЕТА
Одной из форм самостоятельного исследования, является полевой отчет. В идеале, опыт в создании полевого отчета необходим любому человеку, стремящемуся получить специальное этнологическое или этноэстетическое образование, так как подготовка отчета - это осмысление процесса полевых исследований. В первых своих экспедициях большинство учащихся знакомятся только с методикой полевых исследований и некоторыми формами камеральной работы. Учащимся предлагается вести личный полевой дневник, который объективно не может отражать всего объема исследований, поскольку "новобранцы" часто перемещаются по мере необходимости с объекта на объект, дежурят по лагерю. Но такой дневник помогает осмыслить то, чем он занимается, а руководителю позволяет выявить ребят, наиболее способных к самостоятельной работе и наблюдениям. Те учащиеся, которые выезжают в экспедицию на протяжении нескольких сезонов и активно осваивают полевой исследовательский опыт, оставаясь под контролем профессиональных фольклористов, в состоянии руководить отдельными участками работ. Начальника участка освобождают от дежурств по лагерю, не перебрасывают на другие объекты. Необходимо сразу же отметить, что он должен сам вести полевой дневник, вести записи фольклора, фиксировать данные интервьюеров: выполнять всю необходимую на участке фиксацию.
Именно эти документы являются основой для дальнейшего написания учащимся работы, а начальником экспедиции они используются для подготовки отчета. Когда начальник экспедиции и руководитель кружка - одно лицо, возможно активное участие учащихся в создании настоящего полевого отчета.
При написании работы учащийся должен продемонстрировать собственное знакомство с проблематикой, в русле которой велось исследование описываемого района. Для этого работа должна предваряться вступительной частью с историографическим экскурсом и четким разъяснением исследовательских задач. Полевой отчет включает в себя подробное описание процесса исследования, полевые записи, фотографии, и рисунки обрядовых сцен. Необходимо четко обозначить роль автора в исследованиях, степень его участия во всех видах работ. Поскольку творческая составляющая в учебных работах очень важна, автору рекомендуется в заключительной части представить собственные выводы и соображения, относительно данного материала, его возможную реконструкцию.
В случае если вся экспедиционная группа работает в одном большом районе, где одному подростку не под силу быть начальником группы исследователей, но участники в полном объеме включены в процесс сбора материала, помогая записывать материалы фольклора, песен, сказаний, ведя полевые дневники и описи, возможно написание группового полевого отчета несколькими авторами. Здесь рекомендуется обозначить вклад каждого человека: кто отвечал за фотографии, фонозапись, рисунки находок, подготовку текста и т. д.
Уже с первых работ должно формироваться представление о научной этике, об авторском праве. Поэтому необходимо четко в начале текста указывать имя научного руководителя работы, авторских коллектив и т. д. Естественно, работы по неопубликованным материалам полевых исследований пишутся только с согласия начальника экспедиции и с его отзывом. Руководитель кружка должен следить за тем, чтобы все эти данные были обозначены в публикуемых тезисах. Для полевого отчета это особенно важно, так как результаты полевых исследований в работах, которые подготавливаются сразу после экспедиции, часто публикуются в сборниках олимпиад раньше, чем в научных изданиях.
Допустимо публичное выступление, которое должно быть хорошо иллюстрировано рисунками, чертежами, фотографиями, а наиболее важные моменты исследования - слайдами или видеозаписью. Докладчик должен описать район изучения, обосновать задачи исследования, дать подробную и четкую характеристику собранного материала и представить выводы в свете тех задач, которые были сформулированы.
Совершенно иначе готовятся отчеты для участия в конкурсах экспедиций, которые проводятся организациями, непосредственно к научным исследованиям или специальным образовательным учреждениям отношения не имеющим. Все это не исключает значимости проведенных в экспедиции наблюдений, но научные отчеты готовятся для специальных организаций отдельно. Цель конкурсов, проводимых туристскими организациями, Русским Географическим обществом другая: показать исследовательский потенциал детской экспедиции, поделиться опытом ее организации и, наконец, просто педагогическим опытом. Для участия в таких конкурсах организаторами обычно подготавливаются методические рекомендации, которым необходимо следовать. Главное различие с научным отчетом состоит в том, что вся полнота научного результата здесь не нужна, а важно показать и доказать реальное участие детей в исследовательской деятельности. Для фольклорной экспедиции можно представить фрагменты полевых дневников подростков (заметим, что при подготовке научного полевого отчета данные дневника препарируются, так как это исходный материал, один из источников научного текста, тогда как для туристского экспедиционного отчета, сам по себе текст дневника - это иллюстрация), один-два полевых отчета, выполненных детьми самостоятельно, фотографии ребят с участниками фольклорных коллективов или местными жителями, оказавшими помощь в сборе материала. К отчету необходимо приложить отзывы о работе от научных руководителей, научных организаций, которые определяли задание для данной группы и другие возможные документы, которые характеризуют деятельность экспедиции. Кроме этого, экспедиционный отчет подразумевает подробное описание организации быта и досуга, обеспечение безопасности. Здесь могут прилагаться многочисленные и разнообразные иллюстрации: всевозможные экспедиционные фотографии, рисунки, тексты самодеятельных песен, экспедиционное меню, раскладка продуктов, выполненная завхозом и т. д. Очевидно, что здесь на первый план выходят педагогические и образовательные результаты, мастерство руководителя в организации подростковой экспедиции. Безусловно, эти отчеты имеют, с одной стороны, значение яркого живого методического материала. С другой стороны, выполняют определенные педагогические задачи, ведь к подготовке привлекаются помимо научно активных ребят, и те, которые не проявили себя, как исследователи, но принимали важное участие в жизни экспедиции: выполняли "черную" работу в лагере, были завхозами, работали на кухне и т. д.

Список литературы:
Анохина Л.А., Шмелева Л.М. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. - М., 1977
Алексеев В.П. Тютчевский Овстуг. - Брянск. 2000.
Амброз А.К. К истории Верхнего Подесенья в 1 тысячелетии н.э. // Советская археология, 1964, № 1.
Арциховский А.А. Курганы вятичей. - М., 1930.
Археологическая карта России. Брянская область. - М., 1993.
Бабушкин А.Н. Брянская область. - Брянск, 1958.
Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (население, жилища и хозяйственные постройки).// Восточнославянский этнографический сборник (очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов). - М., 1956.
Брянская губерния в цифрах. Краткий статистический справочник. Орел, 1924.
Брянскому государственному педагогическому университету им. Академика И.Г.Петровского – 70 лет. – Брянск. 2000.
Брянску – 1000 лет. – Тула, 1986.
Брянцев М.В., Дубровский А.М. Предметный мир провинциального купечества 18 в. // Теоретическая культурология и проблемы отечественной культуры. Брянск, 1992.
Брянцев М.В. К вопросу о месте приборных служилых людей в структуре городского населения в 17 в. // Феодальный город. Вып.2, Брянск, 1992.
Военно-статистическое обозрение Российской империи. Орловская губерния. Т.6, часть 5, СПб., 1853.
Вольный А. Новозыбков. – Тула, 1989.
Ганцкая О.А., Лебедева Н.И., Парникова А.С. Материальная культура сельского населения южновеликорусских областей (19 - начало 20 вв.). // Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. М.,(ТИЭ.Т. LUII.).
Геец Н.Я. История Дубровки в документах и воспоминаниях. – Клинцы, 1998.
Городков В.Н. Архитектурные образы Брянщины. Тула, 1990.
Деснинские древности. Сборник материалов межгосударственной научной конференции, посвященной памяти Ф.М.Заверняева. - Брянск, 1995.
Деснинские древности. Сборник материалов межгосударственной научной конференции, посвященной памяти Ф.М.Заверняева. Вып. 2. - Брянск, 2002.
Деснинские древности. Сборник материалов межгосударственной научной конференции, посвященной памяти Ф.М.Заверняева. Вып. 3. - Брянск, 2004.
Дозорцев С.С., Дозорцев М.С. Брянск. – Тула, 1986.
Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1927-1932 гг. – М., 1989.
Дубровский А.М., Иванин А.А. Севский уезд во второй половине 18 века: поселения, землевладение, крестьяне и землепашцы. - Локоть, 1994.
Ефремов Г.В. Край родной Комаричский. – Брянск, 2001.
Женщины славянских народов на рубеже XXI века. Тезисы международной научно - практической конференции. - Орел, 2000. .
Иванин Н.А. Фокино. – Тула, 1973.
Иванин Н.А., Кошелев Л.С. Заводская сторона. – Тула, 1983.
Из истории Брянского края. – Брянск, 1995.
Из истории Севска и его округи. – Севск, 1993.
Исайчиков Ф.С. По старому Брянску с почтовой открыткой. – Брянск, 1996.
Исайчиков Ф.С. С фотографией по старой Бежице. – Брянск, 1989.
Исайчиков Ф.С. Ученые Брянской области. – Брянск, 2002.
Исайчиков Ф.С., Исайчиков В.Ф. Климова слобода – Климов – Климово. – М., 1998.
Косич М.Н. Литвины - белорусы Черниговской губернии. - Чернигов, 1903.
Косич М.Н. О постройках белорусского крестьянина Черниговской губернии, Мглинского уезда: с.Рассухи, д.Бородинка и Амелькина хутора. - Чернигов, 1903.
Из истории Брянского края. ХХ век. – Брянск, 2003.
Исайчиков Ф.С., Полозов И.М. Братья Могилевцевы – Брянску. – Брянск, 1999.
Исторический город (Проблемы сохранения исторических городов и объектов культурного наследия : Сборник материалов научно-практической конференции, г.Брянск, 15-16 апреля 2004 года. Вып. 2. – Брянск, 2005.
История Брянского края. Часть 1. С древнейших времен до конца XIX века. – Брянск, 2000.
История крестьянства Западного региона РСФСР. 1861-1917. – Калуга, 1993.
Кизимова С.П. Твои дочери, Брянщина. – Тула, 1982.
Кизимова С.П. Бежица. – Брянск, 1996.
Кизимова С.П. Несравненная Анастасия Вяльцева. – Брянск, 1999.
Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей. – Брянск, 1999.
Когинов Ю.И. Имя города известно. – М., 1974.
Коллективизация сельского хозяйства в Западном районе РСФСР (1927-1937). – Смоленск, 1968.
Крашенинников В.В. Из истории селений Брянского района. – Брянск, 1999.
Лебедева Н.И. Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки.( этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925-ом и 1926-ом гг.) Ч.1. - М., 1927.
Луферов А.М., Бирюков С.Н. Погар. 1155-2000. Путь в восемь с половиной веков. – Минск, 2000.
Максимкин В.Н. Присягнувшие морю. – Брянск, 1997.
Макухин В.С. Севск. – Севск, 1992.
Мальцовский мир. – Киров, 1999.
С.И.Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района. Вып. 1. – Брянск, 1994.
С.И.Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района. Вып. 2. – Брянск, 1996.
С.И.Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района. Вып. 3. – Брянск, 2001.
Материалы круглого стола молодых архивистов. – Брянск, 2002.
Мароховский Г.В. Красна изба и углами. - Тула. 1980.
Мароховский Г.В. Брянская домовая резьба.// Брянский краевед. Вып.7. - Брянск. 1974.
Мароховский Г.В. Льнотканный календарь.//По следам народного искусства. - Тула. 1991.
Межславянские связи и взаимодействия в Восточной Европе: история, проблемы, перспективы. – Брянск, 2003.
Мизерова Н.А., Ронжин А.В. Культура и быт заводчан в прошлом и настоящем. – Брянск, 2001.
Новозыбков. Историко-экономический очерк. – Клинцы, 2001.
Островлянчик В.Я., Хрипач В.И. На рубежах веков. Акционерное общество «Мальцовский портландцемент». – М., 1999.
Отечественная культура и историческая мысль XVIII-XX вв: Сборник статей и материалов. Вып.3. – Брянск, 2004
Падин В.А. Памятные места Трубчевского района. - Брянск.1969.
Падин В.А. Трубчевск. – Тула, 1975.
Передельский Л.Д. Карачев. – Брянск, 1995.
Плечом к плечу. Сборник документов и материалов. – Тула, 1972.
Поддубный А.И. Злынковская земля сквозь дымку времени. – Клинцы, 2000.
Почеп – славный город на Судости. – Клинцы, 2000.
Протченко З.Е. Земля мглинская – родной край. – Брянск, 1993.
Русский авангард и Брянщина. – Брянск, 1998.
Сборник статистических сведений по Орловской губернии. т. 3. Трубчевский уезд. Орел. 1887.
Соколов Я.Д. Отчизны здесь моей начало. – Брянск, 1996.
Соколов Я.Д. Древнего Брянска частица. - Брянск, 1993;
Соколов Я.Д. Володарка: от Привокзальной слободы до наших дней. - Брянск, 1998.
Соколов Я.Д. Седая брянская старина. – Брянск, 2000.
Соколов Я.Д. «Здесь корни, здесь истоки Брянска». – Брянск, 2001.
Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в Центральном регионе России. – Брянск, 2003.
Социально - политические аспекты становления союза России и Беларуси. Часть 1. – Брянск, 2002.
Списки объектов историко-культурного наследия Брянской области (недвижимые памятники). – Брянск, 2002.
Страницы истории Брасовского района. – Брянск, 1997.
Страницы истории города Брянска. – Брянск, 1997.
Страницы истории Карачева. – Брянск, 1996.
Страницы прошлого Брянского края. – Брянск, 1998.
Сысоев С.С. Очерки культурного строительства на Брянщине. – Тула, 1970.
Теличко В.В. Севск. – М., 1964.
Тихая моя родина. – Брянск, 1997.
Тихонов Н.Г. Десять веков Трубчевска. – Тула, 1980.
Ткачев А.П., Ткачев С.П. О времени и о себе. – Брянск, 1996.
Цыганков В.Л. Город на Ипути. – Тула, 1977.
Чернышов С.В. Этно - социальные особенности формирования населения Брянской области// Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в Центральном регионе России. Брянск. 2003 С. 51-61.
Чернышов С.В. Актуальность исследования традиционного крестьянского декора // Сборник материалов научно – практической конференции «Через высшее социальное образование к профессионализму и устойчивому экономическому развитию общества», Брянск, 2004. С. 128-135.
Чернышов С.В. Декор традиционного крестьянского жилища Брянской области. – Брянск. 2006.
Шинаков Е.А. От пращи до срамасакса: на пути к державе Рюриковичей. - Брянск. 1995.