Электив по истории Тайны богини Клио, 5-7 класс
Управление образования Артёмовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Протокол №1 заседания Директор МАОУ СОШ № 56
Методического совета МАОУ СОШ № 56
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Т.Н. Новокрещенова
«___»____________ 2014г. «___»____________ 2014 г.
Рабочая программа
элективного курса для учащихся 5-7 класса «Тайны богини Клио»
учителя
Жиляковой Светланы Владимировны
Пояснительная записка
За основу курса взята программа элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины», разработанная Дикановым Н.Ю., учителем истории и обществознания МУО Алексеевская СОШ (материал из сети Интернет).
Программа элективного курса предназначена для учеников 5-7 класса основной школы. Историческая наука сегодня включает ряд общеисторических, а также специальных и вспомогательных научных дисциплин. Ряд исторических дисциплин разрабатывает общие и частные вопросы методики и техники исторического исследования. Такие научные дисциплины именуются вспомогательными (ВИД). В школьной программе по истории не уделяется внимания на вспомогательные исторические дисциплины: палеографию, нумизматику, сфрагистику, хронологию, геральдику, метрологию, нумизматику и т. д. Многие школьники не знают о существовании подобных исторических дисциплин, об их роли в разгадывании исторических тайн.
Данный курс поможет учащимся с большим интересом воспринимать исторический материал, получить навыки критики исторических источников, установлению их подлинности, времени и места составления, авторства.
Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения.
Задачи курса:
1. Повысить интерес учащихся к истории и тем самым повлиять на их профильный выбор.
2. Формировать навыки работы с историческими источниками.
3. Расширить круг знаний учащихся об исторических понятиях, что дает возможность им более свободно ориентироваться в исторических событиях.
4. Приучать учащихся к самостоятельной работе на уроках истории, при выборе исторического материала.
5. Формировать логическое мышление, используя методы индукции и дедукции.
В этой программе рассматриваются ВИД, которые ставят перед собой узкие цели. Так нумизматика изучает историю денежного обращения по его материальным остаткам. Нумизматику также интересуют история техники монетного дела, надписи на монетах, развитие медальерного искусства и другие вопросы. Геральдика занимается историей и правилами составления гербов, художественным оформлением этих гербов, установлением права лиц на герб.
В этой программе рассматриваются также некоторые исторические дисциплины, ставящие своей задачей разработку данных для исследования исторических источников. К их числу относятся прежде всего историческая хронология, занимающаяся определением времени отдельных исторических событий, метрология, изучающая системы мер и денежного счета.
Программа этого курса основана на принципах развивающего обучения и предусматривает активное включение учащихся в учебную деятельность. Программа элективного курса позволяет сформировать необходимые знания и умения:
ознакомление учащихся с ВИД;
создание у учащихся представлений об исторических источниках, методах их изучения и использования, их научной систематизации;
развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу исторических источников, умений работать с ними, обобщать, оценивать и анализировать факты, использовать полученные знания в ходе изучения курса ВИД.
формирование системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.
5-7 класс
Элективный курс «Тайны богини Клио».
1 час в неделю, 35 часов
Вводное занятие. Знакомство с ВИД (2 ч)
Вспомогательные исторические дисциплины: палеография, хронология, метрология, нумизматика, геральдика. Разнообразие задач ВИД: выявление и изучение исторических источников, их научная систематизация, критический анализ, разработка методов изучения и использования, конкретное и всестороннее выявление всего, что могут дать источники для освещения истории человеческого прошлого.
Тема 1. Археология (4 ч)
Виды исторических источников. Особенности археологических исследований.
Тема 2. Хронология (3 часа)
Единицы счета времени. Календари. Эры и их виды. Русская система счета времени. Современное летосчисление. Историческая периодизация, основные теории периодизации истории человечества.
Тема 3. Историческая метрология (3 ч)
Метрологические сведения в исторических источниках и задачи их правильной идентификации. Русская
метрология (меры длины, площади, меры сыпучих тел и жидкостей веса). Метрологические системы разных стран
мира. Меры длины, веса, объёма.
Тема 4. Палеография (3ч)
Эволюция графических форм букв, письменных знаков (например, иероглифов), пропорции их составных элементов, виды и эволюция шрифтов, система сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма.
Тема 5. Картография (2ч)
История картографии. Исторические карты и атласы, разработка методики их создания. Использование картографического метода исследования для целей исторической науки.
Тема 6. Генеалогия (5ч)
Методика генеалогического исследования. Представление о родословии. Потомки и предки. Система нумерации росписей. Методика определения степени родства. Русская генеалогия. Княжеские роды. Генеалогия Рюриковичей и Романовых. Генеалогический состав русского дворянства. Разрядные книги, списки служилых людей, акты феодального землевладения. Генеалогические закономерности.
Тема 7. Геральдика (6 ч)
Наука о гербах, особых знаках отличия. Возникновение термина «герб», развитие геральдики. Герб как исторический источник. Государственная геральдика России. Геральдика нашего города.
Тема 8. Нумизматика (5 ч)
Нумизматика - наука о монетах, изучающая историю денежного обращения по его материальным остаткам. Техника монетного дела. Медальерное искусство. Изучение бумажных денег (бонистика). Методы исследования в нумизматике. Терминология нумизматики: аверс, реверс, гурт, монетное поле, легенда, номинал и др..
Возникновение нумизматики. Любительское коллекционирование монет. Возникновение научной классификации монет,
Итоговое занятие по курсу (2 ч).
Содержание учебного курса
№
Тема занятия
Часы
Форма занятия
1-2
Знакомство с ВИД.
2
Лекция.
Тема 1. Археология.
3
Понятие «археология». Место археологии в исторической науке.
1
Лекция.
4
Виды исторических источников.
1
Практическая работа.
5
Особенности археологических исследований.
1
Лекция.
6
Археологические исследования в родном крае
1
Экскурсия в городской исторический музей.
Тема 2. Хронология.
7
Счет лет в истории.
1
Лекция.
8
Историческая периодизация.
1
Лекция.
9
В гостях у времени
1
Практическая работа.
Тема 3. Историческая метрология.
10
Различные системы измерения. Меры длины, веса, объёма.
1
Лекция.
11
Древнерусские системы измерения.
1
Лекция.
12
Создание Международной метрической (десятичной) системы.
1
Беседа, сообщения.
Тема 4. Палеография
13
Возникновение письменности.
1
Лекция.
14
Славянский алфавит. Кириллица.
1
Лекция.
15
Основные этапы российской палеографии.
1
Беседа, сообщения.
Тема 5. Картография
16
Природногеографические факторы в истории.
1
Лекция.
17
Природногеографические факторы в истории России.
1
Практическая работа.
Тема 6. Генеалогия
18
Методика генеалогического исследования. Представление о родословии.
1
Лекция.
19
Русская генеалогия. Княжеские роды. Генеалогия Рюриковичей и Романовых.
1
Беседа, сообщения.
20
Генеалогический состав русского дворянства.
1
Лекция.
21
Генеалогические закономерности.
1
Лекция.
22
Генеалогия моего рода.
1
Практическая работа.
Тема 7. Геральдика
23
Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина.
1
Лекция.
24
Наука о гербах.
1
Беседа, сообщения.
25
Гербовое искусство.
1
Практическая работа.
26
Государственная символика России.
1
Практическая работа.
27
Использование данных геральдики при изучении школьного курса истории.
1
Лекция.
28
Герб моего города.
Творческая работа.
Тема 8. Нумизматика
29
Нумизматика как вспомогательная историческая дисциплина.
1
Лекция.
30
Возникновение денег, виды денег. Их роль в жизни общества.
1
Практическая работа.
31
Денежная система Руси и России.
1
Беседа, сообщения.
32
Медальерное искусство. Возникновение и развитие медальерного искусства в России.
1
Лекция.
33
Использование данных нумизматики в процессе исторических исследований.
1
Практическая работа.
34-35
Итоговое занятие по курсу
2
Подготовка проектов, конференция.
Список литературы:
Арсельев Ю. В. Геральдика.- М., 2001.
Введенский Г.Э. Азбука геральдики. СПб: Аврора, 1997.
Каменцева Е. И. Хронология.- М., 1998.
«Преподавание истории в школе», подборка журналов.
Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Вспомогательные исторические дисциплины. М.: Просвещение, 1989.
Материалы сети Интернет.
15