Дополнительная общеразвивающая программа В гостях у богини Клио


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Моя малая родина»
Возраст детей 11-12 лет
Срок реализации 1 год
Автор:
Коровкина Любовь Владимировна,
педагог дополнительного образования
Содержание
Пояснительная записка дополнительной общеразвивающей программы «Моя малая родина»
Направленность дополнительной общеразвивающей программы;
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность;
Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы;
отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих образовательных программ;
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы;
сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
формы и режим занятий;
ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы (аттестации учащихся) (конкурсы, фестивали, соревнования, выставки, концерты, зачётные занятия, учебно-исследовательские конференции и т.д.).Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы «В гостях у богини Клио»
Содержание дополнительной общеразвивающей программы «В гостях у богини Клио»
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
Список литературы, рекомендуемой для педагогов и обучающихся, интернет-ресурсы.
Приложения к дополнительной общеразвивающей программе.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Программа «В ГОСТЯХ У БОГИНИ КЛИО» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой дополнительную общеразвивающую программу;
1.2. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Актуальность. За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях, что определяет цель современной системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Одно из главных направлений педагогики сегодня – это формирование активного, творческого человека, гражданина своей страны.
Одним из путей, способных решить назревшие проблемы исторического образования является повышение познавательной активности обучающихся, формирование у них универсальных учебных действий через реализацию общеразвивающих программ по истории, что позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями обучающихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Новизна программы. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают новые требования к подготовке обучающихся. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное, познавательное развитие обучающихся.
1.3. Цель и задачи программы.
Цель – создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
•повысить мотивацию обучающихся за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
•активизировать участие обучающихся в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории;•сформировать умения обучающихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками по истории Древнего мира;
•развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей обучающихся осмысливать процессы, события и явления цивилизаций Древнего мира;
•развивать творческое мышление обучающихся, их познавательную активность, интерес к мировому культурному наследию и научному наследию.
1.4. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Отбор тематики и проблематики общения на занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных обучающихся с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности обучающегося и развитием его творческого потенциала.
1.5. Программа рассчитана на обучающихся 10-12 лет.1.6. ДОП рассчитана на 1 год и реализуется в течение 29 часов.
1.7. Формы и режим проведения занятий.
ДОП основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектно-исследовательской, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия рекомендуется проводить не только в учебном кабинете, но и в спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и технологии, в актовом зале, в библиотеке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
1.8. Ожидаемые результаты обучения
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.
умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения задачи,  собственные возможности её решения;
 умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать  сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;   работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
освоение приемов установления причинно-следственных связей;
умения объяснять разнообразие современного мира: свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира;
предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства. При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности;
давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи);
определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.).
Способы определения результативности.
участие в олимпиадах, НПК
умение работать с дополнительными источниками; умение планировать работу; рационально организовывать её выполнение; осуществлять самоконтроль; умение работать в заданном темпе; уровень развития мыслительных операций;
сформированность специальных умений по истории;
сформированность умений работать: индивидуально, коллективно;
уровень понимания материала;
интерес к содержанию усвоенных знаний; интерес к самому процессу учебной деятельности; стремление проникнуть в сущность явлений.
инициативность;
способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы при решении проблемы.
способность удовлетворять познавательный интерес при помощи различных источников внеучебной деятельности.
способность осуществлять перенос знаний, умений и навыков;
самостоятельное использование знаний, умений для решения новых задач;
умения выполнять сложные задания;
способность формулировать вопросы, задаваемые педагогу, товарищу;
стремление поделиться знаниями, умениями с товарищами.
способность к преодолению познавательных интересов;
стремление к лидерству, интерес к деятельности;
эмоциональные переживания;
наличие положительной мотивации в урочной и внеурочной деятельности;
наличие установки на творчество.
1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
2. Учебно-тематический план
№п/п Наименование тем Количество часов
теория практика всего
1. Введение 1 3 4
2. Первобытное общество 1 2 3
3. Древний Восток 2 5 7
4 Древняя Греция 2 5 7
5 Древний Рим 1 5 6
6 Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире 0 2 2
ИТОГО: 7 22 29
3. Содержание ДОП.
Инструктаж по ТБ в начале I и II полугодия. Мониторинг усвоения обучающимися ожидаемых результатов ДОП в конце I и II полугодия.
Введение (4 часа) Что изучает история. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия. Источники знаний о прошлом. Источники устные, письменные, вещественные. О чем говорят пословицы, песни, сказания. (Архивы и библиотеки. Музеи.) Деятельность археологов, этнография. Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов и улиц. Историческая карта. Как «читать» историческую карту. Время. Методы современного летосчисления. Особенности измерения времени у разных народов древности. Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя. Как работать с историческими источниками.
Первобытное общество (3 часа). Гипотезы о происхождении человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Зарождение искусства и религиозных верований.
Древний Восток (7 часов). Древний Египет. Секреты пирамид. Западная Азия. Природные условия и население Двуречья (Южной Месопотамии). Вавилонское царство. Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Библиотека Ашшурбанапала. Финикия. Изобретения финикийцев. Индия и Китай в древности. Древняя Индия. Местоположение и природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Религиозные верования. Города и жилища. Древний Китай. Изобретения и открытия древних китайцев.
Древняя Греция (7 часов)
Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Крит и Микены- древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Микены и Троя: правда или вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы. Государства - полисы Древней Греции. Афины и Спарта - два пути развития греческой государственности. Законы Драконта. Борьба демоса и аристократов. Реформы Солона и их значение в жизни Афин. Рождение афинской демократии. Греческие тираны. Возникновение Спартанского государства, его социальная организация. Законы Ликурга. Образ жизни Спартанцев. Илоты. Спартанский воин. Олимпийские игры в жизни древних греков. Развитие научных знаний. Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр. Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан Памятники греческого искусства. Завоевания Александра Македонского и их последствия.
Древний Рим (6 часов)
Ранний Рим. Легенда об основании Рима. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица. Армия Древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. Триумфальные шествия. Кризис и падение Римской республики. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака. Гражданские войны в Римской республике. Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти. Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря. Борьба за власть после смерти Цезаря. Гибель республики. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы. Римская империя (30г.до н.э.-476г.н.э.) Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи. Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи.
Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире (2 часа)
4. Методическое обеспечение ДОП.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности
Технические средства обучения
Персональный компьютер учителя
Лицензионное программное обеспечение
Мультимедийный проектор
Печатные средства обучения
Портреты историков
Лента времени
Демонстрационные карты
Картины, таблицы, схемы
Раздаточный материал по истории
Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь)
Научная, научно-популярная литература по курсу Истории Древнего мира
Цифровые образовательные ресурсы, аудиоэкранные пособия
Учебные CD-ROM по историиФильмы на DVD/CD
МФУ (лазерный принтер-сканер-копир)
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по истории
Другое
Выход в интернет
Картотека методической литературы
Список литературы, рекомендуемой для педагогов и обучающихся.
Т.И. Сечина, В.В. Головцова, М.В. Ремчукова, Ж.И. Умбеткалиева. Справочник учителя истории и обществознания. Волгоград, 2013г.
Н.Б. Суркова, О.А. Яровая. История 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания. Волгоград, 2010г.
Г.Л. Лемина, А.Х. Сабирова. Обществознание. История. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2013г.
Л.П. Борзова. Игры на уроках истории. М.,2001г.
Вавилонская башня и другие библейские предания/ под ред. К. Чуковского. – М., 1992.
Ворнкова Л.Ф. Герои древней Греции: след огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина/ Л.Ф. Воронкова. – М., 2006.
Д Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика/ Д Эрвильи Э. – М., 2007.
Лурье С.Я. Заговорившие таблички / Лурье С.Я. – М., 1960.
Матье М.Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художника / Матье М.Э. – М., 2002.
Рони-Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев / Рони-Старший Ж. – М., 2007.
Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира / Немировский А.И. – М., 1991.
Гаспаров М.Л. Капиталийская волчица. Рим до Цезарей. / Гаспаров М.Л. – М., 2008.
Интернет-ресурсы
1. Всемирная история в Интернете htt://www.hrono.ru2.Древний мир htt://www.ancient.ru/
3.Древняя Греция http://ellada/spb.ru/
4.Древний Рим http://ancientrome.ru/
5.История стран и цивилизаций htt://www.istorya.ru6.Библиотека античной литературы http://cyrill.newmail.ru7.Первобытное искусство http://vm/kemsu.ruПриложение 1.
Календарно-тематический план ДОП «В гостях у богини Клио»
№ п/п Тема занятия Количество часов Виды деятельности
1-4 Инструктаж по ТБ. Введение. «Богиня «Клио» и ее помощники». 4 Составление схемы «Главные вопросы историка»;
Подготовка докладов «Вспомогательные исторические дисциплины»;
Составление словаря «Вспомогательные исторические дисциплины»;
Интеллектуально-исследовательская игра «Юный археолог»;
Решение познавательных задач «Историческая хронология»;
Проекты «История в названиях городов и улиц», «Древние календари», «Происхождение фамилий», «Моя родословная», «Мое имя».

5-7 «Охотники на мамонтов» 3 Доклады «Происхождение человека»;
Виртуальная экскурсия «Первобытный мир»;
Выполнение рисунков;
Драматизация «Борьба за огонь», «Приключения доисторического мальчика»;
Интеллектуальные игры;
8-9 Древний Египет. Секреты пирамид. 2 «Я археолог» - исследование экспозиций музея в Каире;
Виртуальное путешествие в долину Гиза;
Создание макета «Пирамида Хеопса»
10-11 О чем рассказали глиняные таблички. Мониторинг. 2 Виртуальная экскурсия «Страна двух рек»;
Работа с источником «Кого и за что судили в Древнем Вавилоне»;
Решение познавательных задач по теме «Западная Азия в древности»;
Игра-путешествие «По следам финикийских мореплавателей»;
Рисунки «В древнем Вавилоне».
12 Инструктаж по ТБ. Страна сказочных богатств. 1 Решение проблемных задач «Индия – страна сказочных богатств»
13-14 Древняя культура Китая. 2 Информационно-творческий проект «Каким достижениями Китая вправе гордится ныне живущий китайский народ?»
15-16 О чем рассказали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» 2 Изучение и анализ исторических источников «Илиады», «Одиссеи»;
Подготовка реквизитов для инсценировки поэм «Илиада и Одиссея»
Инсценировка отрывков из поэм Гомера.
17-18 «Афины и Спарта» 2 Виртуальная экскурсия в греческие города-государства Афины, Спарту;
Подготовить рассказ о воспитании и обучении от первого лица в Древних Афинах, в Древней Спарте;
Решение познавательных задач.
19-20 «Что оставила Древняя Греция в наследство человечеству» 2 Подготовка и защита информационно-творческих проектов «Устройство древних государств», «Зрелища, возникшие в Древней Греции», «Знаменитые постройки Древней Греции»
21 «По следам Александра Македонского» 1 Представление творческих работ: рисунков, моделей из пластилина и др. материалов, туристических маршрутов «По следам Александра Македонского»
22 «Капитолийская волчица». 1 Виртуальная экскурсия в Древний Рим, знакомство с легендой о создании города;
Составление кроссвордов, выполнение творческих работ.
23-24 Рождение Римской республики. 2 Изучение и анализ адаптированного древнего закона;
Инсценировка «Патриции и плебеи», «Заседание сената»;
Интеллектуальная игра «Римская республика»
25-26 «Личность в истории Римской империи» 2 Драматизация «Триумф в Риме», «Рабство в Римской империи»
Творческие работы «Штурм крепости» (рисунки, макеты метательных машин, тарана, башни на колесах»;
Составление рассказа от имени Гая Юлия Цезаря и др. знаменитостей периода Римской империи;
Сообщение о римских именах;
Интеллектуальная игра «Достижения Древнего Рима».
27-28 Вклад народов древности в мировую культуру. 2 Представление проектов: «Изобретения и открытия Древнего мира», «Древнейшие виды письменности», «Религии мира», «Знаменитые люди и их роль в истории Древнего мира», «Знаменитые сооружения и постройки древности», «Мудрецы древности», «Патриоты древнего мира», «Семь чудес света» и др.
29 «Лавровый венок». Мониторинг. 1 Олимпиада «Знатоки истории Древнего мира»;
Подведение итогов.